И вот идея осуществить детскую мечту откладывается в долгий ящик. Очень часто – зря, ибо многие старые машины вполне удобны и приятны в эксплуатации, не ломаются постоянно и вовсе не являются хрупкой музейной редкостью. Просто обслуживание такого автомобиля требует понимания некоторых его особенностей и выполнения несложных правил. Каких?
Если не брать в расчет экстремальные варианты, когда машину производили недолго, она стоила очень уж дорого, имела хрупкую конструкцию и запчасти уже лет десять как нужно выискивать, а ограничиться чем-то более распространенным, в возрасте лет до 15-20, то по большому счету весь список потребностей можно сформулировать очень кратко.
Вам нужны:
- «знаток» или источник информации по машине, ее поломкам и способам починки;
- автосервис с функциями диагностики, где знают особенности этой модели машины «в возрасте», источники запчастей в виде поставщиков новых комплектующих по хорошей цене и специализированных разборок для вашей модели;
- понимание того, что на сервисе для старой машины экономить не нужно, более того, ей потребуются те операции, про которые на современных иномарках в возрасте до 10 лет часто просто забывают.
При системном подходе даже может оказаться, что владеть мечтой не сильно дороже, чем новенькой машиной. Начнем-с.
Знания
Если ваша «мечта» не из разряда Феррари–Ламборджини и попадается на улицах города чаще, чем раз в столетие, то наверняка у ее обладателей есть «центры притяжения» в виде ресурсов в Сети, сайтов, форумов и блогов. А еще есть те, кто добровольно взялся изучать конструкцию и у кого можно ненавязчиво узнать, что там может стучать под днищем на разгоне, чем вызван «тыр-пхх-тырр» при старте на холодную. Кроме того, какой список операций рекомендуется и где купить необходимые комплектующие для работ.Не ленитесь и изучайте языки! Зачастую англоязычные форумы дарят большой объем интересных сведений и лучше устроены, да и запчасти можно будет заказать по очень скромным ценам. А еще не помешает найти разнообразные технические мануалы, TIS/WIS и прочие SPP. Да, там обычно подробно описано что и как устроено, и в процессе любых работ в автосервисе вы сможете услужливо подсказать слесарю «там за стартером еще торкс Т9». Но осторожно применяйте знания: чрезмерное «умствование» может вызвать «легкое возмущение» у заслуженного специалиста.При техническом складе ума и/или должном упорстве в скором будущем вы станете неплохо ориентироваться в конструкции. Пусть и не как эксперт, но найти нужную информацию уже сможете быстро. В сервисе будете не ждать «приговора», а начинать с постановки конкретной задачи, заодно сообщая, что «все нужные запчасти в багажнике».
Сервис
Поездка в дилерский сервис с машиной, которую они продали всего каких-то 15 лет назад, может оказаться не лучшей идеей. Ведь помимо высокой стоимости обслуживания они славятся тем, что применяют строго «рекомендованные» решения и запчасти. В результате радости с того, что вам вместо простенькой резиночки за пару сотен рублей поменяют рычаг ценой в десятки тысяч, да еще стоимость работ окажется заметно выше среднего – никакой.Но нужно отметить, что 15 лет – не так уж много, и у некоторых дилеров все еще есть специальные инструменты и приспособления, которые позволяют сделать ряд операций качественнее и дешевле, чем с помощью молотка и зубила в сервисе, где таких инструментов нет. Так что опять же мы приходим к выводу, что свой автомобиль нужно знать.В целом вам предстоит найти место, где от машины не будут воротить нос, а напротив, будут знать и любить эту причудливую конструкцию. До кучи помня о половине ее особенностей. Тут, кстати, помогут локализованные форумы, где обсуждают места починок и представлены специализированные сервисы по марке и модели.
Для полного счастья обладателю старой машины необходимы сервисы со специалистами следующих профилей:
- диагност-автоэлектрик, который аккуратно и качественно разберется в причинах электрических проблем и устранит их;
- «просто слесарь», понимающий где и что в ней ломается;
- «двигателист», хорошо знающий, как звучит исправный мотор, как стучит и чем страдают неисправные, и способный найти причины любой беды;
- кузовной мастер, который не будет говорить «ну через год все равно зацветет», а сможет грамотно применить школьные знания по химии, антикоррозийные грунты, протекторы и шовные герметики. В общем, сделает так, чтобы кузов машины не превратился в решето раньше времени.
Детали
Старой машине зачастую требуются запчасти. Мелкие и не очень, иногда даже «контрактные» агрегаты. Для большинства автомобилей с новыми запчастями проблем нет. Если «мечте» не больше двадцати лет, то в крупных сетевых компаниях можно купить большинство запчастей для нее. Часть даже будет в наличии, если машина не слишком редкая или имеет распространенные моторы-коробки и другие узлы.
Но будьте готовы к тому, что каких-то запчастей уже давно нет вовсе, а какие-то вдруг оказались в дефиците или стоят необоснованно дорого относительно цены машины в сборе. Например, 20% стоимости за модуль дроссельной заслонки или 50% за турбину. Обычно есть обходные пути: либо более дешевые, либо бэушные. В каждом конкретном случае нужно выяснять подробно, особенно это касается таких дорогих частей, как турбины и коробки передач.Те, кто читает мои обзоры техники на вторичном рынке, видели в табличках дорогущие турбины от Motair и часто замечали, что решения от оригинального поставщика, вроде MHI/KKK/Garrett, стоят в несколько раз дешевле. К сожалению, это касается многих запчастей и многих поставщиков – не всегда цена адекватна качеству.
Поиск запчастей может превратиться в своеобразный квест, требующий неплохого понимания конструкции и помощи «старших товарищей». Пару слов о разборках. Не стоит воротить нос от них! Многие запчасти в принципе не изнашиваются, но ломаются при ДТП и в результате иного форс-мажора. Да и режимы эксплуатации машин бывают разные. Стоит забыть о разборках, промышляющих распилом машин, побегавших по России, – нужно искать «элитных» поставщиков машин из ЕС, США и особенно Японии.
Тут вопрос не в качестве моторов-коробок, часто это просто не понадобится, а вот какая-нибудь ручка рычага КПП или сиденье просто будет в лучшем состоянии, любая салонная запчасть – обычно чище и без поломок пластика. И о ценах забывать не стоит – нередко разница в цене будет на порядок, и не факт, что там, где дороже, будет лучше. Очень часто бывает наоборот. В общем, нужно подыскать места, где стоит покупать не новые запчасти для вашей машины.
…и никакой экономии
Если первые три условия выполнены, то последнюю задачу решить проще.
Нужно убедить себя полноценно обслуживать машину, а не только менять в ней масло и колодки.
Отвыкнуть от мысли, что все проблемы решатся в сервисе во время очередного ТО. Самому начать следить за состоянием машины, периодичностью работ и планировать их в будущем.Это вроде бы не так сложно, но большая часть старых машин превращается в рыдваны именно потому, что владельцы на них просто ездят, ограничиваясь рекомендациями автосервиса. Необходимо помнить о том, что только хозяин машины может ощутить все проблемы на себе и лишь он несет ответственность за ее состояние. Так что выделить средства на антикор, диагностику подозрительного изменения звука, вибраций, скрипов и тому подобных вещей – в его интересах.
Сделать развал-схождение не при очередном ремонте подвески, а просто перед летним сезоном, чтобы оценить ее состояние. Сменить фильтры не по пробегу, а после сотни километров движения по пыльной грунтовке. Это все не так уж дорого, зато позволяет избежать крупных затрат на ремонт и запчасти в будущем. Особенно часто это касается сложных моторов и многорычажных подвесок. Если надеяться на то, что проблема проявится во время визита на ТО, или же вообще «хороший стук себя проявит», то цена эксплуатации будет высокой, а время жизни машины – недолгим.
Что в итоге?
Если ко всему этому добавить немного везения и толковый подбор самой машины на вторичном рынке, то может оказаться, что она существенно дешевле новой в эксплуатации, с учетом потери стоимости и расходов на страховку. Или по крайней мере дарит куда больше эмоций и возвращает молодость, пока вы за рулем. И к тому же характеризует вас как толкового человека. Если, конечно, выглядит «как новая».
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А почему янгтаймер? Все перечисленные модели уже вполне олдтаймеры :) Ну да ладно. Все равно первые два пункта рекомендаций в наше время выполнить практически невозможно.
Специалистов нет, вымирают.
Обычно под янгтаймерами понимают машины от 15 до 30 лет, которые еще не попадают под налоговые льготы. То есть все, что моложе 1986-го - еще не олдтаймер. Хотя тут, конечно, единой никакой классификации нет. Каждый определяет как хочет.
А какие есть в РФ налоговые льготы на машины старше 30 лет?
Ну и по поводу спецов не соглашусь - все зависит от города. В Питере есть, скажем, спецы и по старым Саабам, и по Лянчам, и по американцам. Это все сложно, конечно, но выполнимо. Вот в глубинке да, в глубинке без прямых рук и оборудования с редкими тачками делать нечего.
Классные машины, у кого есть лишняя подарите мне желательно BMV