Уже в тридцатые годы ХХ века в Советском Союзе занимались разработкой экспериментальных электромобилей. Интересно, что первые прототипы были созданы на базе не легковых, а грузовых машин – ГАЗ-А и ЗИС-5.
После войны работа над автомобилями на электрической тяге была продолжена – в основном, этим направлением занимались в НАМИ, но дальше экспериментальных образцов на базе УАЗ-450 и электробуса на базе троллейбуса СВАРЗ дело не пошло. Очередная пауза затянулась на десятилетия.
Однако в 1974 году соответствующим решением Минавтопрома СССР на ВАЗе было создано целое подразделение по проектированию и изготовлению электромобилей. Тольяттинские инженеры с энтузиазмом взялись за новое для себя направление, попутно черпая опыт не только у коллег-академиков из НАМИ и ВНИИЭТ, но и у практиков – в частности, общаясь со специалистами Рижского электротехнического завода и Московского опытного авиаагрегатного завода «Дзержинец».
Два года спустя, в 1976-м, на ВАЗе создали отдел, состоящий из четырех бюро. Они занимались всем циклом работ по электромобилям – от проектирования до стендовых и дорожных испытаний. Для того, чтобы идеи разработчиков получили практическую реализацию, было создано бюро конструкторских разработок.
Конечно, не обошлось без помощи предприятий, которые занимались разработкой и изготовлением батарей для ВПК и космической отрасли. Ведь именно у «оборонщиков» на тот момент был самый большой опыт (да и возможности) в производстве специфических источников питания. Первые образцы электродвигателей «обкатывались» на так называемых автороллерах – открытых автомобилях «тележечного» типа.
Вазовцы не только "варились в собственном соку", но даже посещали международные симпозиумы по электромобилям. Ведь в то время данным направлением все активнее занимались в мире – как в Европе, так и в США, где еще не полностью оправились от энергетического кризиса.
В процессе работы над собственными электромобилями конструкторы поняли, что переделанные из обычных Жигулей образцы пригодны разве что для исследовательских целей и опытной эксплуатации для выявления недостатков. А в серию же должны идти машины специальной конструкции, изначально рассчитанные на использование электрической силовой установки.
Первый мелкосерийный электромобиль-фургон был создан в 1976 году на базе обычного универсала второй модели. Сначала «электродвойка» получила индекс ВАЗ-2102Э, а в 1979 году были проведены первые приёмочные испытания прототипа по программе, утвержденной Минавтопромом. Интересно, что по итогам испытаний комиссия рекомендовала серийное производство ВАЗ-21029, которое должно было начаться с изготовления опытно-промышленной партии.
Примерно полсотни экземпляров ВАЗ-2801 (такой индекс получила модель в итоге) было действительно выпущено в 1980–1981 гг. От обычного универсала-исходника он отличался наличием лёгкой алюминиевой рамы и заглушенными задними дверями без остекления. На месте дверей были предусмотрены лючки для доступа к АКБ, а остальные проёмы были закрыты гофрированными листами. Электромобили «трудились» на самом автогиганте, а также в Тольятти – в качестве почтовых фургончиков. Некоторые машины работали в Москве, Киеве, Запорожье и Симферополе, но в дальнейшем работы над проектом 2801 были свернуты и прекращены.
Умы инженеров были заняты другой идеей: в 1979 году на ВАЗе решили создать открытый четырёхместный автомобиль, который мог бы использоваться в курортных и парковых зонах, а также на различных выставках, где автомобили с обычным ДВС были не очень уместны. Конструкторы В. Барановский и Ю. Верещагин создали дизайн-проект электромобиля ВАЗ-1801, даже получившего собственное имя – Пони. Два образца Пони были построены тогда же, в 1979-м – скорее всего, толчком послужила Олимпиада-80, которая должна была состояться в следующем году.
Пони имел рамную конструкцию с объемным «коробом» по центру, в котором были спрятаны силовые кабели. К основанию были приделаны два объема – передний и задний, которые были прикрыты стеклопластиком. Такую технологию на автозаводах, кстати, не особо жаловали, ведь применение стеклоткани, пропитанной «эпоксидкой», было больше в ходу среди «самодельщиков». Батарея располагалась в нижней части переднего отсека, а над ней расположили запасное колесо.
Работы над электромобилями в то время велись на ВАЗе весьма активно: уже в следующем, 1980 году, на ВАЗе был создан еще один Пони – на этот раз бортовой грузовик с одноместной кабиной, получивший индекс ВАЗ-2802-01. Автомобиль создали конструктор С. Докучаев и дизайнер А. Дегтярев.
Среди технических решений была интересная инновация – широкое применение алюминиевого сплава для изготовления элементов рамы, кабины и бортовой платформы. Однако проект был недостаточно функционален вследствие того, что задняя ось была сильно недогруженной и, будучи порожним, электрогрузовичок даже не мог тронуться. Зато именно на проекте 2802-01 конструкторы поняли, что «точкой отсчета» при создании электромобиля является именно компоновка и развесовка, а не снижение веса любой ценой.
Конструктор М. Маркиев и дизайнер В. Пашко (создатель внешности ВАЗ-2108) в том же 1980 году параллельно сделали свою версию Пони 2802-02. По сути, это был электрофургон вагонной компоновки с пластиковым кузовом. Интересно, что между конструкторами и дизайнерами параллельных проектов велись жаркие дискуссии, в ходе которых и вырабатывались ключевые решения по компоновке электромобилей.
Следующим (и последним) в «табуне» электромобилей семейства Пони появился ВАЗ-2702, разработанный в 1982 году. Его спроектировали для регулярных перевозок небольших товаров по маршруту. Кроме фургона, на шасси 2702 был создан и бортовой грузовик. Такие автомобили могли эксплуатироваться не только в курортной и парковой зонах, но и в сфере бытового обслуживания, почтового сообщения, в торговле, для перевозки грузов в больницах, санаториях и т.д. То есть электромобили в СССР концептуально рассматривались не как транспорт для личного пользования, а как «народно-хозяйственные» средства передвижения, причем экологически чистые.
ВАЗ-2702 с хребтовой рамой оригинальной конструкции был относительно легким для электромобиля – он весил 1 144 кг при проектных 1 130 кг. При этом грузоподъемность была достаточной (400 кг), да и максимальная скорость, с учетом потенциальных задач развозного фургончика, была вполне приемлемой – на испытаниях он разогнался до 65 км/ч. Такие динамические характеристики ему обеспечивали два блока тяговых никель-цинковых батарей, которые весили 400 кг. В зависимости от скорости и условий движения расчетный запас хода этого Пони составлял от 70 до 110 км. Именно этот вариант электромобиля многие специалисты считают наиболее удачной и завершенной разработкой ВАЗа.
В 1986 году завод посетил первый президент СССР Михаил Горбачев. В это время там создаётся НТЦ – научно-технический центр, который в дальнейшем и занимался "перспективами" – то есть новыми проектами автомобилей ВАЗ – в частности, будущей «десяткой» и Нивой второго поколения.
В это время "электрическая" тема стала потихоньку угасать по простой причине – ударившееся в перестройку и хозрасчет государство с 1987 года практически прекратило финансирование автомобильных заводов. Однако вопреки опасениям заводчан, занятых разработкой электромобилей, этому направлению деятельности завода удалось пережить даже развал СССР. Однако «электрожигули» 90-х годов – тема отдельного разговора. Оставайтесь на связи!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Интересная тема!
Полезная статья. Я и не думал что в те годы было столько сделано для развития электромобиля.