Mercedes-Benz W124, который проехал без малого... 1 200 000 километров.
Этот Мерседес – отнюдь не манерный янгтаймер, восстановленный из груды хлама в реставрационной мастерской, а суровая рабочая машина. Навести на нее лоск перед съемкой так и не удалось – краска тусклая, местами виднеются следы мелких дорожных происшествий… Держа в уме пробег, все это можно простить.
Кстати, в первом абзаце сразу две неточности. Во-первых, индекс у модели в кузове универсал – S124. Но в России владельцы по привычке подставляют букву W, так что позвольте и мне использовать ту же номенклатуру. Во-вторых, владелец любит повторять, что судить о суммарном пробеге можно с натягом, ибо текущий мотор прошел «всего-то» 490 тысяч, а предыдущий пришлось поменять на 700 тысячах после нежданного обрыва цепи ГРМ по недосмотру.
Чуть-чуть истории
Если быть точным, то W124 – это не модель, а семейство автомобилей. Об истории Mercedes-Benz W124 в интернете информации много, ещё раз всё рассказывать смысла нет, поэтому просто напомним основные вехи развития модели.
Презентация W124 состоялась в 1984 году. Уже тогда покупатели могли выбрать один из семи моторов: четырёх бензиновых объёмом от 2 до 3 литров и трёх атмосферных дизельных – 2 литра, 2,5 и 3. Чуть позже появилась модель с трёхлитровым турбодизелем. В 1988 году в линейке двигателей появился инжекторный двухлитровый мотор (до этого двигатель такого объёма был только карбюраторный) и, наконец, турбодизель 2,5. Помимо этого, в том же году немного изменилась базовая комплектация автомобилей: электрозеркала с подогревом и АБС стали устанавливаться на все машины, также появился подогрев бачка стеклоомывателя и его форсунок. Осенью 1989 года был проведён рестайлинг W124. Здесь отметим два момента: появился ещё один весьма мощный бензиновый двигатель (3 л, 220 л.с.), а главное – W124 обзавёлся «листвой». «Листвой» назвали широкие молдинги на дверях автомобиля, которые оказалось очень легко воровать. Для полного, максимально качественного «обдирания листвы» надо ещё прихватить и значок с капота. Думаю, нет смысла объяснять, что этот жаргон – типично российский, учитывая дефицит запчастей на иномарки в России в 90-х, воровства «листвы» просто не могло не быть.
Второй рестайлинг был проведён «под занавес», в 1993 году. В этот раз немного изменили внешность (решётку радиатора и оптику), а главное – карбюраторные двигатели окончательно остались в прошлом. В этом виде седаны выпускали до 1995 года, универсалы и купе – до 1996-го, а кабриолеты – до 1997-го. Говорят, немецкие таксисты плакали, когда Мерседес снял с конвейера W124. И хотя настоящие мужчины не плачут, я не стану упрекать их в этой минутной слабости. Нашему сегодняшнему герою 26 лет. Под капотом – весьма распространенный и воспетый в легендах 2,5-литровый атмосферный дизель OM602 мощностью 94 л.с. Мы уже поняли, что машина надежная. Но она же не может совсем не ломаться! Поэтому попытаемся понять, сколько стоит обслуживание и во что обходится ремонт такого Мерседеса.
Двигатель
Я уже говорил, что у этого конкретного автомобиля на 700 тысячах километров неожиданно для владельца оборвалась цепь ГРМ. Поэтому с нее, пожалуй, и начнем. Самому её менять, конечно, не стоит. Но и запчасти с услугами специалистов СТО не разорят: стоимость цепи для нашего мотора составит около 4 000 рублей, её замена – 7 000. Ресурс цепи колеблется от 300 до 500 тысяч километров. Такой разбег объясняется условиями эксплуатации: если машина часто простаивает в пробках, то до полумиллионного пробега лучше не тянуть. Впрочем, Мерседес внезапно обычно не ломается, в случае с цепью её повышенный шум говорит о неизбежности замены. Лучше эту процедуру не откладывать в долгий ящик: растянутая цепь приводит к ускоренному износу звёзд, в первую очередь – распредвала.При особом старании и таланте к "убийству" техники можно "попасть" на замену всего комплекта звёзд. Его цена – около 5 000 рублей, а за работу придётся отдать не менее 20 тысяч. В случае обрыва цепи на этом моторе надо быть готовым к худшему: не только клапаны погнёт, но и размолотит головку блока. Тогда ремонтировать мотор будет так накладно, что проще найти другой. На этом ужасы почти закончены, перейдём к простым и понятным операциям. Например, поменяем масло. Синтетические масла в этот мотор лучше не лить, а вот «полусинтетика» 10W40 будет как раз кстати. Огромный ресурс мотора отчасти объясняется объёмом масла в картере: при его замене вам понадобится семь литров масла. И, конечно, новый фильтр. Стоимость фильтра – около 350 рублей. И фильтр, и сливная пробка вполне доступны. Желательно поменять уплотнительную шайбу пробки (от 25 до 200 рублей – на ваш вкус и цвет). Экономия от самостоятельной замены масла составит 600 рублей, что, скорее всего, для владельца Мерседеса не деньги вообще. Довольно просто заменить приводной ремень. Его цена – около тысячи рублей. Для ослабления натяжения придётся отвернуть гайку, которая удерживает пружину. Саму пружину не видно: она в трубке, но она есть. Найти эту систему можно позади ремня, рядом с патрубком радиатора. Замена в сервисе обойдётся в 500 рублей, но это именно для нашего мотора. Для шестицилиндровых моторов цена будет выше, а объяснение тому простое: ещё один цилиндр делает мотор длиннее, поэтому доступ к ремню будет сильно ограничен. В этом случае проще обратиться в сервис, причём не забыть привезти с собой тысячу или две рублей.
Чем ещё хорош дизель нашего 124-го, так это его абсолютно равнодушным отношением к топливу.
Можно слить солярку с соседского Кайена, а можно – с КамАЗа, Мерседес съест и то и другое. Ресурс рядного ТНВД тут практически неограничен, разваливается он обычно только вместе с самим Мерседесом.
И всё же иногда полезно чистить сетку заборника в топливном баке – это продлит и без того долгую жизнь двигателя. За несколько минут можно поменять воздушный фильтр. Крышка крепится защёлками, отвёртку можно даже не искать. Фильтр обойдётся рублей в 400-600. Кстати, обратим внимание на такую удобную вещь: конструкторы Мерседеса упростили поиск «расходников», обозначив их номера прямо на корпусах фильтров, пробках, крышках и прочих связанных с ними деталях. Скорее всего, больше делать под капотом 124-го нечего. Владельцы дизельных W124 знают, а остальным скажем: заглушить машину можно не только с водительского места, но и из моторного отсека. Тут есть специальное устройство, перекрывающее подачу топлива: искра дизелю и так не нужна, если вы забыли.
Трансмиссия и ходовая часть
Начнём с того, чего на нашей машине нет: с «автомата». Четырёхступенчатые автоматические коробки передач, установленные на машины до 1993 года, у многих владельцев работают до сих пор. Они надёжные, простые в обслуживании, и если не ставить целью жизни угробить АКПП, то она будет служить очень и очень долго. Пятиступенчатые «автоматы», которыми комплектовалась часть автомобилей после 1993 года, не так живучи. Капитальный ремонт АКПП на W124 обойдётся до 70 тысяч рублей. Для Мерседеса – немного, для двадцатилетней машины – немало. Пятиступенчатая механическая коробка, конечно, тоже обладает большим ресурсом. Но и её можно уничтожить несвоевременной заменой масла или грубым обращением. Замена масла в коробке, как и в картере заднего моста, обойдётся в 600 рублей, а объём масла, необходимый в обоих случаях, составит около полутора литров. Замена масла в механической коробке ничем не отличается от этой же процедуры на десятках других автомобилей: сливное отверстие снизу, заливное – сбоку. При наличии подъёмника, ямы или эстакады можно сделать самому. Владельцы некоторых W124 отмечают необходимость тщательно следить за состоянием редуктора, ибо претензии к нему периодически появляются. Действительно, ударные нагрузки способны сыграть злую шутку с подшипником хвостовика и полуосевыми шестернями. Ремонт редуктора может обойтись в 20-30 тысяч. На машинах после 1989 года устанавливался двухмассовый маховик. Он требует довольно бережного отношения. Назвать его ненадёжным нельзя, но в силу стоимости запчасти (оригинал – от 80 тысяч) стоит его поберечь, а именно – поаккуратнее тормозить двигателем. Ресурс сцепления… Да-да, он очень велик. По наблюдениям специалистов СТО (а мы осматривали машину в сервисе, который работает с Мерседесами с самого первого их появления в России), этот узел без труда выдерживает до 500 тысяч пробега. Менять его в сборе приходится редко, обычно достаточно заменить диск (от 4 000 рублей) и выжимной подшипник (от 1 000 рублей). Но даже полный комплект сцепления будет стоить не дороже 10 тысяч, за работу попросят 6 тысяч.Ходовая часть W124 – это нечто на грани фантастики. При этом интересна как передняя, так и задняя подвески. Начнём же с задней. Пять рычагов позволяют подвеске подруливать при маневрировании – для заднеприводного автомобиля это более чем актуально. Вот только следить за состоянием рычагов и сайлентблоков придётся регулярно, в случае их износа подвеска может «промолчать», а вот управляемость станет хуже. Сайлентблоки меняются вместе с рычагами, и полный ремонт задней подвески (без учёта амортизаторов и пружин – тут разброс цен очень велик и всё зависит от личных предпочтений) обойдётся около двадцати тысяч: около 10 стоят запчасти и столько же работа. Кстати, о запчастях. Большинство оригинальных запчастей изготовлено фирмой Lemforder, поэтому можно смело брать их, будет практически то же самое, что и Mercedes, только значительно дешевле. Помимо этого, из аналогов мастера советуют TRW. По большому счёту, для ремонта задней подвески не нужны никакие специнструменты или хитрые съёмники. Несмотря на довольно сложную конструкцию, при наличии свободного времени перебрать заднюю подвеску можно и в гараже, главное – опять же, при наличии подъёмника. Одна особенность касается именно универсалов: у W124 есть возможность регулировать высоту задней части кузова. Делается это с помощью гидравлических амортизаторов и гидроаккумулятора. Один из бачков под капотом – ёмкость для масла, откуда оно уходит как раз в эту систему. Таким образом, независимо от нагрузки, машина не проседает. Привет Ситроену! Передняя подвеска не менее интересна. Её особенность заключается в первую очередь в том, что пружина и амортизатор стоят раздельно. Но в остальном это «почти Макферсон». Чаще всего вмешательства потребуют шаровые опоры. Они запрессованы в рычаги, замена шаровой обойдётся в три тысячи рублей, сама опора – около тысячи.
А вот стойка стабилизатора сделана не слишком удачно, поэтому на нашей машине она переделана. Изначально она была изготовлена из пружинистой стали, одной стороной жёстко крепилась к кузову, другой – через сайлентблок к стабилизатору. И если внизу всё было прекрасно, то сверху она была склонна к поломкам. Поэтому теперь там стоит ещё один сайлентблок, а сама стойка – от Жигулей. Получилось надёжнее, и Мерседес от этого хуже не стал (что, если честно, странно). Если относиться к машине по-человечески, то подвески могут проездить до двухсот тысяч километров. При этом учитываем такую особенность: выход из строя одного из элементов задней подвески способен потянуть за собой и другие детали, поэтому ремонтировать в случае необходимости её стоит вовремя. С учётом использования качественных запчастей ремонт всей ходовой части 124-го в сервисе обойдётся примерно в 50 тысяч рублей, но во многом эта сумма будет зависеть от того, насколько качественно машину обслуживали предыдущие владельцы. Ну и от степени коррозии, к сожалению.
Кузов и салон
Первым делом с удовольствием залезем внутрь и попробуем покататься на этой машине. Первое, что бросается в глаза, – это всё-таки качество отделки. Никакого пластика вместо дерева, это настоящая сосна. Бывает ещё и орех, но у нас именно сосна, что, как ни крути, тоже дерево. Пластик панели жёсткий, но выглядит дорого даже на третьем десятке лет. Сидеть удобно, привыкнуть стоит только к двум вещам: педали стояночного тормоза и хитрому подрулевому переключателю, который собрал в себя всё, что у других машин должно быть на двух разных рычагах. Однако, поехали.Конечно, дизельный мотор мало подходит для гонок. Его задача – ездить долго, экономно, безотказно. С этим он справляется просто потрясающе, но если вам больше нравится «отжигать», «валить боком», «класть стрелку» и делать прочие хулиганские вещи, то стоит посмотреть на бензиновые моторы, причём объемом не 2 или 2,3 литра, а что-то ещё большее. Но мне на W124 гонять не захотелось. Этот Мерседес не для тех, кто догоняет, а для тех, кто уже всё догнал. Он едет спокойно, но поразительно чутко для – эх, скажем правду! – старого автомобиля, тем более с задним приводом, весом в полторы тонны и червячным редуктором рулевого управления. Съехав на участок разбитой дороги, прислушиваемся к кузову: «уставшие» машины любят поскрипеть салоном при диагональных нагрузках. Но нет! В салоне – тишина, и даже если снаружи дизель тарахтит довольно громко, то внутри его практически не слышно. Однако это всё поэзия чистой воды, перейдём к прозе.
Любой W124 уже далеко не «юноша», поэтому проблемы с «жестянкой» практически неизбежны. И всё же для машины 1989 года не так всё плохо: ржавчина на крыльях, кромках дверей, да и во многих других местах, конечно, есть. Но она не так страшна, как на многих других автомобилях этого года выпуска. А если учесть, что переднее крыло можно купить всего-то за тысячу (!) рублей, и оно при этом будет не китайское, то получается и вовсе хорошо. Но вот разбитый задний фонарь у нас всё-таки собран по кусочкам и склеен: найти новый довольно тяжело, да и цена его, мягко говоря, немаленькая. Но это потому что универсал. Универсалов в Россию ввезли мало.
Салон старой машины всегда вызывает опасение: что тут не работает, что тут может отвалиться? Если честно, ломаться тут почти нечему, ведь даже стеклоподъёмники в нашем автомобиле ручные. Говорят, что их сломать почти невозможно, зато у электрических бывают проблемы, связанные с износом двух-трёх первых зубцов сектора механизма: стекло чаще опускают не полностью, а на несколько сантиметров, отсюда и характерный износ. И если раньше в условиях дефицита запчастей такая поломка становилась проблемой, то сейчас это легко ремонтируется.
Вообще электрика (та, что всё же есть) тут надёжная. Во-первых, разъёмы не обжаты, а пропаяны, во-вторых, почти везде в контактных группах используется серебрение. Мерседес, одним словом. О каких-то неполадках с датчиками речи нет вообще. Они на нашей машине есть только в АБС, и ещё один – датчик положения коленвала. Но если в современной машине эта штуковина нужна для определения момента зажигания, и его отказ не позволит запустить двигатель, то в W124 этот датчик… лишь обеспечивает работу тахометра. Другое дело – машины с бензиновыми моторами и системой впрыска KE-Jetronic. Говорят, есть специалисты, которые хорошо разбираются в работе этого чуда техники, но на самом деле в природе они встречаются крайне редко. Да и к качеству бензина такие моторы более требовательны.
Что в итоге?
Найти Мерседес W124 в хорошем состоянии – задача непростая. Нынешний владелец машины, которую мы осматривали, ездит на этом «Мерине» уже 16 лет. И хотя это не единственная машина в семье, расставаться он с ней не намерен. Комфорт при движении, надёжность, не самое дорогое обслуживание – всё это старый Мерседес вполне способен дать его хозяину. Конечно, он требует внимания, но какая машина не любит заботу? По большому счёту, в зависимости от года выпуска W124 имеет свои особенности. Есть и не слишком хорошие на сегодняшний день моменты, хотя бы тот же KE-Jetronic или отсутствие элементарных электростеклоподъёмников и кондиционера на большинстве машин с моторами малых объёмов. Но есть и приятные моменты: Мерседес почти никогда не ломается героически молча – как правило, он будет делать это долго и лишь предупредив своего владельца о предстоящей поломке. На нём и сегодня не страшно ездить на большие расстояния, ему вполне можно доверить роль машины на каждый день. Само собой разумеется, любому приличному обладателю 124-го будет льстить внимание, которое обязательно привлечёт его машина. Он будет в сотый раз рассказывать о том, что зеркала заднего вида разного размера – это конструктивная особенность, а не «колхоз», что Мерседес «не ломается, а просто иногда болеет», что «если автомобиль – то Мерседес, все остальное – компромисс».А разговоры о возрасте – ерунда и сплетни завистников, особенно когда смотришь на мир сквозь прицел на капоте своего автомобиля.
За помощь при подготовке материала выражаем благодарность спортивно-технической компании «Кросс» (СТК «Кросс», СПб, ул. Республиканская, д.20)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Одна из легенд немецкого автомобилестроения.Умели раньше немцы делать и сейчас умеют но невыгодно.
"Но вот разбитый задний фонарь у нас всё-таки собран по кусочкам и склеен: найти новый довольно тяжело, да и цена его, мягко говоря, немаленькая." Попытка оправдать нищебродство хозяина авто? 2-3 т.р. цена бу фонаря в хорошем состоянии.
Просто скажите, где конкретно вы видели такое предложение. Ссылки в комментариях не проходят, сойдет название магазина.
Классная машина была.Купили бы наши лицензию на ее производство было бы здорово.
Это настоящая машина во всех смыслах с самой большой буквы! Не зря таксисты плакали, когда ее сняли с производства. Можно много говорить об особенностях, которые упомянул автор, в частности, о том, что эта машина никогда не ломается внезапно, она обязательно предупредит владельца о том, что требуется его внимание. Хотел бы поддержать предложение в одном из комментариев о покупке лицензии на производство этой серии, хотя, конечно, это утопия... Спасибо автору за хорошую статью и доброе слово об этом произведении автомобильного искусства!
У меня такой универсал уже лет шесть. 2.3 бензин. Фонарь я заказывал на EBAY. В районе 3000 обошелся.
Легенда! Умели раньше делать машины с достаточным запасом прочности и сейчас умеют но это невыгодно.
Здраствуйте! У меня такая же Mercedes, приэхал с ней в Мокву без проблем. НО здесь к сожелению резенве трубочки сломались, ищу опытний сервис.
Можете советовать сервис в Москве, пожалуста!
(У не опытных уже быль хуже стал...) Хочу машиной обратно в Венгрии... Спасибо!