Как часто нужно менять масло в двигателе

Большинство водителей этим вопросом не задается: есть сервисный регламент раз в 10-15 тысяч километров – и все тут. Однако все зависит от режима эксплуатации и того, что именно залито в мотор. Посвящаем в тонкости расчета оптимального интервала.

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла "по пробегу" почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть очень разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

Depositphotos_7375281_original.jpg


При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с "короткой" трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты "осложнениями" для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.


.

Depositphotos_11895789_original.jpg


Как ни странно, но 400 моточасов на типичных городских скоростях в 20-25 км/ч — это как раз те самые 8-10 тысяч километров пробега на одной порции масла. А 400 моточасов на скорости в 80 км/ч — это уже кажущиеся нереальными 32 тысячи километров, хотя вряд ли стоит стремиться к такому показателю.

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Полусинтетика

Примеры: Esso Ultron 2000.


interim-packs-large.jpg



Чисто минеральные масла уже почти не встречаются, их заменила "полусинтетика", у которой гораздо выше содержание присадок. Среди таких масел нет долгоживущих, продукты распада их достаточно сильно загрязняют мотор, а присадки держатся недолго, и вязкость сильно меняется со временем. Но интервалы замены порядка 10-15 тысяч километров им вполне по силам. Но чуть сложнее условия и выше количество моточасов, и лучше бы этот интервал сократить.

Синтетические гидрокрекинговые масла

Примеры: Mobil 1 New Life 0w40.


Mobil_1_0w40.jpg


Их часто считают почти такой же "полусинтетикой", но они заметно лучше в реальной эксплуатации. Чуть более дорогая "основа" позволяет сделать скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большая часть "штатных" масел от автопроизводителей относится как раз к этому семейству. Они позволяют в тепличных условиях получить пробег от замены до замены и в 30 тысяч километров, но на практике в наших условиях лучше вспомнить, что масла этой серии почти все малозольные и сильно зависят от мотора и бензина.

Зато при пробегах даже в 15 тысяч километров до замены они оказываются заметно лучше "минералки": у них обычно меньше вредных продуктов разрушения и лучше моющие свойства.

Но зачастую дело не только в гидрокрекинге. В основе таких масел есть и ПАО, и эстеры, о которых чуть ниже. Существенной особенностью является то, что так называемые малозольные масла Low-SAPS на этой основе имеют значительно сниженный пакет присадок для минимизации количества сульфатной золы, фосфора и серы, что, возможно, продлевает поначалу ресурс катализаторов, но явно уменьшает срок жизни мотора.

Синтетические масла на основе полиальфаолефинов

Примеры: Ravenol VPD/VDL 5W40, Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40.


220.jpg



Это хиты прошлых лет и основа многих чисто гоночных масел. Их основа еще дороже, но у них лучше текучесть, а температуры замерзания способны справиться с сибирскими морозами — без всяких присадок они могут быть ниже минус 60 градусов! Они почти не угорают, а продукты их распада максимально чисты и не образуют закоксовываний поршневых колец.

К сожалению, это не продукты массового применения, и цена их значительно выше цены гидрокрекинговой синтетики, а еще у них менее стойкая масляная пленка и хуже коэффициент трения.

Говорить об интервале замены сложнее, но основа такого масла стареет очень медленно. Впрочем, пакеты присадок остаются сложными и все равно имеют свой срок службы, да и механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны реализовать LongLife программы замены без снижения ресурса мотора, может быть, даже превысить стандартный интервал в 400 моточасов.

Надо заметить, что гидрокрекинговая синтетика малой вязкости часто содержит значительный объем ПАО, и в реальной эксплуатации разница между разными типами "синтетики" куда меньше, чем разница между чистыми основами. Малозольные масла с этой основой тоже могут иметь слабый пакет присадок.

Эстеровые масла

Примеры: Motul V300, Хenum WRX, GPX.


1_img.jpg


Масла на основе диэфиров и полиэфиров — следующий шаг эволюции. Они еще лучше, чем ПАО-масла. Их выкипаемость ниже, ниже и коэффициент трения. Они имеют очень стойкую масляную пленку и отличные моющие свойства самой основы. Но такая основа еще дороже, и многие масла, в названии которых присутствует слово "эстеры", на самом деле не являются чисто эстеровыми, а состоят из смеси продуктов гидрокрекинга, эстеров и ПАО.

