Настоящая мощность Лады Весты: результаты замеров на стенде

Кому-то Веста нравится, кому-то – нет. Кто-то верит в её светлое будущее, кто-то уже готов её похоронить. Но пока все эти оценки и суждения – субъективное мнение в лучшем случае и ничем не обоснованные потуги воспаленного мозга «диванных» экспертов – в худшем. Хочется оценить новую машину объективно, чтобы цифры какие-то были, что ли. «Ну не давление же в колёсах мерить!» – подумали мы и решили замерить параметры автомобиля на мощностном стенде. Метод почти научный, а это то, чего так хотелось. Веста в редакции уже есть, специалисты, согласные помочь в этом деле, откликнулись быстро, и ваш покорный слуга забрался в салон Лады для поездки на стенд. Посмотрим, что из этого вышло.

Чуть-чуть теории и истории

Давайте для начала вспомним, что такое «лошадиная сила» и ньютон, умноженный на метр. И начнём мы со второго вопроса.

Ньютон – это единица измерения силы. И представить её достаточно легко: возьмите килограммовую гирьку и сдвиньте её за одну секунду из состояния покоя на метр в сторону. Для придания ускорения один метр в секунду потребуется как раз один ньютон, правда, в нашем эксперименте мы не учитываем силу трения и другие силы, которыми можно пренебречь. Но приблизительно представить такую силу можно. Теперь чуть усложним. Представьте обычную ручную мясорубку, но с метровой рукояткой. Если к крайней точке такого рычага приложить силу, равную одному ньютону, то на шнеке мясорубки возникнет момент, равный 1 Нм (ньютон, умноженный на метр). Думаю, теперь понятие «крутящий момент» стало более понятным, причём без всяких формул, которые всё равно никто читать бы не стал. Теперь вернёмся к нашим «лошадям».

IMG_8965.jpg


В лошадиных силах измеряют мощность, то есть работу, совершённую за единицу времени. В Международной системе единиц СИ лошадиных сил нет, для обозначения мощности используется ватт. Один ватт – это та мощность, которая необходима для того, чтобы за одну секунду совершить работу в один джоуль, то есть сдвинуть точку приложения силы в один ньютон на расстояние одного метра. Представить это чуть сложнее, чем крутящий момент, но это и понятно: вещь довольно условная. Собственно, сам Джеймс Уатт, в честь которого позже назвали единицу мощности ваттом, тоже так и не мог себе представить мощность в таком виде, поэтому обратился к лошадям. История вопроса заслуживает более подробного упоминания.

Шотландский изобретатель прославился своими паровыми машинами. Естественно, он имел желание их продавать, но для этого надо было наглядно объяснить людям преимущества своей техники, а именно – дать им возможность «пощупать» ту самую пресловутую мощность. Один из покупателей машины Уатта приобрёл её для того, чтобы вытаскивать из шахты гружёные бочки, для чего раньше пользовался парой лошадок.

И тут Уатта осенило: если всю работу делают лошади, то почему бы не измерять мощность своих машин в этих животных? И он принялся за ними наблюдать. Сейчас уже никто не скажет, сколько он смотрел на бедных лошадей, но в итоге пришёл к выводу, что бочку массой 180 килограммов (бочка по-английски «barrel», печально известный за последнее время баррель) две лошади тянут со средней скоростью две мили в час. Изобретатель перевёл баррели и мили в более мелкие величины и решил, что лошадиной силой отныне будут 380 фунтов, перемещённых на 88 футов за одну минуту.


20.jpg



Теперь посмотрим вот на что. Дюймовые величины неоднократно округляли, потом переводили в метрические значения и снова округляли. Работа получалась мучительная, поэтому в «метрических» странах решили, что одна лошадиная сила – это приблизительно 75 килограммов, поднятых за одну секунду на один метр вверх, причём ускорение свободного падения равно 9,80665 м/с². Последнюю величину тоже округляли все по-разному (хотя большинство из курса физики помнит число 9,8 м/с²), отчего в итоге лошадиные силы стали разниться. Сейчас они используются в России только для расчета налогов, ОСАГО и для впаривания покупателям машин с мощными (вроде бы) моторами. Собственно, последнее – это то, чего и добивался Джеймс Уатт.

Наша российская лошадиная сила – это 735,499 Вт. А вот в США и Великобритании лошади, скорее всего, были круче наших, поэтому их лошадиная сила чуть больше – 745,69988145 Вт, то есть одна наша лошадиная сила – это 1,014 их «лошадки».

Поэтому тут тяжело не вспомнить слова великого Энцо Феррари: «Лошадиные силы продают автомобили, а крутящий момент выигрывает гонки». Лошадиная сила – это условность, а вот момент – это дело другое, то, что действительно можно замерить. Впрочем, холивары на тему «момент или мощность» можно устраивать бесконечно, а может, даже и нужно. Пока перейдём ко второй части Марлезонского балета с измерением мощности.

Стенды, брутто и нетто


21.jpg


Наверное, многие уже поняли, что замерить непосредственно можно лишь момент, реально существующую величину, и уж только потом рассчитать мощность. Но и это далеко не всё.

В мире есть только один признанный метод определения параметров мотора: установка его на стенде отдельно от автомобиля. Только так можно снять показания с маховика, во всех остальных случаях момент считывается по результатам замеров ускорения и торможения роликов динамометрического стенда. Конечно, снимать двигатель, подключать его к стенду, затем возвращать обратно – дорого и долго, поэтому такими вещами занимаются очень редко. Да и в этом случае иногда возникают разночтения: кто-то проводит измерения со снятым навесным оборудованием (генератором, помпой и пр.), получая завышенные показания. Другой случай – это замер двигателя со всем установленным оборудованием, что даёт, конечно, несколько иные значения. В этом заключаются различия в измерении мощности нетто и брутто.

Общепринятой практикой остаётся замер на колёсном стенде. В этом случае полученная характеристика – это момент, а мощность, как мы уже поняли, можно рассчитать, зная момент и скорость. При этом таким способом можно узнать момент только на колёсах, а не на маховике двигателя. Исходя из ускорения замедлений и разгонов, высчитываются потери в трансмиссии и тот самый нужный момент на маховике.


22.jpg



Стенды тоже работают по разным принципам, но в тонкости их различий мы углубляться не будем, потому что у меня опасения, что и до этого абзаца добрались далеко не все. Лучше перейдём к Весте.

Долой «шиповку»

Хотя декабрь в этом году в Петербурге и похож на апрель, машина у нас «обута» в зимнюю резину. Стуча шипами по мокрому асфальту, я подъехал к боксу станции. И сразу попал в шиномонтажку: проводить замеры на установленной «шиповке» нельзя. На барабанах стенда Весту будут «разгонять» до максимальной скорости, которая по паспорту составляет 178 километров в час.

При такой частоте вращения колёс есть вероятность того, что не все шипы захотят оставаться на месте, а это чревато последствиями. Приходится «переобувать» автомобиль в летнюю резину, за что и принимаются мастера. Я в это время пользуюсь отсутствием передних колёс и разглядываю то, что ими обычно скрыто, в первую очередь – тормозные механизмы.


DSC_0024.jpg


Ничего инопланетного я там не нахожу (кроме колодок TRW), поэтому перехожу к следующему эксперименту: хлопаю дверьми, пока машина стоит на обычных подкатных домкратах. Двери закрываются с благородными «чпоками», что радует: помнится, были в истории АВТОВАЗа (да и не только в его) машинки, которые перекашивались так, что дверь даже открывалась с трудом. Кстати, подробно о тонкостях обслуживания и ремонта Весты вы можете прочитать в соответствующей статье – это интересно.


DSC_0027.jpg


Тем временем мастера вкручивают буксировочный крюк. Работа несложная, но вот открыть заглушку в бампере сложнее, чем бозон Хиггса. Однако через несколько минут с этим делом справились, машину загоняют на стенд. Теперь остаётся её закрепить ремнями, что и делает мастер. Последнее приготовление – подсоединение через разъем OBD. Разъём, кстати, находится в традиционном месте – под панелью со стороны водителя. Итак, устанавливаем соединение и «едем».


DSC_0035.jpg


Крутим, вертим

Ещё до начала замера возникло опасение, связанное с роботизированной коробкой передач. Дело в том, что у некоторых автомобилей после срабатывания отсечки обороты сразу падают, и в этом случае замер не отражает действительную картину. При этом он производится, естественно, в ручном режиме «робота». Веста такой глупости не сделала и показала всё, что могла.


DSC_0047.jpg


Итак, первый замер. Двигатель прогрет, но не слишком горячий. Специалист «разгоняет» машину на стенде и давит на педаль газа. После нескольких минут визга мотора на предельных оборотах первое испытание закончено, и мы бежим к монитору.



Напомним паспортные данные Лады: максимальная мощность – 106 л.с. при 5 800 оборотах в минуту, максимальный момент – 148 Нм при 4 200 оборотах.


23.jpg


Замеры проводили с залитым 95-м бензином (хотя на лючке бензобака указаны и 92, и 95), использовали стенд Maha LPS3000PKW.

Максимальную мощность двигатель выдал на 5 830 оборотах, она составила 106,5 л.с. На спидометре при этом было 175,1 км/ч. Максимальный момент составил 145,1 Нм при 4 195 оборотах в минуту. Таким образом, двигатель выдал даже чуть больше «лошадок», чем должен по паспорту. Но это первое испытание, второе же проводим при горячем ДВС.


905 1.JPG



Запах от барабанов, резины и прочих вращающихся и нагревающихся элементов стоит уже ощутимый. В лицо Весте подаётся поток воздуха (она же вроде как на скорости), без него она начнёт «задыхаться». После нескольких минут истязаний автомобиля смотрим показания.

В этот раз машина опять продемонстрировала ту мощность, которая заявлена производителем: 106,0 л.с. при 5 890 об/мин, а момент составил еще меньше прежнего: 141,6 Нм при 4 205 оборотах.


905 2.JPG


На третьем графике мы наложили кривые, полученные во время первого и второго замера.


905 1-2.JPG



В обоих испытаниях весь положенный «табун» под капотом найти смогли. А вот момента немного не добрали. Попросим прокомментировать наши результаты специалистов СТО.

Это – ВАЗ!

Удивительно, но их мало удивил тот факт, что наша машина выдала нужное количество лошадиных сил. По их словам, среди моторов ВАЗа такое хоть и не слишком часто встречается, но бывает. Мало того, и на пробеге около ста тысяч километров отечественный двигатель, как правило, показывает не слишком большой процент смертности «лошадей».

Другое дело – иномарки. Очень редкий импортный автомобиль, даже новый, выдаст на стенде паспортную мощность. Обычно на такой «подвиг» идут турбодизели, а вот атмосферники (в том числе и бензиновые) до нормы почти никогда не дотягивают. Но причина не в том, что моторы Фордов, Мерседесов и остальных «буржуйских» машин хуже, это не так. Дело в разнице тех самых лошадиных сил и способов замеров момента, мощности и алгоритма расчета мощности на маховике исходя из показаний момента на колёсах.

И всё же в целом специалисты остались довольны полученными параметрами мотора Весты. Она показала то, что было обещано.

Теперь будет интересно повторить замеры после сотни тысяч пробега. А вдруг!..


Следите за жизнью редакционной Весты в социальных сетях и в Instagram по тегу #ладавеста100



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

18 комментариев
30.12.2015 11:04
Сергѣй

ЧТД. Интересно, кто-нибудь так же публично испытывал двигатель Приоры, который 21126 - помнится, в своё время было воплей с каждого форума о том, что "в риале там фсё 120 лыс!".

0

30.12.2015 11:09
Юрий

К началу статьи. Ув. автор,прочитайте учебник физики. Гирька в 1 КГ соотносится к 1 ньютону как 10 к 1.

0

30.12.2015 12:52
Александр

Это если вес гири, то будет 10 ньютонов. А если в сторону двигать с ускорением 1 м/с, или в космосе где-нибудь, то будет как раз 1 ньютон, так что всё правильно написано, хотя и коряво.

0

30.12.2015 12:54
Александр

Это если вес гири, то будет 10 ньютонов. А если в сторону двигать с ускорением 1 м/с, или в космосе где-нибудь, то будет как раз 1 ньютон, так что всё правильно написано, хотя и коряво.

0

30.12.2015 11:26
Borys Rabinovych

" одна наша лошадиная сила – это 1,014 их «лошадки»." А по-моему 0,986.

0

30.12.2015 11:44
Максим Белолипов

1Н, как известно, это 1кг/(м*с^2), автор неграмотен и пропустил ещё одну секунду в знаменателе. Таким образом, 1Н - это примерно вес 100г предмета. Не надо ничего никуда двигать )

0

30.12.2015 16:50
Роман Румянцев

Во-первых, у вас метр в формуле не там: он должен быть сверху. Во-вторых, 1 Н — это сила, придающая объекту массой 1 кг ускорение в 1 м/с^2, или же объекту массой 102 г ускорение, равное ускорению свободного падения. Поэтому двигать всё-таки стоит.

0

30.12.2015 12:43
Александр Рыбалкин

Вау вау сколько физиков набежало. Описание Ньютона в статье абсолютно правильное. То что 1 Н почти совпадает с весом стограммовой гирьки конечно прекрасно и сильно упрощает расчеты, но никак помогает понять физический смысл величины. Так что школоте рекомендуется пойти читать учебники, а не сайты про машинки, а то на весту никогда не на копите.

0

30.12.2015 13:55
Володя Филиппов

На_копите - пишется слитно: "накопите".

0

30.12.2015 14:08
Евгений

Машина практически новая, с копеечным пробегом, а ходовая уже вся ржавчиной покрыта...

0

30.12.2015 14:42
tako

еще "виличины" порадовали.

Maha GmbH, фрицы, вроде как. а такие косяки с переводом.

интересно, а в пейте что рисовали? МоЩЩ?

0

02.01.2016 21:25
Артём

"Виличины" - это еще цветочки. Не привязывайтесь. Я видел косяки с переводом в гораздо более серьезных программах и документах, чем банальный тестовый стенд. Вообще удивлен, как мы живы еще, с такими горе-переводчиками.

1

31.12.2015 22:58
Илья Пантелеев

Вот потом нужно будет ради интереса также 1.8 проверить и 1.4 турбированный замерить.

1

01.01.2016 21:32
Юрый Варакса

"...И представить её достаточно легко: возьмите килограммовую гирьку и сдвиньте её за одну секунду из состояния покоя на метр в сторону. Для придания ускорения один метр в секунду потребуется как раз один ньютон".

Ошибка первая: ускорение измеряется не в м/с, а в м/с^2. Кто-то уже выше отметил.

Ошибка вторая: при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью за 1 с предмет сместится на один метр при ускорении 2 м/с^2. Т.е. для этого к телу массой 1 кг нужно приложить силу 2 Н. Сила 1 Н сместит первоначально покоившееся тело за 1 с на полметра, а не на метр.

Ошибка возникла из-за того ,что в тексте исходили из неверного представления, что 1 Н есть сила, смещающая первоначально покоившееся тело на 1 м за 1 с. Это не так. 1 Н есть сила, сообщающая за секунду телу массой 1 кг скорость 1 м/с.

0

01.01.2016 21:38
Юрый Варакса

"А вот в США и Великобритании лошади, скорее всего, были круче наших, поэтому их лошадиная сила чуть больше – 745,69988145 Вт, то есть одна наша лошадиная сила – это 1,014 их «лошадки». "

Если их лошади круче, то наша будет меньше единицы ихней, а никах не 1,014. Это тоже уже отметили выше в комментариях.

0

02.01.2016 21:15
Артём

Ой, скока физиков-то ))) Прям не страна, а сплошной физтех. Народ, а не пофиг, что там автор в описании накосячил? Программы-то, которые графики выдают, поумней народ писал ))) а графики, как говорится, как бы намекае... ) А программный результат от косяков автора не изменился. Вот если б автор сам графики сидел вычерчивал, то да, может быть и можно было поспорить. А так...

0

03.01.2016 4:13
Станислав Соколов

600 000 - 700 000 за "народную" машину при МРОТе для электората в 6000, это круто...для Москвы и москвичей нормально, вот там пусть и ездят на "вестах", но там, наверняка, другие приоритеты. Так что, будем ждать, когда зарплаты раза в два, как минимум, поднимут...а. пока, похоже, только бакс ещё в два раза подорожает...и "веста"

0

24.01.2016 7:04

не корректно сравнивать приоромотор на приоре и весте. там и исполнение отличается и эбу с программой другое. приоромотор может выдать и 106 и 110лс например при переходе на евро2 или евро0 прошивку и если выкинуть каталик и поставить паук. Тут грубо говоря тот же приоровский мотор но задушенный под нормы евро5 поэтому и выдает не больше приоры. у которой может быть даже в стоке будет не 98 а 106 лс

0

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings