Зачем нужна эта статья?
В основном для общего представления о том, что происходит в мороз с автомобилем. Также все это полезно будет знать тем, кто покупает машину из северных регионов или Сибири, про которые в объявлениях обычно пишут «соли не знала!». Но действительно сильный мороз – штука пострашнее соли.
Ходовая часть
На морозе все материалы становятся хрупкими, особенно это касается таких привычно мягких вещей, как пластик и резина. Машина, особенно на ходу, вовсе не статичный монолит. Изгибается кузов вместе со всем его наполнением, изгибаются резиночки элементов подвески, пыльников трансмиссии, разнообразных электротехнических изделий. Разумеется, проминаются элементы салона при воздействии на них человека.
Вибрации от мотора и подвески волнами приходят на каждый элемент. В общем, все постоянно находится в движении, изгибается и мнется. При сильном морозе эти трансформации эластичным элементам даются с трудом, и каждая поездка при температуре -20 существенно сокращает ресурс всех этих многочисленных резиночек, пластика и клеевых соединений.
Особенно тяжко приходится подвеске, которая трудится на ледяном ветру, пропитанном влагой и грязью. Сайлентблоки ускоренно стареют, клеевые соединения с металлом разрушаются, у шаровых шарниров разрушаются пыльники, а смазка внутри работает не очень эффективно. В частности, поэтому в теплой Европе подвески машин выдерживают десятки лет, а в наших условиях порой требуют переборки раз в год. Дело не только в плохих дорогах: европейский булыжник и грунтовки ничуть не лучше московского асфальта.
Бывает и совсем экстрим, когда температура опускается ниже 30 градусов. Тут уже в подвеске от ударов, которые при относительно теплой погоде переносились без последствий, могут трескаться нежные алюминиевые рычаги.
Трескающаяся резина шин – вроде бы не так страшно. Но если у вас «всесезонка» или летняя, то это вообще может закончиться трагически – слои резины будут отходить от корда, а сама резина – трескаться, в результате колесо разгерметизируется.
При более низких температурах даже морозостойкая резина теряет свои свойства, не держит боковые нагрузки и легко разбортируется.
Мотор
Кажется, что мотору, кроме затрудненного запуска, ничего не грозит. Ведь после прогрева его температура держится на установленном уровне, и лишь при неисправностях системы охлаждения он не догревается до минимально необходимых 70-85 градусов. Даже современные дизельные моторы понемногу, но прогреваются, хотя их тепловыделение настолько мало, что потери тепла на отопление салона и в моторном отсеке на малой нагрузке могут опускать температуру в контуре охлаждения до 50 градусов и менее.
Но не все так просто. Мотор – не цельный кусок металла, и он не ограничивается блоком цилиндров. В конструкции современного двигателя хватает пластиковых и резиновых деталей, которые не прогреваются в процессе работы или нагреваются только с одной стороны. Например, трубки вакуумной и топливной систем.
Вот металлу поршневой группы действительно мало что угрожает. Детали прогреваются и работают с нормальным уровнем смазки, ничего страшного от заметно более вязкого масла с ними не случается, разве что у некоторых конструкций растет расход масла, но это не слишком важные нюансы.
Действительно большой неприятностью может оказаться застывание системы вентиляции картера. Как показывает практика, это случается регулярно на машинах очень многих производителей. В картерных газах содержится много воды и кислот, и они, конденсируясь, образуют с моторным маслом эмульсию, которая в свою очередь вполне поддается замерзанию при морозах за 30 градусов. Происходит это во всевозможных патрубках системы вентиляции картера и маслоловушках, а порой и непосредственно в трубочках у дроссельной заслонки.
Дальнейший сценарий зависит от конструкции двигателя. Забитая вентиляция картера может привести к выброшенному масляному щупу и легкому запаху выхлопа в салоне, а может и к разрыву трубок, течам сальников и потере масла с последующим выходом мотора из строя.
Кстати, попавшая на дроссельную заслонку эмульсия может банально «приморозить» ее, и на следующий день вы не заведетесь ни при каких ухищрениях. Разве что хороший прогрев моторного отсека поможет оживить двигатель. Порой слишком вязкое масло и избыток его давления могут привести к обрыву цепей маслонасоса или повреждению его привода. Гидрокомпенсаторы вызовут потерю компрессии, впрочем, и мотор при этом просто не запустится.
Фатальные последствия бывают не так уж часто, пугаться не стоит. Но при регулярной эксплуатации на морозе трещины на опорах мотора, потеря герметичности впускного коллектора и трещины на выпускном, текущие шланги, отказы вакуумного усилителя тормозов и повышенный износ всех ремней (в том числе ГРМ) – точно будут.
Электрика
Господи, а с ней-то что может случиться? Неужели ток будет бегать медленнее? Это вряд ли. А вот изоляция проводов тоже становится хрупкой, трескается припой на платах, а любая влага в контактах приводит к их разрушению.
Различные исполнительные мотоприводы – от дроссельной заслонки до актуаторов турбины – имеют пластиковые шестерни, которые на морозе становятся хрупкими и плохо смазываются, а значит их ресурс стремительно уменьшается.
Температурные перепады при нагреве части электронных плат могут приводить к отрыву чипов от подложки или разрушению гибких проводников, а отказ в таких условиях – вопрос времени. При низких температурах вся конструкция мотора работает действительно «на износ». И фатальные поломки вовсе не исключены, особенно на трассе, при сильной продувке моторного отсека и высоких оборотах двигателя.
Кузов и салон
Кузов – это не только сталь и пластик, и соединяет их не только сварка, болты и шурупы. Стекла держит клей, мастики и герметики защищают многочисленные сварные швы кузова, ну и о лакокрасочном покрытии забывать не будем, оно тоже боится мороза.
Даже сталь кузова при температурах ниже 30 градусов тоже становится довольно хрупкой, хотя это не так существенно и касается не всех марок сталей. Вот хрупкость синтетических материалов и алюминиевых сплавов уже более заметна. Сломать бампер из-за снежных наростов при повороте колеса? Легко. Как и поломать крепления фар и их омыватели буквально из-за кочек или неаккуратного закрывания крышки капота. Попытка сложить заевшее зеркало может легко привести не только к поломке его электропривода, но и к сломанному алюминиевому кронштейну.
Любые диагональные нагрузки (привет любителям офф-роуда и дачных вылазок зимой!) в морозы кузову противопоказаны: стекла могут растрескаться, а могут просто потерять герметичность соединения с кузовом – после потепления сюрприз будет немалый.
Треснувший герметик швов заметно ускорит появление коррозии. Сразу вы этого не заметите, но через год-другой это уже может проявить себя в виде вспухших швов в самых нагруженных местах.
Что уж говорить о салоне… Он ведь не просто «гремит» в мороз, он взывает к милосердию. Не удивляйтесь тому, что кожаные обивки сидений вдруг могут начать «расползаться» на глазах, шовчик за шовчиком, даже натуральная кожа становится в мороз хрупкой, а виниловая «экокожа» часто уже после -20 °C ломается на изгибах.
И что ж теперь, не ездить?!
Если в ваших широтах мороз за 20 – явление скорее исключительное, чем привычное, то для вас все эти вещи вряд ли так уж критичны. От нескольких поездок в лютую стужу машина не развалится. Но если вы бережливый хозяин и собираетесь ездить на машине долго и счастливо, то может и правда не стоит лишний раз ее гонять, пока стоят трескучие морозы. Вызовите такси, окажется дешевле. Особенно это актуально для владельцев подержанного премиума: электрики много, износ уже есть, а всякие резинки-пластмасски стоят порой приличных денег.
Ну а если вы живете в краю льдов и снегов, и минус 20 для вас – лишь легкая прохлада, а за мороз вы считаете температуры от 40 градусов и ниже, то советовать вам не пользоваться машиной бессмысленно. Просто знайте, что несмотря на отсутствие «соленых реагентов», износ машины в этих условиях идет ускоренный. В Калифорнии или хотя бы в Ростовской области вашему авто понравится значительно больше.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Живу в ЯНАО. 99% авто с предпусковыми подогревателями: автономными или электрическими. Т.е холодных запусков ДВС нет, износ моторов меньше, чем в средней полосе. У меня Ауди А4 В8 4х4, езжу до -35. Редко до -40. После -40 пешком или такси. На такси после -45 цены кратно растут. В конце декабря было -55, тогда почти никто не ездит. Проблем с авто за 3 года/80000 нет. Вообще никаких. Потому что пробок нет.
А при -40 отказываетесь от машины именно потому что жалко эксплуатировать на таком морозе?
До -30 это нормальная температура, некритично для машины..хотя некоторые и в минус 20 уже завестись не могут, недавно тут в начале года товарища подкуривал...
Ну что ж, всё верно, если ведущие автомобильные концерны с радостным визгом заявляют, что их движки ходють цельных 200 - 240 тыс км (за такой ресурс лет 20 тому назад. они не продали бы и одной машины) , То можно иметь представление о качестве остальных агрегатов и деталей. Поэтому на совремённых машинах и в мороз и в жару особенно, а уж в пробках так совсем низзя!!! Совершенно недавно прокатился на Дискавери 4 ( - 25), так внутри энтой трёхлямовой эксклюзивки типа, грохоту больше чем в моей Калине Кросс!!! Так в чем преимущество ???
Наверное, в том, что там больше места, полный привод, лучшая проходимость, отличный дизель, и салон, будучи прогретым, не гремит. В отличие от вашей калины кросс, которая остаётся калиной при любых температурах внутри и снаружи.
К вашему большому сожалению гремит не двигатель, а салон что и обидно !!! И вы совершенно правы мой Кросс так и останется Калиной а не погремушкой за три ляма !!!
Ну вот я и говорю, что калина гремит при любых температурах, а диско только в непрогретом состоянии на морозе в -25. Понимаю ваше горе, соболезную, но не стоит сублимировать - просто продайте ВАЗ и купите машину.
Нихренасе полчаса по городу и не прогрелась ? Так скока энтот недоделанный уазик прогревается? Тем более а кто вам сказал, что у меня горе?? Скорее это у вас жаба
У меня жаба? Это, наверное, я вылезаю в комментах и пытаюсь всем доказать, что моя калина лучше какого-то там ленд ровера по причине, что у него салон на холоде гремит так же) Вы предпочли проигнорировать тот факт, что калина попросту меньше, материалы хуже, оснащена значительно беднее, эргономика водительского места убогая, а ко всему прочему это недопривод. Браво)
Ну и да, если там не стоит предпусковой подогреватель и дополнительный отопитель салона, а двигатель дизельный, то да - салон будет греться долго.
ЖАБА!!! Да ещё и какая, потому что в моём комменте Калина, как бы и не при делах. НО я так понимаю слово Калина для вас уже ругательно. и на последок аныкдот = почему владельцы роверов, встречаясь на дорогах не приветствуют друг друга ??? А и правильно, потому что с утра они уже здоровались на СТО !!! Удачи
В вашем комменте Диско сравнивается с калиной - поэтому говоря "не при делах", вы откровенно врёте. Из той же оперы и жаба, которая душит не меня (у меня не LR), а вас, вопрошающего: "За что такие деньги" и называющего машину гораздо дороже и, чего греха таить, гораздо лучше вашей калины "недоделанным уазиком".
Анекдоты это хорошо. Помню один: "— Какой расход у Лады Калина? — Три машины на две тысячи км"(с)
Ну анекдотец так себе, типа с древним душком, да ладно. А вот читать вы так и не научились. Жаль
Скорее, вы не научились без зависти воспринимать чужие машины)
Ну прям беда какая-то с вашим восприятием мира!!! Всё на своей волне, очевидно учиться следовало получше, да и в детстве книжек читать побольше....
Точно? А может, вам поменьше вещей говорить, за которые самому потом неудобно? Да и врать и изворачиваться не стоит - не красит это вас)
Точно? Прочитай весь МОЙ коммент и уясни о чем разговор = уточняю для недогоняющих, что качество мировых брэндов упало в ноль!! И поэтому вести разговоры о морозах, жаре и пробках это пустой перевод времени!!! А вот уже во второй части марлезонского балета, я КАК ПРИМЕР привел неотличимые достоинства трехлямового
ведра, от другого достойного автомобиля!! Просто звучит для понимания??? Мне стыдно только за то что с такими упоротыми разговариваю. Не тратьте на меня своё драгоценное
Во-первых, мы с вами на брудершафт не пили. Так что хамить не надо. Во-вторых, единственное ведро в нашей занимательной беседе - это таз. Ваш таз. И очень печально наблюдать, как человек, который ездит на тазу вместо автомобиля, пытается рассуждать о падении качества мирового автопрома и сравнивать оный таз с машинами совершенно другого уровня. Это попахивает чёрной завистью напополам с дешёвым пафосом. Попейте ромашки с пустырником, глубоко вздохните и попробуйте всё же смириться с мыслью, что у кого-то машина дороже и лучше вашей.
Ну что ж, если уж ВАС так задевает мой таз и кроме этого вы НИЧЕГО не видите, мне вас жаль это уже КЛИНИКА. А уж если вы ПРОЧИТАЛИ, что я СРАВНИВАЛ совершенно разные по классу машины, то я с вами на брудершафт пить побоялся бы. Удачи. И сходите в школу што ли. Начните с ПТУ. Развивает
Ваш таз не задевает никого, кроме вас самих - потому, что именно вы так старательно пытаетесь доказать всему миру в комментариях, что он ничуть не хуже автомобилей значительно дороже) А школа с ПТУ - это, по всей видимости, то, что вы прогуляли в своё время. По крайней мере, ваш уровень грамотности намекает именно на это, исключая возможность наличия законченного высшего образования.
Да уж судя по вашему высокоинтеллектуальному ответу, начинайте с ЦПШ. И тем более, я никому. а тем более вам ничего доказывать не хочу. Тем более, я так понимаю бесполезно.
Опять сублимируете?) Не стоит так рьяно завидовать, лучше купите букварь и начните готовиться к поступлению в начальный класс общеобразовательной школы) Хоть на старости лет порадуйте себя знанием грамоты - раз уж ваше транспортное средство не приносит вам радости)
Много чести. Вы совершенно неинтересный собеседничек, Удачи на просторах, если есть вылысипед !!!
С вашей мелочностью и завистливостью слово "честь" вообще использовать не comme il faut) А велосипед (ваше знание русского языка, видимо, не позволяет правильно писать даже это немудрёное слово) это вполне пристойное техническое средство, прекрасно вам знакомое - у вас его версия "кросс")
Да не таки уж мы тупы и про комильфо в курсе. НО!!!! Я понял, что вас так заводит, я уверен что у вас в наличии то самое ведро с болтами за три ляма!!! И тут кто- то поставил в один ряд ваш унитаз с каким-то кроссом. Ну чесслово, ну не дошло до меня сразу, ну звиняйте. чё бабосы кончились содержать ??? Прискорбно. ПЫ.СЫ. Я так думаю. что вас остальные участники сайта уже послали в пешеходно-сексуальное путешествие ??? Ну что ж могу к ним присоедениться и пожелать вам счастливого пути и удачи на дорогах, СЭР !!!!
Ну вот видите, касательно вашего уровня образования я оказался прав: логика у вас отсутствует напрочь) Выше я писал, что у меня не ЛР, и владельцам оных машин я ничуть не завидую (вообще не любитель внедорожников). Просто считаю нелепым кукарекать в комментариях о том, на что денег не хватает. Только не надо уверять меня, что КАЛину вы купили от хорошей жизни и избытка денежных средств на карте) Повторюсь, зависть - плохое чувство, и вы своими гневными филлипиками в адрес Лендровера только подтверждаете эту немудрёную истину. И вообще, смотрите на мир позитивнее, а не через призму гремящего салона своего таза ;-)
З.Ы. Вся ваша экспрессия, обилие восклицательных знаков, сублимация в сети явный признак нереализованного либидо по Фрейду. Видимо, пешее эротическое путешествие (которое вас так заботит) - единственное эротическое, что у вас осталось в силу возраста)
Дискавери это вообще гавно. Там только пластмасса, я вообще не понимаю почему она столько стоит. Двигатель отстой, вид тоже отстой, салон дешёвый. Насчёт лэнд ровер, у меня рендж ровер, молдинги с обоих сторон от лобового стекла на замену, типо брак, болтаются. Капот прикрутили, типо брак на скорости болтался. На 1 и 3 то приехал на эвакуаторе. На первом патрубок слетел с турбины типо плохо закреплен на заводе был. На 3 то коробка сломалась. Меняли 45 дней. Блютус плохо работал, сказали что это потому что айфон купил, надо было что то проще купить. На морозе, -25, потеря мощности, заглохла.сказали что типо дизель плохой, но рядом прадо который тоже дизель и стоял неделю на улице (моя на улице была 1 день) ехал очень хорошо. На одной заправке дизель залили. Ещё много разных проблем, пробег 41000 на данный момент(за 2 года) машина на улице почти не стоит, но всегда проблемы. Эвакуатор от лэнд ровер помощь на дороге в Москве ждал 4 дня, типо из за морозов в Москве был п...ц, и английские ведра не справились. Может быть и дизель плохой, но прадо ехал!
..и подогрев-хорошо (вот недавно девчушка с Самарского региона запантетовала !-новую систему так нанисты-онанисты перехватили)-и масло -и топливо .Да -про прокладку между рулём и ковриком-не забываем! Удачи на дорогах!!!
из Якутска вообще-то, дочка знакомого )
Чудо буржуйского автопрома с гидроприводом роботизированной коробки в минус 25 уже не может. А жаль.