Миф о нулевом расходе: что правильнее, езда накатом на нейтралке или торможение двигателем

Некоторые водители искренне радуются, когда при движении накатом при включенной передаче видят нулевой расход топлива на бортовом компьютере. Правда, некоторые начинают сомневаться, возможна ли такая ситуация на самом деле: на затяжном спуске тахометр показывает три тысячи оборотов, а расход всё равно нулевой. Неужели правда? «Такого не может быть!» – решает водитель, переключается на нейтральную передачу и катится дальше на холостых оборотах, расход на которых точно минимальный. Но не нулевой. Что же происходит на самом деле и когда расход получается меньше? И как ездить правильнее во всех смыслах?

А дымок идёт?

По нашей старой доброй традиции технический материал начнём с минутки теории. Сегодня придётся в общих чертах вспомнить, как работает моментная модель управления двигателем. Воздействием на педаль газа водитель формирует запрос крутящего момента в текущий момент времени. Очень важно, что не нажатием, а именно воздействием: ЭБУ внимательно следит не только за тем, на сколько миллиметров водитель продавил педаль, но и за тем, не отпустил ли он её и как быстро он всё это делает. И второе – в какой именно момент.

Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, приведу два примера. Если ЭБУ видит, что водитель не слишком быстро отпустил газ при движении на достаточно высокой скорости с достаточно высоким в текущее время запросом крутящего момента, он делает вывод, что машина выехала на трассу, закончила разгон и теперь будет и дальше ехать быстро и равномерно. В этом случае блок управления решит, что пора перейти в круизный режим: включить самую высокую передачу в АКП для экономии топлива и поддерживать скорость максимально деликатно, чуть изменяя угол открытия дроссельной заслонки, время впрыска топлива, давление наддува и используя прочие доступные способы. Главное, чтобы всё было экономично, потому что в экономичности заключается суть круизного режима в ПО блока управления. Это первый пример. Теперь представьте всё то же самое, только водитель не убрал ногу с педали газа, а резко эту педаль бросил. Некоторые автомобили в этот момент думают, что сейчас может последовать торможение, и заранее активируют совсем другую программу – торможение двигателем. В этом случае они резко сокращают топливоподачу, а в некоторых случаях даже заставляют АКП перейти на одну-две передачи вниз. Какой вывод из этого нужно сделать? 

Фото: 06photo, depositphotos.com

Вывод будет следующим: ЭБУ по соотношению запроса момента и текущих условий движения в каждый конкретный период  времени использует тот или иной предустановленный режим. Торможение двигателем – один из таких режимов, и как раз он используется при движении накатом в тот момент, когда бортовой компьютер способен показывать нулевой расход бензина. При движении на нейтральной передаче активен режим холостого хода, который отличается от режима торможения двигателем, и БК нулевой расход в этом случае не показывает. Означает ли это, что при торможении двигателем машина более экономична?

Жаль, что у водителя нет возможности выйти во время передвижения на улицу и посмотреть, не идёт ли из выхлопной трубы дымок. Если бы он смог это сделать, никаких сомнений у него не осталось бы: при движении накатом на передаче нулевой топливоподачи нет – мотор всё равно работает и жжёт бензин. Но почему тогда БК показывает нолик?

На самом деле в режиме торможения двигателем параметры топливоподачи близки к её параметрам на холостом ходу. В некоторых автомобилях в пересечении двух режимов есть так много общего, что при торможении двигателем БК переключает единицы отображения моментального расхода топлива из l/100km на l/h – в литры в час вместо литров на сто километров. И показатели в l/h на холостом ходу и при движении накатом будут очень близкими. Кстати, часто можно встретить и обратную картину: если разогнаться и переключиться на нейтральную передачу, моментальный расход в литрах на сто километров будет тоже отображаться нулевым. Но фактически нулевым он не будет ни в одном из этих случаев.

Фото: welcomia, depositphotos.com

На самом деле фактический расход будет колебаться приблизительно в диапазоне 0,5-0,9 литра в час в зависимости от конструкции мотора и потребления периферийных устройств в виде кондиционера, музыки, подогревов, вакуумного насоса и прочих устройств, для работы которых требуется хотя бы какая-то энергия. Напомню, что в моментной модели управления двигателем часть крутящего момента в абсолютных (то есть в ньютон-метрах) или относительных (в процентах от максимального) значениях всегда зарезервирована на обеспечение работы периферийных устройств. Водитель своим запросом крутящего момента с помощью педали газа этот резерв задействовать не может – для него этих ньютон-метров просто не существует. И хотя какого-то расхода топлива обеспечение этого резерва требует в любом случае, бортовой компьютер считает, что он так незначителен, что водителю его можно не показывать – пусть видит изредка нолик и радуется тому, что кондиционер дует ему в лицо холодом совершенно бесплатно.

Итак, коротко резюмируем: в режиме торможения двигателем нулевого расхода не бывает. Фактически он всегда есть, причём близок к расходу на холостых оборотах.

Фото: foto200, depositphotos.com

На нейтралке или на передаче?

Как-то заметно сэкономить, переключаясь на нейтральную передачу или, наоборот, замедляясь с помощью двигателя, не получится в любом случае. Так что отбросим вопрос экономии в сторону и перейдём к другому аспекту – безопасности.

Движение на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением – это езда на неуправляемом автомобиле. Многие забывают, что газ так же необходим для управления автомобилем, как и руль, а на нейтралке этого органа управления просто нет. И это опасно. В случае с заднеприводным автомобилем торможение двигателем позволяет избежать заноса задней оси или помогает выйти из него, если он только начался, а для этого нужно обязательно ехать с включенной передачей. На переднем приводе выход из заноса всегда сопровождается добавлением газа, и само собой, без включенной передачи это тоже не работает. 

На затяжных спусках торможение двигателем позволяет избежать перегрева тормозных колодок и дисков, а если тормозная жидкость слишком старая – то и её закипания. Катиться на спуске в горах на нейтралке и удерживать машину только тормозами – это, мягко говоря, рискованно. И не надо думать, что если тормоза держат хорошо, то они позволят доехать до конца спуска со стопроцентной гарантией. Это не так, и если их хорошо перегреть, пропадают они моментально. Привычка катиться под горку на нейтралке относится ко вредным привычкам, от которых нужно избавляться.

Фото: azgek1978, depositphotos.com

Хотя в режиме торможения двигателем фактический расход топлива не нулевой, не надо думать, что на трёх тысячах оборотов коленвала мотор каким-то чудом будет всасывать в себя больше бензина, чем если бы работал на нейтралке – он на такие вещи не способен конструктивно. Поэтому при приблизительно равном фактическом расходе топлива при езде накатом на нейтралке и торможении двигателем на передаче всегда нужно выбирать второе: в первую очередь это вопрос безопасности, а не экономии топлива.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
9 комментариев
25.10.2024 08:59
Papirus

Эту статью надо повесить в рамке на дверях всех автошкол, которые учат во всех ситуациях только давить на тормоз и выключать передачу при первой возможности. Мало кто доходит до курсов контраварийной подготовки (или хотя бы гуглит пособия Эрнеста Цыганкова), где за нейтралку руки отрывают…

1

28.10.2024 03:41
Biggi_2006

Вот кстати как раз в автошколах учат докатывать или на выжатом сцеплении или тормозить двигателем. Докатываться на нейтралке в автошколах не учат.


25.10.2024 15:40
Igor Tachka

В общем это безграмотная статья , как и многие подобные. Тут много отсебятины, и ложных утверждений .


28.10.2024 03:34
Biggi_2006

Достаточно разок проехать накатом на нейтралке например на груженом тонной кирпича карбюраторном УАЗе..чтоб такое желание пропало на всю оставшуюся жизнь..
Начинается с того, что после выключения передачи, и при резком сбросе нагрузки и разобщении с колесами глохнет мотор, сразу же перестает работать ВУТ исчезают тормоза, особенно если на момент выключения мотора слегка подттормаживал, передачу назад воткнуть невозможно, ибо с синхронизацией на тяжелых машинах не очень хорошо.. особенно с коробками-недосинхрами.. Если есть ГУР - перестает работать и он.. и вот ваш снаряд летит в задницу впереди стоящей на светофоре машины..достаточно дорогой... педаль тормоза стоит колом и даже попытки ее прожать тормозят ну очень вяло.. от ручника толку тоже 0.. впрочем можно попытаться его оторвать..
Воображение очень быстро и услужливо рисует картинку попадалова, до которого еще 1,5-2 секунды, но за этот промежуток времени, успеваешь посчитать, что ОСАГО не покроет и 15% ущерба.. что можно будет по быстрому переписать, пока суд да дело.. кое как отчаянно выворачиваешь руль и притираешь машину к правому бордюру и сугробу, в который она влетает подняв тучи снежной пыли и развернувшись поперек дороги.. потом качаясь на двух колесах думая, кувырнуться или нет.. потом нехотя встает на все колеса, застыв в 50 см от впередистоящего Лексуса..

Конечно со временем понимаешь, что в такой ситуации, необходимо уперевшись в спинку сидения со всей дури 2-3 раза надавить на тормоз, да и переходную систему карбюратора настроить получше.. можно было включить еще и стартер .. но это приходит уже потом.. задним умом крепки все.. А так, движение накатом на карбюраторных машинах действительно противопоказано.. возможно современная традиция проистекает именно из тех времен..

1

28.10.2024 14:47
Crazy Driver

На счет движения накатом конечно истина, хотя и далеко не для всех авто. А вот про расход конкретно насвистел. Автор видимо не в курсе, что и кондей и генератор работают от вращения ДВС, соответственно при торможении двигателем подливать горючее в цилиндры ЭБУ нет ни какого смысла. По этому и расход показывает нулевой, а не потому что электроника вдруг решила округлить значения. Тем более что расход 0,9 л/ч не такой уж и маленький для округления.


29.10.2024 10:15
Евгений Шабалин

Статья - бред человека, ни разу не водившего машину и прогуливавшего школу. Автору советую погуглить "принудительный холостой ход", а редакции - вычитывать материалы на соответствие физике (8 класс). При отпускании педали газа и достаточных оборотах (больше ~ 1300) подача топлива полностью прекращается (расход равен нулю), а кондиционер и прочие потребители работают за счёт кинетической энергии движущегося автомобиля, при этом он интенсивно замедляется, это называется "торможение двигателем". При уменьшении оборотов подача топлива возобновляется, любой адекватный водитель чувствует этот момент, на экране БК появляется расход.


29.10.2024 16:53
Михаил

Сложно рассуждать, как работают ЭБУ современных машин в режиме торможения двигателем, на поздних карбюраторных двигателях устанавливали систему ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) пневматическую (ОЗОН) или электромеханическую (СОЛЕКС), которая ПОЛНОСТЬЮ перекрывала подачу топлива при отпускании педали газа и включенной передаче. Хотя, возможно, и был обходной калиброванный канал, по которому небольшое количество топлива подавалось в первичную камеру (надо уточнить).
И еще один момент - отсутствие подачи топлива при торможении двигателем не должно повлиять на электропотребление, т.к. генератор продолжит работать и аккумулятор ему в помощь...


02.11.2024 08:40
Apathy Zen

Езда накатом на нейтрали - основа основ у хайпермайлеров (тех, кто снижением расхода топлива ради спортивного интереса занимается), и является фичёй в некоторых машинах с АКПП, особенно в Европе


03.11.2024 19:06
lmxm@mail.ru

При движении накатом с включенной передачей, топливо не будет поступать в цилиндры ДВС до, примерно 1200-1300 об/мин. Таким образом, разогнавшись и включив передачу, убрав ногу с педали, Вы будете ЭКОНОМИТЬ до зоны холостых оборотов! Кажется - это давно известная истина...

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings