К: В январе в Subaru объявили о стоящих перед маркой задачах: продать порядка 10 500 автомобилей, но главное – сохранить долю рынка. Удалось ли их выполнить?
К.Е.: Уходящий год был очень трудным, и не только для Subaru, но и для всех автомобильных компаний. Мы действительно ставили перед собой такие цели, но уже сейчас ясно, что достичь их нам не удастся. По данным на ноябрь, продажи в целом упали почти на 58% и составили 6 237 автомобилей, а доля рынка, которая была 0,7%, сократилась до 0,4%. Но планы мы строили исходя из оптимистичного прогноза, а все получилось совсем не так.
Как мы это оцениваем? Во-первых, в начале года у нас сложилась очень неожиданная ситуация с наличием автомобилей на складах. В конце 2014 года был очень высокий спрос, и наш запас на несколько месяцев вперед был полностью распродан. В начале года нам просто было нечего продавать. Ситуацию исправило появление в июле новинки этого года Subaru Outback, которая "пошла" очень хорошо. Первую поступившую партию мы распродали сразу же, буквально с колес. Но успех этой модели повлиял только на вторую половину года.
Subaru Outback
К: Исследование, проведенное по результатам продаж Subaru в 2014 году в различных городах России, показало, что доля марки в общих продажах новых машин имеет тенденцию падать по мере движения с востока на запад. Например, наилучший результат (более 12%) был зарегистрирован в Южно-Сахалинске, почти 4% во Владивостоке, 2% в Хабаровске. На территории большей части страны, включая Москву, продажи составляют порядка 1% городского рынка, а наименьшая доля, от 0,5 до 0,3%, приходится на Санкт-Петербург, Ульяновск, Воронеж и Краснодар. С чем, по вашему мнению, это связано? Будет ли компания пытаться как-то выровнять продажи и подтянуть «отстающие» регионы?
К.Е.: Ответ на первый вопрос очень прост. Жители восточных регионов России привыкли к японским автомобилям, благодаря мощному потоку импорта подержанных машин. В том числе они прекрасно знают машины Subaru и их достоинства – надежность, отличную управляемость... На территориях остальной части России еще предстоит немало поработать для того, чтобы нашу продукцию знали лучше.
К: Каковы планы касательно развития дилерской сети в условиях кризиса, будет ли она расширяться или, наоборот, сокращаться при одновременном укрупнении оставшихся?
К.Е.: В настоящее время у нас нет каких-либо идей по ее расширению. Мы собираемся максимально сохранить и укрепить существующую дилерскую сеть.
К: Продуктовая линейка Subaru довольно невелика по сравнению со многими конкурентами. Будет ли она расширяться? Планируются ли продажи в России Subaru Levorg?
К.Е.: Subaru не старается и никогда не старалась стать массовым брендом, поэтому мы не ставим своей целью иметь обширную линейку, рассчитанную на широкую аудиторию. На российском рынке мы сосредоточились на сегменте SUV, и у нас нет планов по серьезному расширению модельного ряда. Наша базовая концепция – предложить покупателю очень качественные SUV. Что же касается Levorg, то на сегодняшний день цели вывести эту модель на российский рынок нет, прежде всего потому, что из-за маленького дорожного просвета Levorg плохо подходит для имеющихся в России дорожных условий.
Subaru Levorg
К: Как будет меняться стратегия Subaru в России в свете затяжного кризиса и драматического падения авторынка? Будет ли сделана ставка на более дешёвые модели и модификации или, наоборот, компания сосредоточится на премиум-сегменте? Какая модель оказалась наиболее востребованной на рынке в условиях кризиса?
К.Е.: В сегодняшней действительно очень плохой экономической ситуации Subaru не собирается менять свою стратегию. Нас часто называют нишевым брендом, и это действительно так. Наша марка – это не массовый бренд. В то же время она не является и премиум-брендом. Мы не стремимся стоять в одной очереди со всеми. Subaru – это Subaru. Но мы гордимся своими автомобилями, быстрыми, мощными, отличающимися великолепной управляемостью и очень качественными. Вот с этих позиций мы и будем бороться за клиента. Ну а бесспорным лидером продаж, причем не только на российском рынке, является Forester.
К: Какое место занимает BRZ в спортивной линейке марки? Оправдало ли себя сотрудничество с Toyota в части Subaru BRZ/Toyota GT и есть ли планы объединения Subaru с другими брендами? Насколько вообще распространена кооперация между японскими автобрендами?
К.Е.: Проект BRZ получился очень успешным. Да, общий объем продаж этой модели не так уж велик, в России реализовано 105 машин, но сам автомобиль – очень хорош. Само по себе такое сотрудничество между японскими автомобильными компаниями – случай довольно редкий, если не сказать уникальный. По крайней мере, не припомню чего-либо подобного. Subaru и Toyota и раньше сотрудничали, например, на рынке США, но тогда речь шла о производстве автомобилей Toyota на мощностях, принадлежащих Fuji Heavy Industries, а вот совместная разработка – это впервые. В целом проект действительно себя оправдал, несмотря на узость сегмента. Мы не собираемся делать эту модель массовой ни в Европе, ни в Японии, ни в США и изначально планировали продавать не слишком много таких автомобилей.
Subaru BRZ Premium Sport Package (ZC6)
К: Почему на сайтах дилеров для всех моделей указаны цены, а для BRZ, WRX и WRX S TI – нет? Сколько таких машин было продано в 2015 году? Появится ли в России WRX S TI S207?
К.Е.: В настоящий момент у нас нет таких автомобилей на складе, а значит, мы не можем рассчитать и объявить цену для покупателя. Тем не менее мы планируем дальнейшие продажи этих моделей, поэтому важно, чтобы клиенты были проинформированы о полной линейке Subaru. А вот показанная на Токийском автосалоне S207 не появится ни в России, ни где бы то ни было еще за пределами Японии. Это очень специфическая модель, ориентированная исключительно на домашний рынок.
Subaru WRX S TI S207
К: Появление модели XV в линейке Subaru явно свидетельствовало о желании освоить и массовый сегмент, предложить кроссовер, но поменьше и попроще Forester. Удалось ли это сделать?
К.Е.: Да, пожалуй. Появление XV позволило расширить границы нашей аудитории. Раньше традиционно Subaru считались «автомобилями для мужчин». XV привлекла большую долю женской аудитории. Это единственный автомобиль в нашей линейке, почти 50% продаж которого приходится на прекрасную половину человечества. Для всех остальных моделей мужчины составляют 75–85% покупателей. Но наш клиент в любом случае не относится к числу тех, кто ищет самое выгодное предложение с точки зрения цены. Он тот, кто готов заплатить за качество. Так что мы не ставим себя в один ряд с массовыми марками. Продолжая реализовывать свою стратегию, мы хотели предложить еще один вариант кроссовера, который станет таким же качественным и безопасным, но будет иметь другие размеры и оснащаться иными опциями. А еще важно отметить, что XV 2015–2016 модельных годов оснащаются двигателями с другими характеристиками по сравнению с тем, что было в 2014-м. Плюс ко всему модель получила очень важные изменения в интерьере и серьезно улучшилась звукоизоляция.
Subaru XV
К: Нет ли планов выпустить на рынок более мощные и «спортивные» версии XV?
К.Е.: «Спортивность» – это важно. Но еще важнее для нас то, что новый кроссовер по-прежнему ощущается именно как автомобиль марки Subaru, а в этом плане управляемость представляется важнее динамики. Поэтому версий XV с турбомоторами нет ни на одном рынке. Но если кому-то нужна еще и динамика, то он может обратиться к Forester, у которого в линейке двигателей есть мощный турбированный вариант.
К: Вернется ли на российский рынок «просто Impreza»? Subaru Impreza Sedan Concept – это просто концепт или «возвращение джедая»? Каковы планы касательно этого автомобиля?
К.Е.: На сегодня у нас нет таких планов в отношении Impreza, ну а Impreza Sedan Concept – это все же пока еще именно концепт, хотя и нацеленный на подготовку новой серийной модели. Но мы пока что просто не можем сказать, в какой, собственно, автомобиль этот концепт трансформируется. Вот когда прототип превратится в серийную машину, мы и будем решать, возвращать Impreza на российский рынок или нет.
Subaru Impreza Sedan Concept
К: Планирует ли Subaru что-нибудь на смену не прижившейся ни в России, ни в США модели Tribeca? Мы знаем о намерении выпустить трёхрядный кроссовер.
К.Е.: Продажи Tribeca действительно были не слишком высоки. Тем не менее сложился определенный круг владельцев, которым этот автомобиль по-настоящему полюбился. И мы знаем, что российские клиенты тоже ждут большой семиместный кроссовер от Subaru. О том, каким он станет, информации пока нет, но это будет не Tribeca, а новый, переосмысленный автомобиль, который мы с нетерпением ожидаем вместе с вами.
К: Скоро ли ждать серийную версию концепта Subaru Viziv Future, и какое место автомобиль может занять в линейке Subaru?
К.Е.: Viziv относится к тому типу концептов, которые в большей степени являются дизайнерскими упражнениями или демонстраторами технологий и возможностей инженеров, нежели прототипом реальной серийной модели. Безусловно, какие-то решения найдут свое место в будущих серийных автомобилях, но я даже не возьмусь предсказать, какие именно черты Viziv будут реализованы, а какие останутся чисто концептуальными наработками. Но в любом случае говорить о месте, которое Viziv мог бы занять в модельном ряду, мне кажется не совсем корректным. Это скорее некое материальное воплощение представлений о будущем, нежели прототип реальной машины.
Subaru Viziv Future Concept
К: В июле Subaru изменила подход к доступной в России линейке двигателей как своего флагмана Outback, так и Forester, и началась продажа версии Outback с 3,6-литровым двигателем и Forester c 244-сильным турбомотором. Как это повлияло на общий сбыт моделей? И какова доля продаж этих самых мощных версий?
К.Е.: На эти версии приходится довольно маленький процент продаж. Для нас скорее важно предоставить клиентам такую опцию. Есть часть нашей аудитории, которая хочет именно очень мощные автомобили, – вот для нее они и предназначены. На сколь-нибудь значительное увеличение продаж мы изначально не рассчитывали. И это не ситуация данного года – так было всегда и на всех рынках.
К: Появятся ли, наконец, дизельные версии Forester и Outback? Ведь у конкурентов аналоги имеются и отлично продаются, в том числе – на российском рынке.
К.Е.: Да, мы слышим от наших дилеров и клиентов запрос на дизельные версии, но и по сей день таких планов нет, хотя в принципе на некоторых других рынках дизельные Subaru продаются весьма успешно. Дело в том, что мы до сих пор сомневаемся в качестве дизельного топлива в России, которое может повлиять на характеристики автомобиля. Может быть, мы чересчур перестраховываемся, но до тех пор, пока инженеры Subaru не будут на 100% уверены в совместимости наших двигателей с местным топливом, мы не можем представить дизельные двигатели на рынке.
К: Планирует ли Subaru появление гибридных версий других моделей, помимо продающегося в США Crosstrek/XV? Стоит ли ожидать в обозримом будущем гибридных Subaru в России? Ожидаются ли в связи с этим трансформации знаменитых оппозитников и симметричного полного привода Subaru?
К.Е.: На сегодня нет планов по представлению в России гибридных моделей, поскольку со стороны рынка не ощущается потребность в них. Но мы постоянно контролируем ситуацию, и если она изменится, то будем готовы. При этом стоит учесть, что идеологически подходы Subaru к разработке гибридных силовых установок отличаются от подходов других марок. Для большинства гибридные автомобили – способ реализовать подходы к сохранению окружающей среды и экономии топлива. Для нас эти аспекты тоже важны, но все же на первом месте стоит управляемость, а также удовольствие от вождения автомобиля. Детально ответить про возможные изменения двигателей могут наши инженеры.
Subaru XV Crosstrek Hybrid
К: Автомобили Subaru справедливо считаются эталоном безопасности. Все продающиеся в США модели уже 5 лет получают Top Safety Pick, и во многом это обеспечивается благодаря электронной системе помощи водителю и предупреждения столкновений EyeSight. Но вот автомобили российского рынка такой системой не оснащаются. А почему? Потому что в компании считают, что в России Subaru покупают активные и опытные водители, и им никакие системы такого рода (контроль за выездом из полосы, контроль слепых зон, автопарковка) не нужны?
К.Е.: Спасибо, что затронули этот вопрос! И стоит отметить, что и до внедрения системы EyeSight наши автомобили славились своей безопасностью и получали высшие баллы. Что же касается представления EyeSight на автомобилях российского рынка, мы сейчас тестируем ее на наших дорогах, изучая возможность работы в российских условиях. Локализация системы требует очень глубокой настройки и приведения в соответствие с местными дорожными условиями и особенностями движения. Например, изначально EyeSight реагирует на разметку, и если зимой дорогу занесет снегом, а система будет в том виде, в котором функционирует в США или других странах, то она ничего не поймет и не будет работать корректно. Все это требует времени. На сегодня окончательного решения еще нет, но мы находимся в процессе его принятия. Система вполне может быть интересна и на российском рынке, и мы готовы ее привезти, но должны быть полностью уверены в ее эффективности. Кстати, в Европе EyeSight появилась лишь в этом году, только на модели Outback, и далеко не во всех странах.
К: Почему для навигационно-развлекательной системы Subaru была выбрана платформа Android? Есть ли планы добавить возможность интеграции с мобильными устройствами (помимо музыки через bluetooth)?
К.Е.: Касательно системы на Android – это был проект только для России и только для моделей XV и Forester. А вот в новом Outback ставка сделана именно на интеграцию со смартфонами, и как раз в этом направлении мы и будем работать, расширяя степень этой интеграции. И это общий тренд, в котором движутся все автопроизводители.
Торпедо Subaru XV
К: Subaru – одна из немногих марок, участвующих в проходящих в России соревнованиях в качестве заводской команды. Планируется ли продолжить это участие? Есть ли намерение выступить в каких-то других сериях, помимо РСКГ и чемпионата России по ралли?
К.Е.: Это не совсем заводские команды, поскольку в сотрудничестве участвует именно Subaru Russia, то есть их скорее стоит называть «командами марки». Мы считаем, что программы были весьма успешны и их можно продолжить. Насчет развития и участия в других автоспортивных дисциплинах – у нас масса идей, но пока они не вышли за пределы предварительного рассмотрения.
К: Многие марки со спортивными амбициями создают фирменные школы экстремального вождения и считают их важным компонентом продвижения бренда. В России есть школы вождения, где используют автомобили Subaru, но фирменной – пока нет, насколько мне известно. Будет ли организовано что-то подобное?
К.Е.: И опять – такая же ситуация. В принципе мы осознаем потенциал такого рода мероприятий, и идеи такие есть, но пока они не вышли на уровень каких-то конкретных планов.
К: В следующем году Россия в связи с вступлением в ВТО должна начать снижение ввозных пошлин на автомобили. Ожидаете ли вы каких-то перемен в этой связи? Какие задачи ставит перед собой компания на 2016 год?
К.Е.: Тут пока мы не можем ничего сказать – окончательно сформулируем планы на следующий год только в его начале.
К: Многие, даже абсолютно лояльные к марке, клиенты жалуются на высокую цену обслуживания, расходных материалов и запчастей. Будете ли вы что-то делать для того, чтобы снизить затраты владельцев?
К.Е.: Мы отслеживаем цены на запасные части и сравниваем их с другими брендами как массового, так и премиум-сегмента, и наши цены на обслуживание соответствуют рыночным. Также важно отметить, что на цену влияет страна-производитель – большинство запчастей и комплектующих мы импортируем из Японии. Единственное, что мы можем сделать – это найти в России предприятия, готовые производить для нас запасные части и расходные материалы в полном соответствии с нашими требованиями, которые весьма высоки. Такую работу мы сейчас ведем, но я не готов сказать, когда она приведет к конкретному результату.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться