Если вы плохо себе представляете, что такое чемпионат WTCC, и зачем в нём появился российский бренд Lada (или просто хотите освежить информацию), прочитайте нашу статью «Когда ВАЗы действительно валят» – она является неким приквелом к тому, о чем мы собираемся рассказать сегодня.
Тогда мы оставили российскую команду буквально на взлёте. Впереди были победы Роба Хаффа на Lada Granta TC1 в Китае и Макао на финише сезона 2014 года, а после этого – смена титульного спонсора, приход новых специалистов и… переход на новую технику, потенциально гораздо более быструю Lada Vesta TC1.
В начале 2015 года «новорождённой» гоночной Весте предстояли предсезонные тесты, которые должны были провести пилоты Джеймс Томпсон, Роб Хафф и Михаил Козловский. Но машины строились в условиях просто нереального цейтнота, и по факту испытательных километров получилось очень мало – пара машин прошла только неофициальные внутрикомандные тесты. Автомобили предстояло достраивать и доводить до ума прямо по ходу первых этапов чемпионата 2015 года...
2015 год. От нуля до подиумов
Первый год на новой технике начался для Lada Sport Rosneft непросто. К первому этапу в Аргентине успели собрать всего две машины – для Томпсона и для Хаффа – и машинам, по признанию пилотов, пока что не хватало тестовых километров. Однако скорость у болидов Vesta TC1 уже была – Томпсон благодаря системе реверсивного старта, показав десятое время в квалификации, даже заработал поул во второй гонке, в результате чего на сайте WTCC даже появилась заметка «От нуля до поула», посвящённая Ладе. И только двойной сход в первой гонке (за воскресенье в WTCC проходит две гонки – т.н. гонка открытия и основная) не позволил набрать очки. Одну из повреждённых машин, кстати, так и не удалось восстановить полностью – проблемы с задним правым колесом преследовали её вплоть до финиша сезона.
Но стало понятно, что чемпионат получил очень напористого новичка, ведь буквально на следующем этапе Lada Sport Rosneft, выступая уже тремя машинами, показала зубы: десятое место Хаффа и седьмое Томпсона на сложнейшей городской трассе в Марокко. Далее последовали столь необходимые тесты на Нюрбургринге и… «первая волна» кадровых перестановок в команде – Томпсон, с официальной формулировкой «из-за проблем со здоровьем», пропустил гонку в Венгрии, где Хафф стал девятым, а с немецкого этапа, когда чемпионат вернулся на «Нордшляйфе», Томпсона сменил голландец Яап Ван Лаген, ранее уже сотрудничавший с Lada. Не попал на «Северную петлю» и Михаил Козловский – Хафф разбил одну из Вест на недавних тестах после венгерского этапа, боеспособных машин опять осталось лишь две, и позиция команды свелась к тому, что «учитывая сложность трассы», необходимо выставлять на гонку опытных пилотов – то есть Хаффа и Ван Лагена.
Они выступили успешно, в основной немецкой гонке финишировав, соответственно, седьмым и девятым, а Козловский в состав уже не вернулся. На следующем, российском этапе на трассе Moscow Raceway третьим пилотом значился не россиянин, а ещё один голландец – Ник Катсбург, в свои 27 лет уже успевший выиграть несколько престижных гонок на выносливость.
Руководитель команды Виктор Шаповалов в интервью перед гонкой говорил, что доволен подбором пилотов – все трое квалифицировались в Топ-12. А оба «боевых» заезда на московской трассе стали подлинным праздником для команды и болельщиков – Ван Лаген в первой гонке приехал десятым, а Хафф – четвёртым, и более того, во второй гонке его результат смог повторить Катсбург, а сам Хафф на явно набравшей форму Lada Vesta TC1 обошёл Honda Civic Норберта Мичелиса и финишировал вторым, уступив лишь ещё одной Хонде, Тьягу Монтейру. Первый подиум российской команды, причем на российской трассе!
Та гонка явно подняла планку, и оттого вторая часть сезона-2015 воспринимается как «переменный успех». Четвёртое место Хаффа и шестое Ван Лагена в Словакии, только десятое у него же во Франции, в Японии гонка открытия принесла восьмое, девятое и десятое места Ван Лагену, Катсбургу и Хаффу, а в основной гонке Хафф финиширует девятым, а Катсбург попадает в финишный протокол шестым, но ценой разбитой о бетонное ограждение машины…
На этапе в Японии Яапа Ван Лагена в команде меняет 31-летний француз Николя Лапьер, победитель 24 часов Ле Мана и призёр младших «формул». Он никогда ранее не пилотировал переднеприводный автомобиль с турбомотором, но в Японии умудрился финишировать восьмым во второй гонке. Катсбурга постигла неудача в обоих заездах, но Хафф прорывается из глубины пелетона на восьмую позицию в гонке открытия, а в основной гонке приезжает на третье место, зарабатывая для Lada второй подиум!
Изобилующий коллизиями этап в Шанхае принёс, тем не менее, новые очки – четвёртое место для Катсбурга и седьмое для Лапьера в гонке открытия, в основной же гонке француз также зацепился за очковую зону, финишировав девятым, а Хафф, едва восстановивший машину, – пятым.
Ещё более драматичными выдались гонки в Таиланде, и тут в стартовом завале остались две Весты – Катсбурга и Лапьера. Зато Роб Хафф в двух сложнейших заездах финишировал шестым и седьмым. Закрывал сезон-2015 ночной этап в Катаре, где англичанин был лишь двенадцатым, а во второй гонке и вовсе сошёл – равно как и Катсбург, повредивший машину в инциденте со Стефано Дасте на Chevrolet. Зато в первой гонке голландец финишировал девятым, да и Лапьер в двух гонках всё же заработал два очка, дважды финишировав на десятой позиции.
Чемпионат 2015 года выиграли пилоты Citroёn – Хосе Мария Лопес, Иван Мюллер и Себастьян Лёб, а среди трёх участвующих автомобильных брендов Lada осталась третьей – несмотря на яркий дебют российских машин, опыта и подготовки у Citroёn и Honda пока было явно больше. Лучший из пилотов Lada Sport Rosneft, Роб Хафф, закончил сезон на десятой позиции. Со следующего года в чемпионат приходила Volvo, конкуренция росла, и было понятно, что в межсезонье предстоит много работы.
2016. Да, это Lada
Перед началом нового сезона команда ещё раз значительно сменила состав. Ушли Николя Лапьер и, что могло бы стать особенно чувствительным, Роб Хафф, однако их места в кокпитах Vesta TC1 заняли 23-летний Хьюго Волан, уже успевший собрать несколько подиумов в WTCC, и многоопытный Габриэле Тарквини – именно тот искусный пилот, с которым, пожалуй, наиболее ожесточённо сражались Весты в предыдущем сезоне!
Результат этой гремучей смеси не заставил себя долго ждать, тем более, что на этот раз машины были достаточно тонко настроены уже на предсезонных тестах: на квалификации во Франции новичок Волан берёт поул, в первой гонке финиширует пятым, а Катсбург, в упорнейшей борьбе с Томом Коронелем на Chevrolet, – восьмым. Во второй гонке Катсбург был пятый, а Волан – седьмой. Vesta Тарквини в обоих заездах пострадала в столкновениях с соперниками, но машиной итальянец остался доволен.
Ну а после второго этапа в Словакии Ника Катсбурга начали называть не иначе как летучим голландцем – в главной гонке стартовав вторым, между двумя Citroёn (впереди остался лишь Мюллер, а действующего чемпиона, Лопеса, Катсбург в квалификации опередил), Ник откатился на третье место, но затем прошёл обоих сильнейших пилотов чемпионата! Для победы ресурса резины не хватило ровно на один круг, но он заработал очередной подиум для Lada и первый для себя, финишировав третьим. До этого, в открывающей гонке, он был лишь десятым, зато там, наконец, блеснул Тарквини, под диким прессингом удержав четвёртую позицию. Волану в Словакии не повезло в обеих гонках – авария и прокол, зато всего через неделю в «шинной лотерее», вызванной дождём в Венгрии, в открывающей гонке он финиширует шестым. Мало того, Тарквини пятый, а Катсбург третий, зарабатывая второй подряд подиум! В трудной основной гонке до очковой зоны добирается лишь новичок Волан – девятое место.
Молодой пилот был быстр и в Марокко – у него быстрейшее время круга в открывающей гонке, однако столкновение с бывшим участником Lada Sport Rosneft, Джеймсом Томпсоном на Chevrolet, вывело его из борьбы. Не повезло в одном из инцидентов и Катсбургу, и в отсутствии «молодняка» отдуваться пришлось опытному «Лису» Тарквини – он финиширует седьмым. А к основной гонке на марокканскую трассу обрушился дождь, под которым у Тарквини на Vesta TC1 тоже получилось показать лучшее время круга! На финише он шестой, сразу позади него Хьюго Волан, а Катсбург при старте с питлейна умудрился прорваться на 10 позицию. После пересмотра результатов Тарквини и вовсе присуждается третья финишная позиция. Сомнений в скорости Lada не осталось, пожалуй, ни у кого.
Но следом в календаре шла знаменитая «Нордшляйфе» Нюрбургринга, в очередной раз подтвердив свою репутацию «зелёного ада»: в открывающей гонке коллизия двух лидеров в скоростном вираже, Тьягу Монтейру на Honda и Ивана Мюллера на Citroёn, становится концом уик-энда для обоих. Главной проблемой были шины – вследствие дьявольских скоростей покрышки просто рвались по ходу дистанции.
Но все трое пилотов на Lada Vesta TC1 в обеих гонках сумели заработать очки: в первой гонке Волан шестой, Катсбург седьмой, Тарквини девятый, во второй – Катсбург шестой, Тарквини девятый, Волан десятый. А квалификация следующего, домашнего для Lada Sport Rosneft этапа в Москве, прошла по мокрой трассе, и в этих условиях Лада была недосягаема – Катсбург квалифицировался первым, Тарквини вторым, Волан третьим. Согласно правилу реверсивного старта, в открывающей гонке Катсбург и Тарквини стартовали девятым и десятым, но в итоге смогли пробиться на первое и второе места, а в основной же гонке они меняются местами – на верхней ступени пьедестала Тарквини, «серебро» у Катсбурга! Волан тоже быстр – у него четвёртое и седьмое места.
Во второй раз для российской команды домашний этап задал уровень, ниже которого опускаться уже не хотелось. И команда делала всё возможное: на следующем, португальском этапе в открывающей гонке Катсбург зарабатывает ещё один подиум – он третий, позади Тома Коронеля на Chevrolet и Тома Чилтона на Citroёn, и это при том, что на Lada установлен 70-килограммовый «уравнивающий» балласт!
Во второй гонке Катсбург седьмой (по очкам попадая в Топ-3 чемпионата!), но остальные пилоты Lada на сей раз медленнее – в первой гонке Волан повреждает колесо, во второй он лишь девятый на финише, а Тарквини оба раза оказывается за пределами очковой зоны. В августе, после тестов в Испании, команда с новыми силами отправляется на аргентинские гонки.
Но в 2016-м традиционно позитивный аргентинский этап (именно здесь в 2014-м, ещё на Гранте, был завоёван первый подиум, а в 2015-м Весты показали отличный квалификационный темп) ожиданий не оправдал – слабая квалификация и финиши без очков для всех трёх пилотов. Немногим лучше дела пошли и месяцем позже на трассе в Японии: Волан за пределами первой десятки, Тарквини дважды десятый, а Катсбург, квалифицировавшись четвёртым, неудачно стартует, борется, решается на рискованный манёвр, вылетает – и финиширует лишь седьмым. Вторая гонка очков голландцу не принесла.
Но в Шанхае к нему, наконец, возвращается «летучесть»: он квалифицируется вторым, открывающую гонку заканчивает пятым, а основную – четвёртым. Набрали очки и Волан с Тарквини – Хьюго в открывающем заезде финишировал шестым, а Габриэле был пятым в основной гонке. Перед последним этапом в Катаре следовала двухмесячная пауза, и за это время стало известно, что Lada покинет чемпионат после финиша сезона…
Последний этап
Перед последним этапом все всё понимали. Это было грустное ожидание, но и болельщики, и команда были настроены по-боевому, ведь так хотелось уйти красиво. И да, это было похоже на сказку, но более красивого финала сложно было ожидать.
По-настоящему выстрелил Габриэле Тарквини, который в открывающей гонке стартовал со второй позиции, на рестарте обошёл Citroёn Тома Чилтона и без особых проблем смог удержать позицию до финиша! Lada завоевала первое место, и мало того, во второй гонке, стартовав с границы очковой зоны благодаря реверсивному старту, «Лис» умудрился пробиться на седьмое место. Добавил очков в копилку и Катсбург, в первой гонке финишировав восьмым.
Да что тут говорить, лучше посмотрите всё сами – зубодробительный «силовой приём» против Волана, элегантный обгон в исполнении Тарквини (на 28:45 в первом видео) и прочий «крышеснос», коим так характерен мировой туринг – на ночной трассе в Катаре.
Двое пилотов Lada закончили сезон в Топ-10 – Тарквини стал девятым, Катсбург седьмым. У Волана – двенадцатая позиция. Марка Lada опередила Volvo, но не достала до Honda, хотя кто знает, чем закончился бы чемпионат, если бы продолжался в таком духе ещё два-три этапа… После окончания гонок, вечером 25 ноября 2016 года, спортивные издания пестрели заголовками о победе Lada в последнем этапе сезона – и последнем для самой российской команды…
Что будет дальше
Да, история Lada Sport Rosneft в чемпионате WTCC закончена – или, по крайней мере, поставлена на длительную паузу. С уходом российской команды едва ли в WTCC останется и российский этап чемпионата. Но сама команда Lada Sport Rosneft отнюдь не прекращает существование, а лишь переключается на поддержку российского автоспорта.
За четыре года непрерывного участия в WTCC получен огромный опыт, который можно реализовать в российском «кольце» – уже известно, что две Весты поедут в классе «Супер-продакшн» и ещё две – в «Туринге», самом скоростном классе РСКГ. Но «кольцом» дело явно не ограничится, ведь уже в начале января 2017 года мы сможем наблюдать Весту, подготовленную для синхронных гонок на Рождественской гонке-2017 в Тольятти, куда приглашены Виталий Петров, Михаил Алёшин, Роман Русинов и многие другие топовые пилоты.
На этот раз из WTCC российский бренд уходит с высоко поднятой головой – на счету подиумы и яркие победы, а чемпионат, кроме Lada, покидает также и абсолютный фаворит Citroёn, остаются только полузаводские Honda и Volvo, так что статусных соперников не остаётся вовсе…
За два года в этом чемпионате Lada, пожалуй, сделала всё, что могла. Но кто знает, может быть история российского бренда в мировых сериях вовсе не закончена. Мы обещаем узнать все подробности о Lada Sport Rosneft, какие только существуют… Следите за публикациями, ведь вы знаете – любовь болельщиков живёт гораздо дольше двух лет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться