В статье мы будем развенчивать мифы, а если Вам, дорогой читатель, статья понравится, напишем про легенды. Про то, что когда-то было актуальным или актуально до сих пор. Обращаем внимание, что под аббревиатурой «АКПП» мы имеем ввиду автоматическую коробку с гидротрансформатором и планетарными передачами, она же — гидромеханическая, то есть «классическая» АКПП.
Мы, пожалуй, не будем останавливаться подробно на устройстве типичной АКПП, благо совсем недавно писал исчерпывающую статью о гидротрансформаторе и чуть ранее – о проблемах электрики.
Миф 1. Масляное голодание
Почему-то распространено мнение, что масляный насос АКПП приводится в действие от турбины (выхода) гидротрансформатора. На самом деле, привод насоса соединен с корпусом гидространсформатора, то есть, фактически, с маховиком двигателя, поэтому насос будет нагнетать давление в систему сразу после того, как мотор начинает вращаться, и масло будет прокачиваться в системе при любом режиме работы коробки. Поэтому масляного голодания в исправной коробке не бывает ни в каких режимах.
Миф 2. Ужасная N
Наверное, назначение нейтральной передачи АКПП и вред от ее использования — второй по обсуждению вопрос на форумах после прогрева АКПП и использования стояночного тормоза. Мнения разделяются от «Всегда включать нейтраль при остановке» до «Нейтральная передача нужна только для буксировки автомобиля и ее включение приведет к масляному голоданию». К сожалению, миф о вредности госпожи N становится все более популярным. Думаю, ноги его растут из мифа 1. В реальности нейтраль — достаточно полезная штуковина. Неспроста селектор АКПП позволяет переключать режимы D и N без нажатия блокировочной кнопки.Миф 3. Прогрев АКПП
Точнее, способ прогрева. Что делать? Поочередно многократно переключать селектор в положения R и D или перебирать все положения? Исходя из сказанного про нейтральную передачу, самый быстрый способ прогреть масло в АКПП — включить режимы D или R и нажать на тормоз, чтобы гидротрансформатор размешал масло побыстрее, то есть вся энергия мотора ушла в тепло. Ни в коем случае не нажимайте одновременно газ и тормоз! Да, коробка и двигатель прогреются моментально, но если передержать, то можно перегреть масло. А если АКПП еще и немолодая и порядком изношенная, то может случиться пробуксовка с последующей гибелью фрикционов.Миф 4. Автомобиль с АКПП не тормозит двигателем
Это было очень давно. Тогда гидротрансформатор не имел блокировки. Все современные коробки, даже те, что без электронного управления, имеют режим блокировки гидротрансформатора. В этом режиме ротор и статор «бублика» жестко соединены между собой через фрикционное сцепление, и момент от двигателя передается на планетарную передачу коробки минуя гидравлическую передачу. Это позволяет существенно увеличить КПД трансмиссии. Точно так же при опускании педали газа момент от колес передастся двигателю.Миф 5. Классические АКПП скоро не будут производиться.
Да, сейчас существует огромное количество решений автоматизировать выбор нужного передаточного числа трансмиссии. Но классическая АКПП, которую еще называют гидротрансформаторной — это золотая середина. Она не уступает в способности передавать огромный крутящий момент механической КПП, так же, как и роботизированная коробка с двумя сцеплениями, выполняет переключения без разрыва потока мощности, но не только между соседними передаточными числами, а позволяет выбрать передачу в произвольном порядке.Шестидиапазонной АКПП уже никого не удивить, а на автомобили высокого класса во всю устанавливают 7-, 8-, и даже 9-ступенчатые «автоматы». Такие коробки не уступают вариатору в задаче поддержания оптимальных режимов двигателя, и очень надежны. Рано списывать старушку со счетов. За многолетнюю историю устройство АКПП доведено практически до совершенства. Но в ближайшем будущем гидротрансформаторную АКПП ждет серьезное изменение. Она лишится... гидротрансформатора! В многодиапазонных коробках он не нужен. Ведь фрикционы, задающие режим работы планетарных передач — это не что иное, как многодисковое сцепление в масляной ванне. Современные электронные блоки управления с филигранной точностью могут управлять давлением поршня, а, значит, очень плавно переключать передаточные числа без разрыва потока мощности, причем переход может осуществляться на любую передачу с любой. Такого себе не может позволить даже «робот» с двумя сцеплениями. Похудевшая на «бублик», многодиапазонная, с КПД, сравнимым с «механикой», АКПП ближайшего будущего не должна сдать своих позиций.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015. Лучшие работы читайте здесь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
И почему это ДСГ не может обойтись без сцепления (теоретически)? Если и сейчас при определенном опыте в МКПП можно менять передачи и без сцепления (настоятельно рекомендую не пробовать).
А вообще все верно кроме 5го мифа. Уходят они из массового сегмента в нишу автомобилей с огромным крутящим моментом.
потому что гидротрансформатор глушит переходные моменты и там передачи не жестко переключаются !!!
передачи в планетарной коробке переключаются плавно за счет плавности включения самого фрикциона, ГДТ тут вообще не при делах
ну я бы поспорил, как минимум, за нейтраль, и о прогреве пару строк можно добавить, важных
Мифы возникали на почве некачественного обслуживания и ремонта АКПП. В связи с развитием профильных сервисов, подобные заблуждения канули в лету.
Отличная статья,написано очень грамотно.Браво...
Офигительная статья...Автору спасибо. Грамотно и доходчиво.
А теперь пусть расскажет о мозгах АКПП и как они адаптируются к типу вождения...и как влияет на такие АКПП переход из нейтрали в драйв и тапок в пол....
Отличная статья! С большим интересом прочитал :) спасибо!
Отличная статья! С большим интересом прочитал :) спасибо!
Ну тупари !!! не ездить накатом по безопасности !!! совсем тупорылые !!! каждым сам разберется в своей безопасности !!! нам нужны технические свойства
Статья шикарна. Все подробно и по делу. Люблю вот на такие ресурсы заглядывать, много полезного для себя подчеркиваешь. Но не стоит забывать и про форумы https://info-akpp.ru, на которых так же есть специалисты, готовые оперативно помочь в любой сложившейся ситуации, хоть и удаленно. Пусть не всегда помочь, но подсказать уж точно.
Согласен с id437914745, только без "тупарей" (опытом делиться надо без оскорблений). Автору не стоило к одному мифу другие добавлять. "Последний момент: не стоит ехать накатом без включенной передачи, но не из-за пресловутого масляного голодания – его-то как раз не будет. Просто по соображениям безопасности – не успеете среагировать на внезапно возникшее препятствие".
Задание автору для следующей статьи, чтобы победить в Конкурсе авторов. По пунктам расписать, что происходит при снятии машины с паркинга, ответив на вопросы: 1) зачем нажимать тормоз; 2) зачем нажимать кнопку на рычаге; По пунктам расписать, что происходит в трансмиссии при остановке автомобиля педалью тормоза на "D" или на "R", ответив на вопросы: 1) как сцепление (или что там в АКПП?) узнает, что пора разъединить двигатель с колесами; 2) какие выключатели, датчики или клапаны в коробке или на колесах при этом задействуются; 3) какие кнопки включает и выключает конкретно педаль тормоза (кроме включателя стоп-сигналов); По пунктам расписать, что происходит в трансмиссии при остановке ручником, ответив на вопросы: 1) как сцепление (или что там в АКПП?) узнает, что пора разъединить двигатель с колесами; 2) какие выключатели, датчики или клапаны в коробке или на колесах при этом задействуются; 3) какие кнопки включает и выключает конкретно рычаг ручника; По пунктам расписать, есть ли принципиальная разница для "мозгов" коробки или "мозгов" двигателя в том, каким образом происходит остановка машины: 1) от нажатия педали тормоза; 2) от затягивания ручника; 3) из-за препятствия (движок не тянет на подъем или при упоре в камень на режимах "D" или "R"); 4) по-разному ли ведет себя трансмиссия в зависимости от способа или причины остановки;
А при буксировке, когда вращается планетарная часть и "начинка" гидротрансформатора, а мотор стоит - маслонасос как раз не крутится.