Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20

Возьмусь утверждать: чтобы хоть немножко понять, каково оно было на самом деле — воевать и погибать за Родину, современному человеку достаточно с часок «пообщаться» с боевой единицей военной поры. Например, с бронеавтомобилем БА-20 образца 1939 года. Во многом переворачивает сознание. Особенно, если, как я, забыть надеть перед началом тест-драйва шлем.

Цели и задачи

БА-20, как и любой другой легкий бронеавтомобиль, всегда казался мне таким себе дешевым заменителем танка. Но когда довелось поездить на нем, понял, насколько был неправ. На самом деле, это все-таки автомобиль, хотя и прикрытый легкой броней и вооруженный легким же пулеметом. И транспортные возможности его тоже чисто автомобильные, даже более того — сугубо легковые. И хотя легковушки 1930-40-х могли больше нынешних, далеко от дороги отдаляться на нем все же нежелательно.

Концепция бронетанковых войск в армиях мира к концу 1930-х годов как будто оформилась: легкие (поддержка пехоты), средние (универсальные — для танковых боев и тактических нужд) и тяжелые (машины прорыва) танки. Более легкая бронетехника на колесном ходу получила второстепенные задачи — разведка, связь, охранные функции (штабы, колонны, патрулирование). Поэтому такой не грозный с виду броневик, как БА-20 с его чисто «легковушечными» чертами в дизайне и конструкции, оказался востребованным в РККА и признан весьма удачным (не только в ней, кстати).

DSC_0427-(2)

БА-20 должен был стать недорогим и массовым — его «привязали» к шасси распространенной «горьковской» ГАЗ-М1, а выпускали вообще на гражданском заводе мукомольного профиля (в городе Выкса тогдашней Горьковской области). Бесхитростный по форме корпус из брони 4-6 мм водрузили на раму от «эмки», целиком использована и ее ходовая — мосты, рессоры, рычажные амортизаторы. Естественно, силовой агрегат тоже был использован «эмочный» — рядная 50-сильная «четверка» и трехступенчатая коробка передач.

DSC_0456-(2)-копия

Никаких дополнительных специальных средств для повышения армейской пригодности легкового шасси М1 не применялось, разве что с начала 1939-го года поставщик шасси усилил мосты, рессоры и раму в местах их крепления. Сносную проходимость машине обеспечивал низкооборотный тяговитый двигатель, большие хода колес и более-менее толковая развесовка.

Боевая масса
2 620 кг

Однако, важная деталь — вместо обычных пневматических шин с покрышками и накачиваемыми воздухом камерами машину комплектовали шинами ГК (губчатая камера) из сплошной пористой резины, не боящейся пулевых пробоин. Часть машин БА-20, по некоторых данным — около половины, оснащали радиостанцией с дальностью связи до 15-30 км. Бронеавтомобиль часто использовался как связной или придавался для охраны или разведки штабам войсковых соединений.

Настоящая история

Бронеавтомобиль БА-20 производился с 1936 по июнь 1942 года, причем с начала 1939-го делали модернизированную версию БА-20М (поначалу параллельно с прежней) — с усиленной до 6-9 мм броней, пулестойкой конической башней, усиленным шасси и другими доработками. Наш экземпляр выпущен в период с конца 1937 г. (когда появились первые экземпляры с конической, а не цилиндрической, башней) до весны 1939, когда петли дверей и люков стали внутренними, а поручневую антенну радиостанции окончательно заменили малозаметной штыревой.

P1060567

Точнее установить историю конкретного броневика его нынешним владельцам не удалось — реставраторы технического клуба «Самоходъ» нашли его в середине «нулевых» годов на местах боев под Харьковом буквально в разорванном состоянии. Очевидно, машина с ее противопулевым бронированием пережила прямое попадание снаряда — корпус представлял собой осколки и клочья бронелистов, башня была разломана на три крупных фрагмента, верхний люк лежал в десятке метров в стороне.

DSC_0447-(2)1

Экипаж
3 человека

И поскольку Харьков только в первый год Великой Отечественной дважды переходил из рук в руки, даже дату гибели машины точно установить не представилось возможным. Кузов пришлось сварить практически заново, шасси осталось «эмочным», башню удалось восстановить — на ней и сегодня видны следы последнего боя.

По машинам!

Затаив дыхание и втянув голову в плечи, забираюсь внутрь этой живой истории. На удивление, все вполне по-автомобильному: дверь, сиденья, на своих привычных местах органы управления и окна для обзора, хоть и не очень крупные… Спереди не очень тесно, но макушка все время упирается в жесткую стальную балку на потолке. Из-за этого позднее на пересеченной местности пришлось пригибать голову, ограничивая себе обзор вперед. Да, видимо, не зря в бронетанковые войска всегда старались брать людей ростом ниже среднего.

Двигатель запускается электростартером, который, в свою очередь, активируется кнопкой-педалью под левой ногой. Нажимать ее желательно кирзовым сапогом или солдатским ботинком, потому что подошву кроссовка этот тугой штырь продавливает чуть ли не насквозь…

Двигатель прогрели до меня, поэтому заводится он легко, хотя и не сказать, чтобы радостно. Зато заведясь, сразу, без чихов, прокашливаний и прочей подготовки начинает ровно рокотать на тех оборотах, которые задает ему мягкая педаль-акселератор, в виде планки торчащая параллельно полу.

DSC_0473

Педаль сцепления тугая и короткоходная. Как ни пытайся отпустить ее плавно, она все равно пересилит тебя и так толкнет в подошву, что того и гляди заглушишь мотор. Возможно, дело в том, что привод муфты — чисто механический, никаких тросов или гидравлики. Педаль сразу давит на нажимной диск: чуть грубее бросил ее при трогании — и двухтонный броневик прыгает вперед на метр-два, как какой-нибудь турбокроссовер. Но при этом не глохнет — настолько силен мотор «на низах».

IMG_9738

Стоит отметить, что здесь вообще нет ни одного вспомогательного устройства или сервопривода. Все исключительно на мускульной силе. Даже башню приходилось вращать руками, упираясь ногами в пол.

Рычаг коробки, подрагивая, целит мне в правое колено, ловлю его и … удивляюсь суперчеткости включения. Рр-рраз! Правда, дальше следует короткий и жесткий железный звук, скорее — даже грохот сопрягающихся шестерен, и я понимаю, что можно отпускать сцепление: передача точно включена.

P1060544-(2)

Машина мощным рывком трогается и прет вперед, я толком не успеваю рассмотреть подробности дороги. Не совсем понятно, что под колесами — все еще асфальт или уже пошла не самая ровная поляна, по которой пехотинцы как раз перекатывают пушку-«сорокапятку». Подвеска глотает все — трещины асфальта, мелкий бордюр, все неровности, кочки, бугры, поваленные столбики старого забора… Это логично: масса большая, и плавность хода соответствующая.

IMG_9732

Тест-драйв ГАЗ-51: жить и строить помогает - Вот это машина! Вот это – настоящая техника! – восторгался проходящий рядом с героем этой статьи мужчина. Он остановился, достал телефон и начал снимать, причмокивая губами, будто жевал сп...

Длинный рычаг коробки требует размашистых движений, но в передачи попадать на редкость легко. Машина прибавляет ходу, поле все также ее не смущает, но появляется воющий звук прямозубых шестерен, знакомый нам по более позднему грузовому ГАЗ-51. Собственно, сама «эмка» — в исконно легковом, небронированном варианте — тоже ездит подобным образом, с явно грузовыми проявлениями. Стоит ли говорить, что тормоза и руль тоже далеки от нынешних понятий комфорта и эргономики?

Глухо, как в танке

Тем временем я понял, почему до сих пор машина не казалась мне тесной — потому что я все время ехал с открытой дверью. Соответственно, и обзор получше, и пространство казалось не таким стесненным. А тут фотограф, укрывшись в одной из мертвых зон, подкрался незаметно и захлопнул дверь! Все сразу стало на свои места — обзор стал более бронетанковым, и я почувствовал себя защищенным.

Что ж, усугубим ситуацию. По моей просьбе экипаж закрывает все дополнительные люки, подтягивает их для верности барашковыми гайками — и мы смотрим на мир через узкие щели. Дело совсем плохо… Да, вражеская пуля или осколок в такую амбразуру не пролезут, но и картина мира в ней тоже помещается едва ли процентов на десять.

P1060545-(2)

Запас хода (шоссе)
450 км

Особенно тяжело во время движения: вплотную к щели не прижмешься из-за опасности разбить лицо о броню, а издалека разглядеть что-либо просто невозможно. А ведь нужно не просто выглядывать по сторонам, а разглядеть по ту сторону брони врага и уничтожить его огнем пулемета.

Претензии тут, к слову, не только у меня, разбалованного «лексусами» и «поршами» тест-пилота из XXI века, но и у армейских испытателей из 1936 года. Которые после официальных тестов опытного образца БА-20 на полигоне НИИ бронетанковой техники оставили в целом положительный вердикт, но с оговоркой о невозможности «обзора из смотровых щелей при скорости более 15 км/ч».

Бронеавтомобиль БА-20
Краткие технические характеристики:
Габариты:
4 310 / 1 750 / 2 130 мм
Клиренс:
235 мм
Двигатель:
4-цилиндровый карбюраторный
Рабочий объем:
3,3 л
Мощность:
50 л. с. при 2800 об./мин.
Максимальная скорость:
90 км/ч

И о пулемете. Это скромный ДТ — 7,6-миллиметровый «Дегтярев танковый» с диском на 63 патрона, а общий запас по штату достигал 1386 патронов — т.е. 22 диска. Обслуживает его командир экипажа, и, кстати говоря, его «рабочее место» в башне — самое комфортабельное. На вращающемся вместе с башней круглом сиденьеце стрелка-командира мне понравилось больше всего. Да, голова фактически находится вне пределов машины — в выпуклом колпаке люка, но только здесь я с моими невыдающимися 176 см роста могу сидеть, не пригибаясь.

DSC_0472-(2)

Зато с обзором здесь совсем плохо: открывающихся смотровых люков нет, есть только три узкие-узкие щели по периметру, да пара круглых амбразур спереди — над прицелом пулемета и рядом. Правда, можно упереться головой в люк и откинуть его назад, но это ведь только в спокойной обстановке, когда вокруг не свистят пули.

Берусь за холодную сталь «Дегтярева», пытаюсь разглядеть прицел через амбразуру. Ох и грохот, должно быть, стоял в этой бронированной коробке, когда неизвестный и полегший под Харьковом 75 лет назад пулеметчик начинал делать свою суровую работу…

Автомобиль отреставрирован техническим клубом «Самоходъ»

DSC_0468-(2)-копия

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
19.10.2016 23:37
SergeR36@mail.ru

Видели... знаем... Не знаю, где удалось найти данный броневик и вообще сколько средств и времени потратить на его восстановление... Но БА20 - экземпляр крайне редкий... Да, похожие внешне машины мелькают изредка в реконструкции боев ВОВ, но что то за машины! Агрегаты, как правило, от японских вседорожников, трансмиссия, как правило УАЗовская - напоминание о реальном БА20 - бронекорпус, да и тот не всегда аутентичен... Что же до экземпляра, тест-драйв, которого проводил автор, показанном на осеннем Old Car Land в Киеве - действительно, поражает... Для меня тоже загадка, как на нем воевали - уж больно громоздок да неудобен...

5

20.10.2016 00:04
Семён Смирнов

Да, бронеЭмка впечатляет! Жаль погибший экипаж - после прямого попадания бронебойного и похоронить было нечего, поди...

1

20.10.2016 02:54
Pavel Elagin

Зачем ему был нижен бронебойный? При броне 6-9мм любой снаряд, даже осколочный, при приамом попадании не оставлял шансов... А то, что машина была раскидана и разворочена - прямое тому доказательство...

5

25.10.2016 14:43
vob-enzim@yandex.ru

«БА-20 ... выпускали ... на гражданском заводе мукомольного профиля (в городе Выкса тогдашней Горьковской области)» Дорогой автор Игорь Диброва! Выксунский завод дробильно-размольного оборудования выпускал и выпускает КАМНЕдробилки различного назначения и к производству муки или мучных мельниц не имел никакого отношения!

5

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings