К.: Скажите, а какие цели ставились при создании компании в 2016 году?
М.С.: Сейчас российский рынок насыщен автомобильными брендами, на нем представлено множество моделей. Но, как нам казалось, да и сейчас кажется, полноценные внедорожники по адекватной цене на нем практически отсутствуют. И мы решили попробовать осуществить рестарт и заново вывести на рынок автомобиль Great Wall Hover, тем более, что компания Great Wall с рынка ушла, оставшись только в лице премиум-бренда Haval.
Но Haval — это совершенно другое восприятие и концепция моделей. В компании считают, что это уже премиум-сегмент, соответственно, и ценообразование получается близкое к корейским маркам. В итоге мы возобновили продажи именно полноприводной модели Hover, но уже под названием Hower и собственным брендом DW. Нашей целью было обеспечить рынок качественными внедорожниками, доступными по цене большинству покупателей.
К.: Но до ухода марки с рынка собранные «Ирито» внедорожники продавались, даже в топовых версиях, по цене существенно ниже миллиона рублей, и некоторые версии были даже дешевле УАЗ Патриот. А сейчас?
М.С.: Не совсем так оно все обстояло. Дешевле ульяновских машин стоили Hover с двухлитровыми и 2,4-литровыми моторами, но когда в 2014-м появилась версия с 2,0-литровым турбомотором, соответствующим стандартам Евро-5, она стоила уже 1 100 000 — 1 200 000. Мы поставляем автомобиль именно с этим мотором.
К.: Тем не менее, если посмотреть на структуру продаж Hover тех лет, то как минимум процентов 80, если не более, придется на версию с двигателем 2,4. Ну а с двухлитровым турбомотором автомобиль попадает уже в другую ценовую категорию, поскольку один миллион — это пока еще значимая психологическая планка. Значит, будет меняться покупательская аудитория… А сколько автомобилей уже удалось продать, и в какой мере темп продаж соответствует тому, который вы ожидали?
М.С.: Конечно же, всегда хочется большего… Но в принципе, для той цены, которая сейчас есть на российском рынке, а это 1 239 000 за автомобиль в комплектации «Комфорт», все неплохо. Мы планировали начать продажи в мае, но первые машины были отгружены только в июле, то есть, реальные продажи начались в августе. В дилерскую сеть было поставлено более 1 000 автомобилей, и на учет в ГАИ в 2017 году было поставлено более 800 автомобилей. Это неплохие показатели, если учесть, что базовая цена на УАЗ Патриот составляет 699 тысяч.
Мы надеемся, что экономика сделает цены ульяновского завода сопоставимыми с нашими, ведь сейчас они продают автомобиль с двигателем Евро-4, сертифицированный еще 3 года назад, а сертификация действует в течение 3 лет. В этом году они распродадут то, что было собрано в 2017-м, а дальше цену придется увеличить, и мы будем уже на одном уровне. Возможно, цена на Hower останется выше, но уже не настолько.
К: А в текущем году вы сколько надеетесь продать?
М.С.: Мы надеемся удвоить темп продаж, ведь Н5 мы еще не продавали.
К.: А Н5 сколько будет стоить?
М.С.: Н5 будет дороже Н3 примерно на 100 тысяч. Но там изначально в базовой комплектации будут 18-дюймовые диски, системы помощи водителю, салон из эко-кожи. Ну и посмотрим, как воспримут внешний вид: в Н5 за счет измененной облицовки радиатора создается впечатление, что дорожный просвет еще увеличен, причем угол въезда у него действительно увеличен за счет более скошенного переднего бампера. Запросов на горячую линию по Н5 очень много, и люди хотят увидеть эту модель. В общем, спрос есть, но насколько он перерастет в продажи, покажет только время.
К: В 2014 году, перед уходом бренда с рынка, дилеры Great Wall продали порядка 11 тысяч Hover, а ранее продажи доходили до 25 тысяч в год. Понятно, что возвращать рыночную позицию, которую, естественно, кто-то быстро занял, довольно сложно. И совсем необязательно, чтобы эта доля замещалась рамными внедорожниками: человек планировал приобрести Hover, а в результате приобрел Renault Duster или Hyundai Creta. Когда, по-вашему внедорожники Hower смогут вернуть себе долю продаж на российском рынке, которая была у них до прекращения сборки на заводе "Ирито", и смогут ли?
М.С.: Для полноценного рестарта нам нужно как минимум полтора года. Вы, наверное, заметили, что какая-либо реклама появилась только тогда, когда была запущена сборка, а заранее никто ничего не сообщал. Мы пока еще не охватили всех потенциальных покупателей, и многие даже попросту не знают, что Hower вернулся на российский рынок. Вот когда мы справимся с это задачей и всей России о себе сообщим, тогда можно будет о чем-то говорить. Как минимум год на это все-таки нужен.
К.: Как обстоят дела с развитием дилерской сети? Вы пользуетесь той же сетью, которая продавала Great Wall, собранные «Ирито», или ищете новых дилеров среди компаний, ориентирующихся на китайские марки? Каковы планы и перспективы?
М.С.: По-разному. Примерно 50% сейчас составляют бывшие дилеры Great Wall — по крайней мере, собственники у них те же. Кто-то уходил с рынка, кто-то появлялся, так что вторую половину составляют новые дилерские центры. Но сейчас появилась новая тенденция: даже именитые дилерские центры, имеющие в портфеле достаточное количество корейских и европейских брендов, начали интересоваться дилерством китайских автомобилей. Пять лет назад такого еще не было.
Во многом это связано с тем, что такие марки как, например, Peugeot и Citroen продаются не очень хорошо, салоны пустуют, и дилерам ничего не остается кроме как заполнить салоны автомобилями китайских производителей. В свою очередь, китайские марки пока не требуют нового строительства и больших вложений, довольствуясь готовыми решениями. Сейчас у нас 80 дилерских центров.
К: А по географии? Какие регионы хорошо охвачены, какие еще требуют приложения определенных усилий? И, кстати, как вы считаете, каков был бы оптимальный количественный состав дилерской сети DW?
М.С.: У нас получилась сейчас такая ситуация, что марка имеет дилеров даже в мелких городах, таких, например, как Серов в Свердловской области, Йошкар-Ола или Новочебоксарск. Да, там не очень большие продажи, но мы уверены, что проданные автомобили будут обслужены. Есть определенное количество дилеров и в крупных городах: в Санкт-Петербурге — три (и больше там открывать мы не планируем). В Москве многие готовы взять дилерство, действует договор с «АвтоГермесом». Но мы временно приостановили набор дилеров, потому что для имеющегося на сегодняшний объема продаж дилерских центров вполне достаточно.
К.: А как вы относитесь к программам сервисного партнерства? Многие бренды сейчас строят региональную стратегию исходя из того, что для покупки автомобиля можно и в областной центр съездить, а вот обслуживать его должна авторизованная компания где-то рядом.
М.С.: Мы готовы идти по этому пути, и у нас есть подготовленный договор только на сервисное обслуживание, но большого желания со стороны сервисных центров мы пока не видим. Мы ведь не можем сертифицировать центр, если в нем нет соответствующих условий и необходимого оборудования, и если персонал не будет подготовлен.
На фото: салон DW Hower H3 |
К: Но если вернуться к вопросу о географии, где у вас дела идут хорошо, а где — не очень?
М.С.: Раньше автомобили Great Wall были более популярны в регионах, нежели в крупных центрах, но сейчас ситуация изменилась. Как ни странно, нас очень радует Москва. Причем раньше в Москве продавалось 40% Great Wall Hover, но на учет ставилось только 20%, а сейчас все купленные машины не уезжают в регионы, а остаются в городе. Оказалось, что москвичи готовы покупать и ездить на DW Hower! И вообще в Центральном регионе дела идут неплохо.
К: А вы пытались строить социальный портрет покупателя?
М.С.: Да, конечно, пытаемся. Интересно, что возраст потенциального покупателя серьезно уменьшился. Если раньше он составлял 35+, то сейчас это 25+. И, как ни странно, среди покупателей появились женщины, причем в возрасте порядка 30 лет. И это несмотря на то, что мы пока предлагаем только механическую КПП. Для нас это стало приятной неожиданностью.
К.: А когда вы запустите продажи Н5, какое вы ожидаете соотношение продаж Н3 и Н5?
М.С.: Мы ожидаем, что продажи Н5 составят порядка 30% от общего объема. Здесь мы исходим прежде всего из цены, но все возможно, и жизнь иногда преподносит сюрпризы… Например, мы в январе запускали акцию со скидками по трейд-ин. Ничего нового, так все поступают. А вот что нас удивило, так это то, что люди пересаживаются на DW Hower с достаточно дорогих машин: BMW, Toyota, Volvo… Если раньше покупателями Hover были владельцы подержанных иномарок в возрасте около 15 лет и отечественных автомобилей, то сейчас в трейд-ин сдают иномарки премиум-класса, и отнюдь не старые, в возрасте 5-7 лет.
К.: Скажите, а как устроены ваши взаимоотношения с заводом Derways? Какое место занимает в программе компания China Automarket: она является заказчиком, посредником, просто дистрибьютором?
М.С.: Derways осуществляет для нас контрактную сборку. Мы являемся партнерами компании Great Wall, и Great Wall доверил нам представлять свои автомобили под маркой DW Hower на российском рынке. Соответственно, мы контролируем сборку на заводе — там есть и наши сотрудники, и сотрудники Great Wall. А дальше мы реализуем автомобили, занимаемся их продвижением на рынке и несем гарантийные обязательства.
К.: Сейчас под маркой DW уже собираются две модели Great Wall, и судя по всему, в ближайшее время будет освоено еще две-три. А какие именно?
М.С.: Да, в ближайших планах — кроссовер M6, который мы постараемся вывести на российский рынок под своим брендом, и пикап Wingle. Wingle в России хорошо известен, а М6 — это новая модель, которую Great Wall представил совсем недавно, в 2017 году. Сейчас идет сертификация, и закончится она в июне-июле. Если все пойдет хорошо, то автомобиль может появиться на рынке в конце текущего года.
Что же касается Wingle, то мы сейчас усиленно обсуждаем вопрос с ценой. Ведь пикапы относятся к коммерческим автомобилям, и налоги и сборы там совсем другие. Считается, что у нас в России пикапы выступают в роли «заменителей внедорожников» и рекреационных автомобилей, но оказалось, что основными покупателями Great Wall Wingle были сельскохозяйственные предприятия, которые приобретали их именно как коммерческий транспорт. Пробег у этих автомобилей уже большой, и от аграриев идет большой запрос на обновление автопарка.
К: А какую модельную линейку вы считали бы для себя оптимальной?
М.С.: Три-четыре модели — это «прожиточный минимум». Надеюсь, что к концу этого года мы такую линейку будем иметь, а дальше будем смотреть и выбирать достойные варианты на китайском рынке. Мы считаем, что в Россию нужно завозить более-менее свежие модели. Ведь автомобили, которые выпускаются уже в течение 5 и более лет часто не соответствуют нашим требованиям по сертификации. Мы следим за тенденциями развития китайского автопрома, и если у кого-то будут появляться интересные модели, мы будем стараться их получить.
К.: То есть, вы не исключаете выпуск под маркой DW автомобилей других китайских марок?
М.С.: Да, это вполне возможно. Просто у китайских производителей тоже есть свои амбиции, и они хотят видеть на российском рынке машины под своими брендами. Разрешать или не разрешать выпуск под брендом DW — это их право. Чем хорош Great Wall — он позволяет эффективно решить проблему послепродажного обслуживания автомобилей, поставок достаточного количества запасных частей, причем по доступной цене. Например, на тот же самый Haval тормозные колодки стоят больше 7 000 рублей, поскольку это уже премиум-сегмент.
К.: Кстати о Haval. Вы каким-то образом включаете в свои планы такое событие как запуск завода Haval в Тульской области?
М.С.: Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Возможно, сам фактор локализации, то есть, то, что китайцы вложили в предприятие деньги, станет решающим фактором при принятии решения о покупке, и это будет большой плюс и для нас, и для них. Но говорить об этом пока рано. Время покажет. Пока никаких конкретных планов по взаимодействию с этим предприятием у нас нет.
К.: Такие известные компании как «Рольф» и «У-Сервис» начинали как дистрибьюторы одной марки, но в итоге перешли к мультибрендовой модели. Насколько вероятно такое развитие для «Чайна Автомаркет»?
М.С.: Пока такие планы мы не рассматривали, но в принципе — все возможно. Единственное, чем мы принципиально отличаемся от того же «Рольфа» и «У-Сервис», это тем, что они были дистрибьюторами конкретного мирового бренда. Но бренд Great Wall сейчас существует только в Китае, а в России его нет. Нам доставляется машина «ноунейм», а название мы сделали сами, и мы являемся владельцами бренда.
А Haval не хочет заниматься развитием этих автомобилей на российском рынке, вот их нам и передали. В Китае-то и Н5, и Н3 продаются как Haval H5, и они различаются цветом эмблемы: Red Label — это наш Н3, более утилитарный автомобиль для семейных людей, а Blue Label (наш Н5) считается более «спортивным» и рассчитан в большей мере на молодежь.
К.: Планируете ли вы как-то развивать линейку агрегатов для уже имеющихся в наличии моделей, чтобы была определенная линейка двигателей и вариантов трансмиссии?
М.С.: Мы бы очень этого хотели, но пока это, увы, невозможно. Двухлитровый турбомотор — это единственный двигатель, который присутствует на этих моделях в Китае. Есть еще дизель 4D20, но большого спроса на российском рынке у дизелей применительно к нашим автомобилям, по нашему мнению, не будет. Раньше они продавались в количествах порядка 10% от общего объема, но главное — что этот дизель не соответствует стандарту Euro 5. Если появится вариант дизельного двигателя под Euro 5, то, конечно, можно будет попробовать.
К.: Может быть, здесь имеет место маркетинговая недоработка? Посмотрите, как «выстрелили» продажи Mitsubishi Pajero Sport с появлением дизельного варианта. В феврале 2018-го было реализовано 675 машин, а в феврале прошлого года, когда на предлагали лишь бензиновые версии — лишь 98.
М.С.: Понимаем, и нам бы хотелось, чтобы у покупателя был выбор и по двигателям, и по трансмиссии. Увы, пока это невозможно, поскольку в этом вопросе все зависит от производителя. Например, у китайцев автомат агрегатируется только с дизелем, а он, как я сказала, уже не проходит по требованиям сертификации.
К.: А каких-то больших программ — путешествий, больших пробегов — вы не планируете?
М.С.: На сегодняшний день все делается силами дилеров, в регионах, точечно. Изначально мы этим не занимались, потому что еще не очень понимали, как будет развиваться дилерская сеть. Странно вкладывать деньги в регион, в котором нет дилера, ведь человек сегодня не купит автомобиль, который невозможно обслужить.
К.: Но и у предпринимателей ведь нет интереса вкладывать деньги в бренд, на который нет покупательского запроса, а вы сами говорите, что информированность покупательской аудитории пока недостаточная. Получается замкнутый круг, и его нужно как-то рвать…
М.С.: Тем не менее, мы решили, что сначала займемся развитием дилерской сети, а потом начнем рекламную кампанию и будем поддерживать бренд в тех регионах, где есть дилеры, в частности, компенсируя дилерам расходы на рекламу.
К.: Ну и завершая этот разговор — какие основные задачи стоят перед China Automarket в этом году?
М.С.: Вывести на рынок новые модели и показать, в том числе и дилерам, что мы пришли не на один год. Важно, чтобы дилеры тоже решились вкладывать у себя на местах свои деньги в данный бренд. Думаю, что вскоре мы приступим к оформлению дилерских центров в едином корпоративном стиле. Но главное — что автомобиль Hower, который имеет у нас очень хорошую историю, вернулся на российский рынок.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
На мой взгляд, это на данный момент лучший представитель китайских кроссоверов, как минимум внешне.
Для реального увеличения продаж, не обходимо или заставить китайцев,или устанавливать самим 6 АКПП от Н9 . Ведь абсолютно все конкуренты предлагают как мех. КПП так и АКПП и по статистике более 50% авто покупаются именно с АКПП. Я сам езжу на турбо ховере и меня интересует вопрос, можно ли самостоятельно установить это АКПП и если да,то какие для этого потребуются доработки?
самостоятельно можно поставить разве что старинную АКПП с гидропневматическим управлением, для всех новых понадобится внедрение кастомной платы управления, такие есть, и для многих пятиступок и даже шестиступок есть настройки, особенно айсин/джатко. Но это очень сложная задача, и разумеется, машину вы не сертифицируете никак.