Красивое близко: форты Кронштадта

Начало строительства Санкт-Петербурга пришлось на время Северной войны 1700-1721 годов. Заложенный в 1703 году город остро нуждался в обороне со стороны моря. Когда шведские корабли ушли зимовать в незамерзающие порты, на отмели между южным берегом Финского залива и островом Котлин была возведена первая крепость «Кроншлот», ставшая ужасным сюрпризом для шведского флота. А уже в 1706 году второй форт – «Шанц» – был построен на западной части самого острова. И так, на протяжении двух веков, подход к городу с запада укреплялся все сильнее с каждым годом.

Форт «Шанц»

Форт «Шанц» – одно из первых укреплений, созданных для обороны Петербурга со стороны моря. На дворе был 1706 год, Северная война в разгаре, и хотя шведы уже оставили тщетные попытки ворваться в Невскую губу Финского залива, Петр I отдал приказ о строительстве на острове Котлин дополнительных редутов. Солдаты днем и ночью не прекращали возведение деревянных построек и земляных насыпей. Спустя несколько месяцев на острове появился форт «Александр-шанец». Почти век этот редут наравне с крепостью «Кроншлот» оставался главным укреплением в Финском заливе, пока самое сильное в истории Санкт-Петербурга наводнение (19 ноября 1824 года) не смыло подчистую все, что было на острове. После буйства балтийской пучины форт отстроили заново уже к началу следующего года.

Фото: Алёна Мельникова


Воды Балтики вновь потеряли спокойствие спустя 29 лет, но на этот раз причиной стала не стихия, а военные действия. Началась Крымская война (1853-1856 гг.) Силуэты объединенной англо-французской эскадры в составе 65 кораблей появились на горизонте весной 1854 года. Однако командование вражеского флота не решилось приблизиться к внушительным укреплениям береговых линий, и сил неприятеля хватило лишь на то, чтобы блокировать российские суда в Невской губе. Опасаясь попытки наступления на Петербург, император Николай I приказал укрепить остров Котлин. Для этого в столицу откомандировали Эдуарда Ивановича Тотлебена, инженера, создававшего оборонительные рубежи Севастополя. За зиму форт «Александр-шанец» разросся на три грозные батареи: «Александр-шанец» (северный берег), «Николай-шанец» (южный берег) и «Куртинная» (центр).

Орудиями форта не выстрелили ни разу, остановив неприятеля своим суровым видом. В 1897 году фортификационные сооружения острова Котлин вновь начали преображаться. Новые технологии с использованием армированного бетона стали революцией в строительстве оборонительных позиций, укрепления превратились в современную группу батарей и получили новое название – форт «Шанц». Так или иначе, боевое дежурство грозной крепости продлилось совсем недолго, и к 1930 году она была полностью разоружена, а форт списан с военного учета. Лишь в годы Великой Отечественной войны бойницы вновь наполнились пороховым дымом, когда там базировалась отдельная железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая по маршруту Кронштадт – форт «Риф» – Кронштадт.



Сегодня здесь можно увидеть лишь часть бетонных и каменных построек различных веков, которые сохранились до наших дней. Однако даже полуразрушенные укрепления выглядят крайне надежными, и можно только догадываться, какой ужас они вселяли в сердца всех, кто пытался зайти в Невскую губу с «недружескими» намерениями. Земляные валы с участками стен толщиной в несколько метров, бункеры с металлическими дверьми и укрепленные башни, где некогда располагались смертоносные пушечные жерла, – все это форт «Шанц», поистине очень грозное укрепление, которое одним своим внешним видом объясняло врагам, что лучше оставаться вне досягаемости орудий. Ну а на данный момент «Шанц» является объектом культурного наследия России и памятником архитектуры XVIII века.

Координаты: 59.938531, 30.313497

Форт «Император Павел I»

Раздираемая бесконечными войнами Российская Империя конца XVIII века развивалась в военно-технологическом отношении очень быстро. В связи с постоянными конфликтами военный совет принял решение о дополнительном укреплении обороны Петербурга, и в 1800 году началось строительство новой крепости «Рисбанк» на отмели, примерно в километре от берега острова Котлин. Два бревенчатых оборонительных редута возводились на сваях, загнанных в дно залива, а между ними протянулся 408-метровый земляной вал. Форт построили очень быстро, но простоять ему было суждено совсем недолго. Наводнение 1824 года не пожалело никаких строений, и деревянные срубы были смыты в воды Балтийского моря. Как и «Шанц», «Рисбанк» возродился спустя несколько месяцев, а в 1844 году военные начали «одевать» укрепление в каменный панцирь. Но на этом модернизация не остановилась. Реконструкция фортификационных сооружений, проводившаяся в 1854 году, заново вооружила этот укрепленный пункт, а также дала ему новое название – форт «Император Павел I».



После окончания Крымской войны крепость превратилась в склад, уступив свою оборонительную функцию более современным укреплениям. Во времена Гражданской войны (1917-1922 гг.) гарнизон форта принял сторону белогвардейцев. Подавая сигнал мятежникам Кронштадта, взбунтовавшиеся солдаты взорвали несколько мин внутри укрепления. Ну а точку в истории крепости поставили матросы крейсера «Аврора». После шлюпочных учений 1923 года 30 солдат решили передохнуть и развлечься. Высадившись на форт, молодые моряки без особого труда оттеснили охрану форта-склада и забавы ради подорвали несколько морских мин. В результате этого начался пожар, который быстро перекинулся на постройки, в которых находилось более 30 000 мин, а также торпеды, снаряды и взрывчатка. Начался огненный смерч, форт, словно жерло действующего вулкана, грохотал мощными взрывами более суток, а фрагменты строений разлетались на десятки километров, достигая берегов Финского залива и нанося серьезный ущерб близлежащим крепостям и Кронштадту.



После этой катастрофы форт превратился в обугленные руины и в дальнейшем использовался как мишень в военно-морских учениях. Печальная судьба некогда гордо защищавшего столицу морского редута все же оставила монументальное напоминание о своем существовании. Цоколь фронтальной стены и руины лестничной башни до сегодняшнего дня возвышаются над водами Финского залива, а от них тянется земляной вал, который потихоньку смывается в залив набегающими волнами. Что с этим осколком истории произойдет в ближайшем будущем, пока неизвестно. Существует проект по созданию на этом насыпном острове и фундаменте крепости архитектурной композиции «Морские ворота Санкт-Петербурга». Добраться до форта на машине, увы, не получится (если у вас не амфибия, конечно), но руины некогда самого сурового укрепления Кронштадта хорошо видны с южного берега острова Котлин. Также к развалинам бастионов можно доплыть на лодке или дойти по льду зимой.

Координаты: 59.971623, 29.745257

Форт «Император Александр I»

Конец XVIII века породил множество военных проектов, и в 1820 году на стол императора Александра I легли чертежи крепости с округлыми очертаниями. Такая форма была продиктована тем, что во время артиллерийского обстрела круглые ядра, попадающие в стены, соскальзывали и рикошетили, не нанося укреплению особых повреждений. Император проект одобрил, однако злополучное наводнение 1824 года отложило начало работ на неопределенный срок. Котлин остался без защиты, как и вся Невская губа. Строительство отменили, а все свободные силы по указу императора отправились на восстановление разрушенных укреплений. 1 декабря 1825 года Александр I умер, 14 декабря произошло восстание декабристов, и только 26 числа трон перестал пустовать – на престол взошел Николай I. Чертежи были отложены в долгий ящик. Спустя 13 лет бумаги вновь вызвали интерес императора, а к 1845 году чертежи превратились в каменно-бетонную крепость, выстроенную на 5335 сваях неподалеку от форта «Император Павел I» в водах Финского залива.



Грандиозная постройка ощетинилась 103 орудиями, которые так и не произвели ни единого залпа, и в 1896 году военные покинули эту крепость. Спустя два года в мире разразилась третья пандемия чумы. Император Николай II издал указ о создании «Особой комиссии по предупреждению занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России». Для изучения смертоносной инфекции было необходимо найти безопасное место, и форт, отделенный от населенных пунктов водами Финского залива, превратился в лабораторию. С началом Первой мировой войны научные работы прекратились, а в феврале 1917 года исследовательский центр переехал в Саратов.

В 1923 году, после полного уничтожения форта «Император Павел I», бывшая лаборатория разместила в себе остатки боеприпасов и взрывчатых веществ, а затем превратилась в склад на ближайшие четверть века, за которые почти не видела людей. По завершении Великой Отечественной войны форт был окончательно покинут.

Крепость сохранилась хорошо, а из кирпичных стен гулких коридоров торчат крюки и петли, за которые крепились орудия. В арочных сводах оконных проемов и бойниц завывает ветер, нагоняя на редких туристов странное чувство тревоги и нереальности. Форт очень похож на известного «брата» – форт «Боярд», который был достроен через 12 лет после создания «Александра I». Тут также можно пройтись по металлическим лестницам, разве что в центре крепости отсутствует железная клетка с тиграми и башня старца Фура.



Сегодня существуют планы по созданию на территории форта развлекательного комплекса. Но пока это лишь планы, а овальная крепость радушно принимает всех желающих. Добраться сюда на машине, как и в случае с «Императором Павлом I», невозможно, но в крепость ходят лодочные экскурсии из Кронштадта.

Координаты: 59.938531, 30.313497

Форт «Риф»

Построенный в 1706 году редут «Александр-шанец» имел на самом западном конце острова отдельную позицию с несколькими орудиями, которая после 1854 года относилась к батарее «Куртинная». В 1890 году боевая позиция превратилась в отдельный форт-полигон. Военные инженеры строили тут опытные образцы укреплений, по которым потом вели артиллерийский огонь, проверяя на прочность конструкции и материалы. Вплоть до 1909 года на эту территорию еженедельно обрушивались железные ливни и огненные вихри, пытавшиеся сравнять с землей все, что находилось в радиусе нескольких десятков метров. По окончании испытаний военный совет Российской Империи принял решение о создании на этом полигоне нового оборонительного укрепления. К 1915 году тут был построен форт «Риф», где расположился отдельный гарнизон с двенадцатью орудиями, ставший во время Гражданской войны 1917-1922 гг. командным центром мятежников. На фортификационные сооружения вновь обрушился весь гнев артиллерии соседних позиций и кораблей. После жестокого подавления Кронштадтского восстания в феврале-марте 1921 года оставшиеся в живых солдаты кронштадтских гарнизонов уходили отсюда в Финляндию по тонкому льду Финского залива.




Восстания и Гражданская война практически полностью разрушили эту крепость, а ее восстановлением занялись лишь после Великой Отечественной войны. В 1953 году вновь заработали строители и военные, которые возвели современную базу, простоявшую на страже Невы до 1990 года.

После распада СССР в укреплении творилась полная неразбериха, и отсюда унесли все, что смогли. Позднее форт находился под охраной, которую сняли в декабре прошлого года. Последняя крепость острова Котлин находится в свободном доступе.

Сейчас тут действительно есть на что посмотреть. Хотя укрепленный каменно-бетонный бункер, вышки, множество туннелей и комнат, орудийные помещения – все это образцы послевоенного зодчества и к XVIII веку отношения не имеют, внешний вид поистине восхищает. Массивные стены выдаются прямо в залив, по побережью тянется тонкая песчаная линия, ограниченная водой с одной стороны и каменными валунами с другой. С башни открываются очень красивые виды на окружающий лес и Финский залив, а внутри укреплений все еще можно найти различные механизмы, на которых устанавливались орудия.




Сюда стоит поторопиться – неизвестно, будет ли форт вновь охраняться, да и доблестные охотники за металлом и стройматериалами не дремлют.

Координаты: 60.032722 29.636517

Форт «Красная горка»

Один из крупнейших фортов Кронштадтской позиции, построенный в 1909-1915 годах. Он находится на берегу Финского залива в пограничной зоне, чуть западнее поселка Лебяжье. Крепость на боевом посту прошла четыре войны, но первые боевые взрывы тут прогремели из-за человеческой недальновидности и стихии. В январе-феврале 1918 года, когда германские войска, нарушив мирный договор, начали наступление на Восточном фронте, российской стороной было принято решение о минировании «крайнего» форта. Приказа о подрыве так и не поступило, но и разминировать крепость не торопились. 19 августа 1918 года, если верить Википедии, разразилась сильнейшая гроза, которая стала причиной детонации нескольких зарядов. Вновь стихия нанесла удар по оборонительным рубежам России. Взрывы унесли жизни нескольких десятков людей.




В дальнейшем выстрелы из артиллерийских орудий тут гремели во время Гражданской войны, при мятеже гарнизона форта 1919 года и подавлении Кронштадтского восстания в 1921, а также на протяжении Зимней войны с Финляндией в ноябре 1939. В течение Великой Отечественной войны именно дальность стрельбы орудий «Красной горки» определяла позиции фашистских войск, а сам форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма.

После окончательной победы советской армии в 1945 году крепость несколько лет несла боевую вахту, но вскоре военное ведомство СССР переоборудовало форт в склад, а затем и вовсе оставило эту позицию. На полвека форт оказался заброшенным. Лишь в 2007 году муниципальные власти решили создать на его базе музей-мемориал.




Сегодня на территории крепости помимо военных построек и бункеров находятся некоторые образцы военной техники, среди которых жутковатые железнодорожные артиллерийские установки ТМ-3-12 305 мм и ТМ-1-180 180 мм. Один внешний вид этих исполинов прекрасно объясняет, почему нога немецких захватчиков так и не ступила на Ораниенбаумский плацдарм. Внутри бетонных бункеров можно найти экспонаты военных времен, которые не скрыты за стеклянными витринами, а просто лежат на тех местах, где их оставили солдаты в начале 1950-х. Также тут отмечены позиции, где ранее располагались другие артиллерийские батареи.

Координаты: 59.967378, 29.349576


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
27.06.2015 17:16
Евгений

Как всегда очень интересно.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings