Как уже наверняка знает мужская часть нашей аудитории, особенностью применения «крылатой пехоты» является возможность действий в тылу врага, без поддержки и вдали от основных сил. Эти войска в основном используют второстепенные трассы, а часто и вовсе обходятся без дорог. Поэтому требования к такой технике вполне прозрачны: хорошая проходимость, вместительность, но при этом – компактность, чтобы помещаться в грузовом отсеке самолета. Все это – про нашу «Ракушку».
Знакомство
Бронетранспортер скомпоновали по “танковой” схеме: отделение управления на носу, десантное – по центру, а силовое – на корме. Причём первые два в высоком корпусе “рубочного” типа занимают три четверти длины боевой машины. Десантное отделение используется для размещения солдат, раненых на носилках или для грузов. Герметичный бронированный корпус сварен из легкого алюминиевого сплава, наклон лобовых листов и характерные “скулы” корпуса немного увеличивают защиту в лобовой проекции.
Машина “стандартно” оснащена четырьмя установками отстрела дымовых гранат “Туча” и ощетинилась всего двумя пулеметами ПКТ-М: один внутри корпуса, а второй в башенке на крыше. Этой машине не нужно много вооружения, да и бронирование противопульное: бронетранспортер должен с максимальной скоростью доставить в нужную точку десантников или эвакуировать раненых. Там же, на крыше, 3 люка для экипажа и 2 люка с просторной “дверью” на корме для спешивания десантников.
В силовом отделении интересно скомпонованы двигатель и трансмиссия: дизель в одном блоке с механизмом, обеспечивающим поворот и переключение передач. Блок включает в себя гидромеханическую двухвальную реверсивную коробку передач с отбором мощности для водометов…
”Ракушка” не только летает – она ещё и плавает! У машины большой запас плавучести, она форсирует водные преграды, десантируется с кораблей и даже преодолевает полосу прибоя. Ходовая боевой машины укомплектована гидропневматическими рессорами и благодаря им изменяет высоту дорожного просвета: от 0 до 100 миллиметров в низком, до 420 миллиметров в рабочем и до 500 миллиметров в высоком положении. Ничего не напоминает? Да-да, подвеска имеет дальнее родство с ситроеновской гидропневматикой! Кто бы мог подумать...
Что внутри?
Большего внутреннего объема я не видел ни в одном экземпляре бронетехники, которые приходилось тестировать, – даже в новейшем Тайфуне-К не так просторно. В десантном отделении по три ряда двухместных сидений на каждом борту, плюс одно по центру отделения и ещё одно – справа от механика-водителя: итого 14 десантников и 2 члена экипажа в машине, в которой стоишь в полный рост. Летающий бронированный автобус!
По бортам – крепления для носилок, а сидения закреплены так, что передают на тело минимум разрушительной энергии при подрыве машины на фугасе или мине. На случай, если десантироваться придется в зону газовой атаки или, скажем, пыльной бури, имеется система очистки забортного воздуха. Может, еще и туалет есть?
Нет, туалета нет, но есть... чайник! Можно выпить чашку чая, пока десантируешься с Ил-76 на парашютах внутри бронетранспортера. Только нужно правильно разместиться на сидении: затянуть ремень привязной системы, голову опереть на заголовник кресла (да-да, «заголовник», а не подголовник), а ступни ног поставить на подножку и ждать касания земли.
Место механика-водителя находится как будто где-то на стыке времен и пространств. Очень странные ощущения. Подчеркнуто спартанская рубленая передняя панель с рядами кнопок и световых индикаторов... Непонятные, на первый взгляд, надписи вроде «ТНПО ВСЕ» или «СБРОС КОНД.»... При этом часть из них почему-то продублирована на иностранном языке, а кресло имеет регулировку по высоте и подогрев. Ну а слева – вполне современный ЖК-дисплей бортового компьютера, который отражает все необходимые параметры от температуры антифриза до радиационного фона снаружи. Кстати, химическая и радиационная защита у машины тоже имеется.
Как едет?
К тест-драйву я поначалу приступил с видом знатока. Еще бы, я же ведь ездил на БМП-3, уже все знаю. Выставил ручной газ, жму кнопку стартера и запуска... Сзади взревел барнаульский дизельный V10 УТД-29. Он родом из 80-х, но по-прежнему актуален. И не спешите морщиться! Думается, что если бы не соображения экологии и экономии, то и на обычных гражданских машинах по-прежнему стояли бы старые, проверенные временем моторищи, сделанные по принципу no replacement for displacement.
Максимальная мощность – 500 сил, и это дизель! Механик-водитель предупреждает: «В машине много лошадей, а она легкая, так что надо плавно отпускать тормоза». Я, конечно, все равно отпускаю слишком резко и получаю заслуженный импульс в затылок... Неудивительно, что я не рассчитал силы – в БМП-3 с тем же мотором 18,7 тонны боевой массы, а тут – 13,2. С 500 дизельными силами «Ракушка» не становится спортивным кроссовером, но для гусеничного транспорта она все равно чрезвычайно быстра.
Машина резво набирает паспортные 70 км/ч: последовательное переключение передач не сопровождается пинками или ударами. Не думал, что скажу это про военную технику, но управляемость – неожиданно острая. БТР моментально следует за отклонениями штурвала! Попробую провести доступные аналогии... Пересесть на «Ракушку» после все того же БМП-3 или, скажем, ракетного тягача БАЗ – это как поменять Chevrolet Tahoe на Porsche Macan.
Если бы на бронетехнике проводились гонки, соперникам БТР-МДМ пришлось бы туго. Впрочем, это актуально только для кольцевых трасс со связками поворотов – на прямом дрэг-стрипе у «Ракушки» немного шансов – она очень бодро, как мы поняли, стартует, но свыше тех самых 70 км/ч уже практически не разгоняется.
А как же тормоза? А они не нужны! Низкооборотистый дизель прекрасно замедляется под сборс газа, а если замедления недостаточно, можно «скинуть» передачу вниз. На тормоз быстро привыкаешь давить только для полной остановки машины.
Что в итоге?
Знакомство с «Ракушкой» было не очень долгим и не очень близким. Никакого плавания, никакого бездорожья и... минимум технической информации. Впрочем, военных понять можно: техника совсем новая, и афишировать в СМИ ее данные во всех подробностях – не лучшая идея. Что ж, значит есть повод встретиться с БТР-МДМ или с какой-нибудь из его интересных модификаций в будущем.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться