Огромные, устрашающие, поражающие проходимостью и… безнадежно устаревшие? Изучаем автопарк Вооруженных сил РФ и выясняем, какие модели стоят на вооружении с 60-х годов, а какие — относительно недавно.
УАЗ-3151
Длина: 4 022 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: бензиновый рядный объемом 2.4 литра, карбюраторный.
Мощность: 75 л.с. при 4 000 об/мин.
Крутящий момент: 166 Нм при 2 000 – 2 500 об/мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Жестко подключаемый полный привод.
Расход топлива: 15,6 л на 100 км.
На вооружении: с 1971 года.
Последние 43 года открытый УАЗ с брезентовым верхом, именуемый в народе "бобиком", является основным командирским автомобилем российской армии. На них возят офицерский состав, а также буксируют небольшие прицепы с грузами и малую артиллерию.
Изначально армейский автомобиль назывался УАЗ-469, и только после серьезной модернизации 1985 года получил индекс 3151, который сохранил по сей день. В 2011 году в Минобороны заявили о том, что к 2015-му полностью откажутся от использования УАЗ-3151 в войсках. Вероятно, преемником станет все тот же "бобик", но уже под "охотничьим" названием на языке вероятного противника.
Длина: 5 655 мм.
Дорожный просвет: 315 мм.
Двигатель: бензиновый V8 объемом 4.3 литра, карбюраторный.
Мощность: 120 л.с. при 3 200 об/мин.
Крутящий момент: 285 Нм при 2 000 об/мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами.
Грузоподъемность: 2 тонны.
Расход топлива: 33,5 л на 100 км.
На вооружении: с 1964 года.
Этот первый советский бескапотный армейский автомобиль грузовиком назвать было бы некорректно: его разрабатывали специально для перевозки людей. В первую очередь для воздушно-десантных войск. В качестве грузового транспорта его использовать сложно из-за короткой грузовой платформы.
При проектировании за основу взяли немецкий Mercedes Unimog, однако технически ГАЗ-66 — полностью советская разработка. В народе автомобиль, знаменитый благодаря способности ездить при полном отсутствии дорог, за индекс 66 прозвали ее "Шишигой". Армейские водители недолюбливают машину за неудобную посадку с рычагом КПП за спиной (да-да).
С 1964 по 1999 год собрали почти миллион автомобилей, однако в Вооруженных силах их почти не осталось. ГАЗ-66 очень опасен для личного состава при подрыве на минах, что стало понятно еще в ходе войны в Афганистане. Впрочем, автомобиль до сих пор используется в качестве штабного.
Длина: 6 347 мм.
Дорожный просвет: 335 мм.
Двигатель: дизельный рядный объемом 4.75 литра, карбюраторным пусковым мотором
Мощность: 119 л.с.
Крутящий момент: 420 Нм.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами.
Расход топлива: 16 л на 100 км.
Грузоподъемность: 2 тонны.
На вооружении: с 1997 года.
Еще в 1980 году началась разработка армейского вездехода на замену ГАЗ-66, однако в связи с распадом СССР в массовое производство модель не пошла. ГАЗ-3308 "Садко" — это продукт компромиссный. Трансмиссия и база практически полностью перекочевали с "Шишиги", а кабина и оперение — от гражданского "Газона", то есть ГАЗ-3307. В целях экономии топлива бензиновый V8 сменили на белорусский тракторный дизель.
В итоге получился продукт, который можно поставлять и в армию, и для использования в качестве грузовика повышенной проходимости, благо платформа стала значительно длиннее. Сейчас это основной транспорт для перевозки личного состава, хотя проблема с уязвимостью для мин осталась нерешенной.
Длина: 7 850 мм.
Дорожный просвет: 385 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 10,9 литра.
Мощность: 240 л.с. при 2 200 об/мин.
Крутящий момент: 912 Нм при 1 100 – 1 500 об/мин.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 25 л на 100 км.
Грузоподъемность: 4 тонны.
На вооружении: с 1995 года.
Армии был необходим современный маневренный бескапотный грузовик средней грузоподъемности, который бы занял нишу между среднетоннажниками ГАЗ и тяжелыми "Уралами". Разработку доверили Камскому автозаводу. Из-за печально известного пожара на предприятии и развала СССР процесс растянулся на 10 лет и был закончен только в 1995-м, когда появились первые серийные машины. КамАЗ выигрывает благодаря лучшей управляемости и плавности хода, чем у его капотных собратьев. Помимо четырехосника, КамАЗ также поставляет в Вооруженные силы трехосную модель 5350 и четырехосную 6350.
Длина: 7 588 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.
Мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.
Крутящий момент: 883 Нм при 1 250 – 1 450 об/мин
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод на шесть колес.
Расход топлива: 32 л на 100 км.
Грузоподъемность: 7 тонн.
На вооружении: с 1977 года.
Принципиальная конструкция этого грузовика была разработана еще в конце 50-х годов. Стране, вступившей в холодную войну, остро был необходим сверхпроходимый тяжелый автомобиль. Среднетоннажный "Урал" ЗИС-355, который тогда стоял на вооружении, этим требованиям не отвечал, и разработку начали с чистого листа. Первая модификация нового "Урала" имела индекс 375 и впервые была показана на параде 7 ноября 1960 года. Грузовик обладал фантастической проходимостью и выносливостью, но бензиновый зиловский V8 потреблял 50-70 литров топлива, что затрудняло эксплуатацию в отдаленных районах. Появившийся спустя 17 лет "Урал"-4320 отличается от предшественника наличием менее прожорливого дизельного двигателя ЯМЗ. Автомобиль выпускается по сей день на заводе в Миассе и используется для перевозки личного состава, грузов, а также в качестве шасси для орудий. Есть бронированная версия – "Урал"-4320-30 для работы в зоне боевых действий.
Длина: 8 600 мм.
Дорожный просвет: 410 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра с турбонаддувом.
Мощность: 300 л.с. при 2 000 об/мин.
Крутящий момент: 1180 Нм при 1 200 – 1 400 об/мин.
Трансмиссия: 8-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод на восемь колес.
Расход топлива: 40 л на 100 км.
Грузоподъемность: 10 тонн.
На вооружении: с 1989 года.
История сверхтяжелого четырехосного автомобиля была долгой и трудной. Разработка началась в 60-х годах, в 80-х появились первые опытные образцы. Затем была неудачная попытка частичной унификации с КамАЗом и более удачные договоренности с Ярославским моторным заводом на поставку турбированных дизелей и компанией Iveco на поставку кабин. Только в конце 90-х годов "Урал"-5323 принял современный вид. В войсках его используют в основном как шасси для зенитных орудий и гаубиц, но также и для перевозки людей и грузов. С 2000 года выпускается бронированная модификация "Урал"-5323-23.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Откуда на дизельном Садко - карбюратор? Исправьте ошибку, или просветите про секретные разработки.
Армейский Садко идет со старым тракторным карбюраторным дизелем ММЗ. http://www.dilermmz.ru/rukovodstvo_dizel_D242_D243_245.pdf
Имеется в виду пусковой мотор, конечно же.
Урал 4320 без длинного носа для дизеля смотрится куда лучше, хотя для военных машин это имеет последнюю важность.
...особенно если речь идет про 50-е годы, когда разрабатывали внешний вид Урала.
У нас на военных сборах были Кразы, их что списали?
У нас на военных сборах были Кразы, их что списали? Еще были Зил-131. Тоже списали?
Считаю, что характеристика пускового мотора не имеет отношения к характеристике основного двигателя.
Про армейский не знаю, а гражданский Садко имеет Д245 с турбиной и электронным ТНВД Bosch и электрическим стартером.
Хорошо, вы меня убедили, мы пометим, что карб стоит на пусковом движке.
Читаю руководство к дизелям ММЗ. Страница 5 - 1.1.2 Технические характеристики, пункт 2. Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск.
Карбюратор у этих дизелей стоит до впрыска или после?
Карбюратор стоит на пусковом двигателе!
На автомобильном ММЗ нет пускового двигателя. Запускается электрическим стартером.
http://azgaz.ru/files/12%20261.pdf
Руководство дано по всей линейке двигателей, которые устанавливаются помимо грузовиков на специальную технику и используются в стационарных установках.
Признайтесь, что вы лоханулись, исправьте текст, и закроем эту тему.
ХУЖЕ ТЕЛЕГИ ,ЧЕМ САДКО НЕ ВИДАЛ! ШИШИГ ПОМЕНЯЛ 11 ШТУК - ЭТО МАШИНА! А ЗА 3308 НУЖНО "КОНСТРУКТОРОВ"В АМЕРИКУ ОТПРАВИТЬ(ПУСТЬ ТАМ ПАКОСТЯТ)
ХУЖЕ ТЕЛЕГИ ,ЧЕМ САДКО НЕ ВИДАЛ! ШИШИГ ПОМЕНЯЛ 11 ШТУК - ЭТО МАШИНА! А ЗА 3308 НУЖНО "КОНСТРУКТОРОВ"В АМЕРИКУ ОТПРАВИТЬ(ПУСТЬ ТАМ ПАКОСТЯТ)
Официально на вооружении они не состоят уже... Кстати, ГАЗ-66, по сведениям минобороны, тоже. Но на их сайте есть в списке техники сухопутных войск штабной автомобиль на его базе, поэтому мы включили его в этот обзор. А так, я думаю, в частях если поискать, то много чего можно найти. Наверняка где-то и бензиновые Уралы есть.