Многие еще помнят чехарду с реформой системы выдачи водительских удостоверений в России и жуткую путаницу с категориями «прав». Если с комбинациями вроде «E к B», «Е к D» или «мопедной» категорией «A1» было все более-менее ясно, то с непонятной категорией «B1», стояла полнейшая муть.
И вопрос даже не в том, что российские законодатели толком не объяснили, что же они имели ввиду под термином «квадрИцикл» и чем он отличается от «квадрОцикла», сколько в том, что в России такого феномена на дорогах просто не было. Вернее был, ведь все новое – это хорошо забытое старое: инвалидные коляски СМЗ СЗД, с мотором от мотоцикла ИЖ «Юпитер» как раз и были теми самыми «квадрициклами». Другое дело, что подобного рода техника свое отжила, а новой не появилось. Тем не менее наши законотворцы решили поддержать мировые тренды и завели категорию для «недоавтомобилей», мощностью двигателя не более 20 л. с. И очень кстати.
Четырёхколёсное мототранспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт (ок. 20 л. с.), снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенное для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Первым из «квадрициклов», пришедших на российский рынок, стал индийский Bajaj Qute. Нам его удалось протестировать на его родине – в индийском городе Пуна, прямо на территории завода, где их и собирают вместе с мотоциклами КТМ и Bajaj.
Неведома зверушка
Первая реакция любого, кто видит это чудо техники – улыбка. Он такой маленький и миленький! Смешной и немножко нескладный, с большими окнами и маленькими колесиками!
Однако за несколько комичной внешностью кроется вполне себе полноценное транспортное средство, пусть и с поправкой на место своего рождения.
Развеселая раскраска – самое то для такой малютки. Немного «потерянный» прищур фар формирует физиономию «Где я?!» Отсутствие прорезей в бампере и том месте, где у нормальных машин решетка радиатора, рождает вопрос «А где у него мотор»? Багажник на крыше сразу вызывает ассоциации с дедушкой, который везет на крыше «Оки» старое кресло на дачу. В общем, машинка не похожа ни на что нам доселе известное, включая пресловутые «инвалидки» из прошлого.
Если постучать по корпусу, то становится ясно, что все облицовочные панели выполнены из пластика. А что? Меньше масса, меньше будет ржаветь, проще чинить в случае мелких аварий. Если приглядеться, то будет видно, что многие детали посажены на каркас при помощи вытяжных заклепок, так что замена, например, крыла, не потребует специального инструмента. Нужны кусачки, заклепочник и новая деталь – сам себе кузовная мастерская.
Но не стоит думать, что весь автомобильчик сделан из «резины», внутри пластикового корпуса прячется полноценный пространственный кокпит из стали. Его жесткость просчитана математически и даже испытана по методике NCAP. Да, по европейской методике Qute заработал 1 звезду из 5. Страшно? Но ведь это квадрицикл, не машина, а методика испытаний – вполне автомобильная. И клетка салона осталась целой.
По-королевски
Беремся за пластиковую ручку пластиковой двери. Никаких замков здесь нет. А какой смысл, если окна – полиэтиленовые? Но о них чуть позже. Машина не запирается, так что оставлять что-то внутри без присмотра не стоит. Дверной проем довольно широкий, во всяком случае, попасть за руль здесь не сложнее, чем в обычную малолитражку. А то и легче – высота крыши здесь заметно выше, чем у того же Матиза или Оки.
Дверь, непривычно легкая, захлопывается, и вот мы в самом «роскошном» автомобиле мира! Кресла здесь сложно назвать креслами. Это, скорее, стулья: дерматиновая обивка, стальные «ножки», никаких регулировок. Зато «под стулом» можно хранить ящик с картошкой. Или еще чего-нибудь полезное. Сиденья установлены довольно высоко и формируют посадку больше соответствующую Газели, нежели «легковушке». Благо, высота потолка позволяет.
В высоту места достаточно даже для очень рослых водителей, а вот в ширину, конечно, придется потесниться. Ширина машины – всего 1 312 мм. Соответственно, салон еще уже, хоть двери и не отличаются толщиной. В общем, взрослые мужики будут сидеть «плечом к плечу, тесно сомкнув ряды». Разумеется, о третьем человеке на втором ряду речи вообще не идет – машина сугубо четырехместная. Да и для багажа пространства за спинками заднего ряда не остается почти совсем. Кстати, двери багажника у Qute нет вовсе. Так что закинуть что-то в «багажник» можно только через салон.
Зато рабочее место водителя вполне соответствует классу авто. Из органов управления здесь есть вполне автомобильный руль, три стандартные педали, «кочерга» КПП и спидометр с контрольками. Все, как в обычной машине, кроме коробки. Но о ней чуть позже.
Разумеется, никакого гидроусилителя руля нет. Он здесь не нужен, ведь машина весит, как средний квадроцикл – 399 кг. Крутить «баранку» легко. Из «приятностей» в комплекте: магнитола с радиоприемником, USB-входом и Bluetooth, две колонки, умеющие орать весьма громко, и гнездо прикуривателя. Над рулем и перед пассажиром на торпедо размещаются два бардачка, весьма вместительных, кстати. Оба запираются на ключ, однако, конечно же, пластиковые крышки с замками «от почтового ящика» вряд ли станут серьезной преградой для воришек. Вот и вся «роскошь».
Кстати, коли уж заговорили о багажных емкостях, нельзя не сказать и про главный «багажник». Как и у любой заднемоторной машины, будь то Porsche 911 или Запорожец, он расположен под капотом. Qute – не исключение. Пластиковая крышка также запирается на ключ, а под ней скрывается весьма вместительный рундук. Все, как мы любим, в общем! Разве что запасное колесо здесь хранится не в «подкапотном пространстве», а в ногах у пассажира, внутри салона.
Та зима, что с листьями – еще ничего….
Индусы, создавая Qute, естественно, не подразумевали, что на них будут разъезжать суровые русские парни по сугробам и морозам. Зато думали об экономии.
Къют имеет «гибкое остекление» дверей – вместо стекол или пластика тут использован толстый полиэтилен в кордурных рамках. Закрываются стекла «на липучку», а открываются методом сворачивания окна в трубочку. Понятно теперь, почему в дверях нет замков? Нет в базовой комплектации и какого-либо отопления. Ни печки, ни обдува стекла – ничего.
- Двигатель
- 220-кубовый одноцилиндровый, четырехтактный
- Максимальная мощность
- 19,5 л. с. при 5 500 об/мин
- Тип топлива
- бензин с октановым числом не ниже 91
- Емкость топливного бака
- 8 литров
- Система питания
- моновпрыск Bosch
Из этого вытекают некоторые сомнения. Как на этом ездить зимой? Допустим, надеть ватник и валенки еще можно. Вспомним богатый опыт Великой Отечественной: в ЗиС-5 и ГАЗ АА печек тоже не было. Но что делать с запотевающим изнутри лобовым стеклом? И с летящим из-под колес потоком реагента, который залепляет стекло? Дворники-то, вернее один дворник, в машинке есть. А вот омывателя стекла – нет.
Российский дистрибьютор Bajaj, «Ист-Вест Моторс» обещает дооборудовать машины для России печкой и дверными окнами из плексигласа со сдвижными форточками, как в УАЗиках. Однако пока непонятно, сколько такая конверсия будет стоить, будет ли она обязательной для всех машин или ее будут предлагать в качестве опции «зимний пакет», и вообще, как все это будет работать... На данный же момент для предзаказа доступны только базовые машины. Да и эта «зимняя» проблема – единственное, что вызывает вопросы в этом транспортном средстве.
Мотор пониженной пламенности
Самое интересное в Qute – это, конечно же, силовой агрегат. По нынешним правилам, «квадрицикл» не может иметь двигатель, мощнее 20 л. с. И здесь все именно так. В качестве силового агрегата для Qute взят самый передовой мотор компании Bajaj – 220-кубовый одноцилиндровый мотор жидкостного охлаждения. Тот же самый, что ставят на мотоциклы Pulsar. По сути, это тот же двигатель, что находится в KTM Duke 200, только чуть «распиленный» и с иной головкой цилиндра. Мотор специально дефорсирован до 19,5 л. с., чтобы соответствовать нормам. Естественно, коли мотор мотоциклетный, то и коробка использована от него же – ведь у мотоциклов оба агрегата расположены в одном корпусе.
Коробка у мотоцикла, разумеется, секвентальная. То есть передачи нужно переключать поступательными движениями рычага вверх или вниз. На байках это делается ногой, ну а тут переключение передач отдано рычагу на торпедо.
Задний привод, заднемоторная компоновка, секвентальная коробка передач… Почувствуй себя гонщиком! Говорят (хоть мы и не проверяли), что реальная мощность мотора выше, но закон – есть закон.
Бешеная табуретка
В «бою», то есть на дороге, Qute оказывается заметно бодрее, чем можно было бы ожидать от 220-кубового двигателя. Конечно, до автомобильной динамики ему далеко, но, определенно, его разгонных характеристик хватит, чтобы не тормозить городской поток. Хотя, конечно, со светофора первым и даже вторым он не уедет, это факт. С другой стороны, мы говорим о маломощном и сверхэкономичном аппарате, зачем ему рекорды скорости?
А вот устойчивость аппарата действительно удивляет. Вроде бы высокая машинка должна крениться в каждом повороте и пугать пассажиров раскачками, но нет. Наиболее тяжелые элементы: двигатель и бензобак (ха, всего восемь литров играют ли какую-то роль?), элементы подвески расположены в самом низу машины. Вверху же лишь стойки крыши из стали.
Остальные детали – пластиковые. Центр тяжести машины оказывается очень низко, так что добиться от нее какого-то крена, и уж тем более заставить оторвать внешнюю пару колес от асфальта – задача почти нереальная. Авто раньше уходит в занос, если уж пытаться требовать от него чего-то сверхъестественного. Да и заноса дождаться непросто. Масса машины невелика, «зацепа» резины на сухом асфальте хватает с избытком. Так что можно нарезать повороты очень бодро, удивляя всех вокруг.
Максимальная скорость «табакерки» ограничена электроникой и составляет примерно 70-75 км/ч. Для города более чем достаточно. В арсенале приборов нет тахометра, но субъективно (и нам это подтвердили заводчане), запас по оборотам еще остается. Так что если снять ограничитель, можно разогнать машинку примерно до 90 км/ч.
В целом же, машина отлично слушается руля, адекватно разгоняется, неплохо тормозит, переваривает колдобины (если не забывать про малый вес и 12-дюймовые колесики), и вообще, отлично будет чувствовать себя в городе. Причем, даже в мегаполисе. Понимая, что Москва – наиболее жесткий вариант в плане трафика, в более спокойных городах ему будет просто раздолье.
Qute всего на 5 см длиннее и на 24 см уже Smart Fortwo, но при этом имеет четыре посадочных места. С парковкой, разворотами, пролезанием в узкие щели проблем не будет.
Самый главный вопрос
Разумеется, глядя на это чудо индийской техники, возникает два вопроса. Первый – сколько «это» будет стоить. Ответ – около 350 000 рублей. Из чего вытекает второй вопрос: какой смысл покупать «мопед на четырех колесах» за такую кучу денег, если в те же деньги укладывается «полноценный» автомобиль? Для тех, кто не следит за ценами нижнего сегмента, подскажу. Супербюджетная Lada Priora нынче стоит от 359 000 рублей, обновившийся «китаец» Lifan Smily – от 364 900 рублей (у дилеров есть еще машины прежнего поколения по бросовым ценам). Кроме того, есть Lada Granta за 386 000 и приснопамятный Daewoo Matiz, последние экземпляры которого еще можно найти в салонах за 349 000. Машины с «большими» моторами, стеклянными стеклами, мягкими сиденьями и печками… Разве есть шанс на выживание у этого «мопеда»?
- Колесная база
- 1 925 мм
- Масса
- 399/674 кг
- Шины
- 135/70 R12
- Колесные диски
- 4,00 B X 12, стальные, штампованные
- Тормозная система
- гидравлическая (Bosch)
Внимание, правильный ответ! Шансы есть. Причем, весьма неплохие. Покупая машину, мы думаем только о стоимости приобретения и совсем забываем о цене владения оной. Кроме того, играет роль сложность ремонта и обслуживания, необходимость в квалифицированных кадрах, площадях для хранения техники. Особенно если машина в парке не одна, а, допустим, десять? Зачем десять? Да затем, что основным покупателем Qutе, естественно, будут не частники, а компании. Доставка товаров (пицца, суши, шашлыки), перемещение по территориям (больше заводы, фермерские хозяйства, базы отдыха), технологический транспорт сервиса (обслуживание лифтов, и так далее).
Для любого бизнеса стоимость владения транспортом – это весьма важный фактор и немалая статья в бюджете. Вот тут-то начинается самое интересное.
Стоянку техники можно сократить почти вдвое. Ведь один Матиз занимает места столько же, сколько два или даже два с половиной Qute. Элементарное ТО с заменой масла, фильтра и свечей будут обходиться раз в пять дешевле. Мотор-то микроскопический. Расход топлива – вдвое, а то и втрое ниже, чем у того же Матиза с мотором 0,8 л.
ОСАГО на Qute в Москве, при неограниченном числе водителей, для юридического лица будет стоить от 3121,20 до 5684,40 руб. Без всех скидок. На тот же Матиз ОСАГО при тех же условиях обойдется от 11115 до 13335 рублей. Почти втрое дороже!
Ремонт также обойдется заметно дешевле. О пластиковых кузовах мы уже говорили. Простецкие по конструкции подвески, помноженные на небольшую массу машины, будут служить заметно дольше автомобильных, а значит, потребуют обслуживания значительно позже. Барабанные тормоза по кругу также работают без замены колодок в разы дольше дисковых…
И так – во всем. Выходит, что заплатив за Qute столько же, сколько за «настоящий автомобиль», можно тут же сэкономить чуть ли не ту же сумму на годовое обслуживание! Не это ли мечта любого руководителя? А на чем молодняк будет развозить пиццу по району – так ли важно?..
Вам нужен Bajaj Qute, если:
- У вас пиццерия, а курьеры почему-то отказываются ездить зимой на скутерах;
- Стоимость владения – определяющий фактор;
- Мотороллер «Муравей» вызывает в душе теплые воспоминания.
Вам не нужен Bajaj Qute, если:
- Вы хотите всех обмануть и получить много автомобиля за мало денег;
- У вас есть секретный склад с Жигулями-классикой и «карманный» автосервис;
- Без печки – не жизнь!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Мотоколяска
Если посмотреть на российские аво - каждая третья машина с разбитым бампером, а то и обоими. Как так-то?! А все очень просто - зима, холод, пластик дубеет и лопается при мало-мальском ударе, даже от зацепа сугроба... А тут авто из жаркой Индии... думаю к весне как раз пространственный силовой каркас и останется...
В Европе, Южной Америке и Азии, Bajaj Qute стоит в районе $2000, то есть 132 тыс. руб. по нынешнему курсу. Откуда взялась стоимости в 350 тыс. руб у нас?
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС .
Если бы Ока еще стояла на конвейере - она бы стоила дешевле и была технологически совершеннее. Сейчас до сих пор по деревням едешь - то тут, то там Ока возле дома стоит.
Данный аппарат никак на 350 тыщ не тянет. Особенно прочитав про полиэтиленовые стекла, отсутствие замков в дверях, отсутствие печки, про стулья вместо кресел и прочие упрощения. Объективно - это 150 тыщ. Если считать, что это нишевая машина, то наладив производство подобных тот же АВТОВАЗ, то ценник упал бы раза в два точно и этот Базязь остался б с носом. З.Ы. Как можно не запирать машину??? А если бомжи там нагадят или гопники? Или дети будут играть там и все крутить и ломать? Ну бред Же!
Весь хлам в РФ х 2 Супер утилизация ! :)
В матизе ездить можно. И стоил он (пока продавался) сравнимо. Но то машина. А это пока недоразумение. С теплыми опция цена вырастет еще