Лить нельзя бояться: что показал лабораторный тест моторных масел известных брендов

Что лучше: масла знакомых европейских брендов, добытые подпольными путями или купленные из «остатков» в магазинах, или масла, доступные официально? Споры на эту тему обретают остроту швейной иглы, а оппоненты в пылу дискуссий готовы поливать друг друга отработкой и смотреть, что из этого выйдет. Что ж, понять можно: от масла зависит многое, а его выбор сейчас труден, как никогда. И масла европейских брендов, пропитавшие в своё время сердца многих автолюбителей, свою любовь не утратят ещё долго. И это справедливо, но при одном условии: они должны быть качественными. То есть настоящими, а с этим, как выяснилось, у нас ситуация катастрофическая.

Возможно всё

По данным опроса, проведенного агентством Gruzdev Analyze, доля подделок в сегменте масел и ГСМ в прошлом году составила 30%. К сожалению, эта доля растёт от года к году: на рынке появляется всё больше желающих продать под видом качественного масла какой-то недорогой продукт, который иногда стыдно назвать маслом. К сожалению, я сам столкнулся с подделкой, хотя никогда не экономил на масле. На последнем ТО я залил как бы оригинальное масло привычного бренда, отдав за него 7400 рублей вместо 3800, которые за него просили два с половиной года назад. И через пару сотен километров на приборке стала мигать лампа давления масла. Повторная замена фильтра не помогла, решили замерить давление масла манометром. На холодном моторе давление есть, а вот на горячем – есть, но ниже нормы. Прежде чем добираться до маслонасоса, рискнули залить другое масло. Взяли самое дешёвое отечественное, залили – и проблема ушла. Это было печально, потому что вместо 7400 рублей я мог отдать 4000 на одном из маркетплейсов, где продавец за эти деньги обещал оригинальное масло. Может быть, я получил бы такую же подделку, но почти в два раза дешевле. Это, конечно, грустная шутка – но хотя бы какое-то утешение.

Шанс купить действительно оригинальное масло, но ввезённое окольными путями, тоже есть. Правда, он мал: гораздо выгоднее за бешеные деньги продавать что-то более дешёвое. Но всем нам хочется верить в лучшее, поэтому всё-таки попробуем купить в интернет-магазинах несколько канистр и проверить свою удачу: вдруг повезёт?

Все – оригинал!

Итак, мы приобрели на маркетплейсах несколько канистр масел, которые продавцы позиционируют как оригинальный товар, и отдали их в аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ на исследования основных параметров. Ведь если масла действительно качественные и оригинальные, они точно уложатся в допуски, соответствующие их классификации по SAE и АСЕА. А вот если они в допуски не уложатся, возникнут обоснованные вопросы к качеству, а значит, и к оригинальности.

В лабораторию отправились семь новых запечатанных канистр масел: Mobil 1 FS x1 5W-40, Castrol Edge 5W-40, Total Quartz 9000 5W-40 и целых четыре канистры Shell Helix Ultra 5W-40. Все, как следует из названий, 5W-40, допуск по АСЕА – А3/В4. Сразу ответим на немой вопрос: почему целых четыре Shell? Четыре – потому что нам стало интересно, почему одно и то же масло можно купить и за две тысячи, и за четыре. Неужели всё дело в наценке продавца? Вряд ли. Ну и ещё один принципиальный вопрос: одна канистра (та, что выделяется на фоне трёх остальных серым оттенком) имела отметку «произведено в Германии». Три другие – из одной партии, и нам очень хотелось узнать, есть ли разница между ними и тем, что, как уверяет продавец, выпущено в Германии. 

Кстати, о допусках. Что и где мы будем проверять? Образцы отправились в независимую аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ, у которой огромный опыт в проведении исследований любых видов горюче-смазочных материалов. Мы ей доверяем на 100%, так что тут двух мнений быть не может. Ну а набор анализов мы выбрали следующий.

Во-первых, нас интересует индекс вязкости масел, поэтому одно из исследований будет комплексным: на кинематическую вязкость при 40ºС, кинематическую вязкость при 100ºС и на индекс вязкости. Во-вторых, интересны отдельные ключевые показатели, определение которых мы заказали дополнительно. Это щелочное число TBN по методу ASTM D 2896, температура вспышки в открытом тигле, динамическая вязкость CCS при -30 градусах, динамическая вязкость MRV при -35 градусах, испаряемость по NOACK, сульфатная зольность и температура застывания по методу ASTM D 97. О чём нам скажут эти показатели и почему они важны?

Щелочное число TBN помогает оценить запас щелочных присадок. А от их запаса зависят нейтрализующие способности масла. Как мы помним, у моторного масла есть три основные задачи: охлаждать, смазывать и очищать двигатель. Как раз умение масла отмывать и отражается щелочным числом, которое должно находится в пределах 5-12 мг КОН/г. 

Температура вспышки бывает двух типов: в открытом и закрытом тигле, но в любом случае она указывает на ту температуру, при которой пары масла смешиваются с воздухом и загораются в открытом пламени. Физический смысл данного параметра свежего масла заключается в следующем: чем выше вспышка, тем меньше в нём легко горящих фракций. То есть, чем температура вспышки выше, тем меньше должно угорать масло в процессе эксплуатации, оставляя минимальное количество  высокотемпературных отложений.

Динамическая вязкость CCS -30 и MRV -35 – это два взаимосвязанных параметра. Аббревиатура CCS означает Сold Сranking Simulator, то есть, это такая имитация холодного пуска двигателя. Для разных масел этот параметр оценивается при разной температуре, в нашем случае с маслами 5W-40 CCS оценивается при -30 градусах Цельсия и указывает на максимальную вязкость при отрицательной температуре. И для наших масел динамическая вязкость CCS -30 должна быть ниже 6600 мПa*c. Показатель MRV (Mini Rotary Viscometer) обозначает максимальную динамическую вязкость, при которой масло прокачается по каналам во все пары трения в момент пуска мотора. Так же, как и в случае с CCS, существуют нормы для масел 5W-40, в которые они обязаны укладываться: не более 60 000 мПa*c при -35 градусах. Все наши образцы должны строго соответствовать установленному производителем классу вязкости по SAE. Если они в нормы не уложатся, к ним неизбежно возникнут вопросы.

Испаряемость по NOACK помогает предположить склонность масла к угару. Соответственно, чем этот показатель ниже, тем меньше масло будет испаряться и угорать. Норма для нашего масла – в пределах 13%, хотя предыдущие тесты показывали, что NOACK у оригинальных масел из нашей выборки обычно существенно ниже — в пределах 5-6%, а не у верхней границы.

Сульфатная зольность описывает процентное содержание присадок и их состав. Как бы производителям масел иногда ни хотелось положить побольше присадок, всему есть предел: при испарении масла некоторым частицам присадок не остаётся ничего другого, как отложиться на деталях ЦПГ, что нежелательно. Поэтому процентное содержание присадок ограничено стандартами. В нашем случае с маслами А3/В4 по ACEA сульфатная зольность должна быть в пределах 1,0-1,6%.

Ну и, наконец, температура застывания. Тут всё просто: это та температура, при которой масло не может течь в наклоненной пробирке. То есть, по сути, превращается в твёрдое тело. Чем эта температура ниже, тем лучше, но для масел 5W-40 она в любом случае не может быть выше -35 градусов. Если масло застынет при более высокой температуре, оно явно не соответствует указанному классу. И это тоже будет признаком некачественного или поддельного масла.

Ну что, посмотрим, что у нас получилось.

А что в канистрах?

Все результаты для наглядности мы свели в одну таблицу. Цифры, выделенные красным цветом, обозначают параметры, которые не уложились в нормы. Не слишком ли красной получилась наша таблица?

Mobil 1 5W-40Castrol Edge 5W-40Total Quartz 9000 5W-40Shell Helix Ultra 5W-40Shell Helix Ultra 5W-40Shell Helix Ultra 5W-40 (Германия)Shell Helix Ultra 5W-40Норма
Щелочное число TBN (ASTM D 2896)5,669,946,647,678,198,017,22>10.0 для A3/B4
Температура вспышки о.т.240226242232228232230-
Вязкость динамическая CCS -30 49 506604011 0809670998016 3959740<6600
Вязкость динамическая MRV -35209 05620 19071 03135 04349 180143 47131 393<60 000
Испаряемость по NOACK7,359,487,489,629,468,089,65<13 %
Зольность сульфатная 0,791,15111,051,050,961,0-1,6 для A3/B4
Температура застывания ASTM D 97-27-39-42-39-39-36-39<-35
Вязкость кинематическая при 40ºС73,6272,1877,763,7792,9197,0162,93-
Вязкость кинематическая при 100ºС 9,0513,1111,6210,1714,1314,3310,1312,5 — 16,3 cst
Индекс вязкости 96185143146156152148-

Хуже всех показало себя масло Mobil 1, которое уложилось только в нормы испаряемости по NOACK и показало достаточно высокую температуру вспышки. Все остальные нормы образец проигнорировал, так что назвать эту жидкость моторным маслом можно только с натяжкой. В лучшем случае эта жижа будет не слишком быстро расходоваться на угар. Если, конечно, зимой получится запустить мотор, заправленный этой жидкостью, потому что уже при -27 градусах она течь перестаёт. Мы не можем утверждать категорично, что это не оригинальное масло – такое заключение со стопроцентной гарантией может дать только производитель оригинального масла после собственного исследования сомнительного образца. Поэтому формально мы не имеем права ничего утверждать. Но неформально сказать можно: это даже близко не похоже на оригинальное масло Mobil 1. Печально, но факт.

На фоне всех остальных масел достойно выглядит Castrol Edge, которое слегка не дотянуло до нормы только в испытании на щелочное число TBN. Собственно, все образцы нормы по щелочному числу провалили, причем почти все – с треском. Однако образец Castrol Edge по этому параметру не уложился всего на 0,06 КОН/г. Можно сказать, в пределах погрешности. Но всё же не уложился. Может быть, даже если это и неоригинальное масло, оно не самое плохое. Впрочем, поставить ему зачёт мы всё-таки не можем: нормы по щелочному числу обязательны для всех.

Total Quartz 9000 пошёл по стопам Mobil 1 и провалил почти всё подряд, но всё же уложился в нормы сульфатной зольности и температуры застывания. Тут даже комментировать нечего – это тоже очень не похоже на оригинальное масло Total, за которым таких многочисленных грехов не водилось.

Ну а теперь – вишенка на торте. Не зря мы не поленились отправить на исследование сразу четыре канистры странного Shell Helix Ultra! Во всех четырёх одинаковых канистрах «оригинального», по утверждению четырёх разных продавцов, масла (даже сертификаты подлинности от маркетплейса были приложены) оказались четыре разные жидкости. Обратите внимание на номер партии и дату производства канистр золотистого оттенка: все они сделаны в России, везде указаны 2021 год и время – 17:23. Только секунды везде отличаются и выбиты чуть ниже остальной информации.

И все они лишь отдалённо напоминают оригинальное масло Shell. В серой канистре масло, «произведённое в Германии», однако эту страну, вероятно, оно даже в иллюминатор самолёта никогда не видело. А ведь продавцы не просто заявляют об оригинальности этих масел, но и демонстрируют сертификаты, галочки и спецзнаки от площадки о том, что продукт оригинальный… Но нет. И самое удивительное – по итогам испытаний, проведенных МИЦ ГСМ, ни одно из этих масел не стоит заливать в мотор. Даже условно немецкое. Хотя чего тут удивительного… Тут, скорее, ожидаемо, хотя немой вопрос к продавцам все равно остается.

Выводы получаются не оптимистичными: из семи образцов в нормы не уложился ни один. Во всех этих канистрах явно плещется не то, что указано на этикетках (надежды подаёт лишь Castrol Edge, который показал в целом хорошие результаты). Неужели всё так плохо?

Прокомментировать результаты лабораторных исследований и ситуацию с маслами, официально покинувшими российский рынок, мы попросили Виктора Торосяна, главного технолога блендинговой площадки «Юнайтед Петрокемикалс» (UPEC), которая до весны 2022 года выпускала в том числе масла Total, Castrol и Mobil для российского рынка: 

Сегодня на российском рынке смазочных материалов по-прежнему можно встретить моторные масла именитых зарубежных брендов, реализуемые по схеме параллельного импорта. Помимо значительной доли подделок, есть немало оригинальных продуктов, ввезенных из стран Ближнего Востока, Азии и других государств с жарким климатом. Такие масла произведены с учётом климатических особенностей стран юга и поэтому отличаются слабыми низкотемпературными свойствами по сравнению с теми продуктами, которые были представлены на нашем рынке до 2022 года. Конечно, такие масла лучше не использовать в российском климате. Особенно это чревато в северных широтах, где столбик термометра нередко опускается ниже -20 С. 

Вместо этого стоит обратить внимание на официально работающих в РФ производителей: например, «Лукойл», «Синтек», «Роснефть», «Газпромнефть» и «Татнефть», а также на смазочные материалы, которые сегодня выпускаются в технопарке UPEC. Такая продукция, как правило, сохраняет не только оригинальный состав и высокие эксплуатационные свойства, но и одобрения и допуски автопроизводителей», например, как «Рольф Ультра».

Что же, придётся с этим согласиться. Ну а по поводу масел ушедших брендов вспомним, с чего начинали: «Лить нельзя бояться». Запятую ставьте сами.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
30 комментариев
28.08.2024 11:34
seriberiezhka

Спасибо за то, что затронули животрепещущую тему подделки масел. И даже всеми любимый Обнинск, хоть и упомянули, но очень ненавязчиво. :) Судя по всему, из всей подборки - только Castrol соответствует требованиям, и то, не факт, что там залит именно Castrol. Я давно уже "именитые бренды" обхожу стороной, предпочитая более редкие и "неподделываемые", преимущественно корейского производства. Хотя, в числе непопулярных есть и Европейские/Американские марки масел, которые смело можно брать. По поводу Российских масел - моё мнение неизменно. Я их не критикую, но обкатывать на себе китайские пакеты присадок, ради сомнительной экономии - нет желания.

1

28.08.2024 13:31
Олег Темнов

Если так боитесь китайских присадок, то как раз Рольф Ультра производимый блендинговой площадкой ЮПЕК не должен вызывать у вас опасения, так как производится на пакете присадок Инфинеум


28.08.2024 20:27
seriberiezhka

Заявлениям Обнинских маркетологов про пакеты Infineum в составе - я верю не более, чем продавцам с OZON, с "оригинальным" Shell по низкой цене. Так что, я уж лучше возьму честный импортный продукт, из числа непопулярных брендов.

4

28.08.2024 20:49
Олег Темнов

Доверять или не доверять заверениям, это дело личное, но есть же еще результаты анализов, которые подтверждают наличие пакета присадок Инфинеум в самле Рольф Ультра, причем это далеко не один и не два анализа. Но верить анализам масла или нет, дело ваше, главное, что инфинеум там есть


29.08.2024 07:54
seriberiezhka

И где же эти результаты анализов ? На Oil Club ? А как можно 100% определить, какой пакет присадок используется в масле ? По элементам и их количеству - лишь косвенно можно делать выводы. Перерыл все TDS на официальном сайте ROLF, именно в TDS нигде нет упоминания об Infineum. Да и все заявленные у ROLF "допуски", кроме API - являются всего лишь соответствиями, согласно открытым источникам. Ещё раз подчеркну, отечественное масло, которое всеми правдами и неправдами пытается позиционировать себя, как "немецкое" - априори не может вызывать у меня, как и других сознательных людей никакого доверия. И я предостерегаю обывателей, чтобы включали голову и не велись бездумно на флаг Германии на канистре и громкие заявления о санкционных пакетах присадок в составе. Ну и на заявления комментаторов-новорегов из команды маркетинга UPEC. :)

3

29.08.2024 13:28
Олег Темнов

Недавно же была новость, что Рольф и ACEA получил, так что не только API, так что с качеством явный порядок, что бы ни писали хейтеры, удивительно было бы, если бы в TDS производители раскрывали рецептуру


02.09.2024 22:47
Игорь Анатольевич

Главное на бочке масла Рольф продолжать писать Made in Germany 🇩🇪. И все поверят!
И Takajama тоже сделана у Вас в Японии 🇯🇵.
Насколько же можно считать покупателей за биомассу,…

2

03.09.2024 05:58
seriberiezhka

Про "корейский" Mirax ещё забыли. :D У которого, кстати, даже допуска API нет.


28.08.2024 15:08
Игорь Киселев

Так рольф про который тут упомянули судя по ойлу на уровне оригинального шелла, плюс производят внутри страны. И шелл мог дальше лить свои масла в России, их же никто не выгонял. А сейчас их масла покупать мягко сказать страшновато.


29.08.2024 23:46
Александр Буланов

Оригинальный Shell в России есть, почитай Oil Club и без проблем найдете импортеров, и цена будет дешевле чем у Рольфа. Импорт масел не даёт расти ценам на Российские масла


30.08.2024 11:47
Алексей Туров

Однажды все равно на паль попадешь. Хоть сколько раз проверенный продавец Shell будет. С Mobil та же песня.


31.08.2024 14:16
Александр Буланов

Шанс попасть на бракованное масло больше чем паль.


28.08.2024 15:10
Vasissualy Pupkinzon

Понты дороже денег и скупой платит дважды. Взять оригинальную отечественную синтетику с нужными допусками религия не позволяет? Если основа нормальная, а с интервалом замены вы не затягиваете, то и без особых наноприсадок любая синтетика свой интервал отбегает без проблем. Вот если у вас турбомотор с непосредственным впрыском и точкой термостатирования 115+ градусов и вы зальёте "самое фирменное масло аж с оригинальным сертификатом", то тогда остаётся только пожелать вам удачи..

1

01.09.2024 09:47
Кот на дереве

Где ты видел отечественную синтетику?


01.09.2024 19:47
Петя Иванов

Татнефть построила завод уж как несколько лет и продает базу всем желающим.


29.08.2024 11:19
Crazy Driver

Вот как раз Шелом я свой движок и прикончил.
Спасибо за отличную статью и исследования.
Сейчас лью Alpha'S из бочки, проверено многими и мной лично, полностью устраивает.


30.08.2024 14:29
Иннокентий Мамикон

а я перешёл на отечественное, потому что нет другого выбора :(


02.09.2024 08:05
seriberiezhka

Категорически не согласен. Выбор есть. "Корейцы" (ZIC, KIXX, Xteer, S-oil) в одной ценовой категории с отечественным, ещё, как альтернатива, менее популярные и чуть более дорогие "азиаты", типа Molygreen и United oil. Со стабильным качеством и на проверенных пакетах присадок. Если сильно хочется и нет ограничений в бюджете - есть качественные и "неподделываемые" продукты, произведённые на Европейском и Американском континенте: ROWE, Addinol, Wolf/Champion oil, Eurol, Petro Canada, Quaker State, Amsoil. И это не полный перечень, а те бренды, которые навскидку вспомнил. Немаленький список, не правда ли ?


02.09.2024 23:10
Игорь Анатольевич

Проблема одна- у них нет представительства!
А нет представителей - некому предъявить! Вот и Все друзья! ZIC эти корейские надменные товарищи вообще не воспринимают претензий по качеству даже от самих их дилеров, хотя и продают им через российскую ИПшку. Да и те пока были официально не смогли удержать качество, когда разместили часть своей линейки на местной Российской линии розлива.
Это то же что сейчас покупать Repsol Made in 🇪🇸Spain из прекрасного города Пушкин. Испанцы в «крайней степени негодования» как в России «имеют» их бренд в промышленных» масштабах и с качеством достойным этого знаменитого контрафактом всех марок заводом уж 10 лет как…


16.09.2024 07:57
seriberiezhka

Согласен. Но, как по мне, качественно обработанные рекламации по смазкам и прочим ГСМ - в принципе звучит как что-то из параллельной вселенной, даже при наличии представительства.


29.08.2024 13:31
Влад Григоров

Мне вот эти истории про попытки купить ушедший импорт напоминают историю про ёжиков, которые кололись, плакали, но продолжали жрать кактус.
Еще с первых новостей об уходе Кастрола, Ликви и им подобных перешел на масла местного производства. Первое время лил Роснефть, потом перешел на Рольф. Оба масла хорошие, но у меня второе угорает меньше. Сколько уже пробега на этих маслах - все отлично! И не страдаю поисками леваков за 7-10 тыс.

2

29.08.2024 13:52
Валерий Семенович

Многие с шелла на рольф перешли. Рольф вполне стабильное масло по нынешним временам и по качеству вполне сопоставимое


29.08.2024 16:06
Артем Альметьев

Rolf Ultra уверенно нормально так занял нишу шелла, многие льют даже в самые люксовые иномарки. Дилеры БМВ точно знаю льют рольф.


31.08.2024 17:38
Igor Menshikov

Прикольно рекламу замутили. Уходящие ваги рекомендовали луком если чё.

1

31.08.2024 19:42
Nemo Nemo

Ну переходить с Шелла на Рольф я бы побоялся. Вот с Шелла на Кикс или Зик самое то по мне

1

01.09.2024 09:49
Кот на дереве

Не более чем заказная, рекламная статья. Даже если не Шелл и Кастрол, то помимо сомнительных отечественных масел на китайских непонятных присадках, есть ещё и корейские которые везутся напрямую дилерами и которые по цене дешевле чем многие "отечественные", но к качеству там вопросов нет вообще. Отечественные, пожалуй, оставлю для любителей экспериментировать над своими моторами

1

02.09.2024 07:57
seriberiezhka

+1. Полностью согласен. Давно перешел на "корейцев". Не на одной машине лично накатал несколько десятков тысяч - полёт нормальный. И по анализам все стабильно хорошо. Насчёт статьи: думаю, если брать перечисленные "бренды" на ОЗОНЕ за самую низкую цену - то именно такой результат, как в статье и будет, без всякого "художественного вымысла". Хотя, конечно, хочется снова попенять "колесам" на отсутствие протоколов испытаний. Ну и упоминание представителя UPEC, я думаю, явно здесь не за просто так, а пролоббировано нужным образом. :)
Касаемо отечественных масел, то из них уважаю только Татнефть. Делают неплохой продукт СТАБИЛЬНОГО (в отличие от Лукойла) качества и характеристик + есть собственные базы 4 группы и всё это без цыганского маркетинга.


03.09.2024 22:25
Gleb Ivanov

Нуууу, хз, заказная статья или нет. Но как раз, таки, я прочувствовал на себе это купив рапид в декабре 2020. Скажу так, за 10 лет владения тазиками я так не заморачивался никогда просто лил что-то и всё было прекрасно. Тут же за три года с лучком я доливал минимум 100 грамм в месяц. Залил ныне Rowe и забыл, да, ещё и расход бенза упал......... К чему это всё?


10.09.2024 12:40
Алексей Сергеевич

Не знаю как иностранные масла, а тот же лукойл у меня за 6ткм стал водой, на моторах CWVA об этом сразу говорит стук фазорегулятора, залил равенол - стало намного тише. Нынче с китайскими присадками отечественные масле не очень ходят


18.11.2024 14:24
Nikita Zhukov

НУ на маркет плейсах смысла нет брать, шел в закупе у оптовиков 4.900, а тут за 1800 уже продают учитывая налог, доставку и комиссию маркета


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings