Новее, еще новее
Совсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.
Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.
Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.
Дизайн от зарубежных ателье
К "рестайлингу" Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК "получило добро" свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска "борта №1" – самолёта президента США Air Force One.
Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.
предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.
По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться "облагораживанием" своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – "люксовая" модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение "люкс".
Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.
В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать "со своими" – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь "по бартеру" московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.
Будучи вечно ограниченными в средствах и возможностях, дизайнеры АЗЛК увидели в этом задании возможность наконец-то "оторваться" и сделать Москвич если не лучше Жигулей, то как минимум на уровне главных конкурентов из Куйбышевской области.
Плоды трудов
Никита Розанов, выполнивший работы по экстерьеру, с поставленной задачей справился"на отлично".
В первую очередь облик "люкса" формировали объемные (как бы сейчас сказали – трехмерные) бамперы тщательно проработанной формы. Эти детали не только выполняли прямое функциональное назначение, но и скрывали технологические швы и отверстия в передней панели. Вдобавок передние "подфарники" (совмещенные габаритные огни и указатели поворота) перенесли на бампер, согласовав их форму с самой деталью. В итоге внешность скромного седана буквально заиграла, ведь новый "обвес" смотрелся не только не чужеродно, но и придавал машине "заграничный" вид.
Окрашенные в цвет кузова дефлекторы вытяжной вентиляции на задних крыльях указывают на то, что это – экспортная модификация |
Задняя оптика выглядела еще более инновационно, ведь по исполнению и габаритам она превзошла не только прежние Москвичи, но и вазовские машины! Стекла больших задних фонарей были выполнены из поликарбоната – казалось, что их взяли от какого-то автомобиля иностранного производства. Детали были действительно изготовлены за рубежом, но… специально для Москвича.
Современные автомобили тех лет отличались минимальным количеством хромированных деталей, да и на ВАЗе в последующих моделях от чисто декоративных элементов отказались в пользу технодизайна и функциональной эстетики. Москвич не стал исключением: хромированные "тарелки" колесных колпаков на "люксе" упразднили, а рамки дверей "зачернили". Кроме тщательно продуманных по дизайну ступичных вставок из пластика, диски на люксовой версии лишились "ушек" под колпаки классической конструкции. Для того, чтобы автомобиль визуально казался более длинным и низким, боковины украсили аккуратными черными молдингами.
Конечно, по нынешним меркам такие доработки выглядят не слишком масштабно, наивно и даже немного смешно, но нельзя не согласиться с тем, что "люкс" смотрелся явно выигрышнее и современнее обычного "соровокого".
Чтобы подчеркнуть "эксклюзивность" модификации с индексом 2140-117 на плоскости передних крыльев между колесной аркой и передней дверью установили шильдики SL, которые расшифровывались как "суперлюкс". Впрочем, современники "разгадывали" аббревиатуру и по-другому: например, Special Luxe, Soviet Luxe или Saturnus Luxe.
Но и это еще не все: на Западе в автомобильную моду стремительно ворвались эмали с металлизированным эффектом. В СССР "металлик" появился в середине 1970-х, как на прототипах легковых автомобилей, так и на серийной продукции – правда, не на машинах, а не велосипедах вроде харьковского Старт-Шоссе.
Уже в 1978 году впервые в автомобильной практике Cоветского Cоюза с конвейера сошел Москвич, окрашенный "металликом" финской фирмы Tikkurila – правда, не "люксовый", а обычный АЗЛК-2140. Впрочем, "модной" краской были окрашены лишь отдельные партии автомобилей.
Иной и внутри
Москвич-2140 отличался от модели 412 интерьером, причем далеко не все на заводе одобряли так называемую "высокую" панель приборов, считая её чрезмерно громоздкой. Именно поэтому "интерьерщик" Александр Сорокин под руководством Зайцева создал совершенно другую "торпеду", архитектура которой была близка к так называемой "низкой панели" ВАЗ-2108. Однако на Москвиче такое решение было воплощено в серии раньше, чем на тольяттинском переднеприводнике!
Люксовый интерьер выглядел свежо, нарядно и современно |
Более лаконичной и информативной стала и комбинация приборов. В интерьере появились другие новые детали – например, рулевое колесо с элегантной накладкой и сиденья с велюровой обивкой, получившие лицензионную бесступенчатую регулировку наклона спинки. Вновь оглядываясь на лидера – на ВАЗах подобную схему получат только переднеприводные Спутники, в то время как все Жигули будут довольствоваться более примитивным ступенчатым механизмом. Уюта в салоне прибавилось и благодаря ворсовому ковру пола, а также иной форме обивки дверей. Впрочем, главное нововведение – цветовая гамма салона: вместо мрачных и тусклых оттенков в интерьере использовались детали серого и бежевого цветов. Они смотрелись куда наряднее унылого черного пластика прежних Москвичей. Правда, странное сочетание цвета кузова и интерьера на товарном автомобиле иногда неприятно удивляло новоиспеченных владельцев – впрочем, этим же грешили и ранние Самары, а также "сорок первые" Москвичи.
"Улучшенность" комплектации "сто семнадцатой" модификации подчеркивали и такие полезные "опции", как подогрев заднего стекла и радиоприёмник А-275, отсутствовавшие в базовом оснащении обычного седана.
Технические решения
Принято считать, что "суперлюкс" отличался от стандартного седана АЗЛК-2140 лишь экстерьером и интерьером. Однако вместо примитивного карбюратора К-126Н Москвич-2140 SL получил "жигулевскую" деталь производства Дмитровградского автоагрегатного завода. Причем изделие от ДААЗ было не чем иным, как лицензионным карбюратором Weber! Впрочем, по соображениям токсичности "вебер" вскоре заменили "Озоном" – как на ВАЗах, так и на люксовом Москвиче.
Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного "трамблера" под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.
В отличие от бывшего итальянского "неженки", рожденный в СССР Москвич не мог похвастать "печкой", обеспечивающей достаточный уровень тепла в условиях суровых советских зим. Именно поэтому "люкс" получил модернизированную систему отопления, благодаря которой в седанах московского автозавода стало заметно теплее и уютнее. И не только в "люксах": с 1982 года усовершенствованный отопитель начали устанавливать и на обычные "сороковки". Причем остальные инновации также перешли на базовую модель: речь о "скоростном" редукторе заднего моста с передаточным отношением 3,89, а также радиальных шинах Ми-166 (позже – Ми-16) вместо "дубовых диагоналок" модели М-145. Также по моде конца семидесятых улучшенный Москвич лишился поворотных форточек в передних дверях – точно так же поступили на ВАЗе на пятой модели.
К слову, у решения по ликвидации форточек во все времена были как свои противники, так и сторонники; первые утверждали, что без форточек микроклимат в салоне ухудшился, а вторые ратовали за улучшение внешнего вида и обзорности с места водителя.
На покой
Видимо, неслучайно люксовую версию Москвича (как и глубокую модернизацию Жигулей – ВАЗ-2105) начали выпускать именно в "олимпийском" 1980 году. Автомобиль поставлялся как на внутренний рынок, так и на экспорт – преимущественно в страны СЭВ, но пользовался сколько-нибудь заметным спросом разве что в Болгарии и Югославии, поскольку к середине восьмидесятых годов сам по себе заднеприводный Москвич устарел, что называется, концептуально. В сентябре 1986-го с конвейера АЗЛК сошел четырехмиллионный автомобиль – разумеется, им оказался окрашенный в металлик "Снежная королева" Москвич-2140 SL. Впрочем, уже в следующем году в связи с началом выпуска переднеприводного АЗЛК-2141 откровенно устаревший Москвич-2140 сняли с производства, причем люксовую модификацию – даже чуть раньше обычной модели, что объясняется отсутствием импортных компонентов.
Впрочем, свою задачу "осовремененный" Москвич выполнил вполне успешно, позволив "сороковому" продержаться на конвейере аж до 1988 года. Правда, на ВАЗе в тот момент отказались лишь от наследницы первой модели с индексом ВАЗ-21013, а выпуск остальной классики в Тольятти длился еще несколько десятилетий.
Ну а заднеприводные Москвичи в дальнейшем выпускались уже только в Ижевске – в виде собственных модификаций "четыреста двенадцатого".
Отличия АЗЛК-2140-117 от обычного Москвича:
- бамперы
- наружные зеркала
- окраска кузова
- колесные диски и колпаки
- шины
- задняя оптика
- интерьер
- система впуска (корпус воздухофильтра)
- система питания (карбюратор)
- система зажигания (распределитель)
- электрооборудование (генератор)
- система отопления
- передаточное число главной передачи
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хорошая машинка, катались на таком в юности с пацанами в 90-е, )
Симпотный седанчик)) Эх, уже и обычные 2140 становятся редкостью - а про SL и говорить нечего...
Так там изначально с запчастями проблемы были. Югославы делали оптику, бампера и еще что-то... Тогда уже эти детали были дефицитнее жигулевских, а уж теперь, тем более. Думаю, что если человек решится на покупку этой модели, то под нее надо, как минимум, еще одну-две купить в качестве доноров. Видел в деревне пару лет назад SL - заколхожен до безобразия. Какая-то "суперпереходная" модель. ;) Бампера от 2140, что-то от 412-го Ижа. Без слез не взглянешь, одним словом.
Смелая попытка, как это бы сейчас назвали, рестайлинга. Правда и стоил этот рестайлинг на почти тысячу рублей дороже, что было очень даже ощутимо для обычного советского человека. Как говорили раньше, сравнивая, допустим, ВАЗ 21011 и ВАЗ 21063, есть ли смысл переплачивать зав ковры? А вот про SL, конкретно, помню, как в "За рулем" (единственном автоиздании в стране на тот момент) в первой половине 80-х эту модель совершенно чётко называли "переходной".
Интересно, а кто-нибудь помнит, какой противный звук издавали все без исключения Москвичи?