Но, помимо очевидных финансовых затрат, налог выполняет еще одну функцию. Как он повлиял на развитие мирового автопрома между двумя мировыми войнами и сразу после, я уже писал. Теперь попробуем проанализировать, как налог влияет на развитие рынка автомобилей в России.
Казалось бы, прогрессивная ставка налога (которая и действует сейчас) должна способствовать смещению спроса в область маломощных машин, но абсолютная величина годового налога в размере цены одного бака бензина для машин с мощностью до ста сил явно показывает, что ничем таким заниматься не собираются.
Фото: depositphotos.com
Просто когда-то давно при разработке закона кто-то теоретически обосновал необходимость развития такой тенденции. И теперь эта странность так и будет кочевать из редакции в редакцию, обрастая поправками и коэффициентами. Все немного меняется при переходе планки в 150 сил, а потом и 200, вроде как суммы налогов в большей части регионов уже будут сопоставимы со средней зарплатой... Впрочем, Москвы и Петербурга это еще не касается. Для жителей столиц припасен следующий рубеж – 250 сил.
Видно, что на малолитражки нас пересаживать не собираются, ну разве что чисто теоретически. Выгоды от покупки маленькой и слабой машины никакой, а если иметь две машины и попытаться по городу ездить на маленькой, а большую держать только для "больших" выездов, то придется платить двойной налог.
В общем, смысл есть только в том случае, если малолитражка экономит бензина больше, чем на сумму своего налога. Владение несколькими транспортными средствами явно не поощряется, никаких скидок для тех, кто просто хочет владеть лишней машиной для особых нужд или коллекционирует их. Впрочем, сила воздействия в любом случае невелика, пока речь не идет о мощностях до 250 л.с.
Сейчас уже, наверное, не понять, почему круглая цифра 250 была выбрана в качестве основы для определения люксовой машины. Лет пятнадцать назад уже были не очень дорогие авто с близкой мощностью, а десять лет назад 250 – это уже мощность вполне обычного бизнес-седана с мотором в 3.5 литра или двухлитровой "турбозажигалки". Понятно, что технически цифра мало обоснованна. Просто хотели обложить налогом более дорогие машины, но поленились изобретать что-то новое, вводить возрастной коэффициент и таблицы люксовых авто.
На фоне цены эксплуатации новой мощной машины даже такой налог кажется не очень значительным, ведь аппарат ценой в два миллиона подешевеет за пару-тройку лет вдвое, что уж тут переживать о скромных пятидесяти тысячах в год. Но через четыре-пять лет машина попадет в руки совсем других людей, которые рассчитывают на меньшую стоимость эксплуатации и покупают машину подешевле.
Еще недавно владельцы недорогих машин с мощными моторами пытались избежать налогов, снимая их с регистрации и годами разъезжая на "транзитах", но сейчас такой возможности у них нет. Криминальный способ с занижением мощности в ПТС или крайне бюрократизированный, с реальной заменой мотора на более слабый, тоже смогли освоить не все. И начался процесс вымывания мощных машин с рынка – сначала в регионах с большим налогом и малыми зарплатами, а потом и в крупных городах. Ведь платить по 8-15% стоимости машины в качестве налога могут позволить себе лишь немногие.
Если бы это был не автомобильный портал, то я уверен, понабежали бы адепты общественного транспорта и сказали бы, что машине в городе не место, а мощные машины вообще пора отправить на свалку, чтоб не загрязняли и т.д.
Но я во владении машиной вижу элемент социальной ответственности. Это сложный процесс, требующий навыков планирования, ответственности за свои поступки, аккуратного отношения к финансам. Да и, в конце концов, владельцы машин платят государству в разы больше, чем бедные поборники общественного транспорта, и их деньги идут на создание реальных рабочих мест в автосервисах и заводах, а не создание очередной пивоварни. А сложная и мощная машина – это больше денег на обслуживание, востребованные квалифицированные кадры и больше потраченного бензина, в цене которого 80% те самые налоги.
В общем, более дорогие, сложные и интересные машины, у которых был бы шанс стать раритетными и вообще прожить подольше, более совершенные и безопасные, чем Жигули двадцати лет отроду с карбюратором, вынуждены исчезать с рынка. Какие-то – в разбор, даря жизнь оставшимся, а какие-то – в регионы, где транспортный налог остался низким. Да, таких тоже набралось немало.
В Москве и Петербурге налог на машину в 300 сил составляет 45 000 рублей (это если нет повышающего коэффициента для дорогих авто), зато в Астраханской области владеть мощной машиной существенно дешевле, всего 30 тысяч, немного дороже обойдется машина в Ивановской и Костромской – 36 тысяч. Немного меньше, 24 тысячи, хотят за трехсотсильный болид в Мурманской области. Но настоящий налоговый рай ожидает вас в Крыму (всего 15 тысяч) Ингушетии (12 тысяч) или в солнечном Магадане, где налог составит рекордные 10 800 рублей.
Неудивительно, что скоро мы увидим машины с номерными знаками этих регионов на наших улицах, а часть машин вскоре переберется туда на ПМЖ. К сожалению, это не спасет экономику этих регионов, так как уровень технического обслуживания и условия эксплуатации будут жесткими и срок службы машин, скорее всего, окажется невелик. В общем, автомобильных заповедников у нас не случится, хотя у Крыма есть шанс. Только вот крымскую прописку пока не получить, но я уже думаю над этим :)
Поскольку я смею отнести себя к ценителям автомобильной истории, то мне крайне жаль, что в результате упрощения налоговой системы мы получили такой эффект. Во-первых, это полностью убивает рынок горячих хэтчбеков – они сравнительно недороги и быстро падают в цене. Платить за них по 40-50 тысяч в год не будут даже безумцы, а учитывая их небольшие годовые пробеги, стоимость километра возрастает в несколько раз.
Если вы хотите Astra OPC или Subaru WRX, то готовьтесь: это выбор для сильных духом людей и тех, кто не привык считать и прогнозировать. Неудивительно, что они у нас крайне непопулярны, а возрастных почти нет вовсе – проще разбить такую машину, чем продать.
Бизнес-седаны Е-класса и в Европе тяготеют к моторам до 200 сил, но попробуйте найти хотя бы один Мерседес мощнее Е200 – их почти нет. Скука и уныние ожидают нас в этом сегменте. Даже начальные V6 сейчас имеют мощность за 300 сил, не говоря уже о V8.
На фото: Astra OPC и Subaru WRX
Кроссверы и внедорожники я не жалею, пусть переходят на дизели. Да и вообще засилье этого класса у нас я считаю фатальной ошибкой: вместо ремонта дорог деньги тратятся на машины, которые эти дороги разбивают, а ввиду повышенной массы и средненькой управляемости представляют повышенную опасность для всех окружающих водителей. Да и количество "понторезов" за рулем таких машин зашкаливает.
А еще мне жаль прекрасные старые спортивные машины, которые переходят из разряда понтов на роль спортивного снаряда для понимающих или коллекционной ценности. У их владельцев не такой уж большой выбор: приостановка регистрации или махинации с мощностью или местом прописки. С таким подходом к налогам у нас никогда не реализуется счастливый американский сценарий, с маслкаром выходного дня в гараже, который холит и лелеет пара поколений семьи.
Автомобильные свалки – пока еще не самый привычный элемент пейзажа, в условиях малого насыщения машинами стараются эксплуатировать все, что способно ездить. Но если целенаправленно заменять весьма качественные машины одноразовыми поделками, то свалок будет много, ведь даже непригодная к эксплуатации машина сохраняет почти всю свою массу и больше половины рабочих узлов в целости. Тем более обидно, что из оборота в первую очередь исчезают машины с самыми интересными моторами.
Вряд ли ситуация изменится в ближайшем будущем – убрать абсурдный по сути своей налог нам обещают давно, но пока придумали лишь поправки, увеличивающие его для люксовых машин. Странно, что, проделав большую работу по созданию списка машин, подпадающих под повышенное налогообложение, не отказались от экспоненциального роста налога на мощность и введения отдельного налога на роскошь, что заметно бы облегчило жизнь фанатов машин и убрало бы странный перекос на вторичном рынке.
А заодно поспособствовало бы развитию в России цивилизованного рынка обслуживания машин, ведь если эксплуатация еще экономически выгодна, то больше средств вкладывается в сервис и обслуживание. И, разумеется, отказ от привязки к лошадиным силам в момент сделал бы бессмысленными все коррупционные схемы с "левой" регистрацией.
В общем, пока из положительных моментов существования транспортного налога в таком виде могу отметить только повышенный спрос на хорошо тюнингуемые машины и турбомоторы, ведь проще заплатить один раз за тюнинг, чем выкладывать несколько лет ту же сумму за изначально более мощную машину с "тюнингом" уже заводским.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
На счет тюнинга в точку. Еще бы хотя бы производители шли на встречу - например VW новый 1.8 сделал бы 149 л.с. а не 180. Купил машину, сделал чип (APR например) до 240 л.с. и радуйся жизни.
Ну вот ссангйонг продавал у нас дизели 149 сил, которые спокойно перепрошивались на 175
Автор определенно не знаком с реальным положением дел в этой области.
Могу отвечать за г. Москву - в цене бензина только 40-45% - налоги, а никак не 80.
Если собрать ВЕСЬ акциз с московских бензоколонок и весь дорожный налог, собираемый в Москве - получим всего лишь треть от того, что тратится на строительство ремонт и содержание дорог в Москве. Треть. Остальное дотируется их федерального и муниципального бюджета.
Если кто-то готов со мной поспорить - милости прошу, будьте добры - цифры, факты.
Вообще говоря, 56% в среднем.
Но суть-то статьи не в этом :)
ок, 56% налоги в цене бензиначто-то от этого изменилось?владея машиной и покупая бензина на 10 тысяч рублей в месяц вы отдаете государству не меньше пяти
на строительство дорог у вас тратятся деньги, которые нужны для поддержания сверхвысоких цен на землю и недвижимость, на чем государство тоже зарабатывает, так что тратя одной рукой на содержание дорог оно с чистой совестью гребет другой со всех, кто этими дорогами пользуется, но совсем по другой статье, за владение и распоряжение недвижимостью
Борис, жги дальше, молодец!
Прошу еще обратить внимание на следующий факт. В налоговом кодексе написано, что ставки и взимание налогов должно быть справедливым. Так вот обрати внимание на несправедливость реализации дифференциированной ставки налога, в зависимости от мощности и напиши на эту тему такую же аргументированную статью. Несправедливость заключается в следующем: Владелец машины, мощностью до50 освобожден от налога, у кого до 100лс платит ставку Х, у кого до 150 - ставку Y, у кого до 250 -ставку Z, у кого более 250 - ставкуZZ, при этом каждая следующая ставка--больше предыдущей. При этом - все ездят по одним и тем же дорогам, у всех равные права и обязанности, и РАВНЫЕ возможности по реализации способностей своего автомобиля. то есть и у владельца чипиздохи, который не платит налога вообще и у владельца суперкара одинаковые возможности. Я как то подключился к блоку управления своей 200 сильной машины и выяснил, что могу видеть параметр - сколько я затрачиваю мощности при движении в определенный момент времени. выяснилось, что при движении в г. Москве с 8 до 20 часов этот параметр не превышает 38 л/с у машины массой 1800кг. Обращаю внимание на то, что при существующей системе налогообложения владелец машины с 250+ за первые 100лс заплатил не как владелец 100 сильной машины, а как будто он этими 250+ пользуется постоянно и везде. Т.е "справедливый" дифференциированный налог должен учитывать из чего складываются эти 250 сил. Но наиболее правильным было бы все же перенести этот налог в цену топлива - это решило бы очч многие вопросы, к сожалению, за исключением главного для государства - гарантированного и прогнозируемого наполнения бюджетной статьи. Но тут уже возникает следующий вопрос - кто для кого - Государство для Граждан или Граждане для Государства...
В Чечне за 300лс вообще налог 4500р, только что захочет там ради этого прописываться, ведь налог изымается исходя из приписки владельца а не места регистрации. В общем логика налога проста "у кого дороже авто тот больше и платит" , государство не хочет заниматся разделением налога по цене , марке и тд, проще по старинке по мощности. В итоге получается что за мерс 600 за 250тр платишь налог 60тр как и за Лексус RX270 9тр. Логично было бы дифференцировать налог в зависимости от возраста, но зачем? Государству это невыгодно! Можно конечно за 15тр знакомому гаишнику поменять ПТС с записью минимальных лошадей для данной модели, но например на Инфинити FX меньше 280лс вообще не было моторов и платить за него 42тр до конца дней его.
Боря, а почему ты не упомянул Чечню с ее 4500 налога?
в налоговых калькуляторах 15 года она значится не настолько дешевой, больше 15 тысяч в год, в Магадане меньше
ты смотри-ка действительно поменяли. 91 руб. за лошадь при 251+ л.с.
Нда, налог нужно срочно вписать в бензин...Когда уже до них дойдёт!?
А в Европе (конкретно в Италии) машины представляющие собой культурную ценность не облагаются налогом (есть специальный список машин и их модификаций, публикуются чем то вроде министерства культуры) . Хотите Корвет Стингрэй с биг блоком из 60х? Астон Мартин, как у Шона Конари? Старенький Феррари? Пожалуйста, катайтесь на здоровье и не платите налог (в России даже в Ярославле на 400 - 500 лошадей налог "приятно" порадует). Оформил техосмотр, страховку и катайся. При цене бензина за 1.5 евро машина спокойно пьющая 40 литров на 100 км не самое лучшее транспортное средство на каждый день. Но как машина выходного дня... :) а еще в отличии от новых машин с годами они только дорожают...
да надо транспортный налог интегрировать в ставку акциза на топливо