Из Тольятти, родины бренда Lada, до Усть-Каменогорска путь неблизкий – 3 000 километров. Поволжье, Урал, бескрайние казахстанские степи, и только когда на горизонте снова начинают маячить горы, вы близки к финишу. Строящаяся площадка совсем недалеко от города – в 15-20 минутах езды из центра.
Картина, которую до этого доводилось видеть только на фотографиях из здешних мест: в распадке меж холмов – заснеженная долина, отчасти распаханная спецтехникой, отчасти застроенная аккуратными сине-белыми корпусами. Именно здесь разместится крупнейшее в Казахстане автопроизводство полного цикла. На данном этапе главный объект строительной площадки это «временный городок» площадью... 20 000 квадратных метров. Несколько рядов строений – административных, хозяйственных, складских – возведены буквально за считанные месяцы. Для одновременной работы двух тысяч строителей всё готово. Именно такое число рабочих будет занято в стройке «на пике».
За финансирование проекта целиком отвечает казахстанский холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Ожидаемые затраты на запуск мощностей сварки, окраски и сборки внушительны – порядка $840 млн. Поэтому принцип «локализации» расходов здесь взят на вооружение уже на этапе закладки фундамента: бетонные изделия производятся самостоятельно, а в ближайшее время собираются провернуть то же самое с пластиком – и иметь, в частности, пластиковые окна собственного производства.

Несмотря на климатические и экономические условия, за последний год строителям удалось переместить 510 000 кубометров земли и провести вертикальную планировку участка на площади в 523 гектара. Параллельно при поддержке государства ведется прокладка инженерных коммуникаций – электрических сетей, объектов водо- и теплоснабжения, строительство дорог.
Но честно говоря, нет ощущения, что строительство завода «Азия Авто Казахстан» сейчас находится в активной фазе. Этого не скрывают и сами строители: в феврале температура по ночам здесь редко поднимается выше «минус 20», и чтобы закончить работы по фундаменту, нужно греть грунт, а это слишком дорого, так как регион не газифицирован, всё на привозном газу или электричестве, — сетует Игорь Чернолуцкий, заместитель гендиректора по строительству.
Впрочем, энергетические сложности воспринимаются именно как временные. Во-первых, с апреля все работы возобновятся в полном объёме. А во-вторых, когда завод запустится, энергией его обеспечит близлежащая Согринская ТЭЦ, для которой новое предприятие станет главным клиентом.
В первый раз мы написали о «Азия Авто Казахстан» около года назад, и тогда количество спецтехники на объекте едва перевалило за 400 единиц. Сейчас оно увеличилось более чем вдвое, до 874. Но что и говорить, строить автомобильный завод в условиях нынешней экономики – задача не из лёгких. Когда в конце 2013 года был заложен символический первый камень, в качестве срока запуска назывался 2015 год. Однако жизнь внесла свои коррективы – оформление земли и решение вопроса инженерных коммуникаций ощутимо затянулось. Сейчас казахстанцы рассчитывают запустить производство в 2018-ом.

К этому сроку с нового конвейера должны сойти первые товарные автомобили. В первый год производства планируется выпустить порядка 60 000 единиц, а затем постепенно выйти на проектный уровень в 120 000 автомобилей в год. Что это будут за машины? Казахстанский инвестор сделал вполне определенный и аргументированный с точки зрения рынка выбор. Достаточно сказать, что единственным иностранным акционером и технологическим партнером проекта выступает АВТОВАЗ, а Lada – самый популярный на местном рынке бренд. Не секрет, что Казахстан остается крупнейшим экспортным направлением АВТОВАЗа. Только за минувшие три года здесь было продано без малого 130 тысяч автомобилей Lada. Марка традиционно занимает около трети рынка – заметно больше 19%, которые она контролирует в российском авторетейле. Поэтому усть-каменогорцы делают ставку именно на линейку АВТОВАЗа. В том числе новейшие предложения Lada.

На фото: Ерик Сагымбаев, президент «АЗИЯ АВТО»
Напомним, что на так называемой «старой территории», промышленной площадке «Азия Авто, с 2002 года (с небольшим перерывом) собирают методом крупноузловой сборки (SKD) внедорожник Lada 4x4, к которому недавно добавилась версия Urban – за 2016 год планируется выпустить 444 внедорожника в «городской» модификации. Но это лишь первое пополнение линейки Lada на действующем конвейере. До конца текущего года (да-да, мы не ошиблись) казахстанцы освоят большую часть модельного ряда Lada, включая Vesta и даже Xray!
Мы уже рассказывали, в каком именно порядке будут запускать модели Lada в Казахстане. Весной «казахская» линейка российского бренда пополнится длиннобазной Lada 4x4 5d и седаном Lada Priora, то есть теми моделями, которые в Тольятти выпускаются сейчас на одной линии. Далее запустятся седан Granta и семейство Kalina – тоже модели, идущие в Тольятти по одной «нитке». После этого настанет время линейки Lada из Удмуртии – в Усть-Каменогорск из Ижевска «скопируют» линию конвейера, собирающую лифтбек Granta и седан Vesta. Ну а потом придёт очередь тольяттинской линии «B0» — её «двойник» в Казахстане должен приступить к выпуску моделей Largus и Xray к концу 2016 года.
Сейчас линию сборки и испытательное оборудование «Азия Авто» модернизируют, а численность персонала собираются увеличивать. В текущем году будет выпущено не менее 8 000 автомобилей Lada, говорит президент «Азия Авто» Ерик Сагымбаев. Впрочем, если позволит самочувствие рынка, заводчане готовы оперативно пересмотреть эту цифру в сторону увеличения. Получив «тренировку» в течение этого и следующего года, у казахстанских автопромышленников есть хорошие шансы быстро распространить опыт и на подоспевшие к 2018 году новые производственные мощности, которые должны будут со временем обеспечить заявленный показатель – 120 000 автомобилей в год. С учётом намеченных рынков сбыта – Сибирь, Урал, Монголия и еще четыре среднеазиатские республики – подспорье в продвижении марки Lada может получиться внушительное. Отметим, что право на дистрибуцию Lada на этих рынках казахстанский холдинг уже получил, а в феврале 2016 года даже отправил пилотную партию автомобилей на юг Туркменистана в город Мары.
Ну а мы смотрим на план нового завода. Проект совместно разрабатывали международная инженерная компания Tebodin и АВТОВАЗ. Всё выглядит очень компактным, логичным –вроде и похоже на какой-то автозавод из ныне существующих, но работать здесь должно быть куда более удобно. До отгрузки с завоза по железнодорожной ветке собранные автомобили будут стоять на товарной площадке, и ввиду близкого расположения титаномагниевого комбината, её планируют сделать крытой – во имя большей сохранности готовой продукции.
Обширная площадь на восточной стороне – это зона технопарка, запуск которого планируется на 2022 год. Там разместятся производства комплектующих как для нужд «своего» завода, так и для других предприятий. Одним из первых должен стать завод пластиковых изделий, он будет поставлять на конвейер «Азия Авто Казахстан» бамперы. В целом же усть-каменогорцы заручились поддержкой уже 17 российских и международных компаний, готовых наладить выпуск компонентов на их площадке. В том числе поставщиков альянса Renault-Nissan.
И здесь у нас возник вполне закономерный вопрос: а возможен ли на суперсовременном конвейере «Азия Авто Казахстан» выпуск автомобилей другого бренда? Скажем, принадлежащего франко-японскому альянсу, контролирующему АВТОВАЗ.
Технически – вполне. Ведь даже ныне действующий усть-каменогорский завод выпускает, помимо внедорожника Lada 4x4, ещё и автомобили Kia, Chevrolet и Skoda, причем по каждому из брендов – большую часть модельной линейки.
На новом заводе линии сварки, окраски и сборки изначально задумывают как универсальные, способные в теории выпускать автомобили любого бренда. При этом в компании не опасаются отличий в стандартах производства у разных брендов – напротив, считается, что это позволяет брать лучшее от каждой марки, тем самым повышая качество. На руку в плане качества играют и сравнительно небольшие объёмы выпуска – внимания к каждому из собранных автомобилей больше.

Отсюда и лояльность казахстанского потребителя: даже в условиях рыночного спада холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» чувствует себя вполне уверенно. По итогам 2015 года почти 55% всех выпущенных в Казахстане машин приходится на завод «Азия Авто» (и 61% — из числа всех проданных легковых машин местной сборки), а суммарная доля брендов-партнёров завода — Lada, Kia, Chevrolet и Skoda — в сегменте легковых автомобилей составила 46%. Холдинг продаёт машины через собственную сеть из 19 автоцентров, реализующих, помимо марок, выпускаемых на заводе, ещё и российские автомобили УАЗ и Renault, плюс спецтехнику KAMAZ, АМКОДОР, AVANT и технику для активного отдыха. В стране с населением в 17 млн это самая разветвленная сеть авторетейла. И кстати, в 12 из автосалонов уже начали продавать Lada Vesta. На подходе – Хray.
Но по понятным причинам нас впечатлила активность казахстанцев даже не на внутреннем рынке. Дело в том, что в минувшем году «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» развернул собственную сбытовую сеть и в России. Жителям 11 городов она известна под именем «Азия Авто Усть-Каменогорск» и «заточена» только под бренд Lada. За прошлый год в неё вошли 15(!) автосалонов в таких городах, как Барнаул, Ишим, Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Стерлитамак, Тобольск, Тюмень, Челябинск и Шадринск.

В 2016 году «казахская экспансия» в Россию продолжится – сеть прирастёт ещё 9 центрами в Кургане, Магнитогорске, Красноярске, Кемерово, Бийске и Оренбурге. Пожалуй, никогда в истории марки Lada модернизация и обновление дилерской сети не происходили с подобной стремительностью и географическим охватом. Ведь на покупку сервисного оборудования и ремонт автоцентров в перечисленных городах «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже затратила десятки миллионов в долларовом эквиваленте.
Хотя экономическая ситуация масштабным инвестициям не благоприятствовала — ни в России, ни в Казахстане. В феврале 2014 года на фоне снижения цен на нефть началась девальвация казахстанской валюты, и к концу 2015 года тенге просела на 131%. Авторынок страны сократился на 40% до отметки порядка 95 000 автомобилей, и автопром «забуксовал» — в частности, в 2015 году «Азия Авто» выпустил 6 900 автомобилей против 28 800 в 2014-м, а численность персонала упала с почти тысячи человек до 497...
Топ-менеджеры компании отвечают на вопросы о будущем рынка, оперируя другими цифрами: в 2002 году, когда «Азия Авто» вместе с АВТОВАЗом запускал первое в стране автопроизводство, нефть стоила $25, а продажи новых автомобилей в стране не превышали 20 тысяч единиц. Проверкой на прочность стал и кризис 2008-2009 годов. Из него компания вышла с еще более крепкими рыночными позициями и уникальным опытом. Поэтому сегодняшняя просадка рынка не отвлекает заводчан от реализации поставленных целей. Тем более что казахстанские власти делают немало для восстановления отрасли – от запуска госпрограммы льготных автокредитов до тарифных мер по обновлению автомобильного парка страны.
В компании умеют мыслить длинным горизонтом планирования. Даже «социалка» в «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» не «отсекается» ввиду сложного положения, а как будто наоборот: при штате в 5700 сотрудников холдинг полностью содержит суперсовременный детский сад, восстанавливает архитектурные памятники, реставрирует военную технику, спонсирует публикацию патриотических книг, оказывает поддержку православной воскресной школе, обеспечивает жизнедеятельность мечети и компенсирует сотрудникам большую часть затрат на отдых на трех собственных туристических площадках – базе отдыха, высокогорном санатории и горнолыжном курорте «Нуртау», где на несколько дней остановился и экипаж проекта «Лада Веста 100».
Пока мы в рамках нынешнего пробега колесили на своей Весте по Казахстану, мы поняли, что интерес к новой модели Lada здесь заметен невооружённым глазом, хотя и мог бы быть заметен больше, если бы не два обстоятельства. Во-первых, это природная скромность (всё-таки разница в менталитетах чувствуется), выливающаяся в нежелание заводить разговор с путниками в машине с неместными номерами (издалека посмотрим, но лучше пройдём мимо), а во-вторых – тот факт, что сейчас люди в этой стране в принципе относятся к покупке любого нового автомобиля с осторожностью.

Весту начали продавать в Казахстане в конце декабря 2015 года, на месяц позже, чем в России. Цена на седан стартует с 2 650 000 тенге, это 578 200 российских рублей. И это хорошая, конкурентная цена – седан KIA Rio местной сборки стоит минимум на 110 000 тенге дороже, это порядка 24 000 рублей. Как уже было сказано, в Казахстане Ладу любят сильнее, чем в России. К слову, самый популярный из внедорожников тут – конечно же Lada 4x4, в прошлом году его продали тиражом 2 431 экземпляр. Далее в рейтинге идут Chevrolet Niva (1 460 шт.) и… Toyota Land Cruiser Prado (1 234 шт).
В новые модели Lada, Весту и Икс-Рей, тут верят – руководители «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» убеждены, что новинки в короткое время станут бестселлерами. Собственно, Весте это уже удалось – в первый месяц продаж она вошла в пятерку самых продаваемых предложений B-класса и стала второй моделью Lada по объемам продаж в республике. Решимость запускать в Казахстане Ладу, причём серьёзными объёмами, несмотря на кризис – подкупает. И дело не только в оптимизме многолетнего партнера АВТОВАЗа. Как мы знаем по опыту российского рынка, вера в успех – условие необходимое, но недостаточное. Гораздо важнее последовательность в принятии решений и глубокое понимание рынка. Усть-каменогорцы обеспечили Ладе первую строчку в рейтинге продаж у себя дома, окружив казахстанского потребителя самой «густой» дилерской сетью. Мгновенно вдохнули вторую жизнь в 15 российских автоцентров Lada и намерены восстановить позиции марки в пяти странах Центральной Азии. Что ж, стать крупным центром производства Lada в центре этого лоскутного одеяла перспективных рынков – рациональная идея. Пожелаем удачи!
Следите за жизнью редакционной Весты в социальных сетях и в Instagram по тегу #ладавеста100
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Правильно. Нужно по максимуму расширять влияние, пока ситуация способствует.
Лада нынче на подъеме - постоянно новые центры открываются. Видимо, выгодно продавать.