Этот самоотверженный, уверенный завет, ставший мантрой для компании на все времена, озвучил Дейв Иллингворт, ответственный за вывод новой марки на рынок США. Отныне и впредь он провозгласил главные ценности компании, чье имя всего за несколько лет стало столь же громким, как и имена ее титулованных соперников. Спокойная уверенность, техническое совершенство и безграничная самоотдача – вот главные слагаемые, из которых родился новый бренд. И имя ему – Lexus.
Но громкому выходу на рынок в 1989 году предшествовали долгие 6 лет тщательнейшей и детальнейшей разработки. Еще в далеком 1983 году в Toyota создали проект F1, в котором поставили перед собой задачу выйти на перспективный рынок США с абсолютно новым продуктом, который унаследует от Toyota репутацию надежности, но при этом приобретет ауру роскоши и престижности, которой недоставало материнской компании. Их автомобили ассоциировались с массовостью, качеством и демократичной ценой, но покупатели не поверили бы в "люкс" под маркой Toyota. Исправить это был призван новый бренд, даже звучание и написание которого, хоть и непреднамеренно, были сходны со словом "luxury" – роскошь.
Истории создания марки Lexus посвящена целая глава книги историографа Toyota Джеффри Лайкера "The Toyota Way", и далее мы будем время от времени обращаться к ней, так как это один из лучших трудов, посвященных компании.
Даже если цель кажется такой высокой и недостижимой на первый взгляд, если вы объясните ее необходимость всем вовлеченным в это людям и будете настаивать на ней, все вокруг наполнятся энтузиазмом и духом решимости выполнить столь сложную и интересную задачу, станут работать вместе и, в конце концов, достигнут ее.
Ичиро Судзуки, один из ведущих инженеров проекта F1
И уже самые первые представители марки были более чем достойны столь громких эпитетов. Они оправдали самые высокие ожидания, воплотив в себе многолетние наработки и опыт сотен инженеров, работавших над их созданием. Флагманом стал автомобиль, вобравший в себя все лучшее, что могла предложить компания в те годы. Lexus LS400, результат проекта F1, был живым доказательством того, что он удался.
На фото: Lexus LS400
Первенец
Строгая, изящно-классическая внешность, дизайн которой был разработан в дизайн-студии Toyota в США, передовая техническая "начинка" и внимание к мельчайшим деталям. Электроприводы боковых стекол, боковых зеркал, сидений, подголовников, руля по высоте и вылету и даже электрорегулировка высоты ремня безопасности – и все это с памятью! А еще кожаный салон, подушки безопасности, панель приборов Optitron, высококачественная аудиосистема двух исполнений – базовая от Pioneer и топ-класс от Nakamichi, мощный четырехлитровый двигатель, работающий в тандеме с четырехступенчатой АКПП от Aisin – все это было в списке оснащения автомобиля. Не все эти опции входили в базовую комплектацию, так как подход был "японским": покупателям предлагалась одна комплектация, уже весьма богатая, которую клиенты могли дополнять из обширного списка дополнительных опций. Тем не менее даже "базовая" (насколько применимо это слово к автомобилю представительского класса) комплектация была впечатляюще оснащена.
LS400 был по-настоящему уникальным автомобилем, созданным с чистого листа. Это было важно как с точки зрения позиционирования – новому рынку предлагался абсолютно новый автомобиль, а не просто "перебрендированная Toyota", так и с точки зрения дизайна и проектирования – было принципиально дать флагману европейскую внешность и топовое оснащение. Оценить глубину и тщательность разработки можно по множеству факторов. Из наиболее впечатляющих можно выделить несколько, например то, что число инженеров, задействованных в проекте, достигло цифры в 1 400 человек. Были проведены масштабные опросы фокус-групп, составлены таблицы всех потенциальных конкурентов, выяснены все их преимущества и недостатки. Для наглядности приведем одну такую таблицу, упомянутую Джеффри Лайкером в его книге.
Марка |
Причины для покупки | Причины для отказа в пользу конкурентов |
Mercedes-Benz | Качество, ценность приобретения, прочность | Слишком маленький размер, слабее выраженные стилистические черты (по сравнению с BMW) |
BMW | Стиль, управляемость, функциональность | Слишком много на дорогах |
Audi | Стиль, просторность, доступность | Неудовлетворительное качество, неудовлетворительный сервис |
Volvo | Безопасность, надежность, качество, прочность | Угловатый дизайн |
Jaguar | Самый притягательный стиль | Неудовлетворительное качество, тесный интерьер |
Каждый по-своему оценит данные, приведенные в таблице, но из нее становятся понятны цели, к которым стремились создатели: победить всех по всем фронтам, стать лучшими и создать автомобиль, который будет обладать всеми достоинствами конкурентов и будет лишен их недостатков. И, как нам кажется, им это удалось.
Весьма красочной была телевизионная реклама тех лет, в которой на капоте Lexus LS400, стоящего на стенде, была выстроена пирамида из хрустальных фужеров, после чего он разгонялся до скорости 230 км/ч, не вызывая ни малейшего их колебания.
Другим прекрасным в своей наглядности испытанием был тест со стаканом воды, проведенный в 1990 году автомобильной передачей Top Gear. На работающий двигатель Lexus LS400 и компании его одноклассников от Mercedes, BMW и Jaguar был поставлен стакан с водой. В то время как у европейских "грандов" вибрация была заметной, вызывая рябь и колебания воды, поверхность жидкости на двигателе Lexus была абсолютно гладкой. Для пущей объективности двигатели были раскручены до 6 000 оборотов в минуту, и тут японский флагман лишь укрепил свое явное преимущество: стакан и вода в нем по-прежнему были неподвижны, в то время как на остальных стакан явно "ездил", и его порой нужно было в буквальном смысле ловить, спасая от падения. Таков был знаменитый двигатель 1UZ-FE, один из лучших моторов, созданных Toyota. Впечатляющая сбалансированность, не правда ли?
Младшенький
Но не будем концентрироваться только на одной модели, пусть и такой знаковой для марки. Параллельно с Lexus LS400 на рынок США была выпущена вторая, более компактная модель Lexus ES250. Она в свою очередь представляла собой именно "перелицованную Toyota", а именно модель Camry Prominent со слегка подретушированной внешностью. Руководство Lexus решило перестраховаться и не выходить на новый рынок только с одной моделью.
На фото: Lexus ES250 1989
Высказываются даже мнения, что ES250 представлял собой "уменьшенную копию" LS400, нацеленную на конкуренцию с вышедшей тремя годами ранее Acura Legend. Но независимо от этого, стоит отметить, что "вторичность" сыграла не на руку младшей модели: ее продажи были заметно ниже, чем у флагмана, который создавался с чистого холста. Отчасти ей помогали более низкая цена, хорошее оснащение и японская репутация.
В качестве силового агрегата предлагался 2.5-литровый V6, а четырехступенчатая АКПП была не единственно доступной, в качестве альтернативы имелась пятиступенчатая "механика". Хотя, учитывая специфику американского рынка, значительных продаж автомобилей с МКПП ожидать было трудно, и так оно и было: основная часть проданных седанов была на "автомате".
Разумеется, для бренда Lexus использовалась исключительно наиболее "заряженная" версия Camry с самым богатым оснащением. Это означало, что моторная гамма была ограничена "лучшим", что выглядело довольно логично. Не ставить же на новый автомобиль высшего класса двухлитровый дизель (дело происходило в 1989 году, не забывайте).
На фото: Lexus ES250 1997
Итак, две первые модели новорожденного бренда начали свое триумфальное шествие по первому в своей жизни рынку. Но впереди было еще много лет упорного труда, непрерывного развития и по-японски безграничного самосовершенствования. Нужно было расширять модельный ряд, географию присутствия и каналы продаж. И со всем этим в Lexus успешно справились. Как это было? Рассмотрим в нашем следующем материале.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
в качестве потеряли
При всем уважении к Лексусу за аккуратность и качество исполнения, считать эту марку культовой я бы не стал. Нет в этих машинах ничего от исскуства, это просто качественная бытовая техника. Никогда у Тойоты не было автомобиля с душой, наподобии Ситроена ДС, Пежо 205 или Фольксвагена Жук. Высшим достижением Тойоты лично я считаю не Лексус, а модель 80-х годов MR2.
А они, как мне кажется, и не особо претендовали на "искусство". Японцев больше интересуют технологии, доведенные до совершенства, и тут им нет равных. А LS400, например, это наглядно доказал.
Роман, была такая машинка в 60х которая называлась Toyota 2000GT. Были так же неплохие авто типа Supra Twin Turbo, MR2 90х годов, Celica GT4 и тд. Согласен, что они опопсели в последнее время, но все-таки раньше вполне неплохие авто делали.
А что, в вашем понимании, значит опопсеть?
Всегда думал, что LS - это Celsior. Автор, Вы ничего не путаете?
Вы совершенно правы. LS - это Celsior. Точнее, Celsior - это LS. Это тот редкий случай, когда сначала был выпущен Lexus, а уже потом, спустя короткое время, Toyota из него.
Так что я ничего не путаю...
Не буду спорить.
Жду продолжения статьи, где речь пойдет о GS, в этой теме я намного более подкован, так что буду читать очень скрупулезно!))))
Хорошо, я буду внимателен, так как я более подкован как раз в LS. Будем ждать ваших конструктивных и полезных комментариев!)
в качестве потеряли