Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Таким образом, велосипед может, во-первых, иметь более двух колес, а во-вторых, электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт: в случае, если мощность установленного мотора выше, ТС (транспортное средство) уже будет классифицироваться как мопед.
Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.
Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.
Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».
Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м».
В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.
Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.
Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств «hands-free». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.
Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».
Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.
Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).
Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, чем в случае с автомобилистами, но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Напомню о преимуществе велосипедистов на перекрестках согласно п.13.1 ПДД "При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает"
Будьте внимательны, во многих европейских странах более правильные ПДД, например в Испании если водитель автомобиля проедет ближе полутора метров к велосипедисту, то будет оштрафован вроде бы на 800 евро. Если вы едете на велосипеде в перевал со скоростью 12-15 км в час, догоняющий автомобиль будет ехать за велосипедистом тихо и смиренно до появления возможности обогнать. На практике это не приводит к замедлению движения, обычно велосипедист помогает обогнать, взамен его благодарят. Очень вежливое отношение друг к другу, хотелось бы и у нас такого.
Кстати, хорошее начинание (не штраф, а оставлять место при обгоне велосипедистов). Водителям автомобилей, возможно, невдомёк, что велосипедист может попасть ему на капот и вины велосипедиста тут не будет (например боковой ветер, или внезапная сыпуха под колёсами).
Ну вообще-то у нас тоже стараются от велосипедистов держаться подальше, хоть этого в правилах и нету. Особенно это касается грузовиков - там не то что задеть корпусом - там сдуть может волной турбулентности. Это, ведь, элементарно. Другое дело что у нас - Россия, то есть даже если бы у нас в было такое закреплено в правилах, реальная ситуация все равно была бы другая.
Поубивал бы этих уродов на велосипедах. Сколько раз они пытались ехать по середине дороги, создавали помехи, неожиданно выезжали на пешеходный переход и т.д. А самое главное что в случае чего ну побью я свой пепелац, получу штраф или даже условный срок, но велосипедист то умрет или станет инвалидом... Неужели у лохов педальных инстинкт самосохранения отбит напрочь??? :)
Что ты такой злой-то? То на велосипедистов злятся, то на пешеходов, то на мотоциклистов. Только, на секундочку, вы задумывались над тем что часть пешеходов и велосипедистов также и автомобилисты? И даже часть мотоциклистов. А те что не просто автомобилисты, а когда за рулем автомобиля - самые праведные на Земле что ли? Сколько нарушений создают они? Я знаю о чем пишу: у меня не просто права, и не просто л/а, я еще и работаю водителем и ситуацию когда автомобилист вышел из авто и попер через дорогу в пяти-десяти метрах от перехода наблюдаю сплошь и рядом (что говорить: и сам бывает грешу). Это один пример. А в целом их немало. Бла-бла-бла про "лохов педальных или пешеходных" в таком стиле - это просто завышенное чувство самооценки. Все мы грешим в той или иной степени, нужно быть спокойнее на этот счет.
Про автомобили с автопилотом слышал? Так что чем херню писать, лучше новую работу себе ищи, учитель херов.
Да? Ну и при чем же здесь автомобили с автопилотом?
вот вот. очень часто лезут прямо под колеса, никаких нервов не хватает
Такое впечатление, будто автор сам впервые взял в руки ПДД только тогда, когда ему вздумалось написать этот опус.
меня год назад лишили прав за велосипед с моторчиком. верховный забил на такой вопрос, отправил в конституционный. лишить могут за осла с вентилятором на спине.
Пункт про велосипедистов в ПДД лично у меня всегда вызывал недоумение. То как он прописан. То есть велосипед это не механическое т/с потому что у него нет мотора, но электродвигатель мощностью менее 250 Вт что, уже не мотор? Даже у кофемолки 150 Вт мотор называется мотором. Так и хочется спросить: какого х..я? Какой-то архаизм. Должно быть определение "моторного т/с" и просто "механического т/с". Вот тебе и четкая граница. А то: тут можно, тут нельзя, а тут вроде и можно, а вроде и нельзя. Одни штрафуют, другие отклоняют.
Для кого эти статьи? Я вот прочитал ради любопытства - что же там могут написать такого чего нет в ПДД? Ан нет - ничего "такого" и не написали. Все это есть в ПДД - такая небольшая книженция которая продается в любом книжном магазинчике.
Велосипедисты проезжают на велосипедах по подземным переходам. Аргумент простой – нет прямого запрета на езду на велосипеде по подземным переходам.
Движение велосипедиста на велосипеде по пешеходным переходам запрещено.
Пешеходные переходы, в том числе подземные и надземные, предназначены для перехода пешеходов через дорогу, что определено в п. 4.3 ПДД РФ.
Согласно ст. 1 ПДД РФ велосипедист, передвигающийся на велосипеде, управляет велосипедом, а велосипед является транспортным средством. Движение велосипедов (транспортных средств) по пешеходным переходам запрещено, согласно п. 24.8 ПДД РФ, так как пешеходные переходы через дорогу, предназначены для движения пешеходов, а не транспортных средств. Велосипедист, в качестве пешехода, спешившись и ведя велосипед, может пересечь дорогу по пешеходному переходу. Лица, ведущие велосипед, приравниваются к пешеходам по ст.1 ПДД РФ.
Движение на велосипеде по пешеходному переходу, нарушение п. 24.8 ПДД РФ является административным правонарушением и наказывается по ст. 12.29 КоАП РФ штрафом 800 руб.
В случае, если велосипедист наедет на пешехода и причинит тяжкий вред его здоровью, то нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств (велосипеда) повлечёт уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ. Такое деяние наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.