К: Удовлетворены ли вы итогами по продажам MINI в России в 2015 году? Удалось ли выполнить намеченные плановые показатели?
В.М.: Да, нам все удалось в полной мере. Мы знали, что рынок MINI был и остается нишевым. Сейчас мы продаем примерно 120 автомобилей в месяц, и это та самая ниша, которую мы занимаем. У нас очень лояльные клиенты, а с выводом новых, более дорогих моделей мы смогли получить долю интереса повзрослевшей части нашей аудитории.
Особенно удачно прошел вывод моделей JCW. План по этим мощным и дорогим версиям полностью выполнен, хотя вроде бы рынок падает, как и доходы и покупательная способность населения. Но эти машины мы продали именно в том объеме, в котором и хотели. Точные цифры не назову, это внутренняя информация. Но могу сказать, что всего мы продали в 2015 году 1 350 автомобилей.
К: Каковы итоги 2015 года в плане развития дилерской сети? Открывались ли новые салоны, пришлось ли закрыть какие-то из существовавших, удалось ли охватить новые регионы?
В.М.: Задач по расширению географии дилерской сети на прошлый год не ставили. Мы сохранили все наши дилерские центры, которые остались в том же самом объеме, что и в позапрошлом году. Чаще всего они принадлежат компаниям, у которых есть дилерские центры BMW, и марка MINI является дополнительной и важной составляющей частью нашего концерна.
К: Какие из моделей MINI пользуются в России наибольшим спросом?
В.М.: У марки MINI есть стратегия, которая смотрит далеко вперед. Мы отказались от многих моделей, и сейчас сфокусировались на классическом MINI-хэтчбеке, Countryman, Clubman, Paceman и кабриолете MINI. Вот на этих пяти моделях и будем сосредотачиваться, и это касается не только России, но и глобальной стратегии марки в мире в целом.
Что касается российского рынка, то здесь мы всегда хорошо продавали MINI Countryman, на который, по понятным причинам, приходится 50-60 % всех наших продаж. Это было важно, и мы делаем ставку на продажу именно MINI в варианте кроссовера. Когда вышел новый классический хэтчбек MINI, он, конечно же, в силу новизны несколько оттянул на себя внимание, и доля Countryman несколько уменьшилась. Но, по прогнозам, в ближайшее время структура спроса на наши модели радикально не изменится.
К: Кто больше покупает автомобили MINI – мужчины или женщины? Существуют ли гендерные предпочтения по отдельным моделям?
В.М.: В России ответить на этот вопрос довольно сложно, потому что нередко тот, кто покупает автомобиль, и тот, кто на нем ездит – это не один и тот же человек. Но можно отметить вот что: у нас есть клуб любителей марки MINI People, и если посмотреть на его состав, то девушек там немного больше, хотя огромной разницы все же нет. Соотношение составляет примерно 60 на 40 % в пользу женщин. Для модели Countryman соотношение составляет уже 50/50. А вот на мощных моделях JCW, где раньше было оснащение только механической КПП, ездили в основном мужчины. Когда мы начали ставить на эти машины спортивный «автомат», женщин стало заметно больше, но все равно как минимум 60 % владельцев «заряженных» MINI составляют мужчины.
MINI Cooper Clubman
К: Какую долю в общих продажах составляют версии с мощными моторами, Cooper S и John Cooper Works?
В.М.: Если взять Cooper S и JCW, а MINI Cooper уже не брать, то такие автомобили составляют порядка 40 % продаж. Ведь разница в цене Cooper и Cooper S получается не такая уж существенная, с учетом нишевости модели в целом. Но если человек хочет эмоции, которые можно ждать от автомобилей MINI, то в полном объеме он может их получить именно от Cooper S и более мощных вариантов, хотя JCW, конечно, стоят уже существенно дороже.
К: Какие прогнозы на продажу в России нового MINI Clubman? Каков, по вашему мнению, будет портрет покупателя этой модели, и будет ли он отличаться от обобщенного портрета поклонника марки?
В.М.: Мы никогда не озвучиваем наши прогнозы. На предыдущую версию Clubman приходилась существенная доля продаж, но, в связи с сокращением модельного ряда с семи до пяти вариантов, доля Clubman обязательно вырастет. Более того, эта модель очень хорошо подходит для российского рынка. У нее 5 дверей, если не сказать 6, ведь задняя дверь состоит из двух открывающихся нараспашку половинок. Он большой, комфортный, в нем много места для задних пассажиров. Это гораздо более семейный автомобиль. Мы надеемся, что он как привлечет к марке новых клиентов, так и вернет тех, кто раньше ездил на MINI, но «вырос» из этой машины.
Если раньше бренд MINI ассоциировался с узкой и прежде всего молодежной направленностью и ориентировался на людей с легкой «сумасшедшинкой», то сейчас он повзрослел, и готов смотреть на тех, кто тоже повзрослел, но по-прежнему весело проводит время – пусть, образно говоря, и всего лишь до полуночи, а не до пяти утра. Вот таким людям мы и предлагаем Clubman, который обеспечивает гораздо более высокий уровень, комфорта, качества отделки, материалов и деталей. Это именно то, на что сделали ставку наши инженеры, и то, что сразу заметно в этом автомобиле.
Это следующий шаг развития бренда. И это движение в сторону люксового формата добавит и ту часть аудитории, которая хочет и готова выделяться, но не желает поступаться комфортом. Ведь автомобиль стал дороже, да он и выглядит солиднее и дороже. Так что мы обязательно увидим новых людей за рулем MINI.
К: Не ожидаете ли вы некоторую внутреннюю конкуренцию Clubman с пятидверными версиями хэтчбека MINI?
В.М.: Мы не думаем, что такая конкуренция может возникнуть. Clubman позиционируется как старшая модель, как флагман модельного ряда MINI, это будет более дорогой и заметный на улице автомобиль.
MINI John Cooper Works
К: Планируется ли выпуск полноприводных версий других моделей, помимо Countryman?
В.М.: Такие планы есть только в отношении Clubman. Уже видно по структуре, что он будет выходить в полноприводной версии. Но информации о том, когда ее можно ждать, у нас пока нет. По другим моделям никаких сведений у меня пока тоже нет, да и рыночного запроса не существует, по крайней мере, мы его не видим. Вот для Clubman полноприводная версия просто напрашивается, а в появлении полного же привода на остальных MINI мы не видим какого-то особого смысла.
Да и от клиентов не слышим ничего похожего на «друзья, мы не можем ездить на этих автомобилях зимой, передний привод не дает возможностей реализовать весь потенциал». Передний привод MINI классно сделан, на том уровне, которого многие марки не могут достигнуть до сих пор. Настройки подвески, ощущения за рулем – это то, что дарит MINI и не дает никто другой. Так что менять что-то в данном сегменте просто не имеет смысла.
К: Концепт MINI Clubman превратился в серийную модель. Стоит ли ждать появления серийной же модели на базе концепта Rocketman?
В.М.: А вот тут нужно будет смотреть, как станет развиваться бизнес. Пока мы сосредотачиваемся на пяти моделях, про которые я уже говорил.
К: Планируется ли запуск программы MINI Car Sharing в России?
В.М.: На данный момент концерн в лице и MINI, и BMW вступил в программы Car Sharing в нескольких странах. Сейчас социальное развитие уже достигло того уровня, когда такие сервисы становятся интересны для потребителя. Ну а нам они интересны с той точки зрения, что дают возможность понять, как будет управляться автомобильный мир в будущем и как автомобиль будет помогать делать жизнь людей комфортнее.
Собственно, стратегия BMW Group и заключается в том, чтобы предоставлять сервисы в области премиальной мобильности людей. Это значит, что мы не просто предоставляем автомобиль, а предлагаем вам решение того, как передвигаться по городу комфортно и правильно. И Car Sharing – это лишь один из элементов общения человека с окружающим миром через автомобиль.
В рамках этой же концепции находятся и ConnectedDrive в BMW и ConnectedMini. Это те сервисы, которые позволяют, например, через Facebook или Twitter сообщить своим друзьям – я подъезжаю, буду через 20 минут, причем сделать это в автоматическом режиме, не отрываясь от управления. Информация будет получена из навигационной системы и передана по назначению.
Такого рода системы делают передвижение безопасным и понятным, позволяя в то же время оставаться в контакте со всем окружающим миром. Сам же Car Sharing позволяет понять, как с помощью наших автомобилей помочь решить социальные вопросы, такие как проблема парковок. CarSharing позволяет снизить нагрузки на автомобильную инфраструктуру, потому мы этим вопросом и занялись.
В России тоже уже появились кар-шеринговые компании, но они совершенно не обязательно используют автомобили BMW или MINI. Самим же инвестировать в эту инфраструктуру в России пока смысла не видим. Для нас участие в развитии этого сервиса – очень важный социальный эксперимент, но заниматься им пока будем там, где для этого уже сложились определенные условия.
А еще нам очень важно понять, как работают все системы такого рода вместе. Например, есть система Park at my house. Смысл ее заключается в том, что у вас есть дом и парковочное место перед домом, куда никто не имеет права поставить свой автомобиль. Уезжая на работу, вы делаете через сервис Park at my house объявление: «Я уехал, парковочное место будет свободно до 20:00, им можно воспользоваться». В эту систему мы тоже инвестировали, ведь Сar sharing и Park at my house очень хорошо работают вместе. Наиболее эффективно такого рода системы мы на сегодня можем тестировать в Германии и США.
MINI Cooper Paceman
К: Оправдал ли себя запуск сайта и приложения MINI Countryguide? Сколько было скачиваний? Будет ли выпущено такое же приложение для Android?
В.М.: Данных по количеству скачиваний и обращений на сайт у меня нет. Что же касается платформы, то у нас многие приложения сначала выходят для iPhone и iPad, а потом появляются на Android. Это нормальный ход развития событий, потому что именно так и развивался этот рынок. Мы активно сотрудничаем и с одной, и с другой структурой, так что, когда придет время, мы покажем Countryguide и на Android, но вот когда это произойдет, зависит от разработчиков.
Вообще все мобильные приложения, с которыми мы работаем, дают определенный опыт, но что еще важнее, они позволяют вовлекать клиентов в общение с автомобилем. Ведь мы не просто перемещаемся в машинах из точки А в точку Б, а проводим в них очень много времени, и вождение должно сочетаться с привычными для нас сервисами, которые еще недавно были возможны только дома.
К: В 2015 году фестиваль JCW Day прошел в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Какие планы на 2016 год? Будет ли проводиться это мероприятие, будет ли расширяться география?
В.М.: Я не могу раскрывать наши маркетинговые планы. Фестиваль имел именно такую форму и направленность потому, что мы выводили на рынок JCW. Поэтому мы делали большой пробег и показывали возможности этих машин на ключевых рынках. В этом году мы подготовили огромное количество сюрпризов для наших существующих клиентов и разнообразных платформ, на которых мы сможем общаться с клиентами новыми. Но что именно это станет, как все будет выглядеть – я пока не скажу. MINI всегда предлагает новые концепции, мы любим сюрпризы и не любим из года в год тиражировать одно и то же.
К: Какие модели будут оснащаться системой MINI Connected?
В.М.: MINI Connected можно поставить на любой автомобиль марки, никаких ограничений нет.
К: На сегодня школа вождения MINI Driving Experience действует только в подмосковных Сорочанах. Планируется ли расширять географию?
В.М.: На данный момент мы не видим необходимости в расширении географии, а с теми задачами, что возникают в регионах, справляются выездные программы. Тот спрос, который есть, обеспечивается в полной мере, и он сосредотачивается в Москве. Кроме того, расширение бизнеса в текущей ситуации вряд ли рационально. А школа в Сорочанах пользуется большой популярностью. Вот сейчас, на новогодние праздники, многие специально оставались в Москве или даже приезжали в столицу чтобы потренироваться или поучиться ездить по льду, и на полноприводных MINI, и на переднем приводе.
Ну а портфолио продуктов, которые предлагает школа, будет только расширяться. У нас есть и спортивные программы, и возможность индивидуальных занятий, есть и оффроуд программы. Но самое главное – мы добились высочайшего качества преподавательского состава. Все сотрудники не только имеют соответствующие сертификаты, но и накопили огромный опыт именно в плане преподавания того, как нужно водить. Обучение на курсах прошло уже несколько тысяч человек.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться