Война — не лучший двигатель прогресса, считал Сакамото Рёма, японский политический деятель середины XIX века. И все-таки Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и ставшая "могилой трех империй", кое-что оставила после себя уцелевшим.
Гусеничный движитель, придуманный для труднопроходимой местности, стали использовать на тяжелой военной технике и подвергли многочисленным улучшениям. Аэропланы за четыре военных года эволюционировали от "этажерок" с деревянным каркасом до цельметаллических самолетов, какими мы их привыкли видеть.
Что же до автомобиля, то он начал Первую мировую уже вполне состоявшимся. Первый прорыв от самодвижущихся паровых колясок до конвейерной сборки многотысячными тиражами он уже успел пройти до печальных событий. За годы его службы в армии в 1914-1919 годах ничего кардинально нового внедрено не было.
Военный дебют
Более того, первый вооруженный конфликт с участием автомобиля начался за 15 лет до Первой мировой — в ходе Англо-бурской войны 1899-1902 годов, также знаменитой еще одной "инновацией", хотя и куда более сомнительной, — концентрационными лагерями для военнопленных и мирного населения.
Англичанин Ф.Симмс взял французский автомобиль De Dion-Bouton (Де Дион-Бутон), приспособил к нему американский пулемет системы Максима (популярное оружие на рубеже веков) и таким образом создал первую в мире боевую машину, имеющую все сохранившиеся на долгие годы атрибуты: вооружение, двигатель и колеса.
Конечно, это был всего лишь прототип, который, хотя и успел покататься по полям сражений, на вооружение принят не был и широкого применения тогда не нашел. Однако у автора идеи инициативности ничуть не убавилось. Симмс явно понимал, что со временем его изобретение оценят по заслугам и поэтому в 1902 году создал первый в мире бронированный автомобиль.
Этот забавный броневик так и не поучаствовал ни в одном сражении. Зато в 1908 году Генри Форд запустил первую массовую модель Т, и самобеглые коляски стали заполнять города. До войны оставалось всего шесть лет.
Самое интересное, что первое кровопролитие свершилось при непосредственном участии автомобиля. Эрцгерцог Франц Фердинанд погиб в салоне открытого лимузина Gräf & Stift Double Phaeton 1910 года выпуска, когда ехал на нем по Сараево вместе с владельцем машины и по совместительству своим приятелем графом Францем фон Гаррахом.
Путь к популярности
Несмотря на то что консервативные генералы всех воюющих сторон в начале войны руководствовались принципами 1870-х годов и упорно не призывали машины в армию, наши четырехколесные друзья частенько сами оказывались на фронте и использовались для перевозки тех самых генералов.
После первых боев полководцы довольно быстро осознали, что автомобиль — вполне резонная замена гужевой повозке и может не хуже, а иногда и лучше лошадей возить раненых, боеприпасы и даже нести вооружение. Тогда же на дорогах появились и первые заграждения против автомобилей — проволочные. А очень скоро — и "антипартизанское" оборудование для машин, которое позволяло разрезать или отводить с дороги заграждения.
Еще неожиданно выяснилось, что на автомобиле намного удобнее патрулировать дороги, чем на лошадях, а уж тем более чем пешком. Поэтому частные автомобили офицеров, а также и машины, захваченные у врага, быстро начинали эксплуатировать.
Еще одна работа для авто, в основном грузовых, нашлась в медицинской службе. В годы Первой мировой впервые начали организовывать производство автомобилей для транспортировки раненых. Апогеем этого стал запечатленный неизвестным фотографом автомобиль Опель медицинской службы, оснащенный полевым алтарем.
Для общевойсковых нужд в Первую мировую использовали даже настоящие автопоезда
Мы немного слукавили, сказав, что война не привнесла в автопром ничего нового. Кое-что все-таки было. В автомобилях начала века довольно серьезную часть стоимости составляли покрышки, и в условиях войны колеса приходили в негодность первыми. Поэтому талантливые немецкие инженеры придумали ставить вместо эластичной каучуковой покрышки пружины со стальными грунтозацепами, чтобы относительно спокойно перемещаться, не опасаясь гвоздей. А впрочем, много ли вы видели сейчас автомобилей с такими колесами?
Помимо машин, в армию иногда призывали и мотоциклы. Например, на этом мотоцикле с коляской прекрасно уживаются группа кайзеровских солдат и пулемет.
К 1915 году в армии все уже свыклись с мыслью, что автомобиль стал незаменимым помощником солдата. Армии стали массово закупать санитарные машины и простые грузовики. На платформы грузовиков в частях устанавливалось разнообразнейшее вооружение. Многие виды техники, описанные в мемуарах и научных статьях, не имеют фотографического подтверждения. Что неудивительно, так как фотосъемка 100 лет назад была делом трудным, особенно в военных условиях.
Что дальше?
Дальнейшая история автомобиля идет бок о бок с военной историей. В 30-х годах начали появляться полноприводнные командирские машины — джипы. Во время Второй мировой получили распространение грузовики с зенитным вооружением, полугусеничные машины и разнообразнейшие вспомогательные автомобили для обслуживания самолетов и танков. И вы будете удивлены, но кавалерию военные машины не смогли победить ни в Первую, ни во Вторую мировую. Окончательно этот род войск ушел на покой только в 60-х годах.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться