"Жидкостник" был принципиально новым для мелитопольских конструкторов, ведь до того времени все Запорожцы оснащались V-образными "воздушниками". Основные работы по проектированию двигателя для переднеприводного автомобиля особо малого класса были завершены в 1979 году, а в 1982-м после проведения приёмных испытаний Государственная комиссия рекомендовала данный агрегат к серийному производству. Увы, по ряду причин серийно моторы для новой Таврии начали выпускать в Мелитополе только в 1988 году – как и саму машину в Запорожье.
Хороший двигатель с непростой судьбой
Чем же был интересен мотор первого переднеприводного автомобиля из Запорожья? Во-первых, мелитопольский агрегат отличался весьма современной конструкцией. По общему уровню МеМЗ-245 не особо уступал "вершине советского моторостроения" – двигателю ВАЗ-2108. Как и агрегат Спутника, "таврический" двигатель с целью экономии оснастили карбюратором типа "Солекс" с системой экономайзера принудительного холостого хода. Еще одна параллель – привод газораспределительного механизма ремнём, а не цепью. Зажигание – бесконтактное, с коммутатором – опять же, как на тольяттинской "восьмерке".
Относительно высокая степень сжатия (9,5) предполагала эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже 91. В общем, почувствуйте разницу с прежними мелитопольскими "воздушниками"!
МеМЗ-245 в разрезе
При этом двигатель объемом 1091 "кубиков" развивал достаточную для Таврии мощность в 53 л. с. Для сравнения: аналогичный по объему 1 100-кубовый мотор "даунсайзинговой" версии ВАЗ-21081 был на две "лошадки" слабее.
Существовала и дефорсированная версия МеМЗ-2451 со сниженной степенью сжатия (7,9). Двигатель развивал 47 л. с. и при этом мог работать на бензине А-76.
Таким образом, по энерговооруженности 1,1-литровая машинка не сильно уступала 1 300-кубовому Спутнику, но в нагруженном состоянии меньшие рабочий объем и максимальная мощность все же ощущались.
Впрочем, в сравнении с Жигулями и Москвичами динамические качества ЗАЗ-1102 не оставляли желать лучшего: "сотню" с места машинка набирала примерно за 16 секунд, а максимальная скорость достигала 145 километров в час. Была заявлена высокая экономичность Таврии с двигателем МеМЗ-245: по данным производителя, при скорости 90 км/ч расход составлял 4,6 л/100 км, а в городском цикле – 6,8л/100 км. При этом реальный расход топлива в зависимости от условий езды составлял от 6 до 8 литров на каждые сто километров пробега.
Как оказалось, при своевременном техническом обслуживании и правильных применяемых горюче-смазочных материалах двигатель способен был прослужить свыше 100 000 километров до первого ремонта – конечно, при условии, что раньше у него не вышли из строя печально знаменитые "жигулевские" маслосъемные сальники клапанов.
Двигатель оказался довольно "весёлым" – то есть он легко раскручивался до предельных оборотов (5 600 об/мин) и при этом был весьма негромким, если сравнивать его звук с грохотом прежних мелитопольских агрегатов с воздушным охлаждением.
После распада СССР Мелитопольский моторный завод начал самостоятельную работу над гаммой двигателей на базе все того же МеМЗ-245, который оставался единственным агрегатом для Таврии и её модификаций.
Уже тогда конструкторы задумали необычную линейку, открывать которую должен был... так называемый "кролик" – трехцилиндровый мотор объемом 0,9 литра. Кроме того, было решено оснастить проверенный временем двигатель Таврии системой впрыска топлива, а также освоить модификации с увеличенным до 1,3-1,4 л рабочим объемом. Уже в 1994 году были разработаны опытные образцы, которым даже были присвоены соответствующие индексы – 1,25-литровый МеМЗ-310, а также МеМЗ-315 и МеМЗ-317 объемом 1,4 литра. Интересно, что последний был задуман как 16-клапанный вариант "триста пятнадцатого" двигателя. Словом, налицо стремление украинских конструкторов следовать той же схеме (прибавка рабочего объема и количества клапанов), по которой модернизировались агрегаты "восьмого" семейства на ВАЗе.
Увы, как верно подметил второй президент современной Украины Леонид Данилович Кучма в названии своей книги, Украина – не Россия. В 1993-1994 году испытания опытных и макетных образцов перспективных двигателей нередко срывались из-за... банального отсутствия пригодного для этого топлива!
В те трудные для стран бывшего СССР времена в Мелитополе разрабатывали новые моторы в том числе и для того, чтобы увеличить экспорт, который позволял бы получить такую желанную тогда валюту. Ведь в условиях гиперинфляции, бартерных сделок, постоянного обвала курса купоно-карбованцев и остальных "прелестей" первых лет существования нового государства лишь валютная выручка могла позволить предприятию удержаться на плаву. Именно поэтому совместно с компанией Siemens была разработана система одноточечного (моно-, как его еще иногда называют) впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором на выпуске.
Мечты, мечты... На практике же завод испытывал постоянные проблемы с выпуском и обычных двигателей МеМЗ-245. К примеру, мичуринский завод в 1994 году отказал украинцам в поставке поршневых колец – пришлось выкручиваться и приобретать детали... в Болгарии.
Увы, в период с 1993 по 1997 годы дела на МеМЗе шли настолько плохо, что многие талантливые и грамотные сотрудники просто покинули его, не выдержав задержек по зарплате, воровства и брака. Качество же продукции на тот момент было настолько низким, что из двух готовых моторов того времени не всегда удавалось собрать один нормальный двигатель, пригодный для установки на товарный автомобиль.
На ЗАЗе пробовали разными способами решить наболевший "сердечный вопрос": в тот период заводчане пытались "вживить" Таврии альтернативный силовой агрегат – например, 1,3-литровый мотор ВАЗ-2108 в сборе с четырехступенчатой трансмиссией, что привело к более плотной компоновке агрегатов под капотом и заставило конструкторов убрать оттуда "запаску". Модель получила индекс ЗАЗ-1122, но в силу того, что ВАЗ поставлял силовые агрегаты в крайне ограниченных количествах, особого распространения Таврия с восьмерочным мотором так и не получила.
Еще одна попытка запорожского предприятия "уйти от МеМЗА" – четырехцилиндровый нижневальный двигатель FIAT-903 объемом 0,9 литра и мощностью 45 л. с. Модель с индексом ЗАЗ-1140 встречалась еще реже, чем версия с российским двигателем, ведь для приобретения иностранных агрегатов требовалась все та же валюта, недостаток в которой в то время так остро испытывал украинский завод...
Новое время – новые моторы
После прихода на АвтоЗАЗ корейцев и создания в марте 1998 года СП "АвтоЗАЗ-Дэу" Мелитопольский моторный завод на правах ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор" включили в состав предприятия.
Такой ход позволил не только сохранить предприятие "на плаву", но и возродить его. Ведь впервые за 11 лет с момента начала выпуска Таврии и двигателей к нему на МеМЗе освоили целое семейство агрегатов, представлявших собой дальнейшее развитие все того же "двести сорок пятого".
Корейские партнеры сумели "вдохнуть вторую жизнь" как в Таврию, так и в её силовой агрегат, выпускаемый в Мелитополе. Проверенный временем 1,1-литровый МеМЗ-245 остался в строю, но благодаря качественным комплектующим и новому ОТК он стал куда надежнее и долговечнее, не сильно уступая по моторесурсу вазовским агрегатам. По официальной информации тех лет, возврат бракованных моторов с АвтоЗАЗа уменьшился на порядок – до 0,3%, причем ранее заводчане просто мирились с откровенным браком силовых агрегатов, лишь бы не останавливать конвейер.
"Старый новый" мотор использовали на базовых версиях "улучшенной" Таврии с приставкой "NOVA", в то время как лифтбэк Славута получил новые моторы увеличенного рабочего объема, которые затем "по наследству" перешли и Таврии. К слову, примерно так же в своё время все происходило на ВАЗе: наиболее престижный седан модели 21099 изначально оснащался только самым мощным полуторалитровым двигателем.
Использовав наработки начала девяностых годов, при технической и финансовой поддержке корейских партнеров в Мелитополе наконец-то начали выпускать двигатели увеличенного литража и мощности.
Применив новую поршневую группу и коленчатый вал с увеличенным с 67 мм до 73,5 мм ходом, рабочий объем удалось "малой кровью" поднять до 1,2 литра. Этот агрегат под индексом МеМЗ-2457 с классической системой питания (карбюратор) мощностью 58 л. с. в начале двухтысячных годов стал базовой модификацией мотора для Славуты.
Интересно, что стандартный "тавромотор" объемом 1,1 литра с индексом МеМЗ-245 путем замены поршневой группы и коленчатого вала можно запросто превратить в 1,2-литровый, причем такая модернизация никак не скажется на ресурсе, ведь все используемые при этом детали – заводские! На практике немало украинских автомобилистов при капитальном ремонте двигателя добавляли ему немного "кубиков" и "лошадок" таким простым и довольно бюджетным способом.
В 2001 году на МеМЗе начали выпуск 1,3-литрового двигателя МеМЗ-301/3011. Прирост в очередные 100 "кубиков" рабочего объема достигнут увеличением диаметра поршней с 72 до 75 мм. Двигатель конструктивно несколько отличается от прежних моторов МеМЗ семейства 245: блок двигателя с индексом 301-1002013 с более толстыми стенками вследствие увеличения диаметра поршневой группы лишили каналов охлаждения между каждой парой цилиндров (1-2 и 3-4). Также мотор отличался от менее объемных собратьев распределительным валом с более широкими фазами газораспределения для лучшего наполнения цилиндров.
Такой 1,3-литровый двигатель был рассчитан на установку не только в машины "таврического" семейства, но и в... кузов Daewoo Lanos. "Бюджетная" модификация сочетала в себе "кузов от иномарки" с украинским силовым агрегатом, что благоприятно сказалось на цене. Неслучайно Л-1300, впоследствии получивший собственное имя "Сенс", стал весьма популярным украинским автомобилем, который смог отнять немало покупателей у вазовской продукции.
Разумеется, на МеМЗе при сотрудничестве с Димитровградским автоагрегатным заводом (ДААЗ, Россия) активно работали над внедрением более современной и прогрессивной системы питания – распределённого впрыска, ведь без него вписаться даже в минимальные нормы токсичности выхлопа Евро-2 было невозможно.
На "инжектор" перевели как 1,2-литровую модификацию, так и "301-й" двигатель. МеМЗ-2477 объемом 1,2 л с максимальной мощностью 63 л. с. является производной от карбюраторной версии с индексом 2457. Этот мотор получился наиболее экономичным из всего семейства при движении с равномерной скоростью по трассе.
После установки распределённого впрыска силовые агрегаты объемом 1,3 литра МеМЗ-307/3071 выдавали 70 лошадиных сил. Сенс с таким мотором обладал энерговооруженностью на уровне популярных впрысковых ВАЗов, а более легкие Славута и Таврия в городском потоке становились настоящими "зажигалками". Правда, ситуацию немного омрачала невнятно работающая трансмиссия.
Наконец, вершиной линейки мелитопольских моторов для переднеприводных ЗАЗов стал МеМЗ-317. Агрегату "по наследству" достался индекс от перспективного 16-клапанника, который так и не стал серийным. Как нетрудно догадаться, двигатель прибавил еще 100 "кубиков" рабочего объема – не столько для храбрости, сколько для прибавки в подкапотный "табун" очередных 7 "лошадок". Таким образом, максимальная мощность 317-го составляла 77 л. с. – вполне приличная цифра даже для четырехдверных "Сенсо-Ланосов".
После введения в 2006 году в Украине норм Евро-2 карбюраторные версии окончательно стали достоянием истории. Поэтому 1,1-литровый мотор МеМЗ-245, выпускаемый для автомобилей, распространяемых по социальной программе (для инвалидов) также перевели на систему распределенного впрыска топлива. Модификация получила индекс 2471 и выпускалась малыми партиями – исходя из количества выпускаемых в Запорожье "инвалидных" Таврий.
Моторное производство в Мелитополе
В середине двухтысячных годов мелитопольское "сердце" вживили и... малышке-Оке. Машину с дефорсированным до 49 л. с. 1,1-литровым двигателем МеМЗ производила в Набережных Челнах компания "Астро-Кар". "Октавр" с официальным индексом Астро 11301 стал заметно мощнее обычной Оки, но многих потенциальных владельцев смущал вопрос запасных частей – моторчик-то, почитай, давно не отечественный! Впрочем, судьба «Октавра» оказалась печально-недолгой.
Трехдверная Таврия Нова с 1,2- и 1,3-литровыми силовыми агрегатами "на инжекторе" выпускалась до середины 2007 года, а Славуту сняли с производства в 2011-м. Таким образом, автомобили "таврического" семейства с моторами на базе МеМЗ-245 выпускались 23 года, став самыми выдающимися долгожителями среди всех автомобилей, когда-либо производимых в Запорожье.
Мелитопольские моторы остались востребованными вплоть до 2014-года, когда объемы производства Сенсов и Ланосов-1,4 резко снизились. Фактически уже к 2015 году производство автомобилей в Запорожье практически полностью прекратилось, что не преминуло сказаться и на выпуске силовых агрегатов в Мелитополе. Увы, нынешняя ситуация в стране не предполагает возрождения ни Таврии, ни моторного производства. Хотя... время покажет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться