Коллекция четвертого Президента Украины целиком предсказуема. Виктор Янукович – человек прямой и достаточно суровый, поэтому гламуром и дешевым пижонством тут и не пахнет. Прежде всего потому, ретроколлекция – всего лишь часть оформления двухэтажного гаража. Выглядит все гораздо скромнее, чем в некоторых других приватных музеях техники Украины.
Автопарк, представляющий собой двухуровневое здание, расположен в отдаленном краю резиденции Межигорье, что в двух десятках километрах от Киева. Помещение обустроено со знанием дела – не зря Янукович-старший в молодости был директором автобазы на Донбассе. Нижний этаж занят боксами для ремонта и обслуживания машин, а все автомобили – и обслуживавшие семью Президента, и коллекционные – хранились на втором этаже, куда ведет широкий асфальтированный пандус.
Центральную часть верхнего уровня занимают около двух десятков боксов с воротами на две стороны.
На этаже вокруг ворот боксов вполне просторно, много света, поскольку все наружные стены по периметру застеклены. Панели отделаны бежевым пластиком, на полу – серое полимерное покрытие, вместо потолка – трубчатые металлоконструкции крыши, как во многих современных аэропортах. Вдоль застекленных стен, «лицом» к боксам, стоят ретроавтомобили – в настоящее время их чуть более четырех десятков.
Скажи мне, кто твои колеса
Если правда, что собака всегда похожа на своего хозяина, то наверное правда и то, что по автомобилю можно судить о его владельце. Тем более, если автомобилей несколько десятков, и покупались они не для езды, а для души. В ретро-собрании Президента Януковича – за редким исключением внушительная, полновесная техника: правительственные лимузины, армейские внедорожники, легковушки из тех, что в советские времена именовались шоферами «государственный автомобиль». Сногсшибательных раритетов нет, но есть машины, сохранившиеся в мире в числе не более десятка экземпляров, а один из обосновавшихся в Межигорье правительственных ЗИЛов (кабриолет модели 410441) собран в Москве тиражом три единицы.
Большинство олдтаймеров – отечественные, из иномарок представлены разве что армейские внедорожники Studebaker US6, Willys MB, Dodge WC51 и Dodge WC63 (трехосный!) периода Великой Отечественной войны и две-три легковушки. Все машины хорошо восстановлены, явных реставраторских промахов немного, и в целом придраться к чему-либо можно с большим трудом. Каждая машина сопровождается информационной табличкой, сохранившейся со времен Януковича. Кстати, сейчас в президентском автопарке распоряжаются ответственные представители революционного Майдана, и очевидно, благодаря им ретро-коллекция Межигорья сохранена без потерь.
Любимчики
Интересно, что в общей экспозиции выстроены и три неоднозначных экземпляра. Это старательно восстановленные М20 «Победа», ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИМ, на самом деле начиненные агрегатами мощных современных иномарок. По имеющейся информации, как минимум два из трех тюнингованных таким образом олдтаймеров попали в коллекцию в виде подарка Президенту от неких влиятельных персон. Вряд ли «прокачанные» репликары были в числе любимчиков сановного владельца. Скорее всего, эту роль играло представительское купе Mercedes SEC 560 в кузове W126. Этот уже немолодой (годы выпуска 1985-1991), но добротный и динамичный автомобиль имел собственное место не среди прочих ретромобилей, а в отдельном боксе. Кстати, маркированном персональной табличкой, как и все прочие президентские «колеса». И еще о табличках – в ряду ретротехники оказалось одно свободное «окно», отмеченное как пространство для Horch 855 Special Roadster. Уникальный автомобиль с 5,0-литровым двигателем выпускался в 1938-1939 гг., и было выпущено лишь семь экземпляров. Следы машины из Межигорья так и не найдены – не она ли была настоящим любимчиком опального правителя?
1. ЗАЗ-965
Массовый микролитражный ЗАЗ-965 по причине местного происхождения считается на Украине культовым, хотя проектировался в Москве и поначалу назывался «Москвич-444». В коллекции четвертого украинского Президента представлены три экземпляра «Запорожцев». При этом два из них – в экспортном исполнении ЗАЗ-965АЭ с улучшенной отделкой интерьера, подлокотниками для задних пассажиров, радиоприемником, внешним зеркалом заднего вида и усовершенствованной шумоизоляцией. Третий – это отлично отреставрированный базовый ЗАЗ-965А для внутреннего рынка, которые еще можно встретить на улицах наших городов. Интересно, что именно такой, «неэкспортный» ЗАЗ-965 украшает автопарк третьего по счету президента Украины – Виктора Ющенко. Есть данные, что это машина из первых серийных партий, первоначально хранившаяся в так называемой музейной комнате Запорожского автозавода. Касательно родословной «Запорожцев» Януковича информации нет.
2. DKW F8
Переднеприводный DKW F8 – это компактный автомобиль, производство которого наладили на заводах «Ауди» и «Хорьх» в городе Цвиккау в 1939 году. После войны массовые малолитражки целыми партиями отправлялись в Союз. В Ленинграде трофейными DKW укомплектовали даже целый таксопарк – Первый Ленинградский. «Восьмерка» построена на интегрированной в днище раме грушевидной формы, которая чуть позднее легла в конструкцию восточногерманских «Вартбургов». Несмотря на нетехнологичный деревянный кузов, обшитый фанерой (из металла в облицовке делали только оперение капота, щиток приборов и решетку радиатора), немцам удавалось выпускать до 60 000 машин в год. Кабриолет DKW F8 в люксовом исполнении со всеми металлическими деталями кузова, украшающий коллекцию украинского президента, восстановлен реставрационной фабрикой «Самоходъ» из города Краматорск.
3. Днепр-14.9
«Днепр-14.9» – мотоцикл сопровождения официальных делегаций, который служил в Московском гараже особого назначения. Киевский мотоциклетный завод поставлял для советских вождей мотоциклы эскорта с 1956 года. Изначально это были обычные М-72 и К-650, с особой тщательностью собранные и обкатанные. Но с приходом к власти Л.И. Брежнева средняя скорость передвижения кортежей повысилась до 100 км/ч – Леонид Ильич любил промчаться с ветерком. Так появилась необходимость в создании специального двухколесного транспорта. При разработке модели «14.9» киевляне взяли усовершенствованный кроссовый мотор объемом 750 куб. см, и пятиступенчатую коробку передач. Для мотоцикла разработали специальные шины (в том числе и зимние шипованные), боковой прицеп-коляску, аккумулятор и пр. Первую партию из 25 экземпляров изготовили в 1979 году. Модернизированные «Днепры» получили доработанные двигатели, заниженный центр тяжести, более жесткую подвеску. Эскортные мотоциклы конца 80-х обеспечивали разгон до «сотни» за 6,5 секунды. Представленный в музее образец как раз относится ко второй партии из 25 машин, которые выпустили в 1988-89 годах. После списания из ГОНа мотоцикл был зачислен в штат реквизита киевской киностудии. Однако, коллекционирование эскортных «Днепров» – популярная «фишка» в среде киевской чиновничьей элиты, так что в гараже студии мотоцикл пробыл недолго, и пошел по рукам киевских коллекционеров, пока не осел в Межигорье.
4.ГАЗ-22
ГАЗ-22 – это один из немногих серийных советских автомобилей с кузовом «универсал». Автомобиль производился с 1962 по 1970 год. Семиместный универсал «добирался» до конвейера более шести лет. Интересно, что для ГАЗ-22 не делали специальных штампов боковин – их делали из стандартной боковины от седана, приваривая верхнюю часть. Пятидверные «Волги» никогда не продавались в розницу, они доставались лишь предприятиям. В экспозиции выставлена спорная версия универсала: на машине установлена решетка радиатора от ранней версии 21-ой, с которыми универсалы никогда не выпускались. Также и окраска милицейского авто взята из ГОСТа, действовавшего до 1958 г., который ГАЗ-22 не застал. Но о настоящем милицейском прошлом машины говорит особой формы заглушка по центру торпедо на месте штатного радиоприемника – спецмашины «музыкой» не комплектовались.
5.ГАЗ-13Б
Кабриолет на базе правительственной «Чайки» огромная редкость. От седана машина отличалась усиленным кузовом, наличием поручней на заднем ряду для передвижения стоя и пр. Двери не имели рамок, вместо них на самих стеклах присутствовали металлические окантовки, которые убирались в двери. Мягкий верх у машины поднимался с помощью электропривода с водительского места. Заднее сидение стало узким из-за механизма подъема крыши, общее количество мест сократилось до шести. Всего с 1961 по 1981 год по разным данным изготовили 22-25 таких кабриолетов. До наших дней сохранилось около десятка «Чаек» с мягкой крышей. Представленный экземпляр все время служил в Киеве и обслуживал официальные делегации первых лиц иностранных государств. После был списан и попал на киностудию имени Довженко, откуда уже в 2000-е ее поочередно пытались заполучить несколько украинских коллекционеров ретротехники. В итоге, после тщательной реставрации авто заняло место в коллекции В. Януковича.
6.ЗИЛ-41047
Представительский ЗИЛ-41047 – самый длинный легковой автомобиль в СССР (длина 6339 мм), а самый вытянутый автомобиль мира длиннее его лишь на 7 мм. Представленный лимузин обслуживал правительственную дачу в Крыму. По одной из версий, в 90-х был выкуплен оттуда украинским коллекционером, а уже в XXI веке «членовоз» подарили президенту Украины. Кроме того, в собрании присутствуют несколько других машин из линейки правительственных ЗИЛов, это как более старшие, так и более поздние модели.
7.ГАЗ-АА
Легендарная «полуторка» занимает достойное место в ряду автомобилей-ветеранов Великой Отечественной войны. Представленный экземпляр лицензионной копии американского Ford AA достаточно редкий – он довоенный, предположительно 1934-35 годов выпуска, а «газиков» того периода по понятным причинам сохранилось чрезвычайно мало. Касательно происхождения этого экспоната существует несколько версий, по одной из которых он ранее принадлежал запорожскому клубу любителей ретроавтомобилей «Фаэтон».
8. ТПК (ЛуАЗ-967)
Маленькая армейская амфибия – транспортер переднего края луцкого производства не могла не присутствовать в собрании патриотично настроенного собирателя. Построенная на общих с «Запорожцем» и «Волынью» агрегатах, машина, предназначалась для «работы» под огнем противника, посему отличалась малой высотой и «лежачим» водительским местом. Одна из основных задач ТПК – эвакуация раненных с поля боя, для чего имеется лебедка и поддон-санки для подтягивания бойца волоком. При сидячем положении водителя амфибия берет двое носилок с ранеными и еще одного-двух человек на платформе. В 1990-е годы часть законсервированных на армейских складах ТПК была распродана в Украине по конверсии. Выставленный в Межигорье образец скорее всего именно из их числа: он кажется абсолютно аутентичным и не несет видимых следов реставрации. А вот расположившийся рядом с ним гражданский ЛуАЗ-1302 по некоторым приметам похож на экземпляр из собрания Луцкого автомобильного завода, принадлежащего нынешнему Президенту Украины Петру Порошенко.
8. Chevrolet Impala
В экспозиции Межигорья представлено третье поколение любимого американцами автомобиля Chevrolet Impala в кузове «двухдверное купе». С такой внешностью авто выпускалось в 1962-1963 гг. Традиционно для американских машин того времени Impala была современной внешне (рестайлинг проходил чуть ли не ежегодно), а вот технической новизной купе не блистало. По уровню технического развития машина находилась на одном уровне с нашей ГАЗ-21. Подвеску, генератор, помпу, карданный вал приходилось часто шприцевать, масло требовало замены через 3-4 тысячи км. Отопитель салона и усилитель тормозов предлагались только за доплату. По одной из версий, небесно-голубое купе – это подарок ко дню рождения самого главного украинского чиновника.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться