Трое в доле, не считая Alfa Romeo
В октябре 1978 года FIAT, Lancia и SAAB заключили соглашение о сотрудничестве. Его целью было создание универсальной платформы, которая могла стать основой для нескольких моделей так называемого бизнес-класса, или сегмента Е. Каждая из этих компаний, в отличие от немецких производителей, преуспела в других классах машин либо не располагала уже достаточно современными и конкурентоспособными большими моделями — тем более, с приводом на передние колеса.
Сотрудничество итальянцев и шведов кажется удивительным лишь на первый взгляд, ведь к тому времени Lancia и SAAB уже несколько лет находились в партнерских отношениях. К примеру, на скандинавском рынке первая Lancia Delta продавалась как... SAAB-Lancia 600! Поэтому создавать новую глобальную платформу решили также сообща — в первую очередь, для снижения финансовых издержек.
С самого начала речь шла не о выпуске одной и той же машины под разными брендами, как это было в случае с Дельтой, а именно о разработке общей платформы, на которой каждая из компаний создала бы свою модель, соответствующую и внешне, и по духу идеологии марки.
Впрочем, до известной степени все автомобили должны были стать унифицированными — например, по компоновке кузова и конструкции ходовой части. Однако внешне это не должно было бросаться в глаза.
В результате на новой платформе под названием Type Four были созданы SAAB 9000, Fiat Croma и Lancia Thema.
В кокпите шведского «самолёта» ничего не напоминало о родстве с итальянскими машинами
SAAB оставался верен себе и под капотом – кроме атмосферных версий 9000 предлагался и в нескольких версиях Turbo
SAAB представил свой первый "бизнес-джет" в 1984 году, причем его характерный "рубленый дизайн" в популярном тогда стиле folded paper был детищем не кого-нибудь, а самого Джорджетто Джуджаро из Italdesign! Впрочем, внешность представленных в это же время Fiat Croma и Lancia Delta – также дело рук «Италдизайна»… При этом внимательный взгляд уловит внешнее сходство автомобилей разве что в общей стилистике угловатого облика и в характерной форме дверных проёмов, которая как раз и даёт понять, откуда «растут ноги» у всех перечисленных моделей.
Turbo i.e. – так обозначалась модификация Croma с турбонаддувом
В некоторых комплектациях салон большого Фиата смотрелся просто роскошно
Платформа Type Four позволяла настраивать шасси на усмотрение производителя автомобиля
Tipo 4 и Alfa numero 164
Казалось бы, при чем здесь Alfa Romeo? В конце семидесятых годов в модельной гамме итальянской марки была модель Alfa 6 – флагманский четырехдверный седан, внешность которого чем-то неуловимо перекликалась с баварскими "акулами" пятой и седьмой серий (Е12 и Е23).
Однако ни богатое оснащение, ни наличие 2,5-литрового V6, ни рестайлинг 1983 года не помогли этому автомобилю завоевать рынок. В год продавалось всего несколько тысяч "шестёрок", и на фоне конкурентов этот заднеприводный седан просто терялся.
Дела же в самой компании обстояли не настолько хорошо, чтобы была возможна самостоятельная разработка принципиально новой модели. Именно поэтому руководство приняло решение воспользоваться наработками коллег из FIAT и Lancia — то есть, как нетрудно догадаться, той самой платформой Tipo 4. Конечно, для этого пришлось смириться с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом, поскольку радикальных изменений "глобальная" база не предполагала. Разумеется, традиционно для этой марки внешностью нового автомобиля занимался не Джуджаро из Italdesign, а работавший на ателье Pininfarina Энрико Фумиа. Именно поэтому и снаружи, и внутри большая Alfa заметно отличается от итальяно-шведской троицы.
Чужая платформа Tipo 4 не помешала Alfa Romeo сделать автомобиль с правильными повадками
Со временем 164-я обзавелась и полноприводной модификацией Quadrifoglio 4
«Пининфариновский» прототип Alfa Romeo Vivace Coupe 1986 года тоже явно намекал на некоторые будущие дизайнерские решения модели 164
На фоне "италдизайновских" Fiat, Lancia и SAAB кузов Alfa Romeo выделялся оригинальными пропорциями и очевидной "чистотой линий". Строгий "взгляд" фар, фамильный "щит" по центру носатого передка при минимуме переходов между поверхностями и тщательной проработке мелочей обеспечили машине не только стопроцентную узнаваемость, но и отличную аэродинамику.
Новая Альфа получилась не только красивой, но и современной. Вдобавок, несмотря на "чужую" платформу, внешне это была стопроцентная Alfa Romeo.
Коэффициент лобового сопротивления (Сх) у немаленького седана оказался равен всего 0,30 – один из лучших показателей для серийных автомобилей тех лет! Очевидно, что «леденцовый» дизайн и аэродинамический обвес по периметру кузова работали не только на привлекательность облика, но и действительно улучшали обтекаемость.
Да и по внутреннему убранству большая Альфа выгодно отличалась от бедных базовых комплектаций немецких одноклассников вроде Opel Omega A, Ford Scorpio или Mercedes W124. Чего стоила одна центральная консоль итальянской машины, усеянная множеством "хай-тековых" кнопок, управляющих опциями вроде климат-контроля с цифровой индикацией!
Технически Alfa также «не пасла задних» — в двухлитровых моторах применили фирменную систему Twin Spark с двумя свечами зажигания на цилиндр и изменяемые фазы газораспределения, а трехлитровая V-образная "шестёрка" выдавала вполне приличные по меркам класса 185 "лошадок" — столько же, сколько и трехлитровые двигатели BMW и Mercedes.
Хромированные патрубки под капотом Альфы будоражили взгляд любого искушенного автомобилиста
Alfa 156 вела себя на дороге именно так, как подобает автомобилю с фамилией Николы Ромео
При таких «исходных данных» Alfa Romeo имела все шансы потеснить не только тройку «соплатформенников», но и другие седаны этого класса. Едва ли не впервые у итальянцев появлялась реальная возможность «сделать» немцев на их же рынке! Конечно, тягаться на равных с автомобилями из Штутгарта и Мюнхена было не самой лёгкой задачей, а вот отбить потенциальных покупателей у брендов попроще, вроде Ford или Opel, итальянцы могли. Причем не только в Германии, но и за океаном, ведь на экспортные поставки 164-й в Alfa Romeo также возлагали большие надежды.
Хорошая машина, плохое время
Увы, к моменту запуска нового флагмана в серийное производство положение дел в самой итальянской компании ухудшилось настолько, что контрольный пакет акций Alfa Romeo в конце 1986 года приобрёл концерн FIAT. Для старейшей итальянской марки это означало лишь одно — потерю независимости.
Тем не менее, новый владелец не наступил на горло альфовской песне, и новый седан таки был представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1987 года.
А ведь и Fiat Croma, и Lancia Thema, и SAAB 9000 к тому времени уже несколько лет выпускались серийно. Большая Альфа встала на конвейер лишь в 1988-м, причем переход марки в руки концерна FIAT не остался незамеченным и отнюдь не прибавил Alfa Romeo бонусных баллов. Если в прежние годы Alfa на фоне более "народного" Фиата выделялась не только внешностью, но и родословной, то сейчас марка стала "одной из" в группе FIAT. Вдобавок родство платформы в этот момент тоже не слишком играло на руку Alfa Romeo, ведь что такое Croma и Thema, в мире уже хорошо знали.
Продажи «164-ки» за океаном стартовали и вовсе в 1990 году, хотя изначально именно США были для этой модели стратегическим рынком №1. В общем, затянувшиеся роды не преминули сказаться на судьбе, казалось бы, отличной модели.
Впрочем, Alfa Romeo 164 нельзя считать провальной моделью итальянской марки, ведь большой седан с доработками и модернизациями продержался на конвейере практически целое десятилетие. За это время было продано около 275 тысяч 164-х – с одной стороны, отличная цифра на фоне некоторых моделей Alfa Romeo прежних лет. Однако и Fiat Croma, и SAAB 9000 разошлись по миру тиражом в 500 000 экземпляров каждый! Даже Lancia за те же десять лет сумела перешагнуть отметку в 350 000 выпущенных седанов и универсалов модели Thema.
То есть, Alfa 164 пользовалась спросом примерно вдвое меньшим, чем соплатформенники, хотя стоила итальянская машина примерно столько же, сколько SAAB 9000 и Lancia Thema. Однако тридцать лет спустя на цифры продаж можно смотреть под другим углом, сравнивая Альфу не только с конкурентами. Ведь следующая модель под индексом 166 даже не смогла повторить достижения «164-ки»: за десять лет производства последнего большого седана Alfa Romeo (1998-2007) было произведено менее 100 000 автомобилей. А это значит, что невезучей «чентосессантакватро» все же грех жаловаться на собственную судьбу.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Эта марка машины ломучее говно.
Личный опыт? Или просто лишь бы что вякнуть?
Отличный авто! особенно в ресте