Начнем с азбучных истин: колеса должны быть отбалансированы и у автомобиля должны быть правильно отрегулированы углы их установки — иными словами, сделан "сход-развал".
В противном случае, помимо ухудшения управляемости, шины станут нагружаться неравномерно, произойдет смещение пятна контакта с дорогой и на отдельных участках покрышки будет возникать повышенный нештатный износ. Пользуясь одним этим советом, вы уже оградите себя от массы проблем. Но есть и другие, менее очевидные.
Контролируем давление
Еще одна, вроде бы азбучная истина, но про нее часто забывают, вспоминая лишь, когда колеса оказываются заметно приспущенными. А если на улице холодно и ветрено, идет снег или дождь, а до работы или дома ехать недалеко, то многие предпочитают не возиться с компрессором и доехать "как есть", оставив подкачку до другого раза. И так каждый день.
Фото: depositphotos.com
Между тем езда с пониженным давлением в шинах не только ухудшает управляемость автомобиля (особенно если приспущено переднее колесо), но и вредна для самих покрышек. В этом случае возникает частичное сминание и "пережевывание" боковины шины при езде, которая при постоянной эксплуатации в таком режиме изнашивается с повышенной скоростью. Особенно это относится к "пограничным" вариантам, когда колесо приспущено лишь немного и это почти незаметно внешне. Владелец же продолжает ездить и портить резину.
Так что лениться не стоит. Если колесо даже совсем немного "просело", достаем компрессор и подкачиваем. А потом, не откладывая дело в долгий ящик, едем на шиномонтаж и выясняем причину. Когда с колесами все хорошо и внешне ничего не заметно, выбираем момент (по погоде, времени, настроению) и примерно раз в неделю проверяем давление. Удобно это делать на АЗС, где есть пост подкачки и манометры, как правило, весьма точные.
Фото: depositphotos.com
Положенное производителем давление можно узнать в инструкции к автомобилю или "нагуглить" в Сети по своей модели. Перекачивать, кстати, тоже не стоит — тогда колеса становятся "дубовыми", страдает подвеска, а шины хуже держат дорогу из-за уменьшения пятна контакта. К тому же при проезде дорожных неровностей, перекачанная шина будет подвергаться повышенной нагрузке и может попросту лопнуть на ходу.
Сколько надуть в барах?
У разных автомобилей, в зависимости от их снаряженной массы и развесовки, нормативное давление в шинах отличается — оно указано в инструкции или иногда на торцах дверей самих автомобилей. У разных компрессоров и манометров, в зависимости от производителя, шкала давления может быть проградуирована в разных единицах: атмосферах, барах (bar), кгс/см2 и psi. Последнее — это американская внесистемная единица измерения "фунт-сила на квадратный дюйм".
В инструкции к автомобилю давление в шинах может быть указано в единицах, не совпадающих с компрессором. Поэтому, для справки, приводим коэффициенты пересчета одних единиц в другие.
1 атмосфера (атм) = 1. 013 бар = 1. 03 кгс/см2 = 14.69 psi
1 бар = 0. 987 атм = 1. 0197 кгс/см2 = 14.50 psi
1 кгс/см2 = 0. 97 атм = 0. 98 бар = 14.21 psi
1 psi = 0. 068 атм = 0. 069 бар = 0. 07 кгс/см2
1 бар = 0.1 МПа
Как видите, пересчитывать давление из psi — задачка не из легких, если только у вас не американский автомобиль. Мораль такова: когда будете покупать компрессор, обратите внимание на его шкалу.
Фото: depositphotos.com
Ездим аккуратнее
Не собираемся агитировать за "овощной" стиль езды, а просто напомним очередную азбучную истину. Чем резче разгон, торможение и маневрирование при движении, тем большему износу подвергаются шины. Особо это касается езды на шипованных шинах по голому асфальту, с чем в мегаполисах приходится сталкиваться постоянно. У "шиповок" от частых резких торможений или скоростных стартов со светофора, шипы начинают интенсивно расшатываться и выпадают из своих посадочных мест.
Вред покрышкам наносят и различные дорожные неровности, особенно выбоины в асфальте, имеющие жесткие вертикальные края. При скоростном "заскоке" в такую яму покрышка может сминаться до диска, отчего способна даже лопнуть "на выстрел". При постоянной езде по выбоинам беговая часть и боковина шины работают в режиме нештатных нагрузок и изнашиваются более интенсивно. Так что, двигаясь по разбитой дороге, стоит задумываться не только о страдающей подвеске, но и о шинах, которым тоже приходится несладко. Желательно снижать скорость движения и стараться объезжать глубокие ямы (только не забывая при этом смотреть в зеркала).
Фото: depositphotos.com
Внимательнее стоит быть на парковке и не притираться колесами к поребрикам, которые могут иметь острые сколы, способные повредить боковину шины. Старайтесь не ставить автомобиль на ночь в лужу, которая может замерзнуть, и при начале движения покрышки будут "отдираться" ото льда, что также им не пойдет на пользу.
Автохимия в помощь
Если не жаль потратить 300-500 рублей, то можно прибрести аэрозоль из серии "Средство по уходу за шинами", "Кондиционер для шин" и т. д. Благо таковых сейчас предлагается в изобилии. Подобные средства будут полезны прежде всего жителям мегаполисов, где дороги постоянно обрабатываются реагентами. Препараты создают на поверхности шины защитный слой, который препятствует рассыханию и химическому разрушению. Автохимия, конечно, не панацея, но свой вклад в сохранность шин все же способна внести.
Фото: depositphotos.com
Вместо резюме
Шины для автомобиля — расходный материал, который рано или поздно придется заменить. Однако выработать его ресурс можно с разной скоростью. Чем внимательнее вы следите за шинами, тем реже придется покупать новый комплект. Но не "укатывайте" резину до самого конца. Сильно "убитая" шина может и лопнуть, что в сочетании с высокой скоростью может привести к весьма печальным последствиям для вас и ваших близких.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Автор жжет, а где про сход развал, основной источник стирания шин?