К: Рост продаж марки в мире впечатляет – уже в октябре они превысили результаты прошлого года. То же самое происходит и в России – по данным «Автостата», рынок в целом упал на 35%, а марка Porsche демонстрирует 18-процентный рост. Как вы объясняете этот феномен?
Т.Ш.: Подводя итоги уходящего 2015 года, я очень рад отметить рекордные результаты продаж. В ноябре 2015-го продажи Porsche по всему миру достигли 200 000 автомобилей – первый раз в истории компании преодолен этот исторически важный рубеж. Наши успехи стали результатом долгосрочного планирования, отраженного в “Стратегии 2018”. В ее основе лежат сразу несколько принципов: вывод на рынок новой продукции, быстрое развитие дилерской сети, активная работа в области маркетинга и развития бренда. Комбинация этих элементов приносит нам прекрасные результаты.
В России продажи Porsche также демонстрируют уверенный рост, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию: за первые 11 месяцев 2015 года рост продаж новых автомобилей составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причин успеха несколько: сильный бренд и качественный продукт, развитие дилерской сети и ее профессионализация, большое количество маркетинговых мероприятий и тест-драйвов для клиентов, планомерная политика в ценообразовании.
Porsche 911
К: Открывали ли вы новые дилерские центры на волне успеха? Есть ли регионы, в которых марка появилась впервые? Возможно, напротив, были закрытия?
Т.Ш.: Porsche имеет высокоразвитую дилерскую сеть в России, которая соответствует нашим международным стандартам и является фундаментом развития. Мы создаем в дилерских центрах Porsche уникальную атмосферу для клиентов и энтузиастов Porsche, которую им не хочется покидать. С ноября 2004 года и по сегодняшний день (декабрь 2015 года) дилерская сеть ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД» в России расширилась с 2 до 21 полноценных дилерских центра, трех шоу-румов и двух сервисных центров. В 2015 году мы открыли новые дилерские центры в Сочи и в Новосибирске, призванные усилить присутствие бренда Porsche в Краснодарском крае и в Сибири. Кроме того, в Москве были открыты сразу два новых центра: в самом сердце столицы распахнул двери шоу-рум Порше Центр Москва на улице Смоленская, а также с грандиозным размахом был открыт крупнейший дилерский центр Porsche в Европе – Порше Центр Рублевский.
К: Какие модели Porsche на сегодня пользуются у нас в стране наибольшим спросом?
Т.Ш.: Локомотивом продаж новых автомобилей остается Porsche Cayenne: этот спортивный SUV пользуется большой популярностью у наших клиентов и обеспечивает более половины продаж в России. На втором месте по объему продаж в стране находится компактный SUV Porsche Macan.
Porsche Cayenne GTS
К: Насколько развиты корпоративные продажи Porsche? Какова доля флитовых продаж и отличаются ли предпочтения частных клиентов от корпоративных?
Т.Ш.: Доля корпоративных продаж ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД» по итогам ноября составляет почти 10%. Наибольшим спросом также пользуются модели Porsche Cayenne и Porsche Macan.
К: Этой осенью стало известно о приобретении Porsche 918 Spyder в собственность полиции Дубая. Есть ли Porsche в парках российских инспекторов ГИБДД? И участвуете ли вы в тендерах на госзакупки? Может быть, у чиновников есть спрос на Cayenne и Panamera?
Т.Ш.: У нас нет информации о наличии автомобилей в парке ГИБДД. ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД» не участвует в тендерах на государственные закупки.
К: Марка Porsche активно продвигает гибридные версии своих моделей на рынки США и Европы. Cayenne S E-Hybrid и Panamera S E-Hybrid можно приобрести и у нас. Но есть ли сейчас спрос на такие машины? Сколько таких автомобилей было продано с момента представления их на российском рынке?
Т.Ш.: В России продано с момента запуска 18 Cayenne S E-Hybrid и 13 Panamera S E-Hybrid. Компания Porsche в России также активно занимается продвижением подзаряжаемых гибридных моделей: зимой 2015 года организовала первый автопробег Porsche Cayenne S E-Hybrid и Panamera S E-Hybrid по дорогам Сибири и Урала – Plug into Siberia, который продемонстрировал пригодность технологии Porsche E-Hybrid к суровым российским климатическим условиям. Стартовав в Иркутске, экипажи преодолели путь до Екатеринбурга протяженностью 6 800 км за 12 дней. Одними из основных преимуществ гибридных моделей Porsche оказались универсальность зарядного устройства, которое позволяет зарядить автомобиль даже от обычной бытовой розетки, и отсутствие ограничения запаса хода, благодаря наличию современного и высокотехнологичного двигателя внутреннего сгорания.
Porsche 918 Spyder
К: Porsche Macan – относительный новичок на нашем рынке, он продается у нас в стране немногим более года. Как можно оценить итоги? Какие именно версии пользуются наибольшим спросом у российских покупателей?
Т.Ш.: Новый компактный SUV Porsche Macan, представленный на рынке с апреля 2014 года, имеет большой успех в России. Сейчас он занимает второе место по объемам продаж в России после Cayenne: по итогам 11 месяцев 2015 года доля продаж составила 28% от общего объема. Наибольшей популярностью пользуется модификация Macan S: с момента старта продаж Macan в России в апреле 2014 года по ноябрь 2015-го данная модификация составляет 77,7% продаж.
К: Есть стереотип, что Macan – это женская машина, в основном для жен тех, кто уже купил себе Cayenne. Есть ли у вас статистика, действительно ли девушки чаще выбирают более компактный Macan, а мужчины – более крупный Cayenne?
Т.Ш.: Важнейшая составляющая успеха – Porsche всегда производит самый спортивный автомобиль вне зависимости от сегмента, в котором он продается. Например, очень много технических и дизайнерских решений, осуществленных в Macan, были позаимствованы от суперспорткара Porsche 918 Spyder. Что касается статистики, то Cayenne предпочитают 42% женщин и 58% мужчин, а Macan 53% женщин и 47% мужчин.
К: Еще относительно недавно выражение «дизельный Porsche» звучало примерно так же, как «сухая вода». Ну а сегодня покупателям предлагаются дизельные версии Panamera, Cayenne и Macan. Пользуются ли они спросом?
Т.Ш.: По статистике, с января по ноябрь 2015 года дизельные модификации Cayenne Diesel и Cayene S Diesel суммарно составили более 60% продаж Porsche Cayenne в России: дизельные версии этого спортивного SUV очень популярны. Что касается Porsche Panamera, на дизельные модификации приходится чуть больше 10% продаж данной модели. Статистика по Porsche Macan S Diesel еще не представлена ввиду того, что продажи начались в конце ноября 2015-го.
Porsche Macan S
К: В 2015 году Porsche Driving Center Russia начал свою работу на гоночной трассе Moscow Raceway. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги? Какое место занимает эта программа в маркетинговой стратегии компании? Есть ли перспектива превращения центра в одну из международных школ спортивного вождения Porsche?
Т.Ш.: Открытие Porsche Driving Center Russia в мае 2015-го на гоночной трассе Moscow Raceway – это проект, к которому мы шли многие годы. Мы хотим быть уверены, что наши клиенты получают яркие эмоции и незабываемые впечатления от вождения. Поэтому мы даем им возможность совершенствовать свои навыки с помощью обучающих программ различной степени сложности, разработанных специально для того, чтобы использовать весь потенциал автомобилей Porsche. Центр вождения предлагает бесценный мировой опыт Porsche: опыт более 30 000 побед на различных гоночных трассах мира за всю историю марки. В итоге курсы водительского мастерства Porsche предоставляют клиентам возможность участвовать в любительских гоночных сериях. По итогам сезона 2015 года Porsche Driving Center Russia продемонстрировал большой успех и был принят с огромным интересом в России – программы обучения прошли около 4 000 человек в 2015 году.
К: Школы зимнего вождения Porsche есть в Швейцарии, Италии, Канаде и Китае. Существует ли перспектива организации такой школы в России? Условия у нас вполне подходящие.
Т.Ш.: С конца января 2016 года в России будет реализована программа Porsche Driving Experience на базе Центра Вождения Porsche. Будут представлены два типа программ: Introduction to Porsche и Precision. Повысить навыки вождения клиенты смогут за рулем Porsche 911, Cayenne и Macan на специально подготовленной трассе из снега и льда.
К: В проспектах Porsche Travel Club Russia я не нашел ни одного предложения с маршрутом по России, притом что российским членам клуба предлагают посетить Румынию, Хорватию, Намибию... С чем связана такая ситуация? Будет ли она меняться?
Т.Ш.: На данный момент Porsche Travel Club Russia не предлагает маршрутов путешествий по России, но мы не исключаем возможности их развития в будущем, учитывая разнообразие живописных направлений в России и наблюдающуюся тенденцию повышения к ним интереса.
К: В 2007 году было сделано 26 очень интересных Cayenne Transsyberia с внедорожным арсеналом для ралли-рейдов. Прошлым летом наш фотограф Владимир Седов даже тестировал один такой. Считаете ли вы успешным этот эксперимент? Если да, то почему Porsche больше не делает оффроуд-пакетов для Кайена?
Т.Ш.: Ралли Transsyberia стало яркой демонстрацией надежности, выносливости и внушительного внедорожного потенциала Porsche Cayenne: автомобили уверенно преодолели более 7 тысяч километров от Москвы до Улан-Батора и показали, на что способны. Но мы всегда делаем акцент на том, что Porsche – это прежде всего рожденный на треке автомобиль. Безупречная управляемость даже в предельных скоростных режимах – отличительная черта любого Porsche, включая SUV.
Cayenne Transsyberia
К: Porsche и автоспорт – понятия неразделимые. Есть ли у марки планы по участию в российских национальных гоночных сериях и чемпионатах?
Т.Ш.: Я верю, что автомобильный спорт в России имеет большой потенциал, и развитие происходит прямо на наших глазах. Последние годы один за другим открывались новые гоночные треки, самыми яркими событиями стали открытие Moscow Raceway и Сочи Автодром – трасс, отвечающих мировым стандартам Формулы-1. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с трассой Moscow Raceway на три года для реализации проекта Porsche Driving Center Russia, и это как нельзя лучше демонстрирует нашу уверенность в перспективности автоспортивного направления в России. Мы очень надеемся на взаимовыгодное сотрудничество с Moscow Raceway, создание плодотворных деловых связей и внесение в конечном итоге совместного вклада в развитие автомобильного спорта в России.
К: Сейчас марка Porsche поддерживает более 20 пилотов, участвующих в различных соревнованиях. Есть ли среди российских гонщиков кандидатуры на места в списке заводских пилотов Porsche?
Т.Ш.: Программы отбора спортивных талантов имеют в Porsche Motorsport давнюю традицию. Многие спонсируемые пилоты смогли подняться до уровня международных гонок в классе GT и прототипов. В 2016 году компания Porsche дополнительно расширяет свою успешную программу поддержки молодых пилотов, но для участия в данной программе им необходимо продемонстрировать действительно выдающиеся спортивные результаты и волю к победе.
К: Есть ли у вас программа по лизингу для физических лиц? Многие производители считают эту схему перспективной.
Т.Ш.: Продажи в лизинг наиболее популярны среди компаний как эффективный инструмент затрат. На сегодняшний день на автомобильном рынке есть предпосылки к развитию лизингового направления в целом, в том числе для физических лиц. Но на сегодняшний день лизинг для физических лиц не представлен в корпоративных продажах Porsche как отдельная программа ввиду пока что низкого спроса в России.
Cayenne Transsyberia
К: Каковы планы на 2016 год? Планируете ли вы снова улучшить свои результаты продаж?
Т.Ш.: Судя по тенденциям этого года, мы, даже учитывая неблагоприятные условия, сохраняем уверенный рост. Я считаю, что российский рынок имеет огромный потенциал. Несмотря на то, что нашим бестселлером остается Porsche Cayenne, мы видим увеличение доли спортивных автомобилей. Наша долгосрочная «Стратегия 2018» сейчас приносит прекрасные результаты. Мы намерены и дальше идти в выбранном направлении, принимая взвешенные решения и гибко реагируя на рыночную ситуацию.
К: Новые Porsche 911 Turbo и Turbo S будут показаны в Детройте в начале января, а уже в конце приедут в Россию, и даже цены уже объявлены. Россияне получат эти машины первыми в мире или есть более приоритетные рынки?
Т.Ш.: Продажи данных моделей начнутся для российских клиентов одновременно с другими европейскими странами: в конце января 2016 года.
К: Есть ли уже сейчас понимание, какие еще новые модификации и модели выйдут в следующем году и когда?
Т.Ш.: В январе 2016 года в официальных дилерских центрах в России будут доступны следующие новинки Porsche: модификации новой 911 Carrera и Targa, а также Macan S Diesel и Macan GTS.
К: Не так давно был открыт дилерский центр по обслуживанию классических Porsche в Нидерландах. А поддерживает ли российское представительство марки контакт с владельцами «классиков»? Обслуживает ли? Продает ли запчасти?
Т.Ш.: Российские владельцы классических автомобилей Porsche имеют возможность получить необходимые консультации, а также провести техническое обслуживание и ремонт своих автомобилей во всех официальных дилерских центрах Porsche в России.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться