Скрытные малютки ТПК
В огромной массе советских военных разработок, проводившихся под грифом «совершенно секретно», нашлось место несвойственным армии микролитражным полноприводным плавающим машинам. Эти принципиально новые в военном типаже автомобили получили краткое обозначение ТПК — транспортеры переднего края.
Они служили для эвакуации раненых с прифронтовой полосы и переднего края боевых действий, доставки боеприпасов и личного состава. Машины не имели прямых зарубежных аналогов, разрабатывались целиком и полностью советскими конструкторами и впоследствии были признаны одним из мировых приоритетов советской военной научно-технической мысли. Вторую, еще более оригинальную ветвь развития плавающих машин, составили уникальные амфибии на подводных крыльях.
По первоначальному замыслу эти легкие амфибии представляли собой низкопрофильные транспортные средства малой мощности с открытым кузовом и двумя продольными местами для носилок. Унифицированные с серийными легковушками и мотоциклами, они были приспособлены для преодоления небольших водных преград, транспортировки самолетами или вертолетами и воздушного десантирования.
Транспортер на шасси «Москвич-401» (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)
Первый ТПК появился в середине 1950-х годов на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в облике открытой самоходной платформы на базе 26-сильного «Москвича-401». Ее особой гордостью стала откидная рулевая колонка, позволявшая водителю управлять автомобилем, сидя за рулем или перемещаясь ползком рядом с ним. Несмотря на оригинальную техническую находку, тяжелую сухопутную машину военные отвергли.
Водитель управляет машиной, передвигаясь ползком рядом с ней (кинокадр)
Установка двух продольных носилок в задней части ТПК «Москвич»
Затем на базе опытного джипа «Москвич-415» была построена тележка для перевозки грузов или доставки раненых, однако высокое расположение кузова не обеспечивало компактности и скрытности перемещения.
Полноприводная тележка на шасси джипа «Москвич-415». 1958 год
Последующие работы по ТПК с мотоциклетными агрегатами проводил Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Когда же в 1960-е годы этот путь признали тупиковым, доработку машин возложили на Запорожский автозавод (ЗАЗ), применявший агрегаты от своего Запорожца. Их серийным изготовлением занимался Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), а испытания проводил 21-й НИИИ Минобороны СССР (ныне 21 НИИЦ).
НАМИ-032 (1957 – 1961 гг.)
Создание в НАМИ легких плавающих машин серии 032 было сопряжено как с многочисленными техническими и производственными, так и с острыми противоречиями в среде уважаемых советских ученых проблемами. В 1956 году военный заказ на создание санитарного транспортера поступил в лабораторию легковых автомобилей, которой тогда руководил известный конструктор, дизайнер, писатель и журналист Юрий Аронович Долматовский.
В то время он усиленно работал над своей вагонной микролитражной «Белкой» с задним расположением двигателя. Эти решения, признанные со временем бесперспективными и даже опасными, никак не сочетались с общей концепцией будущего ТПК, для которого требовалось спроектировать принципиально новое переднемоторное полноприводное шасси. В результате руководителем «проекта 4х4» был назначен Борис Михайлович Фиттерман, бывший главный конструктор Московского автозавода, дважды лауреат Сталинской премии, только что вернувшийся из Воркутинского лагеря после реабилитации.
В КБ легковых автомобилей Борис Михайлович оперативно разработал общую конструкцию транспортера, которую 16 октября 1956 года утвердил у военного заказчика. В декабре того же года совместно с инженером Владимиром Мироновым был построен деревянный макет ТПК. По замыслу создателей он представлял собой низкую плавающую машину с передним расположением двигателя, небольшими колесами с бортовыми редукторами, независимой подвеской, центральным распределением органов управления, несущим цельнометаллическим основанием и грузовой платформой с двумя носилками, на которой можно было перевозить шесть человек личного состава или сидячих раненых.
Для внесение в машину носилок или специальной лодки-волокуши служила электрическая лебедка. Управление автомобилем планировалось как со штатного рабочего места, так и водителем, идущим или ползущим рядом с машиной или спереди нее, а при движении транспортера задним ходом — позади него. Изготовление прототипов взял на себя Ирбитский мотоциклетный завод.
К началу работ по ТПК в НАМИ не существовало никакой конструктивной основы для него, поэтому принципиально новая машина создавалась практически с чистого листа. Ее единственным предшественником можно признать простейший микролитражный автомобиль НАМИ-031 рамной конструкции с задним двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения МД-65, вариант которого стоял на мотоцикле М-72.
Первый образец НАМИ-032Г с высоким округлым капотом напоминал обычную микролитражку, но его открытый стеклопластиковый кузов обеспечивал машине плавучесть. Ее конструктивным развитием стал грузопассажирский полноприводный НАМИ-049 «Огонек» с высоким закрытым кузовом со стеклопластиковыми панелями.
Автомобиль НАМИ-032Г — прототип будущего ТПК (из архива В. Куранова)
В отечественной литературе укоренилось мнение, что «Огонек» послужил прототипом ТПК, хотя в реальности все было наоборот. С ним был унифицирован только следующий 21-сильный плавающий прототип НАМИ-032М, построенный в начале 1958 года и имевший те же агрегаты и близкие параметры. Это был первый «настоящий» армейский ТПК с низкобортным водоизмещающим кузовом, откидывавшимся вперед лобовым стеклом, фарами в передней облицовке, наклонной рулевой колонкой поверх капота, вертикальной лебедкой-кабестаном и центральным местом водителя, по обе стороны от которого помещались сдвинутые назад пассажирские сиденья, а за ними — носилки. В целях скрытности машиной можно было управлять, лежа вдоль кузова между боковыми сиденьями и носилками. По его бортам крепили съемные металлические мостки (трапы или аппарели) для преодоления неглубоких препятствий и песчаной прибрежной полосы.
Транспортер переднего края НАМИ-032М. 1958 год (из архива 21 НИИЦ)
Спереди видно центральное расположение рулевого колеса
Вид на бортовую платформу НАМИ-032М с боковыми навесными трапами
Санитарный НАМИ-032М на военном показе 1958 года (из архива 21 НИИЦ)
Летом транспортер НАМИ-032М был представлен на показе новой военной техники и затем поступил на испытания, выявившие множество недостатков и недоработок. В апреле 1960-го состоялся показ модернизированной машины руководству Минобороны, Генштаба Сухопутных войск и ВДВ, завершившийся… полным провалом.
Об этом событии вспоминает военный испытатель, полковник И. М. Нечаев: «ТПК было пошел по снегу, но потом во что-то уперся и забуксовал. Главный конструктор в бешенстве затопал ногами, с ним случилась истерика. Народ кинулся к застрявшей машине и оттащил ее назад, после чего заход повторили еще раз. И надо же случиться беде — ТПК опять уперся в какое-то препятствие и остановился в снегу. Маршалы махнули руками, сели в свои машины и уехали»…
Зимние военные испытания 21-сильного ТПК НАМИ-032М (из архива 21 НИИЦ)
Испытания автомобиля НАМИ-032М на Москве-реке (из архива 21 НИИЦ)
В 1961 году в Ирбите собрали облегченный вариант НАМИ-032С с клиновидным передком, повышенным капотом и проходившей над ним горизонтальной рулевой колонкой. Памятуя прошлогоднее фиаско, для передвижения по снегу передние колеса можно было оперативно заменить на лыжи, переставляя их на задние, которые таким образом становились двускатными и снижали давление на снег. Здесь главной новинкой стали капот и боковины кузова, склеенные из стеклопластика. Такое решение понизило прочность конструкции, а ориентация на слабые мотоциклетные моторы привела НАМИ к отказу от продолжения всех работ. Документацию на ТПК передали на Запорожский завод, где был создан собственный вариант ЗАЗ-967, вскоре переродившийся в серийный ЛуАЗ-967.
ТПК НАМИ-032С со стеклопластиковой облицовкой. 1961 год (из архива НАМИ)
НАМИ-032С с опущенными бортами на испытаниях (из архива А. Карасева)
НАМИ-032С преодолевает снежную целину (из архива В. Куранова)
Зимние испытания с передними лыжами и задними двускатными колесами
История украинского ТПК довольно обширна, поэтому ей мы посвятили отдельный материал «Боевые «запорожцы».
По воде на крыльях
К опередившим свое время опытно-конструкторским проектам относятся не только ТПК, но и уникальные легкие и быстроходные плавающие машины на подводных крыльях конструкции НАМИ и ГАЗа, также защищенные грифом «секретно». Их доработки и испытания проводились вдали от населенных пунктов, отдыхающих и рыбаков, но незаметно для посторонних на короткое время они выдвинули советскую научную мысль на мировой уровень.
НАМИ-055В (1963 г.)
Фотографии из архива НАМИ
Работы над этой быстроходной амфибией начались в 1959 году с использованием опыта создания «нормальной» плавающей машины НАМИ-055 и заключались в реализации заманчивой идеи вывода легкого плавающего автомобиля на подводные крылья. Со следующего года проектирование принципиально новой машины проводилось совместно с ЦКБ по судам на подводных крыльях горьковского Судостроительного завода «Красное Сормово», которым руководил конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев, легендарный создатель пассажирских судов «Ракета», «Метеор» и многих других.
Суть столь смелой идеи заключалась в максимальном сокращении сопротивления движению амфибии за счет частичного или полного приподнимания корпуса и колес над поверхностью воды при помощи специальных профилированных гидродинамических устройств — подводных крыльев. На высокой скорости они создавали эффект воздушной подушки, выталкивая машину из воды и выводя ее в режим глиссирования, позволявший многократно сократить сопротивление и в несколько раз увеличить скорость на плаву.
Легкая 90-сильная амфибия на подводных крыльях НАМИ-055В. 1963 год
Плавающая машина НАМИ-055В с крыльями в транспортном положении
За воплощение этой по-хорошему безумной идеи взялись ученые НАМИ, приняв за основу свою предыдущую 90-сильную модель НАМИ-055Б. После предварительных испытаний масштабных макетов на нее навесили трехкрыльную систему с откидным носовым крылом-стабилизатором и малопогруженными неуправляемыми подводными крыльями, но эти дополнения и модификации привели к существенному увеличению массы машины.
Итак, летом 1963 года появился первый в мире легкий плавающий автомобиль НАМИ-055В на подводных крыльях, проходивший испытания на Волге. В загруженном состоянии через 35–40 секунд после начала движения он достигал максимальной скорости 58 км/ч. При выходе на берег крылья вручную откидывали на капот и задок машины.
Переход из глиссирующего положения на опущенные крылья (кинокадр)
Движение на подводных крыльях при полном выходе из воды (кинокадр)
Удачные испытания, увы, не стали залогом успеха: амфибия оказалась сложной и тяжелой, имела низкую проходимость в прибрежной полосе, к тому же процесс ее переоснащения оказался слишком долгим и трудоемким, не совместимым с военными нормативами. Никакого развития НАМИ-055В не получила, но она до сих пор сохраняет статус первой и единственной в мире легкой армейской амфибии на подводных крыльях.
ГАЗ-46Г (1964 г.)
Фотографии из архива И. Падерина
Плавающий автомобиль ГАЗ-46Г с подводными крыльями. 1964 год
В Горьком этой заманчивой идеей загорелся ведущий конструктор Владислав Михайлович Емельянов и попытался устранить недостатки построенной годом ранее машины НАМИ. В 1964 году на базе серийной амфибии ГАЗ-46 он создал оригинальный, более мощный и быстроходный вариант ГАЗ-46Г на откидных подводных крыльях. Для привода трехлопастного водяного винта на ней установили 195-сильный двигатель от легковой «Чайки» и оснастили съемным комплектом передних крыльев с двумя откидными боковыми стабилизаторами и задними малопогруженными неуправляемыми.
На плаву мощный мотор разгонял машину до 16 км/ч, после чего она приподнималась на переднее крыло и при достижении 18 км/ч выходила из воды, устанавливаясь на обоих крыльях. Максимальная скорость на воде достигала лишь 30 км/ч, что оказалось вдвое меньше, чем у московского образца. К сожалению, и этот экземпляр не вышел из опытной стадии.
Водные испытания амфибии с двигателем V8 мощностью 195 л. с.
При полном выходе на крылья скорость ГАЗ-46Г не превышала 30 км/ч
Еще долгое время идея применения подводных крыльев на легких амфибиях оставалась неосуществимой и была реализована за рубежом лишь через 40 лет. Но это уже совсем иная история, и о такой машине мы расскажем позднее.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться