УАЗ или "Нива"
Споры о том, кому принадлежит титул "Русский внедорожник №1" — УАЗу или "Ниве", в среде джиперов, наверное, не утихнут никогда. На самом же деле, никакого противопоставления тут нет: ВАЗ-2121 "Нива" изначально был задуман как альтернатива тяжелым внедорожникам типа УАЗ-469 или Land Rover Defender. Если последние имеют в своей родословной военные корни, то "Нива" обязана своим появлением не только таланту инженеров, но и компартии СССР, которая заказала нескольким автозаводам "автомобиль для рыбаков и охотников". К назначенному времени на суд жюри были представлены два экземпляра — от ВАЗа и от "Ижмаша".
В госиспытаниях, которые выглядели как жесткий сравнительный внедорожный тест, выиграла, как вы понимаете, "Нива" (которая и "Нивой" тогда еще не была), в некоторых пунктах программы утерев нос "монстрам" в лице УАЗ-469Б и Land Rover 88. Впоследствии модель с успехом продавали не только в СССР, но и экспортировали в Германию, Францию, Великобританию, страны Ближнего Востока и Африки. Так чем же она так хороша?
Основатель нового вида
Сейчас мало кто об этом всерьез задумывается, но в свое время "Нива" породила целый класс автомобилей, который условно можно назвать "компактный SUV". По сути, советская "Нива" была не просто внедорожником, а прообразом современного кроссовера. Потому что появилась не из военного джипа, а из... легкового автомобиля. Судите сами. Вот те качества, сочетание которых до "Нивы" не встречалось никогда, ни на одном автомобиле:
- полный привод;
- кузов несущей конструкции;
- комфорт на уровне легкового авто.
Зато после выхода советского ВАЗ-2121 мир словно проснулся — вслед за Suzuki Vitara, который идеологически копировал "Ниву", в новый клан "компакт-джипов" потянулись остальные "японцы", затем такие машины стали появляться и в Европе. Капиталистический мир очень быстро развил и трансформировал идею, а "Нива"... на долгие годы осталась "Нивой" со своими плюсами и минусами.
Плюсы
Несущий кузов (то есть не имеющий рамы), как у легкового авто, подарил "Ниве" легкость и маневренность — то, чего классические внедорожники всегда были лишены. У вазовского внедорожника не слишком могучий мотор, но зато легкий кузов, и получившаяся высокая удельная мощность (отношение максимальной мощности двигателя к массе автомобиля) позволяет преодолевать препятствия ходом, не зарываясь в грязь, снег или песок, как бы скользя по поверхности. Добавьте сюда постоянный полный привод с понижающим рядом в раздаточной коробке и блокировкой межосевого дифференциала — и вы поймете, почему "Нива" стала настоящей легендой по всему миру.
Фактор динамической проходимости — это тот плюс, который позволяет автомобилю обыгрывать полноприводных собратьев "классического" типа. Особенно хороша "Нива" в песках или на коротких участках раскисшей почвы, а также на крутых подъемах — там, где тяжелый рамный внедорожник вынужден карабкаться и буксовать, легкая "Нива" промчится как багги. Кроме того, в момент своего появления этот автомобиль не только давал многим фору на бездорожье, но и не уступал большинству тогдашних автомобилей на трассе и в городе.
Минусы
Конечно, если требуется преодолеть широкое поле, покрытое снегом или грязью, "нахальство" в стиле "Нивы" срабатывает не всегда — для медленного, но упорного и неуклонного продвижения лучше подойдет УАЗ, мотору "Нивы" в таких случаях не хватает момента на "низах". Но главные минусы "Нивы" — далеко не в сравнении с собратьями по офф-роуду. Все "болячки", известные каждому "нивоводу", обусловлены тем, что шасси автомобиля, за исключением оригинального привода передних колес, в начале 1970-х годов было скомпоновано из узлов классических "Жигулей" — узлов, только что переданных с "Фиата" со строжайшим запретом на вмешательство в конструкцию. Например, невозможность прифланцевать раздаточную коробку к корпусу КПП привела к появлению лишнего карданного вала, причем с шарнирами Гука, ведь о ШРУСах в те годы советские конструкторы могли только мечтать.
В результате "Нива", вставшая на конвейер в 1976-м, имела в конструкции ряд компромиссов, не очень вязавшихся с самой теорией автомобиля. Шумы, вибрации, сложность переключений — всё это "родовые травмы", от которых "Нива" избавляется всю свою долгую жизнь. Да и мотор ее (ныне Lada 4x4), который в последние годы ругают за невысокую мощность и прожорливость, — это тоже если не "травма", то "родимое пятно": для автомобиля с постоянным полным приводом у вазовских конструкторов просто не было другого мотора, кроме доставшегося в наследство от заднеприводной малолитражки. Шли годы, и со временем на АВТОВАЗе задумались о модернизации "Нивы".
Модерн
В конце 1990-х автомобиль получил обновленные интерьер и заднюю часть кузова. Кроме того, вместо карбюраторного 1.6-литрового двигателя появился инжекторный двигатель объемом 1.7 литра. В начале 2000-х имя "Нива" вслед за автомобилем второго поколения было передано совместному предприятию GM-AVTOVAZ и теперь принадлежит бренду Chevrolet... Что касается первой "Нивы", теперь уже Lada 4x4, то модель оставили в производстве, а через 10 лет ее решили обновить еще раз, более обширно.
С 2009 года по сегодняшний день внедорожник Lada 4x4 постепенно улучшают: оптимизировалась кинематика подвески, появились ШРУСы в трансмиссии, обновился интерьер, технология окраски кузова сменилась на более современную. Изменения в дизайне внедорожника тоже есть, но значимыми их не назовешь — скорее легким апдейтом элементов внешности и интерьера. Да, всё это вкупе позволяет внедорожнику по-прежнему неплохо продаваться, но известно, что модель задержится в производстве до 2018 года, когда должна произойти смена поколений, а значит, для ветерана вазовского конвейера настало время более серьезных перемен.
Постмодерн
Технология электронного впрыска топлива в конце 1990-х годов была для АВТОВАЗа настоящим прорывом, но по сути инжекторный 83-сильный 1.7-литровый мотор Lada 4x4 ведет свою родословную от 1.3-литрового двигателя ВАЗ-2101. И если по экологичности "нивовский" мотор удалось загнать в действующие нормы, то экономичность и динамику, присущие любому современному автомобилю, он обеспечить не в силах. По последним данным, в 2015 году на Lada 4x4 появится дефорсированный до 90 л.с., но оптимизированный по крутящему моменту 16-клапанник от Lada Priora, расположенный на подрамнике заодно с новой рулевой рейкой, и это будет то, что в буквальном смысле слова вдохнет в этот автомобиль жизнь.
Будут и другие изменения — в конце 2014 года начнут ставить долгожданные кондиционер и магнитолу, еще раз освежат экстерьер и интерьер. Но главное, что Lada 4x4, всегда остававшаяся "автомобилем для рыбаков и охотников", обзаведется современной "городской" модификацией Urban, которая получит самые серьезные изменения в действующей конструкции за всю ее историю.
Урбанизация?
Итак, 1 октября 2014 года на дочернем предприятии ПСА "ВИС-Авто" начнется сборка автомобилей Lada 4x4 Urban. Объем выпуска пока невелик, силами небольшого цеха решено собирать порядка 1 000 автомобилей в год — чтобы "пощупать" рынок. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон и главный дизайнер Lada Стив Маттин говорят, что модификация рассчитана на новую целевую аудиторию — молодых мужчин и женщин, живущих в городах... Новые "интегральные" бамперы, иная решетка, колесные диски большего диаметра и даже немного уменьшенный клиренс — внешность осталась узнаваемой, став более динамичной.
Но главное в том, что "Урбан" лишится понижающего ряда в "раздатке", а блокировка межосевого дифференциала станет управляться кнопкой. Вместо трех архаично выглядящих рычагов в салоне останется один, причем переместится на более удобное место. Все эти "трансмиссионные" меры уменьшат внедорожные возможности, но значительно снизят шум в салоне, что при учете дополнительной шумоизоляции выведет наконец вазовский внедорожник на вполне современный уровень. Вполне возможно, что именно так и должна развиваться идея "компактного SUV" — та идея, родоначальником которой "Нива" когда-то и была.
Держаться корней
Впрочем, АВТОВАЗ не готов в одночасье распрощаться с "классической" Lada 4x4 ради "городской" — обычная версия внедорожника будет выпускаться в прежних объемах. Новые целевые группы новыми целевыми группами, но у "Нивы" достаточно высокая популярность, чтобы, получив новый мотор, кондиционер, шумоизоляцию, рестайлинг от Стива Маттина и сохранив в полной мере внедорожный потенциал, подойти к собственному 40-летию в отличной форме.
Да и новое поколение Lada 4x4, которое появится в 2018 году, пока тоже планируется как настоящий внедорожник, без всякого идеологического дрейфа в сторону кроссоверов. По этому пути уже пошла новая Chevtolet Niva — она будет "честным" джипом с постоянным полным приводом и механической коробкой передач. Но вот на АВТОВАЗе до конкретных решений по новому поколению Lada 4x4 еще очень далеко, так что ключевое слово в первом предложении этого абзаца — "пока". А вдруг окажется, что всё, что нужно нынешнему покупателю отечественного "компактного SUV", — это моноприводный "высокий хэтчбек" с кондиционером, музыкой и парктрониками? Не зря ведь и у бывшей "родственницы" по платформе, Chevtolet Niva, планируются комплектации с АКПП и приводом на одну ось?..
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Второе поколение или глубокий рестайлинг Нивы нужно было выпускать вместо десятки, которая по сути оставалась той же восьмёркой в новом кузове. Потому как из всех тольяттинский моделей только Нива была конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках.
РС: информация об электронном управлении дифференциалом в урбане и двигателе от Приоры проверенная?
РРС: жду аналогичную статью о буханке, которую уже несколько раз собирались свернуть, но всё продолжают клепать.
Совершенно достоверная, человек из Тольятти писал :)
Проездил на этой машине с 83 по 2000 год.Машина выпуска 1977 года.Как внедорожник спору нет,классная. Ползёт пока на брюхо не сядет. Но ....большое но.Бензин жрёт.Ломается постоянно.Крестовины долго не ходят.Передний редуктор шестерни от заднего.Т.е. крутятся наоборот,задним ходом.Изнашиваются постоянно.Короче из под неё не вылезаешь...
Так давно же известно, что главная проблема отечественных автомобилей - это не конструция, а качество комплектующих.
Постыдились бы ругать машину, на которой ездили с 1983 по 2000 год еще и по бездорожью. Она что, должна была по вашему вообще не ломаться за это время?
С 84 по 2001 ни фига она не ломалась, так капризничала немножко, зато никуда не страшно выезжать, а вот крузак или прочая шалупонь если встала посреди тайги, то всё кричи спасателей
Когда же дизель будет?
не будет((((((
Про буханку скоро будет!
SUSUKI пора бы на SUZUKI исправить
С 84 по 2001 ни фига она не ломалась, так капризничала немножко, зато никуда не страшно выезжать, а вот крузак или прочая шалупонь если встала посреди тайги, то всё кричи спасателей
Такое впечатление что автор или забыл или не поинтересовался. Да и "джиперы" , что ВАЗ 2121 - легковой автомобиль повышенной проходимости , для сельчан (смотритк Ю.Туб). То что этот автомобиль многим из другого класса "нос утер", вовсе не ставит в класс которым и утер.Этот автомобиль и сейчас актуален, большинство современных подобных оставит позади. Только вот ВАЗ цену на 2121 задрал до астрономической. При том что авто , все основное из далеких 70 хх. Чуток бы его подшаманить и будет самым самым !
Такое впечатление что автор или забыл или не поинтересовался. Да и "джиперы" , что ВАЗ 2121 - легковой автомобиль повышенной проходимости , для сельчан (смотритк Ю.Туб). То что этот автомобиль многим из другого класса "нос утер", вовсе не ставит в класс которым и утер.Этот автомобиль и сейчас актуален, большинство современных подобных оставит позади. Только вот ВАЗ цену на 2121 задрал до астрономической. При том что авто , все основное из далеких 70 хх. Чуток бы его подшаманить и будет самым самым !
Хорошая машина во всем. ( 1989 г.в.) куплена в 2002 и продана 2013 За 11 лет из серьезного загудел задний мост и разбило подшипник вторичного вала. Позднее поменяли шестерни и синхроны 1 и 4 скорости, так как ездили со сломанной корзиной и сломанной вилкой сцепления "сломало по полам" неделю. Да простит она нас. Двигатель ему можно памятник поставить мы вторые владельцы были. Отдав в ремонт моторист произвел ремонт только блока и колена. Цепь, голова, клапана,все родное оставили. Вобщем машина покупалась для стройки, таскала прицеп с загрузкой до тонны. Возилось все, что можно было в силах поднять. Пусть машина не идеал,но Памятник этому авто существовать должен!!!