На заглавном фото — 525-сильный седельный тягач МАЗ-537Г.
Свою деятельность завод начинал со сборки 535-й серии, а в 1964 году переключился на более мощные седельные машины МАЗ-537, ставшие основной продукцией КЗКТ и со временем образовавшие самое обширное семейство советских тяжелых тягачей общего и специального назначения. Впоследствии в Кургане самостоятельно собирали к ним агрегаты трансмиссии, рамы и кабины, постоянно вводя мелкие модификации, но долгое время продукция КЗКТ сохраняла маркировку МАЗ.
Курганское семейство МАЗ-537 (1963–1990 гг.)
В Кургане первый седельный тягач МАЗ-537 был собран из минских узлов в декабре 1963 года, но неразвитая структура КЗКТ, отсутствие опыта серийного производства и нехватка кадров привели к задержке серийного выпуска на два года. При этом борьба за высокое качество и надежность продукции не прекращалась долгие годы.
Конструктивно первые курганские автомобили МАЗ-537 ничем не отличались от минских. Их оборудовали прежними 48-клапанным дизелем Д12А-525 V12 мощностью 525 л. с., гидромеханической коробкой передач, барабанными тормозами и независимой рычажно-торсионной подвеской.
Двухдверная четырехместная цельнометаллическая кабина снабжалась люком и прожектором на крыше, двумя отопителями, регулируемым сиденьем водителя и двумя головными фарами, но трехфарные версии появлялись по необходимости вплоть до последних выпусков. Запасные колеса обычно помещали на свободной передней части (хоботе или гуське) штатных низкорамных полуприцепов двух основных типов — МАЗ-5247Г и ЧМЗАП-9990 грузоподъемностью 50–52 т.
С 1965-го и до начала 1980-х основные модификации тягачей сводились к элементарным перестановкам второстепенных узлов, усилению одних и упразднению других несущественных деталей или к упрощению более важных, но ненадежных и дорогих элементов. Внешним отражением этих изменений являлись кабина и облицовка моторного отсека, упрощавшиеся с постановкой на производство каждой очередной модернизированной версии. Когда же все резервы таких улучшений и внешних «украшений» иссякли, выпуск состарившихся машин МАЗ-537 продолжался: военных они вполне устраивали, а никакой иной замены им просто не существовало.
Различные варианты достаточно простого базового седельного тягача МАЗ-537 можно разделить на четыре поколения. В первое входили специализированные автомобили МАЗ-537А, МАЗ-537Г и МАЗ-537Д, разработанные и собиравшиеся в Минске. Исключением являлись варианты МАЗ-537В, МАЗ-537Е и МАЗ-537К, спроектированные в СКБ-1, но выпускавшиеся только в Кургане. От минских предшественников они унаследовали пять вертикальных воздухозаборных створок на боковинах моторного отсека, V-образную рабочую ступеньку между средними мостами, два горизонтальных вентиляционных лючка на передней стенке кабины между фарами и круглые зеркала заднего вида.
В 1970-е годы на втором поколении створки моторного отсека сменил коробчатый воздухозаборник, за которым помещались простые двухрядные вертикальные щели. Увеличенные зеркала заднего вида стали прямоугольными. Крылья над передними колесами были продлены на пространство между средними мостами, а характерную V-образную ступеньку сменила простая лесенка для доступа оператора к сцепке и лебедке. В проходных стадиях формирования этого семейства часто появлялись комбинированные идентификационные элементы.
К концу 1970-х на третьем поколении с передков кабин окончательно исчезли последние декоративные элементы — вентиляционные лючки, упростив и оголив их до предела, зато двухсекционные стекла подфарников стали более крупными.
Наконец, в последнем четвертом поколении 1980-х оба топливных бака лишились своих защитных кожухов. На практике новые, отремонтированные или восстановленные машины МАЗ-537 могли иметь иную комбинацию внешних деталей, что окончательно запутывало всех, кто хотел точнее их идентифицировать.
Все виды тягачей этой серии широко применялись во всех подразделениях Советской армии и ВМФ СССР, а специальные варианты служили в основном в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Многоцелевые базовые модели поступали во все страны Варшавского договора и Финляндию, в союзные страны Ближнего и Среднего Востока, многие государства Африки и Азии. По оценочным данным в общей сложности автомобили 537-го семейства были собраны в количестве 8–10 тыс. экземпляров.
Военные исполнения автомобилей МАЗ-537
МАЗ-537А (1964–1969 гг.) — балластный тягач грузоподъемностью 15 т с укороченной цельнометаллической платформой и лебедкой с тяговым усилием 15 тс. Она размещалась между моторным отсеком и кузовом с двумя люками для пропускания тягового троса.
Автомобиль был рассчитан на буксировку тяжелых баллистических ракет и различных колесных систем массой до 75 т, а также перемещения на аэродромах летательных аппаратов с взлетной массой до 200 т. В его комплектацию входил гидравлический толкающий брус, превращавший машину во вспомогательный толкач сверхтяжелых транспортных средств.
МАЗ-537В (1965–1985 гг.) — седельный тягач целевого назначения на шасси МАЗ-537 с уменьшенной до 18 т допустимой нагрузкой на сцепное устройство, созданный для работы в составе автопоездов полной массой не выше 62 т. Его единственной конструктивной особенностью являлось опорно-седельное устройство, передвинутое назад на 345 мм, что позволяло буксировать различные системы со специфической конфигурацией корпусов. Главным предназначением МАЗ-537В являлась работа с двухосными восьмиколесными транспортными полуприцепами с цилиндрическими пусковыми контейнерами для стратегических ракет противоракетной обороны, а также в сцепе с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-30 вместимостью 30 тыс. л.
МАЗ-537Г (1964–1989 гг.) — многоцелевой вариант седельного тягача МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 27 т и новой 15-тонной лебедкой. Он предназначался для буксировки транспортных средств массой до 68 т с полной допустимой массой автопоездов 91 т и подтягивания поврежденной техники и несамоходных грузов на платформу низкорамных полуприцепов. Его минский прообраз МАЗ-537Г, в спешке переданный на КЗКТ, оказался сырым, и потому при доработке машины камнем преткновения являлась новая механическая лебедка от гусеничного артиллерийского тягача АТС-59, смонтированная в защитном кожухе за моторным отсеком и топливными баками.
Первые контрольные испытания с 50-тонными полуприцепами МАЗ-5247Г новые тягачи просто не выдержали. После устранения дефектов и проведения 118 доработок вторичные испытания выявили еще 84 неисправности. Испытания были вновь провалены, но, учитывая острую потребность Советской армии в такой технике, в конце 1960-х в Кургане приступили к мелкосерийной сборке тягачей МАЗ-537Г.
После очередных доработок они стали самыми востребованными буксировщиками тяжелых полуприцепных систем и со временем превратились в наиболее распространенные советские полноприводные тягачи-танковозы для доставки по шоссе и на местности различной гусеничной техники. Благодаря им в Советской армии впервые удалось быстро перебрасывать по дорогам общего пользования и оперативно развертывать крупные бронетанковые формирования, не прибегая к услугам медлительной и уязвимой железнодорожной сети.
МАЗ-537Г использовался со всеми видами тяжелых войсковых полуприцепов, буксировал мощные ракетные комплексы и установочные агрегаты, послужил базой эвакуационного тягача, машины техпомощи и основой новых поколений седельных тягачей.
МАЗ-537Д (1965–1986 гг.) — специализированный седельный тягач с автономной электросистемой для питания различных рабочих механизмов и устройств буксируемых систем. По основным параметрам был сходен с базовой машиной МАЗ-537, но масса груженого автопоезда с этим тягачом возросла до 88 т.
Его главной технической особенностью являлся установленный за моторным отсеком синхронный трехфазный генератор переменного тока мощностью 75 кВт с приводом от коробки отбора мощности шасси, укомплектованный аппаратурой пуска, регулирования и агрегатом для зарядки аккумуляторов. При буксировке специальных полуприцепных систем запасные колеса обычно помещали вертикально за топливными баками с левой стороны машины.
МАЗ-537Е (1966–1989 гг.) — специальный седельный тягач РВСН с допустимой нагрузкой 18 т, конструктивно представлявший собой комбинацию нескольких автомобилей. От МАЗ-537В он получил сдвинутое назад сцепное устройство, но мог буксировать полуприцепы массой до 68 т, как МАЗ-537Г. От модели МАЗ-537Д был унаследован генератор в специальном кожухе. В отличие от них МАЗ-537Е снабжался дополнительным отбором мощности на вспомогательные электрогенераторы, гидронасосы и компрессоры для питания различных полуприцепных систем. Они размещались в пространстве между моторным отсеком и седельным устройством, поэтому одно-два запасных колеса обычно устанавливали вертикально на ограждении топливных баков с левой стороны шасси.
В РВСН тягач МАЗ-537Е обеспечивал дополнительное питание многочисленных потребителей буксируемой техники — систем жизнеобеспечения ракетных комплексов, приводов исполнительных механизмов и устройств или ведущих колес многоосных полуприцепных транспортировщиков тяжелых ракет. Его доработанный вариант со смещенной назад деревометаллической платформой с электрогенератором, передним гидравлическим толкающим брусом и жестким дышлом применялся как тягач-толкач и дополнительный источник электроэнергии в составе многозвенного транспортно-перегрузочного автопоезда для перевозки контейнера с межконтинентальной ракетой РТ-23.
МАЗ-537К (1965–1969 гг.) — специальное крановое шасси для РВСН, унифицированное с тягачами серии 537. Разработано 1962 году в СКБ-1 и с 1965-го собрано небольшой партией на КЗКТ. Его единственным назначением являлась установка 16-тонного гидравлического автокрана 9Т35 с двухсекционной телескопической стрелой и приводом рабочих органов от вспомогательного 50-сильного дизельного двигателя Д-37М воздушного охлаждения. Крановое оборудование с закрытой металлической кабиной оператора монтировалось на полноповоротной платформе в задней части шасси с четырьмя откидными аутригерами.
Во время испытаний в 21 НИИИ проявились главные недостатки крана 9Т35: излишняя масса, недостаточная проходимость и склонность к боковому опрокидыванию. В результате его единственным штатным применением являлась перегрузка ракет и контейнеров с транспортных машин на пусковую установку ракетного комплекса «Темп-С». До серийного изготовления автокрана дело не дошло, и вскоре его заменили на более легкие и простые конструкции на шасси «Урал-375Д».
МАЗ-537Т (конец 1960-х гг.) — опытный экспортный седельный тягач для поставки в страны с жарким и влажным тропическим климатом. В отличие от других машин 537-й серии он снабжался защитными покрытиями основных агрегатов, узлов и деталей для повышения их антикоррозионной стойкости и долговечности с использованием специальных материалов и технологий, но оказался слишком дорогим для серийного изготовления.
О других профессиях тяжелых тягачей МАЗ-537 и новых четырехосных машинах Курганского завода вы узнаете из следующих статей нашего журнала.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться