Малолитражка из ЧССР
Мы уже рассказывали, как в 1920-е годы в СССР исправно несли службу медицинские лимузины Mercedes. После окончания их закупок три десятилетия советских медиков исправно снабжали транспортом отечественные автозаводы. Но к концу 1950-х в этом вопросе сложилась непростая ситуация. Самая массовая модель «скорой помощи», фургон ПАЗ-653 на грузовом шасси ГАЗ-51, устарел и требовал замены. В провинции ещё работали древние машины – кузов довоенного ГАЗ-55, переставленный на шасси «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска. Автомобилей ЗИМ ГАЗ-12 не хватало, и они годились только для больших городов. Отечественные «скорые» нового поколения – УАЗ-450А, ГАЗ-22Б, РАФ-977 на тот момент ещё не выпускались.
На помощь пришли коллеги из социалистической Чехословакии, страны с давними традициями автомобилестроения. В 1957 году в СССР начался импорт первой с 1920-х годов массовой медицинской иномарки, универсала Skoda 1201 Sanitka. Это был легковой автомобиль, значительно более компактный и экономичный, чем ЗИМ, но с более удобным для медиков кузовом.
Конструкция семейства Skoda 1201 содержала ряд феноменальных технических решений. По габаритам медицинский универсал близок к «Победе» М20. При этом машина была малолитражной – рабочий объём четырёхцилиндрового двигателя 1,2 л, как у «Москвича-402», а мощность 45 л.с., как у следующей модели, «Москвича-407».
Кузов медицинской модификации был оригинальный. От гражданского универсала он отличался удлинённым задним свесом, двумя дополнительными окнами на боковинах. Если у грузопассажирской Skoda торцевая багажная дверь открывалась вбок, то у «Санитки» она откидывалась целиком на нижних петлях, как борт грузовика, и по её тыльной стороне прокладывались направляющие рельсы для закатывания и выкатывания носилок на колёсиках.
Фирма Skoda предлагала большой выбор кузовов модели 1201: седан, универсал, фургон, медицинский универсал, пикап, даже штучно изготовленные спортивные родстеры. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, удачно выбранной силовой схемой автомобиля. Советские легковушки «Москвич» и ГАЗ оснащались несущими кузовами. Делать их разные модификации на главном конвейере было очень сложно. А у «Шкоды» по-старинке оставалась рама, причём хребтовая, в виде мощной трубы, связывающей силовой агрегат с задней подвеской. С одной стороны, она не утяжеляла автомобиль, как лонжеронная рама лестничного типа, с другой, на неё можно было безболезненно для производства монтировать разные кузова.
Во-вторых, концерн Skoda не выпускал все модификации на одном заводе. На головном предприятии в Млада-Болеславе строили только шасси и один тип кузова. Остальные специальные кузова делали и устанавливали на раму на других заводах в Врхлаби, Квасинах, Трнаве. Уникальная особенность грузопассажирских и медицинских универсалов Skoda – несимметричный кузов. В левом борту была одна дверь, в правом – две.
Ещё одной изюминкой чехословацкой машины можно считать независимую подвеску всех колёс на одной поперечной рессоре спереди и одной сзади, которая вместе с большими 16-дюймовыми колёсами обеспечивала неплохую проходимость и плавность хода на плохих дорогах.
С 1961 года концерн выпускал новую модель Skoda 1202. Универсал, фургон и Sanitka теперь выпускались в унифицированных кузовах, по-прежнему несимметричных. Габариты увеличились почти до размеров «Волги» ГАЗ-22, но двигатель оставался малолитражным, только форсированным до 51 л.с. Если Skoda 1201 поставлялась в СССР в трёх вариантах — обычный универсал, медицинский и фургон — то модель 1202 была только в виде санитарного автомобиля.
Пик продаж легковых «Шкод» в СССР пришёлся на 1959 и 1960 годы, когда было закуплено по 3 тысячи экземпляров. Далее до 1966 года закупалось по 1,5 тысячи машин в год. Всего же в нашу страну ввезли около 15 тысяч чехословацких малолитражек всех модификаций.
Кабинет на трёх мостах
Другой распространённый в СССР медицинский автомобиль из Чехословакии – передвижной флюорографический кабинет на трехосном шасси внедорожного грузовика Praga V3S. Это тоже был очень необычный автомобиль.
Из привычного – только рама-«лесенка» и обычная рессорная подвеска. Дальше начинались чудеса. V-образный шестицилиндровый дизель Tatra отличался воздушным охлаждением, он представлял собой «половинку» 12-цилиндрового дизеля тяжёлого самосвала. Спереди двигатель частично прикрывал необычно короткий капот, частично сзади – кабина. Для обслуживания в кабине снимался кожух, для серьёзного ремонта кабина откидывалась, как у бескапотных машин. Двери открывались против хода. Шасси было полноприводное 6х6, мосты с бортовыми редукторами увеличивали дорожный просвет, а сзади стояли двускатные шины.
Семейство Praga V3S выпускали долго – с 1953-го до 1984-го, а после рестайлинга – до 1990-х. Среди надстроек разного назначения, применявшихся на этом шасси, выделялся цельнометаллический фургон, намного более изящный, чем советские КУНГи и спецкузова. В него монтировали разное оборудование: пожарное, специальное военное. Один из вариантов – флюорографический – нашёл распространение в СССР. Несмотря на полный привод, эти машины работали в Москве и больших городах, где встречались чаще аналогичных кабинетов Луганского автосборочного завода на шасси ГАЗ-66.
В советское время к проходной предприятий или учебных заведений раз в год в рабочий день подгоняли «коротконосый» фургон с голубой кабиной и красным крестиком на желтом кузове. Всех работающих или учащихся администрация в обязательном порядке отправляла на флюорографический осмотр. В фургон заходили по одному человеку, поднимаясь по откидной лесенке. Внутри за столом сидел врач, а в углу находилась выгороженная комната с «просвечивающим» аппаратом.
Точные данные о годах поставок и количестве завезённых в СССР экземпляров пока найти не удалось, но появились «Праги» ещё в 1970-х, и в силу небольшого пробега шасси, служили долго, до развала Советского Союза.
Возвращение «Мерседеса»
Автомобили знаменитой марки из Штутгарта вернулись в московскую «скорую» ровно через полвека после первых поставок 1920-х годов. В 1973 году концерн Daimler Benz открыл своё представительство в СССР, в честь чего в Москве в парке Сокольники прошла масштабная выставка автомобилей разных типов и разного назначения. Тогда советским специалистам и обычным зрителям впервые показали медицинский автобус Mercedes-Benz L408D, оборудованный немецкой компанией Binz.
В основе лежал развозной фургон вагонной компоновки семейства Т2, которое выпускалось с 1966 года. В высоком просторном кузове размещалось оборудование для оказания экстренной помощи, а медики могли работать с больным, стоя в полный рост. В 1970-х годах несколько таких машин, а также модернизированных L409D, было закуплено советской стороной.
В Москве новые «Мерседесы» обслуживали некоторые ведомственные клиники, например Центральную больницу Академии наук. Но, как минимум, одна машина служила в Институте скорой помощи имени Склифосовского, перевозя простых москвичей. Эти автомобили обогатили русский язык новым словом «реанимобиль», которое было написано у них на световом приборе, расположенном над ветровым стеклом, там, где у автобусов устанавливают указатель маршрута.
Перед Московской Олимпиадой 1980 года в больнице Академии наук появился другой Mercedes-Benz, тоже изготовленный фирмой Binz, фургон на удлинённой базе легкового автомобиля серии W123. Он был значительно дороже, чем автобус серии Т2, так как вместо стандартного кузова фургона у него был полностью оригинальный, к тому же на доработанном шасси. «Мерседесы» обоих типов работали в течение всех 1980-х годов, и опыт их эксплуатации лёг в основу создания реанимобиля на отечественной базе Tamro-РАФ.
Настоящей сенсацией стал другой реанимобиль, подаренный в 1988 году одной из западногерманских благотворительных организаций московской детской больнице им. Филатова («Филатовской больнице»). В относительно небольшом по меркам медицинского автомобиля кузове универсала Audi 100 Avant выпускавшейся тогда серии C3 находилось специальное устройство для перевозки недоношенных новорожденных детей и поддержания в пути их жизнедеятельности.
К сожалению, удобная скоростная машина ярко-красного цвета в Москве осталась в одном экземпляре, на исходе 1980-х возникли трудности с её фирменным обслуживанием и запчастями, но спасти немало детских жизней она помогла.
Первые не советские
В завершение расскажем о «Мерседесах», пришедших на смену РАФам в первые постсоветские годы и тоже уже ставших историей. В 1993 году, пользуясь новыми экономическими возможностями, «Мосавтосантранс» приобрёл в Германии первую партию медицинских автомобилей Mercedes-Benz на базе лёгкого фургона серии Т1 модели L310 с длинной базой и высокой крышей, оборудованных уже проверенной фирмой Binz. На светло-бежевых «Мерседесах» работали специализированнные бригады «скорой».
В следующем 1994 году, исходя из удачного опыта, «Мосавтосантранс» заказал в Германии партию из 70 машин для обычных бригад у тех же партнёров. Однако на этот раз злую шутку сыграла экономия денег. Белые «Мерседесы» с короткой базой и низкой крышей того же семейства Т1 модели 210 пришли в минимальной комплектации, только с носилками и этажеркой у левого борта. У них не было даже подножек! Медики посчитали оснащение таких «скорых» недопустимо «бедным» даже в сравнении с РАФом, и машины пришлось доукомплектовывать на ремонтной базе в Туле.
Но агрегатная база Mercedes-Benz не могла не показать себя с лучшей стороны, и автомобили из закупок 1990-х продержались на службе у московских медиков около 15 лет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Т1 я раньше видел не один раз.