К: Не так давно публиковался пресс-релиз с финансовым отчетом Goodyear за первый квартал 2016 года. Россия как отдельный регион там не упоминается. Расскажите, пожалуйста, каковы результаты продаж в 2015-м и начале 2016-го?
Ф.Т.: И с точки зрения объема, и с точки зрения завоевания доли рынка в 2015 году компания Goodyear проделала очень хорошую работу. Мы продали больше шин, чем в предыдущем году, и увеличили свою долю рынка как в премиальном, так в бюджетном сегментах. Но поскольку мы импортируем все наши продукты, а курс рубля к твердым валютам в 2015 году был под очень большим давлением, и эта ситуация сохранилась и в первом квартале 2016-го, наши финансы также оказались под давлением.
Нам пришлось вести серьезную борьбу по достижению поставленных целей в области финансов, но тем не менее в плане объемов продаж в натуральном исчислении и доли рынка у нас были серьезные успехи, и в потребительском сегменте, и в грузовом, и в сегменте шин для строительной техники.
К: Какое вообще место занимает Россия в рейтинге рынков сбыта Goodyear? С какими странами мы соседствуем по объемам спроса?
Ф.Т.: Прежде всего хотелось бы отметить, что мы абсолютно уверены в огромном потенциале российского рынка. Начнем с шин для строительной техники. Ситуация здесь очень стабильна, гораздо стабильней, чем в других сегментах. Если перейти к сегментам грузовых шин и потребительскому сегменту, то здесь мы столкнулись с гораздо большими трудностями. Поскольку мы являемся импортирующей компанией и не имеем местного производства, нам приходится вести тяжелую конкурентную борьбу. Тем не менее в секторе грузовых шин мы по-настоящему сильны и занимаем очень важные позиции. И здесь место России примерно такое же, как и у крупнейших западноевропейских стран.
Примерно то же самое можно сказать и про сегмент шин для строительной техники, хотя российских рынок таких шин действительно очень большой, гораздо больше рынка европейских стран.
Не могу сказать, что мы использовали все имеющиеся у нас возможности, так что компания пребывает в процессе развития. В любом случае, продажи Goodyear в строительном сегменте выглядят очень достойно. Однако российский рынок очень отличается от рынка, например, Германии. Там мы продаем очень много шин для автокранов, которые мы также рассматриваем как строительную технику. Российский рынок вполне сравним с рынком Южной Африки, а это очень серьезный и большой рынок.
Совсем иначе выглядит ситуация в потребительском сегменте. Это очень волатильный сегмент, на него очень сильно воздействуют экономические подъемы и спады. Но и здесь у нас есть серьезные шансы на победу. Пока что наша доля здесь невелика, и мы занимаем 10-е место. Это ваши оценки, но они в целом справедливы. Это результат прошлого года. Всегда есть некий временной лаг между нашими продажами и продажами дилеров. И в 2015 году мы серьезно нарастили наш сбыт дилерам, но у них все еще есть определенный запас шин на складах, которые они должны продать своим клиентам. В этом году мы ожидаем еще лучший результат.
К: Так какую цель вы ставите, какой доли рынка хотите добиться?
Ф.Т.: У нас есть пятилетний план развития, и он предусматривает удвоение наших объемов продаж, а также увеличение доли рынка более чем в два раза. И это не пустые разговоры, все эти планы подкреплены теми инструментами, которые есть в нашем распоряжении, и четкой программой действий.
К: Вы уже отмечали, что Goodyear — это стопроцентный импортер и у компании до сих пор нет собственного производства шин в России. Лет пять назад, судя по интервью Бенджамина Виллота журналу «За Рулем», вопрос строительства предприятия находился в подвешенном состоянии. Сейчас что-нибудь поменялось? Может быть, вы решили отказаться от этой идеи?
Ф.Т.: В этом вопросе мне придется обойтись самыми общими словами. Компания Goodyear всегда думает о том, как стать более прибыльной и эффективной на местных рынках, и себестоимость производства шин всегда находится в фокусе нашего внимания. Россия в этом плане — не исключение. Но на данный момент позвольте мне на этом и остановиться. Но мы рассматриваем все возможности, и вопрос не снят с повестки дня. Тем не менее конкретных решений по этому вопросу пока нет.
К: У вас есть несколько заводов по восстановлению грузовых шин. Судя по тому, что недавно открылся новый, этот бизнес весьма успешен? Можете ли вы озвучить какие-то результаты работы этих предприятий? Выручку, прибыль или, например, количество шин, проходящих через них ежегодно?
Ф.Т.: Доля шин, проходящих процедуру восстановления в западной Европе, намного больше, чем в России. Причин этого довольно много. Во-первых, значительно лучшие дорожные условия в Европе. Даже после 200, 300 или даже 400 тысяч километров по европейским дорогам каркас шины остается в значительно лучшем состоянии и лучше подходит для замены протектора, чем после 150 тысяч на российских дорогах.
А если у вас нет каркасов шин в достойном состоянии в достаточном количестве, то возникает много проблем. Что мы можем сделать — это постараться организовать весь процесс так, чтобы все операции с конкретной шиной были выполнены в соответствии со стандартами Goodyear, с использованием материалов Goodyear, и чтобы работу производило предприятие, авторизованное Goodyear.
Обратите внимание, что авторизованные предприятия, занимающиеся восстановлением шин, не являются подразделениями нашей компании. Это совершенно самостоятельные фирмы, с которыми мы взаимодействуем, которые мы поддерживаем поставками оборудования и материалов, но действуют они на собственный страх и риск. И когда дело доходит до финансовых оценок, то все показатели относятся только к ним, так что я ничего не могу об этом сказать. Мы стараемся собрать как можно больше каркасов, пригодных для восстановления, и снабдить ими компании, занимающиеся этим бизнесом.
И тут важно отметить, что бюджетный ценовой сегмент шинного рынка больше не принадлежит безраздельно китайским производителям. Тут надо учесть, что существует два типа покупателей. Одни покупают шины с наименьшей ценой за километр пробега, учитывая не только цену, но и ходимость, а другие просто ориентируются исключительно на цену. И это важнейшее различие. Если у вас есть ограниченное количество денег, выделенных для покупки шин на имеющийся у вас парк автомобилей, вы вынуждены ориентироваться прежде всего на цену. Но если вы ставите задачу добиться максимальной эффективности своих инвестиций в покупку шин, вам нужен их максимальный пробег. И вот тут важную роль начинает играть использование восстановленных шин, поскольку восстановление позволяет продлить жизненный цикл и увеличить пробег единичной шины.
К: Какие модели линейки Goodyear наиболее востребованы в России? Есть ли планы по выводу новых моделей шин в этом году в России?
Ф.Т.: В потребительском сегменте шинного рынка примерно 60% спроса приходится на зимние шины и 40% на летние. Внутри сегмента зимних шин, в соответствии с теми зимними условиями, которые мы имеем, как минимум 75% приходится на шипованные шины. В России, смещаясь в южные регионы, вы можете наблюдать уменьшение этой доли. При продвижении на восток или на север она, наоборот, увеличивается, доходя до 90-95 или даже 100%. Соответственно, больше всего мы продаем именно в сегменте шипованных зимних шин.
Это такие модели, как, например, Goodyear UltraGrip Ice Arctic. Среди фрикционных шин наиболее популярны Goodyear UltraGrip Ice. Это если говорить о зимних шинах. Если речь идет о лете, то мы вывели на рынок новые модели: Goodyear Eagle Asymmetric 3. Это новое поколение высокоскоростных шин категории high-end. Обычно спрос на них сконцентрирован в Москве и других крупных городах, но мы выпускаем эти шины и в самых массовых размерностях 14, 15 и 16 дюймов.
В сегменте 4х4 мы представили новую фрикционную зимнюю шину Goodyear UltraGrip Ice SUV для внедорожников. Она пользуется спросом, потому что многие владельцы SUV считают, что полный привод позволяет им успешно обходиться без шипов.
Однако в любом случае Goodyear много инвестирует в новые продукты, в частности в зимние шины, в том числе и рассчитанные на применение в основном в России. Я говорю о шипованных шинах. Собственно говоря, нигде, кроме России и Скандинавских стран такие шины не применяются. Тем не менее мы продолжаем инвестировать средства в разработку шин для суровых зимних условий. Что же касается летних шин, то тут нам доступны все наработки, которые мы сделали для западноевропейского рынка, поскольку летние условия в России и Западной Европе различаются не слишком сильно. Единственным различием является то, что в России летние шины можно эксплуатировать в течение пяти месяцев, а в Европе — на пару месяцев больше, с марта по октябрь.
К: Что продается лучше из зимних шин Goodyear – «шиповка» или «липучка»? Отвоевывает ли фрикционная резина покупателей у шипов или наоборот?
Ф.Т.: Давайте я для начала приведу пример из собственного опыта. Мне приходится ездить в основном по Москве, и передвигаюсь я на легковом, но полноприводном седане BMW, и мне вполне хватает европейских зимних шин. Их даже нельзя назвать «фрикционными», поскольку при таком же рисунке протектора в них использован другой компаунд. В целом я бы рекомендовал для использования в Москве и крупных городах фрикционные шины, но как только вы покидаете пределы этих населенных пунктов, вам нужны шипы. Но это одна сторона вопроса.
Вторая касается того, что шипы разрушают дорожное покрытие, и требуется строго контролировать неиспользование шипованных шин в летний период. Использование шипов в летний период наносит серьезные повреждения, не говоря уже о шуме, который они производят. Обычно все так и происходит, люди зимой используют зимнюю резину, летом меняют ее на летнюю. Но если они испытывают недостаток средств и пытаются сэкономить, а такое случается довольно часто, то кто-то может попробовать ездить на шипах и летом. И действительно, такие машины можно увидеть. Но в целом наши продажи соответствуют рынку в целом, и соотношение шипованных и фрикционных шин совпадает с упомянутым выше.
К: Каких шин Goodyear продается в России больше – на первичную комплектацию машин или частным владельцам? Отличается ли эта пропорция от картины на других рынках сбыта? Какие автомобили оснащаются шинами Goodyear в «первичке»?
Ф.Т.: Если говорить об автомобилях, которые собираются или производятся по полному циклу в России, то, к нашему сожалению, таких моделей пока нет. И нас это не радует, потому что если кто-то покупает новый автомобиль, оснащенный на конвейере шинами Goodyear, то с большой вероятностью при замене шин он приобретет комплект того же бренда. И если ты не инвестируешь в шины первичного оснащения, то ты теряешь определенные возможности.
Но в больших городах и в Москве в частности вы можете наблюдать значительную долю автомобилей произведенных в западной Европе или Японии. И вот среди импортируемых моделей доля машин, оснащаемых шинами Goodyear, довольно высока, и это приводит к видимому эффекту повышения спроса на наши шины при их замене.
Посмотрите на Mercedes AMG или Maybach, которых немало припарковано у любого пятизвездочного отеля или бизнес-центра. Все они на конвейере оснащаются шинами Goodyear.
К: А какие автомобильные марки являются основными потребителями шин Goodyear в плане первичного оснащения?
Ф.Т.: Прежде всего стоит упомянуть все большие немецкие бренды, такие как BMW, Porsche, Mercedes, VW, Audi. В меньшей степени это касается больших французских марок — там, по вполне естественным причинам, доминирует Michelin, как французский бренд. Мы оснащаем некоторые модели FIAT. Есть у нас и такие престижные покупатели, как Rolls-Royce и Maybach. Имеются и японские модели, но они больше работают с маркой Dunlop.
К: Финны из Nokian гордятся тем, что испытывают шины на своем полигоне за Полярным кругом. А где Goodyear испытывает шины для российского рынка?
Ф.Т.: У нас тоже есть полигоны за Полярным Кругом, где условия точно соответствуют территориям, где будут эксплуатироваться наши шины. В частности, у нас есть полигон в Ивало, в той же Финляндии. Ну а для влажных условий с большим количеством дождей летом у нас есть полигон во Франции, в Миревале, это большой полигон для европейского рынка, и несколько меньший полигон в Люксембурге, рядом с нашим конструкторским центром. Еще один центр и полигон расположены в Германии. Но главные полигоны — это Ивало и Миреваль, и именно там испытываются все шины для России.
К: Говоря о глобальных трендах, насколько реалистичным вам кажется сценарий отказа от газонаполненных шин в пользу «безвоздушных»? Это действительно перспективная технология или в ней больше шоу, чем перспектив?
Ф.Т.: На глобальные тренды развития шин влияют прежде всего автопроизводители, то, как они хотят обеспечить скоростные характеристики, экономичность и безопасность своих разработок при помощи новых шин. Кроме того, на Западе мы видим постоянно возрастающую роль альтернативных источников энергии. Во всяком случае, уже сегодня не все автомобили работают исключительно на углеводородном топливе. Все популярней гибридные силовые установки, использование солнечной энергии и зарядка от электросети. И для электромобилей уровень производимого шума становится весьма актуальным. Главными источниками шума являются обтекающий машину воздух и шины. И даже для автомобилей традиционной конструкции, причем относящихся к бюджетной категории, вклад аэродинамического и дорожного шума становится выше, чем шум двигателя. И в этой области автомобильный бизнес мотивирует производителей шин сосредоточиться на разработке новых концепций.
И наш партнер BMW, и другие производители много говорят о пенонаполненных шинах как о способе защиты от проколов, так и о методе борьбы с шумом. Шины с технологией runflat уже сейчас используются для первичной установки на автомобили BMW. Эти разработки уже сегодня позволяют уменьшить шум и повысить безопасность движения. Под безопасностью я имею в виду проехать до 80 км после повреждения шины и добраться до точки обслуживания. Но это не будущее, это сегодняшний или даже вчерашний день. Тем не менее стоит отметить, что с момента появления технологии runflat и запуска в производство первого поколения таких шин было проведено множество исследований, и сама технология была серьезно усовершенствована. Первое поколение даже сравнивать нельзя с современными моделями.
Что я думаю о перспективах, о безвоздушных или сферических шинах? Лично я пока что считаю их в большей степени концептом, нежели ближайшей перспективой, которая буквально завтра будет использоваться в мире в целом и в России в частности. Однако я предвижу гораздо более широкое, нежели сегодня, использование в России шин с технологией runflat.
Такие шины обеспечивают большую мобильность и уменьшают риск того, что вы столкнетесь с проколом или разрывом колеса где-то вдали от цивилизации. Использование таких шин позволяет отказаться от запасного колеса, а значит — уменьшить массу автомобиля, что, в свою очередь, положительно влияет на топливную экономичность.
К: А какие еще тенденции в развитии шинных технологий из тех, что мы увидим в течение ближайших 5 — 10 лет, вы считаете необходимым отметить? Runflat вы уже упомянули, а что еще?
Ф.Т.: Автопроизводители очень хотят избавиться от необходимости возить запасное колесо. Безопасность — тут снова нужно упомянуть runflat. В целом основные элементы, на которых мы должны сосредоточиться, это вес, безопасность, потребление топлива и комфорт. И производитель шин должен найти компромисс между этими элементами в соответствии с моделью и конструкцией автомобиля, а также дорожными условиями, превалирующими на том или ином рынке. Например, касательно России. Если вы ставите на автомобиль шипованные шины, то вам не стоит сетовать на слишком большой уровень шума.
А еще мы видим растущий спрос на всесезонные шины в южных регионах России. Это является своего рода вызовом, поскольку ранее мы не уделяли всесезонным шинам достаточного внимания и не занимались их активным продвижением. Естественно, такие шины могут найти применение только в южных регионах и, возможно, в крупных городах, таких как Москва. Эти шины можно использовать в качестве летних, но они, тем не менее, не могут заменить зимних шипованных шин.
Кроме того, как мне кажется, в ближайшие годы мы будем наблюдать эволюционное, а не революционное развитие шинных технологий. Но в будущем революция неизбежна, и ее результатом станет что-то похожее на 360-градусные сферические шины, наподобие нашего концепта Eagle 360, который мы показали в марте этого года в Женеве. Это действительно уникальная, не имеющая аналогов и абсолютно революционная концепция.
К: Ну и последний вопрос. В каком элементе конструкции шины мы увидим наиболее быстрый прогресс, в появлении новых революционных компаундов, в рисунке протектора или в конструкции каркаса шины?
Ф.Т.: Как ни странно, проще всего изменить именно компаунд. Это не требует серьезной реорганизации производства. Следующий по сложности изменений — рисунок протектора. Но идеально, конечно, модифицировать одновременно все эти два элемента. Например, изменив дизайн протектора и не преобразовав компаунд в соответствии с этим новым рисунком, вы не получите расчётного улучшения характеристик шины. Конструкция шины в целом — это всегда компромисс между этими элементами, и одновременная согласованная их модификация позволяет добиться наилучшего баланса веса, топливной эффективности, комфорта и безопасности.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться