[su_capital_letter_new_2 letter='А' text='теперь, читатель, давай представим, что пока человечество отправляет исследовательские зонды в другие миры, кто-то из этих миров снаряжает экспедиции на Землю. И, судя по некоторым экземплярам «местного» автопрома, делает это уже давно. Идея ретрофутуризма стала для таких шпионов удобной ширмой. Пусть технологии землян далеки от инопланетных, это не помешало им вымещать свою тоску по дому в странных до одури агрегатах. Оным и посвящается наша традиционная подборка.']
«Вспышка» справа
Французский строитель «декоративных» седанов, Société Industrielle de Mécanique et Carrosserie Automobile, или Simca, в 1959 году представил любопытнейший концепт. Нечто по имени Fulgur (с латыни переводится, как «вспышка») появилось на Женевском автосалоне при большом скоплении народа. Атмосфера в павильонах была разряженной, микроклимат в норме, потому и показания многочисленных свидетелей не путаются.
Все автолюбители как один утверждали, что перед ними возник необычный аппарат: низкий, с обтекаемым корпусом серебристого цвета, прозрачной кабиной-куполом и хвостовыми крыльями. Если верить расхожей легенде, это был автомобиль из 2000 года, оснащенный ядерной энергодвигательной установкой и некой системой ультразвукового управления – т.е. Fulgur ехал строго на сигнал «маяка». Имея классическую четырехколесную компоновку, аппарат умел передвигаться и на двух «конечностях». Для этого в его «подбрюшье» располагался гироскоп, который активизировался, если «Вспышка» набирала скорость больше 150 км/ч.
Ответственным за создание странной машины являлся Роберт Опрон, французский дизайнер и инженер (если верить его досье). Он спроектировал «Вспышку», когда ему было всего 26 лет. Этот шокирующий концепт всерьез впечатлил некоторых автопромышленников, и вскоре на счету мсье Опрона значились такие модели, как Citroen SM, GS и CX ; Renault Fuego, 9, 11 и 25; а также спорткар Alpine A310. Как видно, концепт Simca Fulgur был отличным стартом в карьере дизайнера. Но вот куда делся этот «автомобиль 2000-го», никто не знает.
Не имея на борту силовой установки, т.е. персонального ядерного реактора, Simca Fulgur все же перемещался в пространстве. Годом позже своей премьеры концепт фигурировал на Нью-Йоркском автосалоне, а в 1961-ом – на Чикагском Моторшоу. И это не считая любительских фотоснимков, сделанных в самых разных местах! Похоже, потенциал «Вспышки» никогда не был полностью раскрыт. Радует, что все встречи с Simca Fulgur завершались благополучно – авария с участием этого НЛО могла превратить в руины сразу несколько кварталов…
Родстер Дарта Вейдера
Джон Вайц еще в 1967 году умудрился возглавить Международный список самых хорошо одетых людей, хотя нередко являлся на званные хэмптонские ужины в пыли от гонок Ле-Мана. Просто этот человек был модельером мужской одежды и умел эффектно себя подать, даже если его утро начиналось в Британии, а вечер – в США. Кроме пошива одежды, Вайц зарабатывал профессиональной фотосъемкой, а также пописывал бульварные детективы. В прошлом он служил офицером американской разведки, так что этому господину было, о чем рассказать. Но и такой человек однажды может пресытиться гламурной жизнью, заскучать, погрузиться в тоску. Когда кризис настал, Вайц решил построить персональное авто.
«Я не шью брюк, а вы не пытайтесь строить автомобили!», – с порога прокричал Джон Делореан, когда Вайц обратился к нему за помощью, и выставил того за дверь. В ответ кутюрье просто пожал плечами, т.к. знал, что для адептов высшего разума не существует преград. Знал Вайц толк и в машинах: на треке он рулил гоночным Allard J2X, а по хайвеям гонял на Chevrolet Camaro Z28. У этого спорткара наш герой и позаимствовал силовые агрегаты (V8 объемом 4,949 см³). Эскизы кузова он подготовил давно, а шасси для будущего авто было сварено на заказ британским ателье Mallalieu Engineering Limited.
Дерри Ф. Маллалью основал свою мануфактуру с тем, чтобы восстанавливать старинные Bentley. Это была работа скорее для души, чем кошелька, поэтому эксцентричный заказ Вайца он выполнил в точности. Алюминиевый кузов формовали вручную, оптику везли из Италии, краску накладывали трепетно, во множество слоев. В итоге летом 1979-го Джон Вайц прикатил в Нью-Йорк на странного вида родстере, силуэтом слегка напоминавшим Austin-Healey 3000, но больше похожим на плод порочной связи Бэтмена и Дарта Вейдера весом в 1 050 кг. Так его и окрестили в прессе. Сам же Вайц нарек свой автомобиль проиндексированным именем себя – Weitz X600. Особенно он гордился его цветом, баклажаново-черным с красной каймой.
В 1979-ом кутюрье навел шороху среди богемы Нью-Йорка. Джон так часто использовал свой Weitz X600, что если бы признался, будто он и есть главный злодей Звездных войн, ему обязательно поверили бы! Несмотря на то, что Вайц много участвовал в гонках, умер он вполне естественной смертью, после чего родстер отошел студии-производителю. Но т.к. Дерри Ф. Маллалью к тому времени тоже почил с миром, интерес у других инженеров этот концепт не вызвал. Долгое время он кочевал по пыльным углам ателье, пока не достался музею самолетов в Кливленде, где и затерялся насовсем. Настоящее НЛО, не иначе!
Сверхзвуковая служба доставки
Следующий подзаголовок выглядит, как название какого-то аниме с волшебством и убийствами, но он не слишком отличается от первоисточника – концепта Chevrolet Express. Данный экземпляр появился на свет под влиянием Сида Мида, в этом нет сомнений. Дизайнерские отделы GM слишком тесно сотрудничали с этим гением ретрофутуризма, чтобы поддаться его идеям. Сам Мид наверняка вдохновлялся образами, которые транслировали его небесные повелители из созвездия Собаки, оттого-то их так сложно было воплотить в металле. Зато его поклонники в Chevrolet мудрить не стали, и в 1987 году довели-таки свой концепт до сборочных станков.
По сути, Chevrolet Express представлял собой очередную фантазию на тему автомобиля будущего, с той лишь поправкой, что это самое будущее могло вот-вот наступить. Поэтому в нем не применялось никак запредельных технологий – лишь то, что существовало в мире на данный момент. Чем машина действительно впечатляла, так это своей скоростью. Газотурбинный двигатель AGM-5, установленный в задней части, помогал машине развивать скорость свыше 240 км/ч, а его корпус был сконструирован так, что продолжительность этих нагрузок на него не влияла. Обтекаемый кузов из углеволокна с закрытыми колесными арками позволял использовать граунд-эффект, отчего коэффициент аэродинамического сопротивления машины составлял рекордные 0,195 единицы! По легенде, в будущем такие аппараты должны перемещаться по федеральным трассам закрытого доступа и обеспечивать высокоскоростное сообщение.
Попасть в салон, рассчитанный на четверых, можно было, только подняв консоль, совместившую в себе крышу и лобовое остекление. Вторая крышка откидывалась таким же образом, но в бок, обеспечивая доступ к моторному отсеку. Зеркал заднего вида и прочих традиционно выступающих деталей Chevrolet Express не имел. Обзор дороги осуществлялся камерами, которые передавали изображения на три монитора, интегрированных в приборную панель. Главное, что все это работало, пророча новый виток в развитии автомобилестроения.
Полностью ездовой прототип не убедил руководство концерна на серийное производство. И если бы не Голливуд, так бы Chevrolet Express и кататься по выставкам да автосалонам до скончания дней. Но когда киношникам понадобилось имитировать город будущего для картины «Назад в будущее 2», нельзя было найти машины лучше.
Помнишь, читатель, эпизод, где потомок Марти МакФлая пересекает Courthouse Square и едва не оказывается под колесами футуристичного авто? Кровь этого персонажа могла быть на нашем «Экспрессе». Может, тогда его бы лучше запомнили?!
Секретный «Мерс»
Да-да, свой экспериментальный отдел есть и у Mercedes-Benz. Уж не знаю, где он находится: в глубинных подвалах штутгартского офиса или на Альфа-Центавре, но планы там строят космические. Одна такая идея-фикс привела инженеров в 1995 году к созданию концепта, которому предстояло объединить в себе динамику и управляемость мотоцикла с комфортом легкового автомобиля.
Разработка проекта началась с компьютерного моделирования. Трайк, названный F300 Life Jet, стал первым транспортным средством в истории концерна Daimler AG, послужившим испытательной платформой для ПО CASCaDE. Данная симуляция позволила решить главную проблему будущей машины – наклон переднего моста и кузова в момент маневров. Боковой крен трайка в 30º забирал большую часть пространства салона, чем сильно ограничивал дизайнеров.
В итоге построенный на легком алюминиевом шасси (всего 89 кг), концепт получил V-образную форму кузова и три колеса для повышения устойчивости. Двухместный салон с эргономичными креслами и ремнями безопасности позволял экипажу разместиться с комфортом, защищал от непогоды и избавлял от необходимости облачаться в традиционную экипировку мотоциклиста. В любой момент кабину можно было «разгерметизировать», опустив стекла и убрав складную крышу в специальный кожух, служивший багажником. Также в салоне был предусмотрен бортовой компьютер и кондиционер.
Превращение закрытого автомобиля в родстер являлось не единственным сюрпризом F300 Life Jet. В концепте было применено достаточно инженерных решений для динамичной, экстремальной езды. Основой его управления стала технология Активного Контроля Наклона (англ. Active Tilt Control, ATC). Специальные сенсоры, интегрированные в шасси, оценивали ситуацию и обеспечивали правильный наклон машины, используя данные о его крене, скорости, ускорении, угле поворота рулевого колеса и положении гидравлического барабана, контролирующего передний мост авто. Особые датчики были установлены и в головной оптике, превратив ее в систему активного освещения. Электроника послушно следовала за углом поворота колес, исключала слепые зоны и реагировала на темноту. Для транспорта, который мог разогнаться до 211 км/ч, эта функция была явно не лишней. Также штутгратцы вместе со сторонними производителями разработали для своего концепта особые шины (150/80 ZR16 – передние и 190/50 ZR 17 – задние), которые позволили установить большой развал схождения и углы скольжения. Словом, F300 Life Jet получился аппаратом на совесть!
Несмотря на положительные результаты трековых испытаний, члены правления Daimler AG проект завернули. Трайк F300 Life Jet поиграл мускулами на Франкфуртском автосалоне 1997-го и пополнил ряды экспонатов в музее марки. Отчасти, этот концепт послужил прототипом для модели Smart. Некоторые его технологии, включая сенсоры света и электрогидравлическую трансмиссию, были применены в других моделях (например, в W220 S-Classe).
Бескрылый самолетик
Именно такие транспортные средства решила выпускать калифорнийская компания Aptera Motors. В начале 2000-ых ее основал Стив Фембро – отставной инженер робототехники. Причина смены деятельности была проста: этот человек очень расстроился, что в ХХI веке люди по-прежнему ездят в бензиновых тарантасах. Никто не претворяет в жизнь смелые концепты 1950-ых, все следуют устаревшей схеме минувшего века.
Уволившись с работы, Стив начал проектировать собственный оригинальный автомобиль, легкий, прочный, маневренный и экологичный. Произведя все расчеты, Фембро выяснил, что для производства его машины необходимо всего каких-то $150 млн! Голова у инженера кипела от замыслов, а вот карманы были пусты. Под свой проект он попытался выбить грант у Министерства финансов США, но не тут-то было. Наверное, клеркам казалось, что очередной идиот хочет попытать счастья в бизнесе, где уже все давно поделено, а новичками мостят тротуары.
Но Стив все же оказался человеком нового времени. Имея под рукой лишь компьютер со специализированным софтом, он разработал технологию строительства сверхлегких и прочных полусферических панелей. Из них изготавливался бы кузов транспортного средства с низкой массой и аэродинамическим сопротивлением. Для лучшей оптимизации производства инженер выбрал конструкцию трайка. Она стоила дешевле и сертифицировалась, как мотоцикл, т.е. по упрощенной программе.
Определившись со стратегией, Стив привлек к проекту необходимых специалистов. Джейсон Хилл работал в дизайнерском бюро Porsche AG, а Нейт Армстронг сотрудничал с фирмой Metalcrafters, которая проектировала концепт-кары для мировых автобрендов. Первый прототип обошелся энтузиастам в три года и $1 млн, зато вызвал резонанс в ИТ-сфере. Благодаря этому модель попала на гонки X-Prize Foundation, цель которых заключалась в том, чтобы быстрее всех промчаться с горы. При коэффициенте лобового сопротивления 1,1 детище Стива сходу уничтожило конкурентов, заработав при этом однажды потраченный $1 млн (таким был призовой фонд гонок). После этого эпизода аппарат и назвали Aptera, что в переводе с греческого означает «бескрылый».
Вскоре машиной заинтересовались солидные инвесторы. Китайский холдинг Jonway Group, интернет-гигант Google и прочие выделили более $40 млн на предсерийный прототип Aptera. Серийный выпуск машинок был назначен на 2008 год. Из-за кризиса проект пришлось отложить до 2012-го. Когда буря миновала, оказалось, что люди забыли бескрылый самолетик. Стиву, который уже стал м-ром Фембро, пришлось постараться, чтобы убедить клиентов передумать. Его команда предложила выпускать «Бескрылого» в двух вариациях: электрокара (Aptera 2e) и дизельного гибрида (Aptera 2h) с бронированным кевларом кузовом и вместительным багажником. В итоге ребята с легкостью собрали 4 тыс. оплаченных предзаказов!
Несмотря на то, что Aptera среди наших экспонатов является единственным объектом, ушедшим в серийное производство, космическая одухотворенность Стива Фембро выдает его с головой. Он пришелец-вербовщик, не иначе! Поэтому бойтесь бескрылых самолетиков, наводнивших Калифорнию….
Вместо эпилога
Имя, которое НАСА выбрало для своего аппарата, исполнено мифологического символизма. Юпитером древние римляне называли своего верховного бога, чей образ был заимствован с Зевса эллинов. Последний всегда отличался свободным нравом и очень условно трактовал такое понятие, как супружеская верность. Чтобы скрыться от своей жены Геры, она же Юнона, громовержец принимал чужое обличье или окутывал себя туманом. Но трюки эти первая леди Олимпа раскалывала на раз. Того же самого ученые надеются добиться от космического зонда Джуно. Вполне возможно, что ему будет по силам проникнуть за плотные покровы Юпитера. Кто знает, что окажется там? Может, среди прочего, мы увидим и некоторых наших героев, однажды бесследно исчезнувших?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться