В этот раз мы почти не будем, как в материале "Автомобиль детской мечты", говорить о преданных фанатах той или иной ретромодели. Речь об автомобилях, которые только по западным меркам относятся к категории "ретро", но у нас это — еще только вчера снятые с производства "Жигули", хотя и сконструированные почти полвека назад. На самом деле они остаются вполне функциональными по сей день. Не верите?
Вот их достоинства, которые трудно оспорить:
- невысокая стоимость;
- доступные запчасти;
- нетребовательность к сервису;
- нетребовательность к качеству бензина;
- возможность за недорого перевести на газовое топливо;
- приспособленность к плохим дорогам.
Естественно, есть у живой классики и немалые, столь же очевидные минусы:
- непрестижно;
- не всегда достойные динамика и тормоза;
- повышенный уровень шумов в салоне;
- расход топлива выше современных одноклассников;
- активная и пассивная безопасность на уровне 1970-х гг.;
- отсутствие кондиционера, усилителя руля и подобных опций.
"Всегда готов!"
Конечно, ежедневная эксплуатация автомобиля "позапрошлого поколения" требует не только особого настроя, но и некоторых дополнительных знаний. Да, с одной стороны неновый "Жигуль" не жалко помять-поцарапать в городской толчее или бросить на ночь перед подъездом. Но с другой стороны, марка — одна из самых угоняемых, поскольку всегда есть спрос на "бэушные" запчасти с разборок. Поэтому необходима охранная система, пусть даже простейшего уровня: к счастью, серьезные профи-угонщики с код-грабберами охотятся все-таки за другими машинами. Как ни странно, но ремонта ВАЗ прежних поколений обычно требует не чаще, чем подержанная иномарка средней руки. Причем об особо бережной эксплуатации речь не идет — заднеприводная "классика" всегда готова переносить тяготы отечественных дорог и бездорожья. Помимо немалого запаса прочности, задняя балка "Жигулей" на пяти рычагах вкупе с параллелограммной независимой подвеской передка обладают способностью мягко поглощать неровности, обеспечивая неплохой комфорт даже на разбитых дорогах. Собственно, это одно из самых главных отличий "копеек", "двоек", "троек", "четверок", "пятерок", "шестерок" и "семерок" от более поздних автомобилей-одноклассников. Чья упрощенная, жесткая и тряская ходовая часть больше приспособлена к скоростной езде по ровным дорогам, чем по неровностям.Особого разговора заслуживает вопрос сервиса. Многие СТО в крупных городах не желают обслуживать ВАЗы прежних поколений, в особенности если речь идет о машине, разменявшей второй-третий десяток лет. Так что при отсутствии "фирменного" дилерского сервиса придется обращаться к мелким частникам, и тут задача найти себе добросовестных мастеров, к которым можно было бы ездить с любой проблемой.
По карману
Запчасти к старым ВАЗам знающие люди покупают не на рынках, где для недорогих машин предлагается много китайского суррогата, а в более-менее серьезных фирмах, поставляющих брендовые детали. Помимо оригинальных российских деталей, существуют даже более качественные импортные изделия. Ведь благодаря тому, что в свое время "Лады" неплохо продавались в Европе и Азии, к ним и сейчас за границей выпускается немало запчастей высокого уровня. Еще один неисчерпаемый источник качественных запчастей — Интернет, где можно по приемлемым ценам с рук покупать оригинальные комплектующие еще советского производства. Один нюанс — нужно не нарваться на сайт автоколлекционеров и поклонников антиквариата, ведь как ни парадоксально звучит, многие из активно эксплуатируемых моделей того же АВТОВАЗа уже стали предметом поклонения и коллекционирования. Ценообразование на старые запчасти — вещь сложная. Для одного оригинальные запчасти от "Жигулей" — просто хлам, занимающий гараж, а те, кто знает им цену, "загнет" стоимость до произвольных значений. Разница в цене в 2-3 раза считается вполне нормальной. Цены на запчасти ниже, а порой и существенно ниже, чем к современным моделям, не говоря уже о том, что некоторые дорогие комплектующие у старых машин просто отсутствуют конструктивно. Как, например, кислородные датчики, топливные фильтры высокого давления и погружные электробензонасосы, обязательные для инжекторных моторов.А по силам ли?
Вышеупомянутые достоинства для многих автомобилистов все-таки перевешиваются недостатками, присущими морально устаревшим "нашемаркам". Хотя практически каждый из них, что называется, подлежит обсуждению. Так, немалый расход топлива (порядка 9-10 л/100 км в городе) можно компенсировать установкой несложного газобаллонного оборудования II поколения (от $300), что снижает затраты на топливо на 30-50 %. Несложно установить и хорошо настроить карбюратор типа "Солекс" от ВАЗов "восьмого" семейства, а это может снизить расход бензина за городом до 6,0 — 6,5 л/100 км. Отсутствию кондиционера можно противопоставить эффективные поворотные форточки в дверях "Жигулей" первого семейства (на ВАЗ-2105 они исчезли в угоду моде), а то и опционный люк в крыше. Малоудобные передние "сидушки" того же первого семейства только ленивый еще не заменил на иномарочные кресла, а такие "мелочи", как эффективная шумоизоляция, подогрев зеркал, сидений и заднего стекла вам смонтируют, пожалуй, едва ли не на каждой СТО. В самом деле трудно что-либо сказать в ответ на критику чрезмерно тяжелого руля волжской "классики". Разве что тот факт, что в 1960-70-е годы и "Ладой", и ее прототипом Fiat-124 успешно управляли не только ко многому привычные русские женщины, но и более избалованные европейки.Внимание!
Следует оговориться, что, упоминая автомобили старых поколений, мы не имеем в виду изношенные экземпляры, побывавшие в руках нескольких владельцев, многократно ремонтировавшиеся и нещадно эксплуатируемые в качестве "грузовиков" или провинциальных такси. Речь идет прежде всего о хорошо сохранившихся экземплярах "Жигулей" с небольшим пробегом, мало чем отличающихся от только что покинувших товарную площадку автомагазина. Их достаточно много на "вторичке". Приличную "копейку", "двойку" и "тройку" надо поискать, с "шестерками" чуть проще, а вот "четверки", "пятерки" и "семерки" предлагаются в широчайшем ассортименте.Навсегда?
Увы, в конце концов у любой старой машины наступает момент, когда вложение денег в поддержание ее работоспособности теряет смысл — цена ремонта может вплотную приблизиться к остаточной стоимости транспортного средства. Собственно говоря, это суждение справедливо лишь до тех пор, пока "Жигули" не перешли в разряд культовых раритетов…Цены на некоторые случайные модели ВАЗ в хорошем состоянии из базы бесплатных объявлений, в рублях
Модель | Город | Год выпуска | Цена |
ВАЗ — 2101 | Санкт-Петербург | 1980 | 80 000 |
ВАЗ — 2102 | Москва | 1975 | 100 000 |
ВАЗ — 2103 | Краснодарский край | 1974 | 120 000 |
ВАЗ — 2104 | Гусь-Хрустальный | 2010 | 125 000 |
ВАЗ — 2105 | Москва | 2005 | 100 000 |
ВАЗ — 2106 | Ростов-на-Дону | 2003 | 98 000 |
ВАЗ — 2107 | Самара | 2012 | 100 000 |
Цены на запчасти, в долларах (валюта снова в тренде)
ВАЗ-2101 | ВАЗ-21083 | VW Passat B4 | Renault Logan | Chevrolet Lanos | |
Шаровая опора | 6 | 6 | 9 | 5 | 6 |
Тормозные колодки | 3 | 3,5 | 17 | 10 | 6 |
Помпа | 15 | 15 | 21 | 22 | 18 |
Термостат | 7,5 | 7,5 | 9,5 | 11 | 4,5 |
Топливный насос | 12 | 12 | 118 | 118 | 44 |
Топливный фильтр | 0,8 | 0,8 | 9 | 7 | 3,5 |
Кислородный датчик | Нет | Нет | 50 | 49 | 29 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"расход топлива выше современных одноклассников" - у меня на 2107 был 7-10 литров, а на Йети Шкоде 16 л.
Спасибо за интересную статью!Такая настольгия.. Первый автомобиль у меня - ВАЗ2106, остались только самые приятные воспоминания об этом автомобиле, ведь он научил меня многому!