Ресурс до замены у таких масел теоретически заметно выше, но в силу особенностей эксплуатации и наличия множества масел с малым пакетом присадок многие считают такие масла "спортивными" и не способными даже на работу со стандартным интервалом замены.

На самом деле, эстеровые масла требуют меньше противозадирных и стабилизирующих присадок, и результаты тестов успешно опровергают теорию о малом ресурсе. Так что не стоит менять эстеровые масла каждые 6 тысяч километров, если только вы не хотите перестраховаться при эксплуатации их на очень форсированных тюнинговых моторах.

Масла этого типа способны "промыть" даже весьма загрязненные моторы, так что после эксплуатации с большими интервалами замены на маслах с минеральной или гидрокрекинговой основой это то, что нужно двигателю.

Полигликолевые масла

Пример: Kroon Oil Pole tech 10W40.


PolyTech.jpg



Потенциально же самыми прогрессивными на данный момент можно считать масла на основе PAG — полигликоля. У них еще ниже коэффициент трения — PAG даже используется в ПАО-маслах как модификатор трения. Растворяет все, даже продукты собственного распада, и очень хорошо удерживает присадки. Не агрессивен к резиновым изделиям.

К сожалению, пока это крайне немногочисленная группа масел, в широком доступе можно найти только активно рекламируемое Kroon Oil, а данных о независимых тестах не так уж много. Потенциально оно намного "чище" даже эстеровых масел и имеет заметно больший срок службы. Осталось набрать статистики… Вдруг это действительно окажется "маслом для ленивых", в которое можно лишь доливать присадки по мере выгорания?

Что в итоге?

Из этой небольшой справки видно, что масла могут существенно отличаться друг от друга: они используют совершенно разные пакеты присадок, компенсирующие недостатки основы и будут иметь разные сроки регламентной замены.

Стандартные интервалы рассчитаны для таких же "стандартных" масел, обычно полусинтетических или "синтетики" с гидрокрекинговой основой. Для сохранности мотора при повышенных интервалах замены стоит ориентироваться на масла на более стойкой базе и с хорошим пакетом присадок.

Но распознать такое масло только по табличным характеристикам невозможно, в этом случае стоит руководствоваться результатами тестов масел. Ну и напоследок небольшой совет от Капитана Очевидность: не экономьте на масле. Затраты на хорошую смазку всегда окупаются.


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
33 комментария
24.01.2015 22:04
Николай Лелюх

статья - обзор масел. it sucks.


25.01.2015 14:06
Андрей Чепелев

Интервал замены зависит от вида масла и режима эксплуатации - вот суть статьи. А вам бы чего хотелось здесь увидеть?

2

25.01.2015 00:16
Kristina

почему? oil совсем sucks взяли? may be лучше было взять another производителя?


25.01.2015 11:51
Тим Абызов

Статья тупого чайника с рекламой масел !Пусть еще предложит прогревать двигатель до 80 градусов

2

25.01.2015 13:23
Борис Игнашин

мнение школьников очень важно для нас!

1

25.01.2015 14:04
Андрей Чепелев

С нетерпением ждем вашей версии этой статьи на редакционный адрес antti@kolesa.ru. Опубликуем, и пусть Борису будет стыдно!

2

25.01.2015 13:25
Mikhail Khotulev

"в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе - даже меньше 200"... Что за бред?

1

25.01.2015 14:04
Андрей Чепелев

Михаил, вы слышали когда-нибудь о мотор-часах?:) Для начала, чтобы, так сказать, определиться с терминологией.

4

25.01.2015 15:28
Борис Игнашин

средняя скорость в Петербурге и Москве колеблется от 18 до 25кмчу тех, кто живет за городом средняя скорость от 50 до 70кмч, в зависимости от степени удаленности, есть отдельные примеры средней скорости 80-90кмч, это для тех, кто едет строго маршрут трасса-метро (Парнас, например, или Девяткино), или дальнобойщиков с удачным маршрутом.

2

26.01.2015 13:22
Дмитрий Шокоров

Минимум 2-й раз прослеживается след с bmwservice.livejournal.com . Думаю было бы честным сделать ремарку на данный ресурс.

1

26.01.2015 13:47
Борис Игнашин

хороший ресурс в своем роде, и следов хватает, но это же не дипломная работа, список литературы не прилагается, прямых заимствований нет

1

05.02.2015 22:52
Евгений Степанов

Меняю масло через пять-шесть тысяч км. Про сроки замены масла много лет назад писали в журнале За рулём.

10

20.02.2015 06:55
Павел Шлёпкин

Статью конечно бредом не назвать!Замену масла лучше конечно делать ориентируясь на мото часы это более правильно! За 400 моточасов обычной малолитражки с её 3-4 литрами масла в картере конечно загнули это много 300-350 максимум.Любой нормальный автомобилист, любящий свое авто и уважающий себя будет менять масло не реже 8-10 тысяч км.Если ориентироваться на Лабораторные анализы отработок то в 99%-х случаев предел любого масла 7-8 тысяч кмВыводы одного из форумов: Лей любое современное масло и меняй его раз 7-7,5 максимум тысяч км и все будет хорошо.

53

25.02.2015 09:08
Симран Гусейнов

Меняйте раз 7т и будет счастье. Заливаюсь 0-20 хондовским маслом и при 153т пробега, пока все нормально. Меняю масло раз в 6.5т,иногда довожу до 7т. Товарищ на АутБэке 3.0, мучает её по-страшному - меняет масло раз в 5т. Так он её 4й год мучает

7

20.04.2015 04:11
abaranov56@mail.ru

Не понятны некоторые комментарии. Автор статьи высказал свое мнение, на основе определенных знаний, дал рекомендации. Следовать им или нет, это право каждого читателя. Просто из многих мнений, можно выбрать золотую серединку. Автору спасибо за статью, я лично получил еще частицу знаний.

20

08.11.2015 18:36
Эрик Егоров

Я меняю каждые 12-13 тыс км, масло у меня синтетика 5в40 Роснефть. Очень хорошее масло и всем советую, так как цена у него довольна низкая а качество очень хорошее (такое же как у импорта)

1

08.11.2015 19:26
Денис Молочинский

Эрик, и как хорошее масло? Просто я тоже думаю начать лить в свой вольц гольв масло от Роснефти. Менять каждые 12-13 тысяч нормально? Меня тоже привлекло в Роснефти цена, а то сейчас у импортных производителей уж очень высокие цены)

5

08.11.2015 19:37
Эрик Егоров

ДА, можете лить. Масло очень хорошее по качеству и по цене :) Я даже был сначала удивлен что продают "импортное" качество по такой цене. Я меняю каждые 12-13 тысяч в кии оптима и нормально, не знаю какая у вас машина...

4

12.11.2015 17:27
Андрей Черный

Мне очень нравится "наши" масла, особенно масло Роснефть, ее соотношения цена-качество одно из лучших на рынке. Меняю масло от Роснефти каждые 10-12 тыс км.

13

12.11.2015 17:55
Артемий Кордапольцев

Да, менять это масло можно каждые 10-15 тыс км. Масло качественное и его менять можно более большие промежутки километража, я сам его лью уже около двух лет и с машиной все хорошо, никаких поломок.

3

12.11.2015 17:55
Артемий Кордапольцев

Да, менять это масло можно каждые 10-15 тыс км. Масло качественное и его менять можно более большие промежутки километража, я сам его лью уже около двух лет и с машиной все хорошо, никаких поломок.

6

30.08.2015 19:49
Андрей Чепелев

Мы работаем над этим! :)


22.09.2015 16:49
Invektiv

Свапай к20)))

1

09.11.2016 20:51
Василий Уткин

миняю масла каждаю неделю. а если многа проехал за динь то и тогда миняю масла!!!1ё11

39

15.11.2016 19:23
ALEKSANDR

Резюме какое ? : Снова ни о чем. Печально (((

7

06.03.2018 17:59
apavel3@gmail.com

Масло деградирует по 3-м основным фронтам: основа, присадки, мех. загрязнения (об этом, кстати, упоминалось в предыдущем материале). Учитывая условия постсоветского пространства, основным становится последний фактор. Таким образом, лонглайфами у нас и не пахнет, даже при частых трассах. И даже супердорогие масла лить (на мой личный взгляд) экономически нецелесообразно: масло банально загрязняется, не успев выработать ресурс основы и присадок. Так что, помимо фактора город/трасса рекомендую учитывать фактор цивилизация/глубинка. В лабораториях, полагаю, почище будет, нежели на наших дорогах...

1

06.09.2019 20:32
Aleksey Kleimenov
Могу с уверенностью заявить как авиационный инженер, занимающийся, и в том числе, форсированными дизелями мощностью 1000 квт., что применение особой технологии (более 20!!!! лет опыта) позволяет увеличить интервалы замены масла в 3-5 раз. К примеру, на экскаваторе Caterpillar 330 B  (Мощностью 194 квт Двигатель CAT 7.1 Рабочий объем 7,7 литров) мы меняем масло  через каждые 1000 часов,  вместо положенных по паспортному регламенту 250 часов. Анализ масла берем после 250  -500 -750-1000 часов. Все параметры, в частности вязкость, щелочное и кислотное числа в норме и одновременно спектральный анализ показывает низкую!!! концетрацию металла. Понятно, что двигатель чисты, без отложений и технология продлевает жизнь двигателя в 3-4 раза, без существенных поломок. Кому интересно, пошлю подробности. На моей КИА Soul, меняю масло через 40-45 твс. пробега 

  

08.08.2018 22:36
ndorotenko@list.ru

Езжу на масле Ликви Моли, меняю его каждые 10 тыщ км, может конечно и раньше надо, но при замене масло нормального цвета. а вот когда гонял на лучке, там при замене это было больше похоже на жижу, первая причина почему я сменил масло на ликви моли. Так что замена масла зависит от многих факторов и от качества масла в том числе.


24.09.2018 20:34
evivanovw2018@mail.ru

Катаюсь на масле ликви моли, масло меняю порой и на 15 тыщ км с мотором всё ттт окей.Не вижу смысла менять раньше, если всё в порядке, так масла не напасёшься.

1

17.10.2018 13:19
gosha-dyachenko@inbox.ru

Почему не напасёшься, мотор то масло у вас не жрёт? Я тоже на ликви моли езжу, но стараюсь менять на 10 тыщ км, и масло у меня хватает, оно и так прилично экономит деньги, так как расход бензина уменьшился плюс не нужно постоянно что-то ремонтировать. По крайней мере у меня на др маслах постоянно с движком проблемы были.


19.10.2018 03:05
alexey.student@mail.ru

Для меня 15 тыс. слишком много, меняю на 8-10 тыс. Чтобы дивожок не запороть и промывкой потом не заморачиваться. Масло Synthoil High Tech 5W-40 хоть и ПАО, но рисковать не стоит. Я насколько понял, у масле со временем защита снижается, а это означает износ двигателя.


27.09.2020 02:16
Анатолий

Ликви - хорошее масло, здесь не поспоришь. Но я все-таки стараюсь с заменой не затягивать, правда, в основном из-за того, что часто приходится в пробках стоять.


06.09.2019 18:52
Aleksey Kleimenov
в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе - даже меньше 200". Очевидно уважаемый Николай  ошибся, но все равно от статьи веет Рекламой. Писатель слабо разбирается в трибологии.  Могу с уверенностью заявить как авиационный инженер, занимающийся, и в том числе, форсированными дизелями мощностью 1000 квт., что применение особой технологии (более 20!!!! лет опыта) позволяет увеличить интервалы замены масла в 3-5 раз. К примеру, на экскаваторе Caterpillar 330 B  (Мощностью 194 квт Двигатель CAT 7.1 Рабочий объем 7,7 литров) мы меняем масло  через каждые 1000 часов,  вместо положенных по паспортному регламенту 250 часов. Анализ масла берем после 250  -500 -750-1000 часов. Все параметры, в частности вязкость, щелочное и кислотное числа в норме и одновремено спектральный анализ показывает низкую!!! концетрацию металла. Кому интересно, пошлю родробности. На моей КИА Soul, меняю масло через 40-45 твс. пробега 

06.09.2019 19:09
Aleksey Kleimenov
Добрый вечер!! Написал комментарий по делу. Удалили!!! Какое хамство!! Николаю Лелюху не понравился граммотный ответ на его трибологический шедевр

17.01.2020 13:46
Goshina
Большинство водителей этим вопросом не задается: есть сервисный регламент раз в 10-15 тысяч километров – и все тут. Однако все зависит от режима эксплуатации и того, что именно залито в мотор.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings