Писать про присадки в топливо или масло — это очень часто занятие неблагодарное. В редакцию регулярно приходят предложения опубликовать статью про некий инновационный продукт, разработанный британскими учёными / советскими оборонными предприятиями / молодыми гениями из Сколково (нужное подчеркнуть). Когда к нам обратились питерские производители ВМПАВТО, мы были удивлены. Они предложили доказать эффективность присадки в лаборатории с применением испытательного стенда. То есть, не просто прислать какие-то скриншоты графиков, а провести натурный эксперимент в нашем присутствии. Что называется, «на глазах изумлённой публики».
Вот с таким подходом изучать смазочные свойства масел — правильно! Сегодня на испытании у нас будет сразу несколько масел, которые мы проверим свежими, состаренными и с присадкой. Результат вас удивит — гарантировано. Поехали!
Методология эксперимента
Сейчас не те времена, когда на любой АЗС можно было купить в разлив несколько литров автола. Выбор масел сегодня огромный, причём как дорогих, так и подозрительно дешёвых. Конечно, мы не можем купить по канистре каждого масла: это слишком дорого даже для нас (ха-ха, какая прекрасная скрытая реклама издания), да и эксперимент проходил бы очень долго. Поэтому мы поступим чуть иначе — купим всего пять масел, каждое из которых произведено на разной базе: минеральное, полусинтетическое, гидрокрекинговое, ПАО и на основе сложных эфиров – именно это является корректным переводом английского слова ester на русский язык.
Смею вас уверить, что все масла на одной основе (кроме поддельных) имеют приблизительно одинаковые характеристики. А вот то, что с ними произойдёт в ходе работы и старения, нам крайне интересно. Поэтому сначала мы посмотрим, что покажут эти масла новыми, потом искусственно их состарим и проверим, как они будут работать после нашего условного “пробега”. А потом сделаем с ними ещё кое-что, но об этом позже.
Так, а что у нас с инструментальной базой? Давайте вспомним, для чего нам в моторах вообще нужно масло.
Основных задач у масла три: смазывать, охлаждать и очищать.
Итак, нам нужно смоделировать ситуацию с трением и сопутствующим нагревом. Для этого подходит машина трения ИИ5018-М. Принцип её работы прост: мы устанавливаем в ней вращающийся чугунный ролик — модель цилиндра — и прижимаем к нему маленький фрагмент обычного поршневого компрессионного кольца. Нагрузка — 40 кгс, скорость вращения – 1 000 об/мин. На место сопряжения этих деталей будем по очереди капельно (чтобы сымитировать условия недостатка смазки) подавать разное масло.
Таким образом мы создадим условия, сопоставимые с условиями работы верхнего поршневого кольца в районе верхней мертвой точки — месте наибольшего трения цилиндро-поршневой группы, и будем регистрировать момент трения и температуру в этой области. Чем они будут меньше — тем лучше. Конечно, мы будем иметь дело с вращением, а не возвратно-поступательным движением поршня в цилиндре, но как показывает практика лаборатории, такое моделирование в сравнительных тестах даёт достаточно точные результаты.
Теперь вопрос второй: откуда мы возьмём масло с пробегом? Идеально — заливать свежее в один и тот же мотор (чтобы были одинаковые условия старения) и сливать его при одном и том же пробеге. Но на это ушёл бы не один год. Так что поступим проще: состарим масло искусственно.
И опять же используем опыт лаборатории и методику, разработанную в ней в прошлом году. Её смысл в обычном окислении масла, то есть его нагреве в присутствии кислорода воздуха. Опытным путём было доказано, что делать это нужно в термостате при температуре 250 °С в течение двух часов. Именно при таких условиях изменение щелочного числа, вязкости и трибологических характеристик (тех параметров, которые влияют на процессы трения, изнашивания и смазки) максимально близко к тем, которые происходят при пробеге около пяти тысяч километров.
Само собой, в моторе к этому добавляются и некоторые другие изменения. Например, разбавление масла не сгоревшим топливом и попадание в него продуктов износа частиц металлов. Но мы этого учитывать не будем, так как на свойства масла эти факторы влияют мало (крупные механические примеси остаются в фильтре, а концентрация бензина в масле исправного мотора низкая). Зато все остальные параметры очень близки к тому, что получится в реальной жизни в моторе. Так что испытания искусственно состаренного (окисленного) масла на машине трения нам будет достаточно: наглядно и вполне правдоподобно.
По порядку становись!
Ну, а теперь пару слов о том, какие мы выбрали масла. Может показаться, что выбор несколько странный: тут нет некоторых популярных продуктов, зато есть кое-что, чего найти не так просто. Но на самом деле такая подборка не случайна. С таким набором мы сможем проследить, как влияет старение на масла с различной основой. Вязкость у всех масел одинаковая — 5W30.
Итак, первое масло — Petro-Canada Supreme 5W30. Цена литра — 324 рубля, основа — минеральная. Не самый популярный продукт, зато дешёвый и ведёт себя так, как и должно себя вести минеральное масло, так что нам оно подходит идеально.
Второе — Shell Helix Ultra ECT 5W30 C3. Цена литра — 683 рубля, основа — синтетическая. Это масло очень популярно, его знают многие. Имя, “фуллсинтетик”... Одним словом — вкусняшка, хотя строго говоря, это масло всё же более относится к полусинтетическим.
Третье масло — Castrol MAGNATEC Stop-Start 5W30 A3/B4. Цена литра — 480 рублей, основа — гидрокрекинг. Чтобы не нарваться на подделку, это масло мы привезли прямиком из Германии.
Четвёртое — Mobil 1 ESP Formula 5W30. Цена литра — 625 рублей, основа — ПАО (ПАО — это полиальфаолефины, и такое масло является действительно синтетическим). Оно тоже прилетело к нам из Германии.
Почему оттуда? Потому что нам было интересно посмотреть на достаточно редкое масло на эфирной базе RED LINE 5W30, которое и стало нашим пятым участником. Цена — 1 500 за литр (да, это рекорд!). Ну, а масла на основе эфиров тоже относятся к синтетическим.
Вот в этом порядке мы и будем “кормить” нашу машину трения маслами, сначала — свежими, потом — состаренными.
Жжём и давим
Итак, внизу — три графика. На первом мы видим, как ведут себя свежие масла, залитые сразу из канистр. Жёлтые вертикальные линии отделяют временные интервалы длительностью 15-20 минут. Другими словами, замену масла мы проводили каждые пятнадцать минут. Нам не интересны первые две-три минуты: тут виден процесс приработки, неизбежный при смене одного масла другим. Поэтому смотрим на те цифры, которые появляются ближе к завершению каждого цикла испытаний. Как я уже говорил, это момент силы трения в Н*м и температура в градусах Цельсия. Естественно, чем больше трение, тем выше температура. А так как задача масла — снижать это трение, то чем цифры ниже, тем лучше. Давайте смотреть первый график.
Некоторые удивятся, но минеральное Petro-Canada Supreme, которое только что капнули из канистры, работает не самым худшим образом. Момент силы трения – 0,76 Нм, температура – 186 °С (для простоты я округлю до целых). Идущее следом Shell Helix Ultra ECT 5W30 C3 на фоне старой доброй минералки выглядит уныло: 0,86 Нм и 210 °С соответственно. Но больше всего впечатлило масло Castrol MAGNATEC Stop-Start 5W30, которое показало очевидные для машины трения, но невероятные для нас результаты: 0,89 Нм и 217 °С! Это – худший результат из всей пятёрки. С чем мы и поздравляем Castrol.
Совсем другими цифрами нас порадовало Mobil 1 ESP Formula 5W30. Причём цифры эти ещё невероятнее провальных цифр предыдущего участника, правда, со знаком плюс. Трение по сравнению с предыдущим образцом стало почти в три с половиной раза меньше, всего 0,26 Н*м. Температура упала вдвое, с 217 до 108 градусов. Вот это масло я бы себе в мотор залил, не скрою. Во всяком случае, пока оно свежее.
Лидер по цене, масло RED LINE 5W30, и в тесте выглядит молодцом: 0,40 Н*м — момент силы трения, и 129 °С — температура. Это – второй результат после Mobil1, но отрыв от остальных участников очень значителен (в моменте трения – в среднем в два раза).
Теперь давайте смотреть, как работает то же самое масло, но состаренное.
Пакет присадок тут работает уже хуже, и момент трения ожидаемо становится выше. Как и связанная с ним температура.
Но "минералочка" Petro-Canada Supreme держится молодцом: 0,76 Нм и 198 °С. То есть, прироста момента нет, а температура выросла всего на 12 °С. Результат хороший, но интереснее ведёт себя Shell Helix Ultra ECT. Заметьте: момент стал даже ниже (0,70 Нм против изначальных 0,86 Н*м), соответственно, снизилась и температура (с 210 °С до 193 °С).
Castrol MAGNATEC продолжает тихо плакать в сторонке. Но тенденция улучшения качеств прослеживается и тут: момент трения с 0,89 Нм опустился до 0,76 Нм, температура – с 217 °С до 207 °С. Результат так и остался худшим.
А вот Mobil 1 ESP Formula внезапно сильно «постарело» и момент стал 0,45 Н*м (был 0,26), температура – 153 °С (была 108 °С). Оставаясь по этим параметрам до сих пор лучшим, это масло потеряло свои свойства быстрее всех. Наверное, его и менять стоит чаще.
Масло RED LINE достаточно стабильно, но смазывать стало чуть хуже: температура – 169 °С, момент – 0,57 Нм (было 129 °С и 0,40 Нм соответственно).
Казалось бы, вывод ясен: Mobil 1 ставим на первое место, Castrol MAGNATEC – на последнее. Но давайте проведём ещё один эксперимент — добавим присадку.
Мы все знаем, что в любом масле изначально присадок чуть больше, чем надо. Так делают для того, чтобы не приходилось его менять после первых же трёх тысяч пробега. Где-то после трёх тысяч пробега (мы не берём экстремальные условия эксплуатации, там масло можно угробить очень быстро) количество присадок становится оптимальным, а тысячам к 10 пробега их уже недостаточно. Но на рынке есть средства, производители которых обещают своими чудодейственными препаратами восстановить работу присадок. Например, iMagnet P14.
Производитель – российская компания ВМПАВТО. Читаем на их сайте: «Всего один флакон iMagnet P14 восстановит штатные характеристики современных масел, а мощный полимерный комплекс в составе присадки улучшит антифрикционные качества масла в несколько раз, сделав работу двигателя намного надежней и немного динамичней, позволив вам просто наслаждаться вождением своего автомобиля. Входящий в состав полимер создаст на поверхностях трения слой с пониженным коэффициентом трения. А ещё эта присадка подходит для работы с низковязкими и энергоэффективными и энергосберегающими маслами (например, W-16, W-20, W30 A5 C3 и т.д.)». Давайте добавим этот продукт в состаренное масло и посмотрим, изменится что-нибудь или нет.
Смотрим график.
Кажется, чудеса бывают! Наглядно «чудо» очень заметно в виде переходного процесса на первом отрезке, когда в машину трения только начали подавать масло с iMagnet P14. Если помните, перед этим мы подавали одного из лидеров – состаренное масло масло RED LINE, которое показывало очень хорошие результаты (0,57 Нм и 169 °С). И смотрите, как оба графика поползли вниз. Здесь на наш ролик, который трется о часть поршневого кольца, началась подача минеральной Petro-Canada с iMagnet P14. Результат этой пары просто удивительный: 0,24 Нм и 114 °С! Напомню, что даже с приятно удивившим нас свежим Mobil1 ESP Formula момент составил 0,26 Н*м. То есть, минералка стала работать лучше хорошего масла на основе ПАО (читай — синтетики).
Но ещё лучше присадка подействовала на остальные масла. Shell Helix Ultra ECTС3 стал показывать цифры в 0,14 Нм и 92 °С, «позорник» Castrol MAGNATEC – 0,19 Нм и 101 °С, Mobil 1 ESP Formula – 0,17 Нм и 99 °С, а RED LINE – 0,15 Нм и 91 °С. Обратите внимание: явный «кастроловский» аутсайдер вплотную приблизился к одному из лидеров, RED LINE. Признаться, чудовищно дорогому лидеру. Результат неожиданный, но очень приятный. Но какие можно сделать выводы из всего этого?
Всё-таки менять
Все эти масла со своей работой справляются. Кто-то хуже, кто-то лучше, но они работают. Лучше всех себя показало, конечно, масло Mobil 1, на второе место поставим RED LINE, а в конец списка поставим Castrol MAGNATEC. Но в паре с iMagnet P14 все масла практически выровнялись и не только вернули свои свойства, но даже стали работать лучше. Эта присадка действительно позволяет сделать масляную плёнку прочнее и не даёт ей "порваться". Это очевидно.
Но очевидно и другое: iMagnet P14 можно залить один, два, даже три раза, и это действительно не только продлит жизнь маслу, но и поможет работе мотора. Вот только бесконечно этого делать всё равно нельзя.
Ведь мы не учитываем, что масло стареет не только из-за «смерти» пакета присадок, которые постепенно превращаются в отложения, но и из-за разбавления его топливом и попаданием в него частиц износа. Кроме того, фильтр тоже постепенно забивается и теряет пропускную способность. Так что менять масло всё равно придётся, но, скорее всего, есть смысл после первых трёх-четырёх тысяч пробега добавить в масло iMagnet P14.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
ИМХО тест в корне неверный по сему его результаты бессмысленны. Чугунный ролик в качестве модели цилиндра? Так в нынешних моторах алюминиевые блоки с напылением. Прижим 40 кгс? Зачем, поршневое кольцо не может давить на стенки цилиндра с таким усилием. Присадку добавили в состаренное с помощью нагрева масло. А почему не нагрели его еще раз чтоб оценить изменения в работе присадки в реальных условиях? Тестировать масло надо на реальном моторе а все остальное от лукавого. Про все "чудо" присадки уже много раз было сказано что никакого чуда они не совершат, в лучшем случае дают кратковременный эффект. Этим и пользуются некоторые чтоб продать ушатанный авто.
Ну надо же было как-то чудо-добавку прорекламировать! Вы прям уж совсем шанса людям не оставляете ;)
Я полюбопытствовал что за ВМПАВТО.... ;) На главной странице их сайта висит банер предлагающий получить 400 ры за честный отзыв об их продукте. ;) Дальше еще занятнее. Есть там рездельчик со всякими сертификатами. Так вот один из них, якобы полученный в ГонКонге, утверждает что эта самая присадка iMAGNET P14 снижает расход топлива аж на 20% !!! :) Правда на страницах своего интернет магазина эти "инноваторы" несколько скромнее и пишут про экономию топлива 8-11%. Приплели туда для солидности кафедру ДВС питерского Политеха. Правда о том на каком же моторе получены результаты нет ни слова. ;) Хотя есть пара фоток каких-то поршней... Тест якобы длился 120 часов что по их мнению соответсвует 12 тыс км пробега хотя как я знаю производители считают срок службы масла 250 часов и пробег 15 тыс км. ИМХО очередные "Рога и Копыта" которые уже запутались в собственном вранье.
Попросили коллег из ВМПАВТО прокомментировать вопрос)
На самом деле вопросов куда больше и сильно подозреваю что ответить им будет нечего, кроме как сослаться на происки проклятых конкурентов. ;)
Еще несколько мутных моментов касающихся этой присадки описал ниже.
Прикинул прижимное усилие поршневого кольца, получилось порядка 10 кгс.
На самом деле сымитировать на лабораторной установке переменное по давлению, скорости и температуре нагружение кольца сложно, но замерить температуру и силу трения на реальном двигателе еще сложнее. Так что спасибо и за эти результаты.
Вы всегда благодарите аферистов развешивающих лапшу на уши наивных граждан? ;) Тут уже и ответ от ВМПАВАТО убрали и мой камент к нему.
Ответ в данный момент видно, а про присадку в принципе можно вообще не читать, остановиться на тестировании "чистых" масел.
Доброго дня. Тест сравнительный, показывает поведение масел в одинаковых условиях. Выбор нагрузки 40 кг дает возможность определять трибологические характеристики масел с приближенными к реальным температурами. Исследование iMaginet P14 на реальном двигателе проводилось http://smazka.ru/imagnet/iMagnet_P14_resursnye_ispytanya.pdf . Конечно же, это только моделирование процессов, происходящих в двигателе. Идеальный вариант - одинаковый тест на 100 одинаковых автомобилях и в одинаковых эксплуатационных условиях, для усреднения результатов. Но такими дорогостоящими экспериментами никто в мире не занимается.
Ознакомился с вашим отчетом. ;) Фото лабораторного стенда конечно впечатляют. Эти музейные экспонаты видимо остались со времен СССР. Тестовые моторы ВАЗ скажет так сильно отличаются от типичного современного мотора. А уж тестить на нем Castrol EDGE Professional 0W-20 Titanium предназначенно для совсем других ДВС это уже извращение. Даже самая последняя книжица от ВАЗ Приора не советует лить масло жиже чем 0W30 не говоря уже о более древних вариантах вазовских моторов. Еще один очень занятный момент что с вашей присадкой растет выброс СО аж на 10%, а экономия топлива на реальный рабочих оборотах 2400 - всего 5% Учитывая качество стенда это достижение может быть всего лишь погрешностью измерений. Ну и вишенка на торте пара пара цитат из вашего же отчета:
Ну и где 20% экономии заявленные в сертификате из Гонконга? ;) http://smazka.ru/attachments/get/56/certificate-_of_fuel_saving_vmpauto.jpg
я вообще против присадок, но замечу, что маслице М8В это типичное SAE20 масло, или даже SAE 20W-20, так что маловязкие масла не проблема для старых моторов ) Другое дело, что там масло обычно греется очень слабо, а 30 градусов разницы это серьезный запас по рабочей вязкости
Дла самих железяк двигателя не проблема, а вот для сальников, маслосъемных колец и т.д. жидкое масло может быть реальной проблемой.
А сертификат смешной, похоже про эту загадочную ассоциацию в мире знает только "вмп-авто".
Гугл оказывается знает такую. ;) В ассоциации этой аж 15 человек из них несколько якобы инженеры... дальше копать мне стало неинтересно.
Мне на сайте ВМПАвто другая тема понравилась, не знаю, есть она там сейчас, или нет уже... Вроде про присадку "Ресурс". Так вот там какой-то китайский бизнесмен попал на ремонт движка своей Феррари, но вместо этого залил "Ресурс", и - о чудо! - многотысячный (в долларах, видимо) ремонт оказался уже не нужен)
Интересно, в какой момент оно стало полусинтетическим? База GTL - синтетическая. А вот в Mobil 1 - замес из ПАО, гидрокрекинга и даже эстеров в профилактической дозе.
Если не ошибаюсь, сами Shell заявляют о "базовом масле из природного газа", о чем также свидетельствует значок PurePlus на маслах серии Ultra.
А если уж совсем строго говорить, то к полусинтетическим относится масло серии HX7 и (с натяжкой, обычно его называют "смесевое") HX8.
Не ошибаетесь. Только PurePlus - это маркетинговое наименование процесса получения базового масла, а реально он называется GTL (Gas-to-liquids — газ в жидкость).
Чудны дела твои, Господи! Присадка делает старое масло в два раза лучше нового. Не иначе, производители масел в сговоре с производителями автомобилей. Первые специально делают плохое масло, а вторые рекомендуют заливать его в свои машины, чтобы они поскорее износились и умерли. И только производители чудо-присадок стоят на страже интересов автолюбителей. С 1993 года в Южном порту, а потом и везде, где можно, продавались и продаются волшебные жидкости, которые создают на поверхности металла алмазную, тефлоновую, медную или еще какую-то пленку, которая восстанавливает, снижает, улучшает... И метод испытания всегда - роликовая машина трения. И на каждой выставке, правда за воротами, стоит машина со снятым поддоном и работающим мотором, демонстрирующая преимущества данной химии. Я - автомобильный инженер, и работаю с автомобилями уже 30 лет. Последние 13 - с грузовиками, у которых пробеги между сменами масла от 20 до 120 тыс км, в зависимости от условий эксплуатации. И анализы масла я получаю постоянно. Основная проблема масел, по крайней, мере в нашей стране - это потеря вязкости и моюще-диспергирующих свойств. А указанные присадки их никак не восстанавливают. Трение, которое имитирует роликовая машина, возникает в современном двигателе в очень ограниченном числе мест, например в зоне контакта кулачка и коромысла клапана. Верхнее кольцо смазывается, в основном топливом, а все остальные детали плавают по пленке масла и контактного трения, которое уменьшает присадка не испытывают. На приложенном фото как раз результат использования масла до упора.
Похоже на набег ботов.
Я сейчас езжу на ликви моли топ тек 4600 5W30 . Пробовал шэлл одно время, но моему опелю не пошло оно, появилось постукивание, пришлось срочно тащиться в сервис, сливать масло, как раз тогда и стал заливать ликви моли.
В менее драматичных условиях, но тоже переходил с шелл на ликвимоли по финансовым соображениям. Оно лучше держит свойства от смены до смены и мало того, что само меньше сжирается машиной, еще и жор топлива уменьшается.
Качество масла уже не улучшишь. Нужно изначально покупать нормальное масло и во время его менять. Вот и вся хитрость. Сам лью всегда масло Мотюль http://motul-auto.ru/MOTUL_8100_Econergy_5W30 Хорошее масло и ничего улучшать не нужно.
Хорошая статья, правильная. Я лью ликви моли уже 2 года, перешел на него с лучка. Доволен на все 100%, масло НЕ теряет своих свойств, даже простояв год-полтора в гараже, очень качественное масло, езжу на нем без проблем. Мотор масло не жрёт, откатываю без доливов, машина обороты держит отлично, в -28 заводился с первого раза. А и заметил что уменьшился расход топлива.