«Зачем автомобилю капот и багажник? Двери и окна?» – скажут они о классической компоновке кузова авто, «Что такое седан и хэтчбек? О чем вообще речь?!». В душе у таких «творцов» нет ничего святого. Они свободны от устоявшихся традиций, канонов и правил и могут запросто сварганить вместо машины моторизированную туфлю. Или унитаз. Или что-то совсем невразумительное.
Этот материал посвящается тем проектам, от которых твое, читатель, лицо, встреть ты их на улице, превратилось бы в смайл со знаком равно и большой буквой «О». Правда, есть в данной подборке парочка совсем уж «фриковатых» товар-мобилей, не вошедших в предыдущий тематический номер, но в остальном все здешние экспонаты – сущая импровизация. Наслаждаемся!
Гитарный запил
В 1967 году рок-н-ролл потрясал планету своей громовой поступью. Приобщиться к прекрасному, а то и оттяпать кусочек славы таких гигантов, как The Beatles, The Rolling Stones и The Doors, хотели все. Но, в отличие от многих, Джордж Баррис, отец американской кастом-культуры, имел на это полное право. Ведь в его крови струилась такая же энергетическая мощь, которая позволяла музыкантам собирать стадионы. Искусные работы мистера Барриса, стоило им появиться на улице, также вызывали всеобщий переполох. Если бы фоном к оному еще бы звучал гитарный рок, имя знаменитого кастомайзера давно было бы вписано на скрижалях Зала Славы Рок-н-ролла.
Организовать подобную акцию решилась компания VOX – один из лидеров рынка по производству гитар и музыкального оборудования. В качестве рекламы своей продукции она заказала Баррису автомобиль, который вызывал бы в людях столько же восторга, сколько вызывала яростная электрическая гитара. А тот не придумал ничего лучше, как построить огромный музыкальный инструмент на колесах. Кроме того, что диковинная машина умела ездить, на ней в буквальном смысле можно было играть рок. Нарекли сей проект емко и незамысловато: Voxmobile.
При своей удивительной внешности пиар-кар вполне оправдывал данное ему название, так как где-то на треть состоял из продукции VOX, интегрированной в кузов.
На борту машины значилась такая сложная техника, как электроорган Vox Super Continental и три гитарных усилителя Vox Beatle с дюжиной дополнительных динамиков в них. Чтобы как следует раскачать получившийся 1 000-ваттный «мега-комбарь», Баррис предусмотрел 32 гитарных выхода. На то, что арт-объект заряжен как следует, намекал и его корпус, состоявший из двух увеличенных макетов электрогитар Vox Phantom.
Однако Voxmobile мог не только хорошо звучать, но и быстро ехать. Джордж успешно агрегировал этот колесный усилитель зверским двигателем Ford V8 289 объемом в 4,7 литра. Таким мотором оснащались легендарные родстеры AC Cobra, шутя преодолевавшие порог скорости в 280 км/ч! Чтобы превратить кучу обыкновенных гитарных усилителей в гоночный болид, компания VOX выложила кругленькую сумму в $30 тысяч, но то ли еще сделаешь, чтобы оказаться в центре внимания!
Если бы пришельцам из будущего понадобилась краткая история Земли, 1967 год они могли бы изучить по одному только Voxmobile. Ведь в тусовочной рок-н-ролльной Америке без этой машины не могло состояться ни одно значительное мероприятие. Автомобиль-гитара несколько раз появлялся на обложках пластинок кантри- и рок-исполнителей и даже стал голливудской звездой, снявшись в фильме «Psych-Out» на пару с Джеком Николсоном!
Унитаз с сюрпризом
На самом деле, этот сантехнический элемент в The Bathtub Car занимает едва ли не наименьшую площадь, предназначаясь водителю. В кустарном шасси, сваренном из стальных трубок, размещены также 8-цилиндровый движок Chrysler V8 с двойным наддувом и автоматической трансмиссией Torque Flite и две антикварные французские ванны с полным набором соответствующей фурнитуры. Педали акселератора и тормозной системы выполнены в виде рулонов туалетной бумаги.
Какую скорость развивал этот необычный хот-род, доподлинно неизвестно, хотя большую загадку представляет сам факт его существования. Впервые он был представлен публике на Международном автосалоне в Филадельфии 1969-го, дальнейшая его биография скрыта от посторонних.
До сих пор неясно, что именно хотел сказать Боб Рейснер, дизайнер из Калифорнии, собирая полноразмерную версию The Bathtub Car: то ли это квинтэссенция туалетного юмора, то ли авторский взгляд на мировую автопромышленность в целом?
Однако вырос сей «моторизированный туалет» из сборной модели Eldon серии California Show Cars, повторив судьбу таких неординарных экспонатов, как Red Baron и Beatnik Bandit.
Конструкторы фирмы Eldon производились в масштабе 1:25, состояли из наборов по 60-90 деталей и стоили $2 за единицу товара. Сейчас такая «игрушка» в оригинале обойдется коллекционерам в $25 000-$100 000. Сколько стоит ходовой сантехнический родстер, остается загадкой, так как на улице он появлялся считанные разы. Многие вообще не верят в существование хот-рода The Bathtub Car. Зато он в полной мере отражает суть сумасшедших 60-ых, пропитанных рок-н-роллом и вызываемым ЛСД сумасшествием.
Подкаблучник
А вот фото автомобиля-туфли в Интернете, пожалуй, видел каждый. Называется сей аппарат Red Stiletto Car. Вопреки расхожему мнению, оный имеет такое же отношение к Леди Гаге, как оленеводческое хозяйство эскимосов к космической программе NASA. Туфля с колесами появилась на свет гораздо раньше скандальной певицы, году этак в 1972-ом. Построил чудной автомобиль некто по имени Дэвид Кроу – архитектор и заядлый мотоциклист из Сиэтла. Но чтобы вознести красную туфлю-шпильку на моторизированный пьедестал, ему пришлось расстаться с собственной девушкой. Вот как все это было…
Для американцев 60-е запомнились не только президентами Кеннеди и Джонсоном, Вудстоком и миролюбивыми бунтарями-хиппи. Многие уделяли пристальное внимание диктаторскому правлению в соседних странах. К примеру, на Филиппинах в эти годы к власти пришел Фердинанд Маркос. Расточительность его супруги Имельды, которую филиппинцы прозвали «стальной бабочкой», вошла в поговорку: на свои бесчисленные наряды та могла спустить едва ли не полугодовой бюджет страны, что было безумием даже по меркам неуемных американцев. Поэтому когда подруга сиэтлского архитектора купила за раз четыре пары туфель, и тот полушутя назвал ее Имельдой, девушка очень обиделась. Конфликт вылился в ссору, а закончился разрывом отношений.
Но вместо того, чтобы горевать или тратить время на бесплодные попытки вернуть строптивую подругу, мистер Кроу попытался постичь девчачий туфельный дзен.
Переосмысление данной проблемы заставило Дэвида сравнить мужской интерес к мотоциклам и женский – к обуви. В результате появился «женский байк-туфля» с тремя колесами и двигателем Honda CB 350. Чтобы построить его, Кроу понадобилось четыре года и десятки килограмм стекловолокна.
Для большинства пользователей Red Stiletto Car является всего лишь интернет-мемом. Но туфля на колесах не только позволила Дэвиду Кроу выместить свою едкую иронию, но и построить необычный арт-объект, без которого любой праздник – не праздник. А бесчисленный сонм инженеров-подражателей говорит о том, что шутку его все оценили. Кроме, пожалуй, бывшей девушки этого архитектора…
Автомобиль-папарацци
Гарольд Бланк – это известный фотограф, клипмейкер и режиссер. Но в наш фрик-парад он попал совсем не поэтому. Его сумасшедшая идея воплотить что-нибудь эдакое в автомобиле появилась из сна. Осенью 1993-го Бланку приснилось, будто бы он путешествует на фургоне, усеянном камерами, и фотографирует прохожих. Люди не стеснялись подходить к странной машине и вели себя естественно, так как думали, что ни один из фотоаппаратов не работает. Потому и снимки получались великолепными. Проснувшись, Гарольд точно знал, чем займется в ближайшее время.
Для будущего проекта Бланк пожертвовал свой фургон Chevy Van третьего поколения. Чтобы покрыть весь его корпус фотокамерами, Бланку с друзьями понадобились два года и 2 700 единиц различной техники – как цифровой, так и пленочной.
К примеру, передняя часть машины оформлена фотоаппаратами Polaroid, причем в инсталляции задействованы все модели, когда-либо выпускавшиеся этой фирмой. Левый борт CameraVan, как назвал свой проект Гарольд Бланк, украшен мозаикой из фотокамер Kodak Instamatic, изображающей огромный объектив.
Четыре 32-дюймовых работающих монитора на правой стороне авто символизируют фотопленку. А два других монитора, расположенные на задней части, постоянно транслируют слайды из фотографий, сделанных Chevy Van. Ведь техника, купленная для обшивки фургона, по-прежнему функционирует и даже может делать снимки в автономном режиме!
Свой пробный вояж Бланк и его CameraVan совершили в 1995 году из Беркли, штат Калифорния, в Нью-Йорк с заездом в Хьюстон и Новый Орлеан. По пути было отснято много отличных фотографий, причем значительная их часть принадлежала самому автомобилю, что говорит если не о скором восстании машин, то о большой вероятности такого события…
Сам себе глушу
В одном из предыдущих выпусков, посвященных товар-мобилям, говорилось о любопытной тенденции американского бизнеса: если какую-то продукцию можно поставить на колеса и заставить ездить, значит, она непременно появится на дорогах общего пользования.
На фото: желтый Steve’s Mufflermobile |
За ХХ век энтузиасты чего только не моторизировали – от яблок до карандашей, но если фирма выпускает что-то, имеющее непосредственное отношение к автомобилям, тут, как говорится, сам бог велел. Поэтому возникновение в рекламном бизнесе такой распространенной тенденции, как «маффлермобили» (англ. muffler – «глушитель»), было вопросом времени.
Самый знаменитый на сегодня маффлермобиль появился, как ни странно, не в США, а в Канаде. По ту сторону Атлантики все знают его под именем Steve’s Mufflermobile. Эта машина была построена на шасси Willys Jeep CJ2A 1948 года выпуска и представляет собой единственный в мире вертикальный маффлермобиль (у остальных кузов расположен горизонтально), имея 2,4 метра в высоту и 3,3 метра в длину.
В 2012-ом этот гигантский глушитель на колесах был выставлен на eBay и успешно продан. Однако машина до сих пор появляется на автошоу и прочих фестивалях, рекламируя уже не конкретную продукцию, а саму себя.
Другой известный проект такого рода построили братья Мингелли – Джо, Скотт и Стив. Парни владели автомастерской в Нью-Джерси, рекламировать которую подрядили необычный кастом. Машину по имени Muff Mobile они построили в 1992 году. В дело пошла целая груда ненужного хлама. Пригодилось и бесхозное шасси Dodge Ram D50 1980 года выпуска, а также двухлитровый движок Mitsubishi, добраться до которого можно было через прямоугольные секции, вываренные в задней части металлического кузова.
Какое-то время маффлермобиль колесил по родному городку, нахваливая бизнес семьи Мингелли, но когда сломался, братья ремонтировать его поленились. Еще пять лет Muff Mobile торчал у входа в мастерскую на правах пиар-щита, пока в 2010 году не был продан на eBay за символические $3 500.
Как видно из последнего опуса, маффлермобили – действительно популярный жанр авторекламы в США. Что неудивительно, ведь продажа и производство автомобильных глушителей и выпускных систем – довольно прибыльный бизнес, которым занимаются как специализированные компании, так и «гаражные» автомастерские. И потом, надо же было кому-то увековечить «технический орган», позволяющий автомобилю ездить намного тише.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться