Fiat Panda (2004)
В 2003 году итальянский "малыш" должен был уйти на покой и уступить место новому автомобилю под названием Gingo. Однако французские конкуренты посчитали, что это название слишком похоже на их Twingo, чем сами того не желая продлили жизнь Panda еще как минимум на десятилетие.
И уж тем более они не надеялись, что маленький хэтчбек достигнет величины европейского масштаба. Казалось бы, чем может привлечь маленький неказистый автомобильчик экспертов из состава жюри уважаемого конкурса "Автомобиль года". Все просто. За 10 000 евро предлагался автомобиль, который управлялся немногим хуже MINI и тому подобных хот-хэтчей.
И пусть моторы в 60 и 70 сил не позволяли Panda демонстрировать рекорды скорости на трассе, в условиях тесных городских переулков лучше ее найти было трудно. А уж когда модель получила версию с полным приводом, все сомнения в том, сможет ли кто-то устоять перед покупкой "Панды", отпали сами собой.
Судьба в Европе: одна из самых успешных машин концерна Fiat.
Судьба в России: так и не нашла своего покупателя. В итоге новое поколение и вовсе не стали выводить на наш рынок.
Toyota Prius (2005)
Как бы вы ни относились к Toyota Prius, один факт нужно признать: она стала одной из самых знаковых моделей в истории автомобилестроения. Ее появление придало "экологической истерии" в Европе сильнейший импульс, а разговоры о том, что автомобиль является самым большим злом для нашей планеты, перешли на новый уровень. Именно в Prius гибридные технологии стали по-настоящему массовыми.
На волне народной любви к экологии у жюри конкурса в 2005 году просто не осталось выбора. Ведь в случае проигрыша японского гибрида к ним наверняка бы пришел Greenpeace с обвинениями в ненавистничестве к планете Земля.
Судьба в Европе: не сказать, что в Европе Prius встречался так же часто, как на дорогах Калифорнии, но на отсутствие спроса в Toyota тоже не жаловались.
Судьба в России: во времена выхода модели на наш рынок бензин в России стоил еще вменяемых денег, поэтому россияне предпочли потратить разницу в цене между обычным хэтчбеком гольф-класса и "Приусом" на пару тысяч дополнительных литров топлива.
Renault Clio (2006)
Маленький хэтчбек сделал невозможное: он выиграл в споре за победу у самого Volkswagen Passat. Правда, решение того года для жюри конкурса оказалось едва ли не самым спорным: "французу" удалось опередить "немца" на какие-то 5 баллов. Столь упорная борьба отчасти завязалась из-за отсутствия ярких достоинств у обеих моделей. Они были удобными, надежными и практичными, но Clio не предлагал ничего такого, что не имел бы любой другой компактный хэтчбек, а Passat просто стал новой версией и без того успешного автомобиля.
Судьба в Европе: компактные и доступные хэтчбеки европейцы любили всегда. Так что успех Clio был обеспечен еще до старта продаж. Даже перед сменой поколений "третий" Clio все равно оставался популярным, да так, что в 2011 году спрос на дизельные версии превысил возможности завода.
Судьба в России: Закономерный провал, в котором отчасти виноват сам автопроизводитель. Во-первых, Renault Clio не мог конкурировать по цене с родственным седаном Symbol. Во-вторых, россияне, желавшие купить современную иномарку, останавливали свой выбор на Ford Focus, который принадлежал к старшему С-классу, а стоил при этом дешевле.
Ford S-Max (2007)
В следующем году борьба за титул оказалась еще более упорной. Всего два балла разделили Ford S-Max и Opel Corsa. Третье место, также с небольшим отставанием от победителя, занял еще один минивэн, Citroen C4 Picasso. Причины успеха S-Max в Европе наглядно демонстрируют разницу в подходе к машинам между автолюбителями Старого Света и Америки. S-Max построен на базе более длинного Galaxy, новое поколение которого было представлено в один день с S-Max. Однако большой минивэн не вызвал интереса у европейцев. Они так и не поняли, зачем переплачивать за пару лишних сантиметров и логично отдали предпочтение младшему брату.
Судьба в Европе: уже на следующий год S-Max стал лидером среди минивэнов в Европе, а его продажи в два раза превысили реализацию Galaxy.
Судьба в России: как ни странно, но вкусы россиян оказались ближе к вкусам американцев, и за прошлый год Galaxy продано почти в два раза больше, чем S-Max. Однако количество в несколько сотен реализованных автомобилей в год не позволяет назвать успешной ни ту, ни другую модель.
Fiat 500 (2008)
Когда у производителя кончаются идеи, он начинает переосмысливать свои прошлые успехи. Неизвестно, рассчитывали ли фиатовцы на такой результат, но европейский потребитель восторженно встретил реинкарнацию популярной модели 1957 года. При всем уважении к занявшей второе место Mazda2, шансов у нее не было. Уж слишком сильно Fiat 500 взбудоражил воспоминания европейцев о золотой эре итальянского автомобилестроения. А уж о том, что каждый уважающий себя итальянский модельер должен ездить на Fiat 500, можно даже не напоминать.
Судьба в Европе: популярнейший автомобиль, который впоследствии получил две новые версии: пятидверную и "внедорожную".
Судьба в России: в первое время модель имела незначительную востребованность в основном у представительниц прекрасного пола. Однако затем даже они отказались покупать маленький хэтчбек по цене машины гольф-класса, и за прошлый год продано чуть больше сотни Fiat 500 в России.
Opel Insignia (2009)
Автомобиль пришел на смену популярной модели Vectra и сразу же в упорнейшей борьбе с преимуществом в один голос опередил новое поколение Ford Fiesta. Однако сомневаться в объективности выбора жюри конкурса не приходится. Автомобиль получился действительно достойным, благодаря сочетанию яркого дизайна, относительной доступности по цене и отличным ездовым характеристикам. Неудивительно, что в дальнейшем Opel расширил линейку спортивной версией OPC и полноприводными модификациями.
Судьба в Европе: модель с успехом разошлась не только по Европе, но и по всему миру. Даже спустя несколько лет в Opel, чтобы не отпугнуть покупателя от популярной модели, решились только на легкий рестайлинг Insignia.
Судьба в России: Insignia является одним из лидеров D-класса на нашем рынке. Причина как в относительно невысокой цене, так и в отсутствии серьезных нареканий на качество модели.
Volkswagen Polo (2010)
После победы в конкурсе среднеразмерного седана, класс компактных хэтчбеков уверенно взял реванш. Немецкий автомобиль сохранил в себе все преимущества прошлого поколения, но при этом избавился от игрушечной внешности, получив "серьезную" переднюю оптику вместо "детских" круглых фар. Потребители сразу же оценили вид "возмужавшего" хэтчбека, и уже в следующем году Polo уверенно бился за лидерство в классе с не менее популярной Ford Fiesta.
Судьба в Европе: на протяжении последних лет остается одной из самых продаваемых моделей.
Судьба в России: модель по всем статьям уступила своему "младшему брату" Polo sedan, который, вопреки расхожему мнению, имеет очень мало общего с европейским хэтчбеком. В начале этого года Volkswagen решил прекратить поставки модели на наш рынок.
Nissan Leaf (2011)
В следующем году усилиями "зеленых" экологическая война против автомобилей перешла на новый уровень. Если создание гибрида Prius только дало повод задуматься об альтернативе двигателю внутреннего сгорания, то появление электромобиля Leaf спровоцировало попытку заставить европейцев полностью отказаться от привычных ДВС. Однако достоинства модели все же нельзя не отметить. Техническая часть машины полностью соответствовала последним инженерным тенденциям.
Судьба в Европе: звание самого популярного электромобиля в Европе наверняка греет душу представителям Nissan. Но не самый большой запас хода и начальная цена в 35 000 евро так и не сделали Leaf по–настоящему массовым автомобилем. Европейцы по-прежнему предпочитали экономить топливо с помощью дизельных малолитражек.
Судьба в России: на нашем рынке модель даже успели представить, но продажи так и не запустили. Почему? Ответ очевиден. Для этого достаточно взглянуть на продажи Mitsubishi i-MiEV, измеряющиеся единицами.
Opel Ampera/Chevrolet Volt (2012)
В следующем году нападки на машины, производящие CO2, только усилились, и с приличным преимуществом победу одержал автомобиль Ampera, являющийся близнецом американского продукта Chevrolet. Модель должна была осуществить долгожданную мечту и наделить экологичный автомобиль динамикой полноценной машины. Но главной "фишкой" Ampera стала ее универсальность. Модель могла быть оснащена различными силовыми агрегатами: для смеси этанола с бензином, для чистого этанола, а также для биодизеля. Впрочем, основная версия оснащалась электрическим двигателем и бензиновым мотором 1.4 л.
Судьба в Европе: в первый год продаж подогретый интерес к модели позволил реализовать 10 000 Ampera, однако уже в следующем году стало очевидно, что гибрид слишком дорог и сложен для потребителей. В ближайшее время производство европейской версии Chevrolet Volt прекратится.
Судьба в России: официально не продается. Электромобили россиянам не нужны, а на биотопливе у нас принято жарить картошку.
Volkswagen Golf (2013)
Новое поколение легендарной модели, не оставив ни малейших шансов другим претендентам на титул, обогнало по баллам серебряного призера более чем вдвое. Кроме того, в том же году Golf стал "Автомобилем года в Японии", что стало по-настоящему революционным событием. Причина успеха хэтчбека банальна — лучшее в классе, а возможно, и во всех классах сочетание потребительских качества и цены. Не обладая яркими особенностями, Golf предлагал все, что нужно современному автолюбителю: эталонную эргономику, стильный дизайн, экономичные моторы, проверенную надежность и небольшую цену.
Судьба в Европе: самая продаваемая машина в Европе. А на родном рынке Германии Golf и вовсе лидирует с четырехкратным преимуществом перед ближайшим преследователем.
Судьба в России: на нашем рынке Golf традиционно предпочитают покупать на вторичном рынке. Новая же модель, безусловно, имеет успех, но далеко не такой, как на рынках стран Старого Света в первую очередь из-за не самой гуманной цены.
Peugeot 308 (2014)
Как французскому хэтчбеку удалось обойти самую модную машину последнего года Tesla Model S, до сих пор остается загадкой. Однако стоит просто взглянуть на количество предзаказов на модель еще до ее появления и становится понятно, что другого выбора у жюри просто не оставалось. Заводу компании в Сошо пришлось даже вводить ночные смены, чтобы удовлетворить растущий спрос на новинку.
Судьба в Европе: автомобиль в продаже меньше года, но уже сейчас ясно, что это — один из бестселлеров рынка Старого Света.
Судьба в России: премьера модели состоится в конце августа на Московском автосалоне. Сразу за этим начнутся и продажи новинки. Успех полностью зависит от цены. Если в Peugeot не пожадничают и сделают стоимость хэтчбека на уровне других представителей класса, он точно займет немалую долю рынка.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться