Как вы наверняка знаете, понятия «синтетика», «полусинтетика» и «минералка» относятся к базе моторного масла. Базовое масло занимает около 80% объёма канистры (остальные 20 – это пакеты присадок) и, само собой, во многом определяет качество готового моторного масла. По способу получения базовые масла делят на минеральные (полученные из нефтяного сырья) и синтетические (полученные путем синтеза не из нефтяного сырья).
Есть такой стандарт – API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute), который делит все базовые масла на пять групп. Говоря простыми словами, к первой группе относятся масла грубой очистки, ко второй – чистые масла, к третьей – чистые масла с улучшенными свойствами, к четвёртой – синтетические полиальфаолефиновые базовые масла, а к пятой относятся все базовые масла, которые не входят в первые четыре группы (эфиры, полигликоли, силиконы, полиизобутелены и тому подобные). По большому счёту, к чисто синтетическим базовым маслам относятся только масла двух последних групп, но большинство синтетических масел на рынке на самом деле не совсем синтетические…
Синтетика из минералки
Самая распространённая на рынке «синтетика» получена путём гидрокрекинга. Это так называемая HC-синтетика. А гидрокрекинговые масла по происхождению являются минеральными и относятся к третьей группе базовых масел по классификации API. Почему же тогда такие масла называют синтетическими? Для этого есть две причины. Во-первых, в процессе производства таких масел всё-таки используется синтез: во время гидрокрекинга лишние компоненты масла не удаляются из состава, а трансформируются в молекулы с заданной массой, длиной цепи и степенью разветвленности путём химических преобразований. Во-вторых, в результате получается масло с достаточно высоким уровнем потребительских свойств. Всё это позволяет этим маслам относиться к синтетическим и получать маркировку «Synthetic». Ну и если говорить откровенно, такая HC-синтетика по всем характеристикам действительно лучше чистой «минералки». Правда, при этом по испаряемости, термоокислительным и низкотемпературным свойствам и по сроку службы до полностью синтетических масел такая «синтетика» не дотягивает.
Газ в жидкость и полиальфаолефины
Полностью синтетическое масло можно получить по технологии GTL (Gas-To-Liquid). То есть, процессом преобразования природного газа в высококачественные углеводородные продукты, не содержащие серу. Нежелательных компонентов в таком базовом масле намного меньше, чем в HC-синтетике, поэтому по низкотемпературным характеристикам, стойкости к окислению при высоких температурах и стойкости на угар масла GTL значительно превосходят гидрокрекинговые.
Второй тип полностью синтетических (Full Synthetic) масел – это масла четвёртой группы по классификации API, изготовленные на основе полиальфаолефиновых базовых масел (РАО). Такие масла получают путём направленного синтеза из этилена. По сравнению с маслами на базовой основе из нефти, PAO-масла отличаются завидными низкотемпературными характеристиками, отменной стойкостью на угар (низкой испаряемостью) и высоким индексом вязкости. Кроме того, они не содержат ненасыщенных и полициклических ароматических углеводородов, соединений серы, азота и других примесей. И это приводит к тому, что они отличаются и высокой термоокислительной стабильностью. Структура таких масел однородна, что позволяет им намного эффективнее защищать от износа пары трения.
По всем этим параметрам полностью синтетические масла превосходят любые масла на базовой основе из нефти. Включая и те, о которых говорили выше – популярные HC, которые синтетическими можно считать лишь условно.
В одном флаконе
Все современные топовые масла любых производителей созданы либо на базе GTL, либо на основе полиальфаолефиновых базовых масел. Оно и понятно: эти масла действительно и лучше защищают моторы, и дольше служат, и меньше расходуются на угар (то есть, их приходится доливать намного реже, чем масла на нефтяной основе). Однако есть ещё один тип масел – GTL&РАО. По названию видно, что этот продукт создан путём объединения двух базовых основ, полученных из газа. Объединение двух этих технологий позволило получить моторные масла с выдающимися характеристиками. Какими именно?
Например, очень низкой температурой застывания. У масла Rolf Ultra, даже с вязкостью 5W, созданного по технологии GTL&РАО, температура застывания составляет минус 61°C. Такой показатель недостижим для «нефтяных» масел, и во многих северных регионах такое масло было бы очень кстати.
Даже не в самых северных краях важны другие низкотемпературные характеристики: проворачиваемость (CCS) и прокачиваемость при отрицательных температурах (MRV). Чем ниже CCS, тем проще стартеру провернуть коленвал, а чем ниже MRV, тем быстрее масло достигнет пар трения при запуске двигателя зимой. А это означает, что технология GTL&РАО позволяет создать масло, которое можно справедливо назвать рекордсменом по низкотемпературной защите двигателя.
По остальным ключевым характеристикам (например, по окислительной стабильности при высоких температурах и испаряемости) продукты на основе GTL&РАО тоже превосходят продукты на основе PAO или GTL. А это означает, что масла GTL&РАО и максимально защищают разогретый двигатель и отличаются очень низким расходом на угар – автовладельцу не придётся переплачивать за постоянную доливку.
Ну и ещё один важный момент: образцы масла на основе GTL&РАО, выпущенного в России, испытывали его уже многие увлекающиеся этой темой лица – от экспертов из авторитетных автомобильных изданий до пользователей популярных форумов, посвященных маслам. При желании результаты их исследований можно найти самостоятельно, а если делать этого не хочется, скажем кратко: все эти тесты доказали, что этот продукт действительно обладает совокупностью характеристик, которую не могут показать ни гидрокрекинговые масла, ни масла на основе PAO или GTL.
Партнёрский материал
Для комментирования вам необходимо авторизоваться