Встречают по одежке
Мировой опыт подсказывал, что в первую очередь модернизации требует внешность, которая у "десятки" по ряду причин получилась весьма своеобразной. Таким образом, перед дизайнерами стояла непростая задача: требовалось не только "освежить" автомобиль, но и избавить его от тяжеловесности, свойственной "беременной антилопе" десятой модели.
Стало очевидно, что потребуется не только типичная для таких случаев замена бамперов или каких-то накладок, но и полная переделка передней и задней частей. Ведь чтобы радикально поменять оптику, придется изменить капот, который у "десятки" заходит на передние крылья. Да и задний бампер, стыкующийся с задним крылом вертикально, визуально делал машину более грузной. И, наконец, требовали пересмотра задние же колесные арки, из-за которых автомобиль как раз и выглядел, что называется, безвольно.
Дизайнеры не сразу пришли к окончательному решению – внешность серийной Приоры предваряло пять предыдущих, в своём роде поисковых, вариантов. Изначально ВАЗовцы пытались решить вопрос "малой кровью" – с использованием оптики от ВАЗ-2123 (Шевроле-Нивы) и минимальными доработками по "железу". В силу технологических ограничений, при модернизации нельзя было менять штампы крыши, дверей и боковин, что, впрочем, редко делают при классическом фейслифтинге.
Opel Vectra B
Довольно долго дизайнерам пришлось искать форму задней части. И они ее нашли! По общему стилю корма напоминает некоторые европейские автомобили конца девяностых (например, Opel Vectra B). Окончательный внешний облик был сформирован в начале 2001-го – по сути, как раз в то время "десятка" и требовала косметического рерайта.
Предсерийный седан ВАЗ-2170
Подразумевалось, что обновление затронет не только седан, но и хэтчбек 2112, а также универсал 2111. После седана начался выпуск пятидверки с индексом 2172, а затем и универсала 2171
В таком виде Приора и предстала перед публикой в 2003 году
Нелегко давался дизайнерам и интерьер. При жестких ограничениях (например, сиденья трогать было нельзя), на ВАЗе сделали свой, довольно интересный вариант под названием Status (его можно видеть на опытных образцах), но... затем разработку заказали итальянской инжиниринговой фирме Carcerano Creative Engineering, на тот момент недавно (в 1999-м) основанной в Турине Пьером Луиджи Карчерано.
ВАЗовский вариант интерьера Status
Правда, компания была не столько дизайнерским ателье, сколько инжиниринговым предприятием, и собственно с проектированием вариантов интерьера от итальянцев все получалось поначалу не совсем гладко. Тольяттинским дизайнерам пришлось отправляться в Италию и, образно говоря, "подгонять напильником" европейское творение под уровень вазовской школы. И это – без иронии: ведь к тому времени у дизайнеров ВАЗа был большой опыт в проектировании интерьеров автомобилей и его практической реализации на уровне запуска в производство.
Интересно, что дизайнеры практически не работали с мягким материалом, ограничившись фрезеровкой куба, изготовленного по математической модели. Тем не менее, объективно дизайн деталей интерьера (особенно приборной панели!) у Приоры следует признать лучшим из ВАЗовских автомобилей периода до десятых годов этого века.
У Priora – вполне «иномарочный» интерьер. Похоже, например, на салон Chevrolet Lacetti
Не косметикой единой
Кроме видимых невооруженным взглядом изменений, в процессе превращения из "десятки" в Приору автомобиль заметно изменился и на уровне технологий. Стали меньше отклонения в кузовных панелях, точнее выполнены штампы, сопряжения, сварка. Этому способствовала и закупка отдельного оборудования (в частности, лицевых штампов) в Японии.
По количеству оригинальных деталей Приора отличается от ВАЗ-2110 почти так же (!), как, например, Калина! Да, несмотря на внешнюю схожесть и близкую основу каркаса, автомобиль в процессе обновления подвергли серьезной модернизации – настолько старые технологии не хотели стыковаться с новым уровнем, на котором в Тольятти захотели сделать модель!
На фото: ВАЗ 110 и LADA Priora
На фото: ВАЗ 110 и LADA Priora
На фото: ВАЗ 110 и LADA Priora
И хотя принципиально компоновка и платформа Приоры не изменились по сравнению с предыдущими переднеприводниками, на "семидесятке" её основательно "перелопатили", устранив многие недостатки, присущие "десяточной" ходовой части. Подвески получили новые детали и характеристики упругих элементов, рулевое управление снабдили электроусилителем, тормоза стали эффективнее и легче. Даже 16-клапанный мотор, который в свое время казался пределом мечтаний и верхом совершенства, получил поршни с укороченной юбкой и новый кривошипно-шатунный механизм. У нас никому не нужно рассказывать, что мотор с индексом 21126 получился в итоге очень бодрым, но при этом экономичным и экологичным.
Более того, Приора стала первой моделью ВАЗа, доработанной с учетом требований EuroNCAP и получившей в качества заводского оборудования подушки безопасности и преднатяжители ремней! Также впервые на ВАЗе была применена частичная мультиплексная проводка – так называемая CAN-шина. Что бы ни говорили злые языки, ВАЗовцам удалось довольно успешно осовременить своего трудного ребенка десятой модели, приблизив его по уровню технологий к современным разработкам того времени. Ведь Приора с точки зрения прогрессивности конструкции ни в чем особо не уступала, например, тому же Логану и заметно превосходила при этом Нексию и Ланос.
Приору поставляли даже в Германию
На принципиально ином уровне была сделана и оптика Приоры. Современная, красивая, эффективная головная оптика – это именно то, чего не хватало "слепым" Самарам-2 и автомобилям десятого семейства.
На автомобилях первых выпусков стояли колесные диски 2110
Да и комплектация могла быть невиданно роскошной по меркам былых ВАЗов. Полный электропакет, подогрев сидений, кондиционер, электроусилитель руля и даже АБС – Приора изначально задумывалась как конкурент автомобилям иностранного производства не только по части цены, но и по уровню комфорта! При этом оборудование не просто номинально присутствовало на своих местах, но и вполне нормально функционировало.
Силуэт Приоры получился довольно динамичным: он практически лишен «десяточной» тяжеловесности
Долгожительница
Опытный образец будущей Приоры был готов в 2003-м. Однако установочная серия ВАЗ-2170 была выпущена лишь в 2006 году. С начала 2007-го количество произведенных Приор начало измеряться сотнями, а к концу года завод вышел на объем в 6 000 автомобилей ежемесячно. Уже в начале 2009-го Приора полностью вытеснила "десятку" на конвейере, став на тот момент самым мощным и хорошо оснащенным автомобилем ВАЗа. Симпатичная внешне и неплохо "напичканная" опциями машина с довольно динамичным двигателем быстро нашла своего покупателя и выпускается до сих пор, став настоящим долгожителем по меркам современного автопрома.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Надо было запускать в серию удлиненную приору (как премьер у супер-авто), чтоб она была в С-классе и не конкурировала с В-калиной. А еще запустить короткую трехдверную калину для А-класса. Вот вам и нормальный модельный ряд, а не четыре семейства авто одного размера , но разных эпох.
Слишком короткая статья, много чего интересного можно было написать. Хотя бы сравнение фотографий приоры и десятки под одним ракурсом. Не понимаю, по какой причине нету ни одного изображения десятки.В общем, как часто бывает на этом ресурсе - тему нашли интересную, но реализовать не смогли.
Автоваз такой автоваз... Пытался я несколько раз поездить в приоре - более неудобной машины не видел из легковых. На картинках все норм, а в жизни очень некомфортно и неэргономично. Ну и да, держать на конвейере приору, гранту, калину одновременно - это бред.
Спасибо за статью. Опять все по делу и интересно. Но, действительно, хотелось бы больше подробностей. Например слышал, что первые приоры были чуть ли не с 83 двигателем.Своей вполне доволен уже 6 лет без малого. И планирую еще 4 года как минимум откатать.