«Народное» купе
Кабриолеты под маркой Mercedes всегда пользовались успехом, и серия Sport Leicht (SL) давно стала легендой, символом красоты, богатства и красивой жизни. Но в 1994 году компания представила на Туринском автосалоне маленький родстер, название которого расшифровывалось как Sport, Leicht, Kurz – спортивный, легкий, короткий. У него еще не было уникальной жесткой складной крыши, и спереди он был похож на дорестайлинговую Opel Vectra C, но прототип Studie SLK обладал харизмой и очень понравился публике. На автосалоне в Париже показали уже машину со складной крышей_ и она произвела настоящий фурор.
В серию автомобиль пошел в 1996 году с минимальными изменениями во внешности. Впервые за долгие годы появилась машина, которая имела полноценную жесткую складывающуюся крышу. Часто утверждают, что Mercedes был первым, но это не так – и французы середины века, и американцы успели попробовать такую конструкцию, но успеха не снискали. Слишком сложно для тех времен, неэффективно, да и внешний вид подкачал.
Mercedes-Benz SLK-Klasse '1996–2000
Совсем другое дело – маленький Mercedes SLK, машина великолепно выглядела с открытой крышей и не хуже с закрытой. Собственно, именно он возродил интерес к подобным конструкциям в наше время. За 25 секунд авто превращалось из купе в кабриолет, в полностью автоматическом режиме. В салоне два места, багажник 348 литров объема, но это только при поднятой крыше, при сложенной – всего 145. Отличный выбор для тех, кто хочет жить красиво и не берет на борт кучу лишних людей.
Mercedes-Benz SLK 320 (R170) '2000–04
Разумеется, о комфорте не забыли: вокруг кожа, дерево, карбон по желанию. Набор систем безопасности проще, чем у «больших» SL – только прочная рамка лобового стекла и почти незаметные дуги безопасности за сиденьями, обошлось без дорогих «выскакивающих» конструкций. Шасси и моторы заимствовали у машин поколения W202, но выбор моторов резко уменьшили – только атмосферный на 2,0 литра и два компрессорных варианта объемом 2,0 и 2,3 литра с одинаковой мощностью. После рестайлинга 2000 года к ним добавились атмосферный V6 объемом 3,2 литра и компрессорная его версия для AMG.
На фото: Mercedes-Benz SLK 32 AMG (R170) '2001–04, Mercedes-Benz SLK 200 Kompressor (R170) '2000–04 и Mercedes-Benz SLK 320 (R170) '2000–04
Небольшой родстер вскоре стал одной из наиболее популярных машин в своем классе, несмотря на совсем немаленькую цену. Версия SLK 200 стоила минимум 49 105 дойче-марок, а в базовой комплектации не было даже кондиционера и радио. Кстати, даже АКПП тоже была опцией. До 2000 года выпустили 176 000 машин, а к окончанию производства в 2004-м общее число сошедших с конвейера SLK составило 311 222 машины, что в разы больше, чем тираж некоторых куда более бюджетных моделей. А с чем придется столкнуться при покупке машины, с момента окончания выпуска которой прошло минимум 12 лет, читайте ниже.
Кузов и салон
Кабриолеты – очень особенные машины. В наших широтах они зачастую эксплуатируются только в летний период, и потому их сохранность в среднем выше, но очень сильно зависит от условий хранения. Но SLK не типичный кабриолет, у него жесткая крыша, и зимой ездить на нем ничуть не менее удобно, чем летом. Мощная система отопления и подогрев стекол отлично справляются со своими обязанностями и зимой, поэтому многие машины эксплуатируют круглогодично. Конечно, короткобазная заднеприводная машина на скользком покрытии – тот еще «подарок», но владелец обеспечен тем же комфортом, что и в седане W202, разве что подвески пожестче.Mercedes-Benz SLK 320 Sports Package (R170) '2000–04
С точки зрения покупателя возрастной машины, это не всегда плюс. Ведь автомобили с летней эксплуатацией в среднем имеют состояние кузова заметно лучше, да и пробеги у таких машин меньше. При этом лакокрасочное покрытие у Mercedes того периода довольно слабое, так что если за автомобилем плохо ухаживали, то возможны и косметические дефекты, и даже повреждения несущей структуры кузова, точек крепления подвесок и тому подобные ужасы. К счастью, SLK – это обычно любимая игрушка, и с ними такое бывает редко. Но коррозия в труднодоступных местах, как правило, уже есть, и за состоянием кузова нужно следить. Тем более что нагрузка на элементы днища и лонжероны у кабриолетов очень большая, кузовные элементы тут «свои», и найти им замену сложно.
Mercedes-Benz SLK 320 (R170) '2000–04
Обратите внимание на состояние торцов дверей: если кузов «уставший», то на них будут сколы краски – кузов становится слишком податливым, и это проявляется в первую очередь контактом дверей и проемов. К сожалению, число SLK, не попадавших в различного вида аварии, невелико: тут сказываются возраст, короткая колесная база, сложная управляемость, мощные моторы и отсутствие ESP в базовой комплектации. Машину часто воспринимают как «мимими-игрушку» и берут их девушки, которые не имеют шансов справиться даже с простеньким SLK200. А более мощные версии даже на сухой дороге требуют от водителя определенного профессионализма. Особое внимание нужно обратить и на состояние механизма крыши. Система сложная и дорогая, не каждый сервис сможет сделать работы качественно, даже официальный. При отказе гидропривода сложить или разложить крышу – целая задача для двух человек. Нужно тянуть аварийные тросы, крутить фиксаторы и тянуть саму крышу, не забыв отключить гидравлику насоса. Ах да, при этом машина еще и не даст поднять стекла. Чтобы такого не произошло, нужно регулярно менять масло в насосе привода. Он расположен в нише багажника, а периодичность замены масла – хотя бы раз в два-три года. Шарниры тоже нужно обслуживать, продувать от загрязнений, все уплотнения смазывать специальным маслом. Если пренебрегать обслуживанием, то крыша начнет капризничать. Появятся стуки, скрипы и протечки, задержки при складывании или полный отказ механизма. Увы, многие владельцы пренебрегают сервисом до тех пор, пока система не отказывает полностью, при покупке стоит обратить внимание на состояние всех узлов – тут восстановление может стоить дороже, чем машина целиком. Обратите внимание на состояние и качество проклейки переднего резинового уплотнения кузова – он отвечает на большую часть протечек в салон и за коррозию рамки лобового стекла. Салон у большинства машин достаточно простой и основная претензия к нему – облезание покрытия пластиковых деталей. Изначально они были покрыты водоотталкивающим лаком, но со временем он начинает облезать, и внешний вид салона портится. Решений несколько: кто-то кардинально «зашивает» салон кожей, но большинство владельцев либо подкрашивают детали, либо снимают старое покрытие с помощью горячей воды, растворителей или жидкостей вроде ATF, а затем красят заново. Карты дверей очень слабые, часто банальный «сверчок» в креплении означает не замену клипс, а восстановление обшивки.
Интерьер Mercedes-Benz SLK 320 (R170) '2000–04
Как и у любого кабрика, попадаются машины с промоченными полами и сиденьями, со сбоями электроники из-за невовремя закрытой крыши и другими «кабриолетными» проблемами. Конечно, тут усиленная гидроизоляция у многих узлов, но ничто не вечно под луной, и с годами проблем все больше. Стоит обратить пристальное внимание на запах напольного покрытия, сидений, дверных карт, обивок стоек лобового стекла и крыши. На работу всех кнопок и переключателей, селектора АКПП и всего, что могло быть намочено.
Торпедо Mercedes-Benz SLK 32 AMG (R170) '2001–04
Особое внимание – влажности в багажнике. Часто после зимней стоянки там появляется сильная коррозия из-за недостаточной просушки крыши. Кстати, может подвести и замок багажника, который на кабриолете является очень важной деталью, обеспечивая доступ к узлам складывания. Проблем же с исполнительными механизмами тут, как ни странно, минимум. Обычно комплектации очень простые, ломаться просто нечему, к тому же Мерседесы тех лет делали качественно.
Электрика
Простые комплектации означают и минимальное количество электрических проблем вообще. Электрика салона подводит чаще обычного, но для кабриолетов это типично. Подкапотная проводка простая и надежная, с возрастом становится хрупкой изоляция, но если пробеги небольшие, и в мотор не «лазали» часто, то она еще цела. Аккумулятор тут разместили под капотом, и проблем с длинными шинами нет, блок АБС достаточно простой, редко выходит из строя, а его датчики вполне надежны, кроме контакта педали тормоза. Кстати, если блок вышел из строя, то машина не разгоняется выше 120 км/ч и крыша не открывается. Оптика требует внимания, в таком возрасте она уже теряет герметичность и требует обслуживания. Тем более что фары на SLK придется покупать новые в случае проблем – на разборках для этой модели ничего нет. Противотуманные фары очень слабые, но можно подобрать с W202. На машинах с АКПП бывают проблемы с изоляцией жгута коробки, что типично для ранних коробок 722.6. Цена работы и запчастей в этом случае совсем немаленькая – требуется замена жгута и пары разъемов. На компрессорных машинах случается и специфическая проблема с потерей контакта в блоке управления муфтой компрессора, нужно снять блок А 2105400072 и пропаять плату.Ну и типично для этой модели сбоит электрика крыши, концевые выключатели и проводка. Иногда «глючит» блок управления маслонасоса крыши. Компрессор управления центральным замком (он тут пневматический) расположен в не самом удачном месте, его заливает. Плата управления после этого, конечно же, только на замену.
Подвеска, рулевое управление и тормоза
Подвеска кабриолету досталась от W202, а это значит, что она очень надежна. Как и рулевое управление, и тормозная система. Ресурс подвески, конечно, сильно зависит от установленной резины, но в целом это много лет эксплуатации в любом случае, а цена восстановления просто смешная по нынешним меркам. Даже задняя многорычажка в ремонте недорога. Слабоват L-образный рычаг передней подвески, он тут стальной и склонен к повреждениям при жестком стиле движения, иногда из-за него не удается выставить нужные углы развала-схождения.Рулевое управление не реечное – тут стоит рулевой редуктор на рециркулирующих шариках. Он надежен, но с возрастом приобретает люфты, которые сильно ухудшают управляемость. Помимо гидроусилителя, тут есть еще и демпфер рулевого управления, при его отказе управляемость машины сильно ухудшается. А ведь короткобазное шасси и так совсем непростое в управлении. Обратите внимание на эту деталь. Тормоза идеально надежны, но в возрасте уже начинают подгнивать стальные трубки. Особенно у машин с круглогодичной эксплуатацией и у тех, у которых тормозную жидкость не меняли «с рождения».
Трансмиссии
Механические коробки надежны, но стоит помнить о том, что двухмассовые маховики требуют внимания. А вот АКПП тут серии 722.6, причем на дорестайлинговых машинах и ранних рестайлинговых серии коробок вовсе не беспроблемные. Я уже писал об особенностях эксплуатации таких АКПП в обзоре Е-классов в кузове W210 и W211, кратко повторюсь и сейчас. Слабое место коробки – блокировка ГДТ, она загрязняет масло, и первым выходит из строя соленоид блокировки, вследствие чего коробка начинает подергиваться «на холодную». Если запустить ситуацию, не менять масло и не ремонтировать ГДТ, то гидроблок – следующий на очереди.В механической части АКПП есть уязвимое место в виде тефлоновой втулочки, которую заменили на шарикоподшипник только после 2001 года. В целом надежность АКПП высокая, пробег при регулярной замене масла и отсутствии «отжигов» до капремонта более 200 тысяч километров, но на SLK замена масла выполняется крайне нерегулярно, а в сочетании с длительными простоями и появлением отложений в гидроблоке это вызывает несколько повышенное число отказов в сравнении с другими машинами с подобной трансмиссией. К счастью, контрактная АКПП этой серии не так уж дорога, цены начинаются от 15 тысяч рублей (правда, цена хороших экземпляров с «родословной» – за 60-70 тысяч), а вот «механику» купить выйдет в среднем даже дороже. Задний редуктор выдержит все, кроме дрифта на асфальте. Карданный вал тут надежный, и, как всегда для старых Мерсов, есть хороший выбор запчастей: и подшипник промежуточной опоры, и муфта доступны в оригинальном исполнении.
Моторы
На SLK ставили моторы одной из лучших серий Мерседеса – М111, а на послерестайлинговые еще и моторы М112 в атмосферном исполнении и в варианте AMG с компрессором. Серия М111 славится высочайшей надежностью поршневой группы и удачной конструкцией, но в таком возрасте, да еще при сезонной эксплуатации, проблемы уже проявляются. В первую очередь страдают система управления мотором и система вентиляции картера. Выходят из строя датчики, в первую очередь ДМРВ и температуры, а трубки системы вентиляции просто растворяются, становятся ломкими и тонкими. Появляются потеки масла, повреждается изоляция, нарушается герметичность впуска. Атмосферный двухлитровый мотор легко преодолеет все проблемы, но компрессорные варианты 2,0 и 2,3 к недостаткам системы управления относятся уже не так легко, могут выйти из строя.Еще одним узлом, требующим внимания, является сам компрессор. При нерегулярной замене масла повреждаются сначала подшипники, а потом и конусы. Потом сгорает муфта включения. Опять же, повышенный расход масла – обычно следствие сезонной эксплуатации – маслосъемные и компрессионные кольца коксуются уже через несколько лет, что может проявиться не только в виде трат на масло, но и в ускоренном износе цилиндров и поршней. Атмосферный V6 М112 объемом 3,2 литра появился после рестайлинга 2000 года и в серьезных проблемах не замечен. Течи масла с теплообменника и сбои зажигания встречаются чаще всего – причина в неудачной конструкции системы вентиляции и редкая замена свечей нижнего ряда, которых тут по две на цилиндр. Выход из строя впускного коллектора, фазовращатей и износ цепи встречаются только после пробегов в 200-300 тысяч километров. Но как и любой мотор с алюсиловым покрытием цилиндров, он чувствителен к состоянию фильтров, чистоте масла и нагару.
Задиры в цилиндрах встречаются регулярно, это опять же следствие сезонной эксплуатации, нерегулярного обслуживания или большого пробега. К счастью, моторов этой серии в хорошем состоянии еще хватает, причем можно даже купить двигатель объемом 3,5 литра, а в случае, если есть желание отремонтировать свой мотор, он отлично гильзуется чугунными гильзами, и поршневые кольца от моторов серии М104 прекрасно подойдут. Данных по эксплуатации компрессорного варианта мало, но в целом по конструкции он отличается слабо. Особенностью модели SLK является частое несоблюдение интервалов техобслуживания при небольших в общем-то пробегах. И большой разброс в состоянии в зависимости от качества обслуживания и стиля эксплуатации. Очень много проблем с системой охлаждения, часто текут помпы и отказывают датчики – все это последствия длительного простоя машин в зимнее время.
Что же выбрать?
Mercedes-Benz SLK-Klasse все еще один из самых удачных вариантов «летней» машины. Он практичен, у него довольно надежные агрегаты и крепкий кузов. На нем можно ездить и зимой, и летом. В конце концов, цена на SLK очень привлекательна, это один из самых недорогих способов «сорвать себе крышу».Mercedes-Benz SLK 230 Kompressor (R170) '2000–04
Но это не игрушка ни в малейшей степени, у него сложная управляемость и надежность вполне мерседесовская. А еще – типичная для марки требовательность к качеству обслуживания. В общем, это отличный вариант «классического» Мерседеса, совсем скоро он станет желанным янгтаймером, а пока стоит поискать такую машину в живом состоянии. Она того стоит.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Приятно удивлен статьей)спасибо Борис, что не забываете любителей экзотической техники)надеюсь эта статья не будет последней. Знать про то, как нужно выбирать условный Фокус очень нужно, но такой информации пруд пруди. А по редких птиц из кабриолетной или купейной стаи данных почти нет.
"а в базовой комплектации не было даже кондиционера и радио"-а зачем кабриолету кондиционер?
Это в северной Европе кабриолет-машина на лето, а в более южных регионах кабриолеты не пользуются сверх популярностью именно потому, что в нем банально жарко, нужен мощный кондей, чтобы его охладить в жару. СЛК в этом плане очень удачен-крыша может быть светлых оттенков и с хорошим отражением, с поднятой крышей он ничуть не теряет в драйверских ощущениях. Так что кондей ему нуженю
Думал ровно так же, пока сам не завладел SLK без кондея. Летом, в самую жару, без кондея тяжко. Есть диапазон температуры, когда с открытой крышей хорошо, но если выше - то чувствуешь себя как на сковородке. Хотя и в обычный теплый денек встав в пробке можно нексило так поджариться))
Второе фото подписано как «Mercedes-Benz SLK-Klasse ‘1996–2000», но на нём рестайловые машины (что видно как мимимум по повторителям в зеркалах).
А на последнем фото (красный SLK230) наоборот дорестайловая машина.