Доставка и хранение
Нефтебаза "Ручьи" в Красногвардейском районе города – одна из трех нефтебаз ПТК и одна из самых крупных в Петербурге. Она рассчитана на одновременное хранение 118 тысяч литров топлива. Построенная в 30-е годы прошлого века, она неоднократно модернизировалась, техперевооружение идет и сейчас.
Местоположение диктует технология: Ручьи – это железнодорожная станция, ведь именно по рельсам в цистернах бензин и солярка приходят с НПЗ в город. Одновременно нефтебаза может принять 16 железнодорожных цистерн бензина и столько же дизельного топлива. А это – 1 900 тонн единовременного слива нефтепродуктов и возможность обеспечить обработку 128 цистерн в сутки. Отпускаются нефтепродукты в автоцистерны автоматически.
Здесь хранятся автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо экологических классов "Евро-4" и "Евро-5". Топливо из разных цистерн сливают в единые резервуары по октановому числу, даже если поставщики разные, – такова технология.
Проверенное топливо разливается по бензовозам, и именно на этом этапе добавляют в топливо так называемые маркетинговые присадки для позиций Аи-95, продающихся как "улучшенные". Принципиально свойства топлива они не меняют. Кстати, добавление присадок для повышения октанового числа незаконно, в таком случае бензин или дизель не будут соответствовать техрегламенту.
Контроль качества
Пока на территории нефтебазы строится новая, более просторная лаборатория, контроль качества нефтепродуктов обеспечивает старая, но добротная Испытательная лаборатория топлива, аккредитованная Росстандартом. Как и нефтебаза, она работает круглосуточно. Трудятся здесь 18 человек. Они подключаются на всех этапах работы с топливом: при приемке, хранении и отпуске. Современное оборудование (как иностранное, так и отечественное) лаборатории практически дублирует то, что стоит на действующих НПЗ, и позволяет определять все показатели бензинов и солярки.
В отдельном помещении лаборатории красуется довольно громоздкий аппарат для определения октанового числа топлива стоимостью 14 млн рублей. Сама процедура довольно шумная (отсюда и название "отстучать на октан") и длится около 20 минут. Поэтому специалисты в области нефтехимии скептически относятся ко всевозможным экспресс-тестам по определению октанового числа – они-то знают, что процесс этот трудоемкий и дорогостоящий.
Качество топлива на нефтебазе не ниже 4-го класса.
Для автомобиля важно, чтобы вливаемый в него бензин или солярка был не ниже 3-его класса или "Евро-3". 4-й и 5-й классы в большей степени относятся к экологическим нормам и влияют не на работу двигателя, а на выбросы.
Андрей Михеев, генеральный директор ПТК
Лаборатория проводит преимущественно внутренний контроль. Но сюда также может обратиться с просьбой провести исследование любой автолюбитель. Допустим, у водителя возникает подозрение, что его машина стала хуже ехать после заправки. Так, контрольный анализ будет стоить 4,5 – 6,5 тыс. рублей, а полный анализ дизельного топлива – от 25 до 30 тыс. рублей. Правда, в каждом случае цена индивидуальна и зависит от целей исследования.
На АЗС
Приезжая на заправку, бензовоз отгружает свой ценный груз через сливочные горловины в емкости для хранения топлива (их объем может достигать 50 кубометров). Расположены они под землей. Бывают, кстати, АЗС, которые вмещают и более 200 кубометров, но тогда они считаются уже мини-нефтебазами. Каждое горлышко резервуара подписано, так что ошибиться сложно. За сливом пристально следит оператор АЗС. Каждый раз сотрудник заправки берет пробу свежего топлива, это нужно на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара.
На любой заправке можно увидеть и странную металлическую планку на ножках – метрошток. Им замеряются остатки топлива в емкостях (происходит это при пересменке операторов). Из этой емкости топливо нефтенасосами подается непосредственно в топливораздаточные колонки (ТРК). Так бензин или дизель попадает в пистолет, а оттуда, наконец, – в бак потребителя.
Про деньги
По состоянию на 20 марта на заправках города АИ-92 в среднем стоил 32,32 рубля, АИ-95 – 32,5 рубля, АИ-98 – 39,85 рубля, солярка – 34,1 рубля. В петербургской сети АЗС ПТК, насчитывающей 150 станций, продается от 80 до 100 млн литров топлива в месяц. Маржа розничного продавца (то есть собственно ПТК) составляет от 3 до 5%. Более точных данных у нас нет, поэтому если считать грубо, то оборот сети может составлять ежемесячно от 2,6 до 3,3 млрд рублей, а доход – от 79 до 165 млн рублей. Не такой уж плохой бизнес, не так ли?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Скажу одно- доверяю тем, кто способен открыто работать с клиентами. Отличный экскурс. Придерживаюсь того мнения .что когда компания открыто говорит о своей деятельности, значит ей нечего скрывать от потребителей. Третий год пользуюсь услугами ПТК, заливаю обычно 95 и не переживаю, а с картой у меня еще и скидка. Съездил еще на экскурсию, понял принцип работы компании.