В предыдущих статьях серии мы рассказывали о том, как выбрать подходящую машину из многообразия предложений на вторичном рынке, а также о том, на что стоит обратить внимание при первом осмотре автомобиля. Если с кузовом и двигателем всё хорошо, то можно приступать к более детальному осмотру.
Салон вам ремонтировать, скорее всего, не придется. Но именно состояние отделки способно указать вам на истинный пробег автомобиля — износ замаскировать не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ну а чтобы выявить потенциальные проблемы в пробной поездке, нужно не просто прокатиться по парковке, а выполнить ряд вполне конкретных манипуляций.
Шаг первый. Смотрим салон
Именно состояние салона зачастую может выдать возраст автомобиля, поэтому не стесняйтесь изучать его внимательно.
На что обращаем внимание:
- на накладки на педали. Они не должны быть слишком стёртыми или, наоборот, полностью новыми;
- на кресла. Если на них чехлы, попросите снять и осмотрите обивку. Пятна, потертости и дырки выдадут, насколько активно пользовали автомобиль. Еще можете поочерёдно посидеть на водительском и переднем пассажирском сиденьях. Если чувствуете, что правое намного менее продавлено, то у машины пробег совершенно точно превышает 100 тысяч километров;
- на руль. То же самое, что с креслом. Смотрим на затёртости и царапины. Руль не должен быть слишком гладким. Если стоит декоративная оплётка, её нужно обязательно снять. Уж не для маскировки ли она тут?
- на работоспособность всех систем. Протестируйте печку, кондиционер, "музыку", все световые приборы, парктроник, стеклоподъёмники, дворники и прочие устройства, которые есть на борту, вплоть до звукового сигнала. Если что-то не работает, то вам это придется чинить за свой счет. Найденная неисправность послужит и основанием для торга. Сосредоточьтесь и помните, что невнимательность будет стоить дорого;
- на приборную доску. Там не должно гореть никаких посторонних ламп. Если увидите горящий символ гаечного ключа (встречается подобная индикация), то значит, автомобилю пора на ТО;
- на пол. Поднимите коврики и посмотрите: пол должен быть сухим и чистым. Если есть следы воды, то в машине что-то протекает;
- на подушки безопасности. Точнее, на заглушки, за которыми они находятся. Заглушки должны быть идеально ровными. Если нет, то подушки явно срабатывали;
- на крепёж приборной доски. Заранее найдите книгу по эксплуатации этой модели и узнайте, каким образом крепится приборная доска. При осмотре обратите внимание, нет ли на болтиках и окружающих пластиковых деталях следов отвёртки. Дело в том, что на большинстве автомобилей для скрутки пробега достаточно отвинтить приборку и подсоединить её через разъём к компьютеру.
Шаг второй. Тест-драйв
При условии, что кузов, двигатель и салон не вызвали подозрений, можно приступать к пробной поездке.Если продавец отказывается пускать вас за руль под предлогом того, что вы можете оказаться угонщиком, предложите что-нибудь в залог: права или телефон. Впрочем, персональный тест лучше отложить на потом, а для начала пусть хозяин сам проедется, а вы с правого сиденья попросите его проделать некоторые упражнения. Не забудьте предварительно выключить печку и музыку, чтобы слушать шумы.
- Проезд неровностей. Подойдут "лежачие полицейские", ямы или шумовые полосы. Подвеска не должна скрипеть, лязгать или стучать. Ремонт ходовой, конечно, не так дорог, как кузовной, но сквозь пальцы на дефекты подвески смотреть нельзя.
- Езда без рук. Попросите разогнаться на 40-60 км/ч и отпустить ненадолго руль. Машина не должна уходить с траектории. Обратное свидетельствует о неисправности рулевой системы или нарушенных углах установки колёс.
- Резкое ускорение. Особенно полезно для автомобилей с "автоматом". Попросите утопить педаль в пол — коробка не должна долго тупить или проскальзывать. О проблемах могут также свидетельствовать толчки или удары. Ремонт трансмиссии — дорогое удовольствие, поэтому будьте внимательны.
- Резкое торможение до остановки. Выберите пустой участок дороги и попросите оттормозиться "в ноль". Обратите внимание, что колодки не должны скрипеть. После остановки выйдите из машины и оцените следы на асфальте. Они должны идти ровно, а машина — стоять прямо. Если её уводит в сторону, то тормоза неисправны.
- Езда с вывернутым рулём. Попросите выкрутить руль до упора и тронуться назад. Стуки и вибрация выдадут неисправности рулевой рейки и/или шарниров полуосей (ШРУСов).
- Собственно тест-драйв. Как убедить владельца передать вам руль, мы уже писали. Если отказывается, выходите из машины и звоните следующему. Если нет, то попробуйте ещё раз сами разогнаться и притормозить. На разгоне снова "прислушайтесь", как ведёт себя АКПП, а при торможении обратите внимание на вибрации на руле, которых быть не должно.
Шаг третий. Автосервис
На СТО имеет смысл ехать, только если первичный осмотр оказался успешным и сомнений в том, что машина приличная, у вас практически не осталось. Разумеется, СТО должен выбирать покупатель. Лучше позвонить на сервис вблизи места осмотра и записаться заранее, чтобы не терять время на поиски и стояние в очередях, изматывая нервы себе и продавцу. Не испытывайте его терпения и не требуйте поездки на другой конец города. Однако, если человек упорно не хочет ехать на сервис, который находится относительно недалеко, это повод задуматься. Лучше всего выбирать специализированную СТО по конкретной марке, потому как мастера там знают, что смотреть. Что имеет смысл сделать:
- диагностику днища и ходовой. Поднимите машину и походите под ней вместе с мастером. Пусть он подёргает за все рычаги на предмет люфта. Также надо изучить лонжероны и пороги, чтобы удостовериться, что они не гнутые и не подгнившие;
- диагностику двигателя. Попросите мастеров проверить его мотор-тестером;
- компьютерную диагностику. Имеет смысл считать ошибки блока управления и историю их появления. Возможно, на глаза попадутся свидетельства ремонта, о котором не распространяется хозяин.
Шаг четвертый. Финальные переговоры.
Что еще предстоит сделать перед тем, как ударять по рукам и переходить к процедуререгистрации?
- Проверьте документы. ПТС должен быть в оригинале (не в копии), и человек, с которым вы разговариваете, должен быть туда вписан в качестве хозяина. Также на руках должно быть свидетельство о регистрации и полис ОСАГО. Не покупайте машину с транзитными номерами. С октября 2013 года они используются только для вывоза за границу.
- Пробейте автомобиль по базам данных. Обязательно нужно вбить VIN в специальный сервис на сайте ГИБДД для проверки на угон или какие-либо ограничения на регистрацию. Также немаловажно проверить машину на предмет нахождения в залоге. Для этого существует сервис на сайте Федеральной нотариальной палаты России.
- Поторгуйтесь. Вспомните все "косяки", с которыми вы сталкивались в процессе осмотра — это и будет вашим основанием для торга. Так уж сложилось, что торговаться в России принято, и большинство продавцов изначально ставят цену чуть выше (обычно процентов на 10-15), чем они хотят выручить.
В заключение
Редко бывает, чтобы первый попавшийся в Интернете автомобиль оказался подходящим. Точную статистику вам никто не приведет, но больше половины выставленных на продажу машин — проблемные. Не бойтесь потратить время и немного нервов — тем самым вы сэкономите немало денег. О том, как правильно оформить купленный автомобиль, читайте в следующих публикациях.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Александр, видимо, занимается впариванием "проблемных" авто и данная статья может ему в этом помешать :)))А вообще - толстый троллинг ;)
СТАТЬЯ-ПОЛНАЯ ЧУШЬ.
почему, обоснуйте. а то болтать каждый горазд.по мне, так нормальные адекватные советы, порой про них часто забывают... или чушь везти авто на диагностику в автосервис? или чушь лишний раз проверить авто по вин номеру? или чушь осмотреть салон? не пойму. всё дельное!
Александр, видимо, занимается впариванием "проблемных" авто и данная статья может ему в этом помешать :)))
А вообще - толстый троллинг ;)
Статья дельная, но я бы поправила немного. Все, что связано с проверкой документов, прогона по базам данных, - перво-наперво. Иначе какой смысл тратить время на техосмотр, тест-драйв, если она может оказаться под залогом или нерастаможенной? Я предпочитаю поручить это дело специалистам. Сама ппробивала по автотеке, осталась довольна.
Первым делом в автосалоне полез смотреть вин. На месте сделал запрос по автотеке, отчет был эпичным - эта машина вообще под арестом... Они даже отhицать не стали. К сожалению, таких "автосалонов" все больше и больше...
А чем вам гентра понравилась?
Да, покупка на вторичке - то еще развлечение. Даже у меня, человека знающегося на машинах, голова шла кругом. Особенно, когда заходил в салон и консультант начинал обрабатывать, что называется. С авито повезло больше - там продавец на редкость сговорчивый, но по делу. Еще в разговоре дал vin-номер машинки. По автотеке, фссп, гаи чисто. Конечно, потом при встрече сверял, не обманул, но вообще такая практика экономит кучу времени. Че осматривать авто, если оно под арестом, например?
Да, покупка на вторичке - то еще развлечение. Даже у меня, человека знающегося на машинах, голова шла кругом. Особенно, когда заходил в салон и консультант начинал обрабатывать, что называется. С авито повезло больше - там продавец на редкость сговорчивый, но по делу. Еще в разговоре дал vin-номер машинки. По автотеке, фссп, гаи чисто. Конечно, потом при встрече сверял, не обманул, но вообще такая