Маленькая машина больших возможностей
Компактная машинка в своё время стала для поляков тем же, чем для восточных немцев был "Траби", а для советских граждан – Запорожец. Ведь 126-й был заметно доступнее полноразмерных автомобилей, но при этом позволял небогатой польской семье обрести собственное средство передвижения. При этом владельцы умудрялись не только просто ездить на этих машинах, но и путешествовать: в благополучные восьмидесятые в качестве автотуристов, а чуть позже – отправляясь в своеобразные "бизнес-туры". Именно на таких машинках в конце восьмидесятых годов многие польские семьи везли нехитрый товар в «приоткрывшиеся» западные регионы СССР, с выгодой продавая одежду, косметику и аксессуары в стране "вечного товарного голода". Несмотря на, казалось бы, смехотворные размеры багажного отсека (да и самого автомобильчика в целом), предприимчивые поляки навьючивали своих "тружеников", как могли, забивая салоны товаром, что называется, под самый потолок.
Когда финансовое положение Польши улучшилось, многие из этих машин снова отправились на просторы "1/6 суши" – только теперь уже навсегда, обретя новых владельцев в странах СНГ. До наших же дней в бывших советских республиках сохранились буквально единицы 126-х, причем практически все – в той или иной мере "заколхоженные", то есть с неродными агрегатами, деталями интерьера и колесами.
Технический вопрос
Что же представлял собой Fiat 126? В 1972 году на Туринском автосалоне итальянская компания Fiat представила новую модель – 126, которая должна была заменить откровенно устаревшую "пятисотку". Именно поэтому многие технические решения, а также колесная база 126-го идентичны Fiat 500. Сохранилась и заднемоторная компоновка, при которой двигатель с воздушным охлаждением был установлен позади задних сидений и приводил в движение задние ведущие колеса. Несмотря на то, что весь мир в начале семидесятых активно переходил на передний привод (разумеется, при переднем расположении силового агрегата), итальянцы в этой модели остались верны проверенной временем (но, увы, не имевшей перспектив) заднемоторной схеме. Возможно и потому, что эта модель создавалась "с прицелом" на выпуск по лицензии в Польше, а в самой Италии 126-й так и не стал полновесным правопреемником знаменитой "пятисотки". Вполне благополучные к тому времени итальянцы отдавали предпочтение чуть более просторной модели "со следующим номером" – 127, у которой, к тому же, был обычный ДВС с жидкостным охлаждением, расположенный спереди. Да и привод на передние колеса, опять же, способствовал популярности именно 127-го... Кроме того, Fiat 127 даже умудрился стать Европейским автомобилем года-1972!
Внешне обе модели (126 и 127) были выполнены в одном дизайнерском ключе – угловатые формы, капот, заходящий на передние крылья с разъемом в вертикальной плоскости, прямоугольные фары небольшого размера с расположенными под ними подфарниками. Даже спустя сорок лет после начала выпуска Fiat 126 не выглядит откровенно устаревшим или архаичным, поскольку его внешность лишена спорных или скоротечных решений.
Интересно, что на базе 126-го в 1976 году была создана пара любопытных концептов.
Концепт-кар Vettura Urbana от ателье Michelotti на базе Fiat 126 (1976 г.)
Прототип утилитарного автомобиля Cavaletta на базе Fiat 126 (1976 г.)
Под покатым задним «капотом» Fiat 126 скрывался двухцилиндровый двигатель Straight-2 объемом 594 см³ c воздушным охлаждением. Такое тщедушное "сердечко" развивало 23 л. с. и обеспечивало "фиатику" посредственные скоростные характеристики. Так, разгон до сотни занимал целую вечность (48 секунд!), а ускорение прерывалось на 105 км/ч – показатель послевоенной "Победы" М-20. Даже наш Запорожец был куда динамичнее...
В 1977 году рабочий объем увеличили до 652 "кубиков", что не сказалось на максимальной мощности, но привело к увеличению крутящего момента с 39 Нм до 43 Нм. В 1987 году мотор 126p претерпел более радикальную модернизацию и получил оппозитное расположение цилиндров и жидкостное охлаждение. Модель под названием 126 Bis развивала 26 л. с. – то есть была даже слабее "инвалидной" версии ЗАЗ-968М-005. Зато вожделенную «сотку» Фиат стал набирать за «каких-то» 33 секунды…
Фото: Fiat 126 Bis
Внешне машину осовременили чуть раньше – в 1984 году. "Фейслифтинговый" 126-й получил пластиковые бамперы и более современную приборную панель, несколько улучшилась в мелочах и другая отделка кузова. Отличить "осовремененный" Фиатик можно по колесным дискам, зеркалам и бамперам.
Fiat 126 Personal
Конечно, уровень комфорта в машинке длиной всего три метра был спартанским, да и просторностью багажного отделения (100 л) 126-й похвастать не мог. Тем не менее, при необходимости четыре человека внутрь все же помещались, но обычно на заднем сидении перевозили детей или багаж. Впрочем, благодаря отдельным техническим решениям (например, маленьким 12-дюймовым колесам) пассажирскому отсеку было отдано максимум пространства, а компоновка силового агрегата и других узлов была максимально плотной и компактной. Этому способствовала и конструкция двухцилиндрового воздушника, лишенного громоздкой системы охлаждения.
Ходовая часть и силовой агрегат Fiat 126
Производство
В Италии Fiat 126 выпускался до 1980 года на заводах в городах Кассино и Термини-Имерезе. При этом «итальянский подданный» модели 126 попал в социалистическую Польшу практически сразу же после начала выпуска. Ведь еще в 1971 г. "с прицелом" под выпуск такой машины на базе небольшого завода по производству мотопомп "Polmo" в г. Бельско-Бяла было создано предприятие FSM (Fabryka Samochodow Malolitrazowych). Такой завод на основании соглашения между польской компанией FSO и концерном Fiat и должен был выпускать по лицензии Fiat 126.
Первый Polski Fiat 126p был собран в Бельско-Бяла из итальянских комплектующих 6 июня 1973 года, а уже месяц спустя началось полноценное производство польских 126-х. Кроме фабрики в Бельско-Бяла, FSM располагало и производственными мощностями в городе Тыхы, которые и позволили выйти на требуемый уровень производства. Основное количество автомобилей было изгодовлено именно на новом заводе в Тыхы, а в Бельско-Бяла производили двигатели. Кроме того, Fiat 126 по лицензии выпускался в Югославии на заводе Zastava. Именно поэтому в Сербии встречалось довольно много 126-х.
Интересно, что около 2 000 экземпляров было произведено и в... Австрии под брендом Steyr 126 P4, а на рынке Дании автомобиль носил «историческое» название Topolino (мышонок). Маленький Фиатик существовал и в праворульных версиях для рынка Великобритании – под именами Saloon и De Ville.
Даже после перехода Польши "на капиталистические рельсы" производство модели 126р не было свернуто. В 1994 году машина пережила очередной "фейслифт" с использованием деталей от итальянского Fiat Cinquecento, получив при этом индекс 126EL. В 1997 году появилась модификация (ELX), оснащенная катализатором.
В 2000 году закончился двадцатый век – и одновременно век 126-го, поскольку производство модели прекратили в октябре, выпустив «финальную» партию автомобилей под названием «Happy End» с кузовами желтого цвета. И в этом же 2000-м польская группа «Big Cyc» выпустила композицию «Maly fiat», посвященную модели 126р.
За без малого три десятилетия 126-х было выпущено 1,35 миллиона экземпляров в Италии и 3,32 миллиона в Польше. Таким образом, Fiat 126p является наиболее массовым польским автомобилем.
В 1991 году предприятие FSM было приватизировано Фиатом и получило название Fiat Auto Poland. С 1992 года FAP выпускает автомобили Fiat. Интересно, что преемник 126-го, Cinquecento, также производился в Польше на данном заводе. Еще более интересно, что в период с 1973 по 1975 гг. одновременно выпускался и «старичок» модели 500, и 126-й, причем последний – как в Италии, так и в Польше. При этом длительное время польская версия была самым дешевым и доступным автомобилем в Европе, превосходя по этому показателю не только легендарный Mini, но и восточнонемецкий Trabant.
Смешной, но любимый
За двадцать семь лет производства 126-й стал в Польше культовой машиной, народным любимцем и одновременно героем анекдотов, как наш "горбатый" Запорожец. Над ним подшучивали, насмехались, но на нём ездили и при этом... любили. Именно поэтому симпатичный автомобильчик с прозвищем «Малюх» (Малыш) стал настоящим символом автомобильной Польши социалистического периода. Ведь как и его собрат по соцлагерю Trabant, 126-й был заметно дешевле «полноразмерных» машин, что позволяло миллионам поляков «обрести четыре колеса» заметно быстрее.
P.S. "Малюх" оказался способен на многое. К примеру, польский путешественник Аркадий Фидлер в октябре 2014 года отправился на 126-м из Каира в Кейптаун (!). За три с половиной месяца отважный фиатик-пушественник с Фидлером за рулем преодолел более 16 000 километров по 11 странам Африки, чем поставил в ступор не одного аборигена. Ведь мало кто мог поверить, что крошечная машинка способна выдержать столь суровое испытание песками пустыни и африканским зноем.
Аркадий Фидлер возле своего Фиата
Для комментирования вам необходимо авторизоваться