Как ездить зимой с ABS и ESP

Многие слышали, что в заносе на заднем приводе газ надо сбрасывать, а на переднем – добавлять. А еще крутить руль в сторону заноса и ни за что не тормозить. Но эти "заповеди" были актуальны 15 лет назад, а теперь могут быть просто опасны.

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов "ценных" советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в состоянии отразить всю суть произошедших изменений.

Пара слов о современных электронных помощниках

За последние десять лет на дорогах почти не осталось машин без АБС, а полный привод на большинстве машин стал автоматически подключаемым с электронным управлением. ESP сегодня все чаще входит в базовую комплектацию, а АКПП постепенно вытесняет "механику". Да и активные системы рулевого управления потихоньку проникают в нашу жизнь — один Infiniti Q50 без механической связи между рулем и колесами чего стоит...

На фоне этих изменений советы вроде "Выжать сцепление и повернуть руль в сторону заноса" смотрятся даже не анахронизмом — они просто неприменимы на практике. Что же касается советов гуру спортивного вождения, то опять же, они верны только для подготовленных машин, без "умной" электроники, с мощными моторами и "правильным" рулевым управлением.

Некоторые советы "бывалых" уже давно утратили актуальность и близки к тому, чтобы стать опасными. Самой массовой опцией, которая появилась на машинах, стала антиблокировочная система тормозов — АБС. Суть ее работы заключается в предотвращении блокировки вращения колес, и тем самым уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и сохраняется управляемость при торможении.

В Европе и США машины без нее давно уже не выпускаются в принципе, у нас пока законодательно продажа машин без этой системы разрешена, но фактически почти все новые авто оснащены ею. Многие воспринимают ее как досадную помеху и искренне считают, что без нее они остановились бы раньше, а управлять машиной было бы удобнее. Но в реальности машина с отключенной АБС фактически представляет из себя неуправляемый болид.Еще с конца 90-х годов АБС взяла на себя функции распределителя тормозного усилия — системы, которая предотвращает блокировку колес задней оси раньше, чем на передней, и сохраняет тем самым устойчивость машины при торможении. Без нее даже опытный водитель рискует при торможении полностью потерять курсовую устойчивость и уехать боком в кювет. А еще антиблокировочная система заботится о сохранении устойчивости машины при торможении на неоднородных покрытиях, например, когда одно колесо идет по обочине, а другое по асфальту. Система просто по-разному растормаживает правые и левые колеса и машина в итоге едет прямо. Раньше эта задача решалась только настройкой подвесок, но не слишком эффективно.Кому-то, конечно, действительно удается справляться с торможением без АБС лучше, чем с ней. На сыпучих покрытиях антиблокировочные системы и правда могут быть менее эффективны, чем торможение с заблокированными колесами или специальные приемы замедления, но не всегда водитель может использовать это преимущество и хотя бы оставить машину на нужной траектории.

К тому же электроника может регулировать тормозное усилие на каждом из колес индивидуально, а машин с четырьмя педалями тормозов я еще не видел. К сожалению, есть и примеры действительно плохой работы систем. Все слышали про ошибки в прошивке блоков АБС на машинах концерна Volkswagen, которые выявили журналисты "Авторевю" в ходе испытаний Volkswagen Tiguan и еще нескольких моделей VW и Skoda. Система не в меру усердно растормаживала колеса на неровных покрытиях и при торможении в поворотах, в результате чего машина замедлялась намного менее эффективно, чем другие автомобили с АБС.Причем производители далеко не во всех случаях выпускали обновленные прошивки блоков, и ни одна из моделей машин не отзывалась для принудительной замены. Зато некоторые новые системы распознают сыпучие покрытия и изменяют алгоритм работы для максимального сокращения тормозного пути. О плюсах и минусах системы можно рассказывать долго, но сейчас рассказ о том, какие приемы управления с появлением электроники в приводе тормозов изменились.

Тормозить разрешается, но осторожно

Один из немногих советов, который запоминают все: "Не тормози в поворотах". На машинах без АБС совет совершенно верен. Гоночные школы вождения, в общем-то, в этом вопросе солидарны с инструкторами начального обучения, но предусматривают обучение специальным приемам торможения, которые позволяют все же сбросить скорость на дуге.

И почти все водители действуют правильно и по-гоночному, стараясь завершить торможение до поворота. Вот только в критической ситуации, когда скорость слишком велика, неожиданно возникает препятствие или что-то еще, они тоже не тормозят, хотя при наличии АБС могли бы вполне безопасно воспользоваться тормозами, тем самым предотвратив аварию или уменьшив тяжесть последствий.Ведь зачастую у передних колес есть запас по сцеплению и можно и тормозить, и поворачивать одновременно, причем без риска полной потери управляемости. Если у вас "свежая" машина с АБС — тормозите, ничего страшного не будет. Машина снизит скорость, а меньшая скорость — это и лучшее сцепление, и больше времени на управляющие воздействия.А вот совет "В аварийной ситуации просто тормозить в пол" дают уже ПДД, никаких "объехать" там не предусмотрено. И большая часть водителей честно тормозит, не пытаясь объехать препятствие. Тут все немного менее однозначно. При рулении тормозной путь неизбежно возрастает, хотя бы немного. А вследствие ошибок в работе антиблокировочной системы, о которых уже упомянуто выше, тормозной путь может возрасти чуть ли не в два раза.

И если аварии избежать не удалось, добрый инспектор ГИБДД будет уверен в том, что вот если бы вы просто тормозили без всяких фокусов, то обошлось бы, а если рулили, значит, виноваты... Но если шансы объехать препятствие велики, а последствия столкновения могут быть тяжелыми все равно, то лучше попытаться. Но чтобы выбрать верное решение, лучше заранее опробовать свою машину на торможении при "переставке" или поискать тесты в Сети. А то вдруг в вашей машине "не та" прошивка, которая не даст вам тормозить в принципе…

Что делать при ритмическом заносе?

Еще одна опасная ситуация — это ритмический занос. Особенно он неприятен на переднеприводной машине. Для стабилизации траектории, когда задние колеса сорвались в юз, как мы все знаем, нужно добавить тяги. Но занос выправить удается не всегда, и если "перекрутить" при этом руль, опоздать с коррекцией, то тут-то занос и становится ритмическим. Зад болтает то в одну сторону, то в другую, амплитуда растет… Последствия вылета машины за пределы трассы здесь будут тяжелее, чем если бы водитель просто пустил все на самотек с самого начала.Часто важно сохранить управляемость машины и не попасть на встречную полосу под несущийся грузовик. К сожалению, контраварийная подготовка у большей части водителей находится на очень низком уровне, и их действия в такой ситуации напоминают известный анекдот про Карузо, которого по телефону напел Рабинович.

Вроде как нужно повернуть руль в сторону заноса и добавить тяги, но вот скорость руления и актуальность управляющих действий — никакая. И, разумеется, почти все уверены, что на тормоза жать нельзя и машина тут же перейдет в неконтролируемое вращение.В этой опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может выжать пять тонн, чтобы заменить ремни безопасности, и жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, — с этим надо просто смириться.Весь могучий человеческий интеллект (в его существовании, правда, тоже есть сомнения, когда смотришь ролики о ДТП) явно проигрывает в простейших моторных навыках простенькой электронике и пиротехнике. Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации — скорость-то ведь будет падать.Но если есть АБС, то ситуация резко меняется на противоположную. Даже если угловая скорость машины достаточно велика, то при срабатывании системы она постарается предотвратить разворот машины. Все алгоритмы работы системы "заточены" под сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут не такими тяжелыми.

А управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется — действовать рулем можно так же эффективно. Конечно, разгружается задняя ось, но разница в сцепном весе передней и задней осей прекрасно нивелируется контролем скорости вращения правого и левого переднего колес.Я не призываю при малейших признаках заноса жать до упора педаль тормоза — все же работа рулем и тягой прекрасно помогает выправить занос, да и опыт не будет лишним. Но если появляется раскачка, то лучше бы позабыть о советах дедушки-инструктора и попытаться воспользоваться тем шансом, который дает технический прогресс.Помните: в любой сомнительной ситуации АБС не просто должна не дать заблокировать колеса, она просто обязана сохранить прямолинейное движение машины. Эту функцию она будет выполнять не только в случае, если машина двигалась прямо, но и попытается распрямить траекторию в случае заноса, уравнивая скорости вращения колес. А если у системы есть датчик положения руля, что верно для современных систем, то попытается тормозами помочь рулевому управлению

Что в итоге?

Сделаем короткий вывод: на современных автомобилях с АБС тормозить в повороте и в заносе — можно. Но только в том случае, если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают.

Всего три опасных сценария (торможение в повороте, торможение на прямой и ритмический занос) и значительное расхождение между очень уж осторожной теорией и богатыми возможностями исправления ситуации на практике.И в нашей статье мы рассматривали только одну, хотя и важнейшую систему активной безопасности, — АБС. На машинах с системами ESP вся помощь доступна и без нажатия на педаль тормоза, но в этом случае система забоится только об обеспечении устойчивости машины на выбранной траектории, а не о замедлении, но зато вмешательство системы вообще не требует от водителя каких-либо действий.

Чем дальше, тем больше будут расходиться пути школ спортивного вождения без "помощников" и способы управления современными автомобилями. И только полное понимание процессов, происходящих с машиной, работы ее узлов и агрегатов и практика обеспечат вам действительно новый уровень безопасности на дороге. Читайте современные издания и не полагайтесь на мнение старых авторитетов в таких ответственных вопросах. И оставайтесь с нами.А кроме того, найдите время и съездите на большую пустую заснеженную площадку, чтобы "понять" свой автомобиль. Не нужно инструкторов. Смело разгоняйтесь по снегу, тормозите в пол, крутите рулем… Делайте все, чтобы понять машину на уровне рефлексов. Ведь на размышления в аварийной ситуации времени не будет.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
11 комментариев
17.01.2015 13:25
Лев Самарский

На самом деле система АБС при торможении на твердом покрытии никак не может уменьшить тормозной путь, а наоборот - увеличивает его, в сравнении с таким же автомобилем, но без АБС.

4

18.01.2015 13:36
Борис Игнашин

многочисленные тесты показывают, что тормозной путь как минимум равен или лучше

3

13.11.2016 21:09
karrham

Многочисленные тесты "синтетические" в реальности мы получаем обратное, и абс таки удлиняет тормозной путь. Просто водителю надо включать голову, а не полагаться полностью на электронную начинку

5

16.10.2015 02:11
Vitaly Buldakov

Тормозной путь она, может быть, и не укоротит, зато обеспечит прямолинейность движения и не даст машине "дрифтануть" и улететь неведомо куда.

2

13.11.2016 18:29
Игорь Махнёв

путь с абс длиннее только на рыхлом покрытии, на твердом процентов на 10-20 короче. посмотри коэффициэнты сцепление трения и скольжения.

3

17.10.2015 03:15
денис

Авто без абс как оружие без предохранителя...Аварийные ситуации как раз и возникают когда их не ждёшь.И тут даже думать не нужно-бьёшь по педали и замедляешься с полным контролем направления,ибо колёса не блокируются.Только внимательный,опытный ,не уставший от дороги водитель сможет за доли секунды оценить ситуацию и поступить правильно.У кого-то реакция как у забора,кто-то просто туп,а кто-то отмахал 500 и более км... и тут что-то случается.Человек не готов,ему нужно время на реакцию,на осмысление ситуации.А это секунды...И не всегда решения бывают верными и адекватными ситуации. С абс намного проще.Ты вначале бьёшь по педали тормоза и сразу начинаешь замедлятся.А уже потом приходит понимание ситуации и ты можешь вообще избежать аварии пользуясь не блокированным торможением рулевым управление. АБС имхо самая важная и полезная электронная приблуда в машине...

3

17.10.2015 03:15
денис

Авто без абс как оружие без предохранителя...Аварийные ситуации как раз и возникают когда их не ждёшь.И тут даже думать не нужно-бьёшь по педали и замедляешься с полным контролем направления,ибо колёса не блокируются.Только внимательный,опытный ,не уставший от дороги водитель сможет за доли секунды оценить ситуацию и поступить правильно.У кого-то реакция как у забора,кто-то просто туп,а кто-то отмахал 500 и более км... и тут что-то случается.Человек не готов,ему нужно время на реакцию,на осмысление ситуации.А это секунды...И не всегда решения бывают верными и адекватными ситуации. С абс намного проще.Ты вначале бьёшь по педали тормоза и сразу начинаешь замедлятся.А уже потом приходит понимание ситуации и ты можешь вообще избежать аварии пользуясь не блокированным торможением рулевым управление. АБС имхо самая важная и полезная электронная приблуда в машине...

7

13.11.2016 22:11
jarni_ordet@mail.ru

Согласен. Жаль только, что на снегу и сыпучих покрытиях АБС часто слишком удлиняет тормозной путь. Ну и самое главное - при торможении в пол с АБС авто будет управляться, но один фиг не так чутко и быстро отзываться на руль, как при движении без торможения. Кому интересно, попробуйте сами - повернуть не тормозя на скользком покрытии, в пределах сцепления шин, а потом тоже самое, но тормозя. Машина ощутимо спрямит траекторию, но таки будет поворачивать)

3

11.11.2016 17:41
ALEKSANDR

Предлагаю автору проверить выше сказанное на деле.Конечно же записать видео .

1

30.11.2016 12:12
Борис Игнашин

Все давно проверено и видео есть на канале автора. Можете еще материал Подорожанского на данную тему с серьезными тестами от АР найти, хотя.. вряд ли. они сайт закрыли, но в не-скажу-где есть подборка их материалов за все годы

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings