Торги с Дядей Сэмом
История нашего "Тигра" такова. На самом рубеже XX и XXI века то ли раздосадованные "проблемой – 2000", то ли террористической атакой на башни-близнецы, то ли какой-то иной американской проблемой арабские товарищи из Объединенных Эмиратов обратились к своим российским друзьям с просьбой разработать для них некий аналог армейского "Хаммера". Непосредственным заказчиком выступила компания Bin Jabr Group Ltd (BJG), представлявшая интересы иорданской королевской фирмы King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB).
На фото: ГАЗ 29753 "Tiger III" '2002
Впрочем, ряд экспертов считает, что именно к "Хаммеру" заказчики в то время и приценивались. Но то ли рассчитывали поторговаться с Дядей Сэмом и сбить цену, то ли действительно искали возможную альтернативу… Так или иначе, по информации СМИ, заказчик выделил россиянам на разработку и изготовление опытных образцов ни много ни мало, а $60 млн.
Российская оборонная промышленность в ту пору была не в самой лучшей форме. Так же, как и Группа ГАЗ, которой и поручили разработать это отечественное изделие. Между прочим, призванное (так уж вышло с самого начала) конкурировать с признанными и раскрученными американскими аналогами. Деньги на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) тоже оказались не лишними. И в результате сложилась одна из немногих в российской практике ситуаций, когда новые для РФ капиталистические отношения и международное сотрудничество действительно привели к созданию конкурентоспособного военного автомобиля.
На фото: ГАЗ 2975 "Tiger I", "Tiger II" и "Tiger III" '2002
Этот автомобиль, Tiger HMTV, был представлен заказчикам на Международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби и получил от них самую высокую оценку. Тем не менее, по здравом размышлении, они всё-таки предпочли закупить тогда проверенные и признанные во всем мире "Хаммеры". Впрочем, все остались в выигрыше: россияне получили практически готовое к серийному производству собственное изделие, американцы продали "Хаммеры", а арабы чуть позже всё-таки организовали в Иордании производство несколько модернизированного под свои нужды "Тигра" под названием Nimr.
Гонка с Iveco
Путь "Тигра" в российские войска тоже оказался непростым. Сперва им заинтересовались другие силовики: СОБР, различные структуры МВД. Затем и Минобороны начало закупать "Тигры-М". Но в бытность министром Анатолия Сердюкова появилась идея полностью от них отказаться – в пользу итальянских Iveco LMV, даже получивших "русское народное" название "Рысь" (видимо, по примеру поездов Siemens – "Сапсан" и Pendolino – "Аллегро"). Кроме того, военные чиновники были недовольны броней и слабой противоминной защитой.
На фото: Iveco LMV «Рысь»
Уход Сердюкова в отставку и назначение на его место Сергея Шойгу стал поистине звездным часом "Тигра": армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок. Правда, и защиту от мин производитель поспешил увеличить. Что касается брони, то впоследствии оказалось, что Минобороны было недовольно третьим классом защиты при полной возможности заказать пятый…
Серийное производство автомобилей "Тигр" организовано на ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (АМЗ), который также делает различные бронетранспортеры. На родном для "Тигра" Горьковском автозаводе осталось, по всей видимости, только производство гражданской продукции.
На фото: СТС ГАЗ 233114 "Тигр-М"
Модификации "Тигра"
Сегодня на заводе в Арзамасе производят несколько версий автомобиля: ГАЗ-233034 — СПМ-1 (специальная полицейская машина) с уровнем баллистической защиты 3 класса, ГАЗ-233036 — СПМ-2 с защитой 5 класса, армейский ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА – командно-штабная машина, а также ГАЗ-233001 в небронированном пятидверном корпусе. Разработаны на базе "Тигра" ПТРК "Корнет-М" / "Корнет-Д" – боевая машина противотанкового ракетного комплекса, командный пункт ЗРК "Морфей", праворульный вариант и кабриолет – для того, чтобы принимать парады (последний находится в Санкт-Петербурге в распоряжении Западного военного округа).
Шасси у "Тигра" рамной конструкции, хотя бронированный вариант вполне мог бы обойтись и без нее. Кузов цельнометаллический, рассчитан на перевозку 4-9 человек и 1,2 – 1,5 тонн груза (в зависимости от модификации). В стандартную комплектацию автомобиля обязательно входит гидроусилитель руля – без него машиной массой пять с половиной тонн управлять попросту невозможно.
На фото: ГАЗ-233034 — СПМ-1, ГАЗ-233036 — СПМ-2
Также в стандартную комплектацию входят позаимствованная у БТР независимая торсионная подвеска колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин, предпусковой подогреватель, электрическая лебедка. У гражданской модификации нет предела совершенству тюнинга, и ее стоимость колеблется от $100 тыс. до $120 тыс.
Бездорожье и асфальт
Все, кто тестировал машину на асфальте, сходятся на том, что на высоких скоростях у нее бывают проблемы с управляемостью – особенно при наличии накатанной колеи (пусть и небольшой для таких колес). Многим памятна история о том, как во время крымской кампании 2014 года водитель армейского "Тигра" не справился с управлением и разбил междугородний троллейбус. По всей видимости, проблема была именно в этой конструктивной особенности внедорожника.
На фото: ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА
Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу". Собственно, этого от машины и добивались ее создатели. Не стоит забывать, что "Тигр" – военное изделие, и по-настоящему гражданской даже номинально "гражданская версия" является лишь постольку-поскольку.
Знаменитые и немногочисленные владельцы
Высокая стоимость версии "Тигра" для свободной продажи (около 60 000 долларов) объясняется в первую очередь тем, что она даже не мелкосерийная, а практически индивидуальной сборки. Кроме того, для такой дорогой (в розницу) машины все отмечают "излишне советский" интерьер, начиная с кондовых сварных швов, заклепок и т.д. Несмотря на шумоизоляцию, расположенная в салоне коробка передач также не дает забыть, что вы находитесь в армейском вездеходе.
На фото: ГАЗ-233001
Владеют такой техникой около двух десятков человек, и подержанные гражданские "Тигры" почти всегда есть в продаже (в данный момент мы нашли экземпляр за 13 000 000 рублей 2012 года). Список их владельцев сразу дает понять, кто является целевой аудиторией такого автомобиля: Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский. Впрочем, говорят, что режиссер своего "Тигра" продал. Жириновский же в мае 2014 года публично подарил свою машину луганским повстанцам.
Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго – в сентябре он был разбит и брошен ими то ли на поле боя, то ли при каких-то иных обстоятельствах (информация об этом поступала крайне противоречивая). Так или иначе, трофей оказался в руках нацгвардии Украины и далее его следы затерялись.
На фото: ГАЗ 233034 СПМ-1 и ГАЗ 233036 СПМ-2
Что в итоге?
Пожалуй, еще с советских времен отечественная промышленность относительно неплохо производит военную технику, но всегда была беспомощна при ее адаптации к мирным условиям. Зато вполне возможно, что выпускать доступные модификации когда-нибудь будет Китай, в свое время он закупил несколько машинокомплектов для лицензионной сборки "Тигра" на своей территории. А из этого запросто со временем сможет вырасти какой-нибудь очень похожий китайский внедорожник.
Краткие технические характеристики "Тигр" 4х4
Габариты (Д х Ш х В), мм | 5 700 × 2 300 × 2 200 |
Снаряженная масса, кг | 5 300 |
Клиренс, мм | 400 |
Колесная база, мм | 3 300 |
Размер шин | 335/80 R20 |
Двигатель | ЯМЗ-5347-10 (Россия) или Cummins B-205. Ранние образцы оснащались ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и Cummins B-215 |
Привод | полный |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 125 |
Угол преодолеваемого подъема, градусы | 30 |
Допустимый крен при движении по косогору, градусы | 20 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,9 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."
А они сепаратисты и есть.
Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго...... Это автомобильный сайт?? Почему автор решает кто сепаратисты, а кто нет?
Автор не решает. Автор, видимо, просто грамотнее вас и знает, что означает термин "сепаратизм". Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автономии.
Какие же "Луганские сепаратисты". Это Луганские имперцы сражаюncz с бандеровскими сепаратистами
Странное сравнение. Один это "джип" увеличенных размеров,другой БТР уменьшенных. )) Ни очень корректно сравнивать.Да и по годам разработки.Один в прошлом веке,другой в нынешнем ))) Тот джип и на войне и на гражданке. Этот что то ни очень (((
Интересно. Это низкопоклонство перед западом просто зашкаливает. Почему борзописцы сравнивают "Тигр" с Хаммером? Ведь давно известно, что Хаммер жалкое подобие нашего УАЗика. И самое главное побольше забугорных слов. От этого написанное становится "умнее". Не хочу сравнивать в теории что лучше: "Тигр" или Хаммер. Загоните оба авто на хорошее наше "направление" и пусть они пободаются.
Нет, это не "низкопоклонство перед западом". Это - "квасной патриотизм". Кому это "всем" известно? Что за чушь? УАЗ - это урод, каких мало. Постоянно ломающийся, маломощный чахоточный выкидыш нашего автопрома.
Сравнивать HMMV или как он там правильно называется с УАЗом категорически некорректно. До появления Тигра логичнее было бы его сравнивать с ГАЗ-66. Про жалкое подобие - хочу уточнить. К сожалению, по качеству и надежности УАЗ это жалкое подобие на самого себя. При всех его конструктивных плюсах.
Ой да ладно у вас всё должно ездить без то и поддержания тех.состояния чтоль? Кто ухаживает за узиками те особо и не парятся. А эта болезнь "где надо и не надо вставить херню которую сам не пойму" у борзописцев всегда была и ей очень многие страдают. Да и как я понял тут большинство видело ну максимум гравийку, да недалеко от городов. Да удобство пассажиров в технике к которой было "1" требование - проходить "везде" - помилуйте о чём вы там думали... Я даже на обычный просёлок в реношках и другой херни для асфальта не сунусь. Для этого есть козлики копейки и другие виды "заклёванных" горе от ума СПЫЦЫАЛИСТОВ. А над владельцами современных "внедорожников" я тихо плачу смеясь над ними. 90% этих "внедорожников" застрянут на подкисшей колеи сразу и без тракторов их хрен сдёрнеш с места. По поводу что первей смотрите года разработок. А так хамви в своё время был более новым и более разрекламированным. У пиндосов всегда так что больше рекламируют то имеет много геморроя. Я лично из рекломируюмых только кольт 1911 года образца который нормально работает без особых нареканий.
А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."