Мы уже неоднократно упоминали эту «слабую сторону» строгой, казалось бы, статистической науки. Смотришь в таблицу, где точно по ранжиру расставлены бренды, и вроде бы все выглядит чинно. Однако стоит открыть данные за прошлый месяц – и начинается чехарда… Лишь общая цифра месячных продаж, разумеется, беспристрастна: вот и в этот раз все честно. За сентябрь было реализовано 125,5 тысячи автомобилей – результат и в штучном, и в относительном отношении вправду лучше, чем в августе.
Господин Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, подметил и то, что «рынок, наконец, преодолел планку в 1 млн автомобилей». И сразу добавил: «Это, возможно, не то, что мы надеялись получить к данному моменту, но больше, чем предсказания пессимистов для всего года». Да, мы продолжаем радоваться малому: в 2015 году российский автомобильный рынок остановился на отметке в 1,6 миллиона автомобилей, что почти на 900 тысяч ниже результата 2014-го – а в этом году у него есть все шансы ухудшить этот показатель. В общеевропейской же статистике мы переместились с третьего места на пятое.
Впрочем, не будем говорить только о грустном: несмотря на отрицательные общие цифры, многие марки смогли стабилизировать продажи, а кто-то их даже улучшает. Кто-то же получает положительную статистику за счет отрицательной прошлогодней – вот к этому, пожалуй, и перейдем.
Премиум-сегмент
Мы ведь собирались поговорить о чехарде – и вот она, пожалуйста. Лидер сентября в процентном отношении – Lexus: японских премиальных автомобилей было продано на 51% больше, чем за АППГ (аналогичный период предыдущего года), а именно 2 301. В августе этого года же сравнительный процентный результат был куда печальнее: -9%. Догадаетесь, сколько машин было продано в августе? Правильно, столько же – 2 319!
Такие «прыжки», разумеется, не столь плохи с позиции реального положения дел: главное – стабилизация продаж на приемлемом уровне, а уж как там обстояли дела год назад, важно лишь для статистических графиков. Нам же остается только не верить цифрам слишком уж слепо: своя «теория относительности» работает и здесь.
Лидер премиум-сегмента – бессменный Mercedes-Benz: продав 3 375 машин, он на 1% улучшил результат прошлого сентября в 3 355 авто. Одно только «но»: в августе относительный результат был ровно тем же, +1%, а вот продано было на добрые 400 автомобилей меньше. В общем, все понятно: теперь, в 2016 году, когда статистика опирается на колебания кризисного 2015-го, главное – не смотреть вниз, на то, что было там, в прошлом.
У BMW и Audi все довольно честно: баварцы удерживают продажи примерно на одном уровне, и относительный результат тоже колеблется около нуля. В сентябре это 2 250 реализованных машин и +6% к прошлогодним 2 130. У Audi же после неплохого результата июня произошел некоторый спад – но и тут третий месяц подряд все довольно стабильно, хоть и кажется странным говорить о стабильности при -39% относительно АППГ. В штучном эквиваленте результат сентября – 1 600 машин против 2 607.
В Volvo тоже вывели продажи на уровень начала лета. Если к июлю продажи сползли с 700 автомобилей до 400, то в августе их было 500, а в сентябре – снова 700: 723, если быть точными. В таких условиях -17% относительно прошлогоднего результата вовсе не кажутся столь отрицательным результатом: впереди, похоже, еще много работы.
«Английский подданный», Land Rover, даже улучшил показатели: если летом продажи не поднимались выше 67 машин, то в сентябре было реализовано 803 внедорожника, что пусть и на 26% ниже 1 089 за АППГ, но оптимистично.
У Infiniti и Porsche продажи стабильно держатся в диапазоне 350-400 машин в месяц – лишь в августе «японцы» просели до 314. В сентябре все наверстано: 406 автомобилей из Страны восходящего солнца (-15% относительно 480 в прошлом сентябре) и 403 быстроходных немецких машины (-21% относительно 509 годом ранее).
Jaguar, похоже, нащупал если не золотую жилу, то коробку с мельдонием уж точно: после июньского пика в +255% продажи который месяц держатся на уровне +100%. Допингом, разумеется, стал не XJ или XF, а кроссовер F-Pace: вот и в сентябре он помог показать +107% с показателем в 211 проданных машин против 102. Американский собрат, Cadillac, хоть и несколько более скромен с +61% и 87 машинами против 54, но тоже месяц за месяцем демонстрирует положительный результат – Escalade помогает, не иначе.
Завершаем обзор сегмента традиционным smart: его продажи колеблет, как на ветру, и после летнего расцвета они вновь вернулись к цифрам июня: 45 единиц. Это, впрочем, все равно на 5% лучше 43 в сентябре 2015-го.
Средний сегмент
В среднем сегменте подвиги Lexus продолжает и Toyota. В сентябре японские автомобили разошлись тиражом в 8 419 экземпляров, что на 18% превышает результат за АППГ. А вот в августе в относительной графе стояло «-4%», притом, что продано было… 8 526 машин. Тем не менее, эти забавные «прыжки» важны куда меньше, чем полуторатысячный прирост относительно июня-июля текущего года: тут речь идет о реальных продажах, а не сравнениях.
Улучшил свои показатели сентября и другой популярный японский бренд – Nissan. Полновесные 6 556 автомобилей – это не только почти столько же, сколько и в прошлом сентябре (-1%), это еще и на 1 700 штук больше, чем в июле-августе, когда продажи пошли на спад.
Зато для Skoda сентябрь стал «просто еще одним месяцем»: у чешского бренда продажи на удивление стабильны и постоянно слегка положительны относительно АППГ. На этот раз показатель составил +5% и 4 819 машин против 4 595.
А вот Ford, сохраняя стабильные продажи, просто перестал успевать за собой прошлогодним. Столь впечатляющие результаты начала года, когда относительный показатель превышал 100%, оказались не вечными, и даже то, что марка продает примерно по 3,5 тысячи машин уже который месяц подряд, не позволяет сохранить «показное» преимущество. Сентябрьские итоги – минус 27% и 3 515 машин против 4 828.
Спускаясь ниже, можно выделить, пожалуй, еще лишь Mazda и Subaru. Первые «японцы» интересны тем, что постепенно наращивают продажи и с начала лета дошли с 1 800 до 2 500 машин. Сентябрьские 2 482 автомобиля – это все же на 22% меньше 3 196 за АППГ, но положительная динамика прослеживается. Вторые «японцы» нарастили продажи заметно скромнее – всего машин на 150, но это на фоне печального сентября 2015-го позволило продемонстрировать +37% с 563 реализованными полноприводниками.
Остальная масса производителей остается в общем тренде года: когда продажи месяц от месяца демонстрируют спад на 40-60% относительно АППГ, пытаться считать улучшения – не самая многообещающая затея. Так, например, Chevrolet закончил сентябрь с -56% относительно АППГ (1 890 машин против 4 276), Mitsubishi с -52% (1 443 против 3 002), Suzuki с 63% (248 против 670), Peugeot с -41% (302 против 514), а Citroen с -54% (243 против 525). Honda потеряла 74%, реализовав 132 машины против 505, а SsangYong имеет все шансы присоединиться к Opel, Great Wall и Seat, поскольку 9 проданных кроссоверов – это практически ничего даже по сравнению со скромными 186 в сентябре минувшего года.
Бюджетный сегмент
Когда продажи исчисляются тысячами (или даже десятками тысяч, в случае с Lada), устроить «показной прирост» куда сложнее – это наглядно видно и в сентябре. Все, кто имеет положительный результат в столбце «относительно АППГ», и вправду нарастили объемы реализации.
Lada, например, разошлась тиражом в 22 837 машин, что на 5% больше 21 658 годом ранее. Также в числе «плюсовых» марок Renault с +1% (10 474 авто против 10 376 за прошлый сентябрь), Volkswagen с +3% (7 022 против 6 827) и УАЗ с +2% (4 220 против 4 135).
Пара Hyundai-KIA, хоть и увеличила продажи, как и Ford, не смогла успеть за собой прошлогодней. Hyundai с 14 200 машинами недобрала 6% до прошлогодних 15 106, а KIA с 13 398 – 17% до былых 16 096. Продажи Datsun снова колыхнулись вниз, составив 1 512 экземпляров и снизившись относительно АППГ на 41%. Лишенные возможности наблюдать за успехами (или неудачами) узбекских автопроизводителей, мы, как обычно, переходим к китайской армаде.
Здесь себя уже традиционно прекрасно чувствует Lifan: этот китайский бренд продолжает наращивать продажи как относительно середины этого года, так и относительно конца прошлого: +12% к 1 451 за АППГ дают итог в 1 629 машин. Ну а вышедший Solano нового поколения, сохранивший ценник модели предыдущего поколения, призван укрепить это положение.
Chery, напротив, результат удерживает, но он довольно неутешительный. Из месяца в месяц продажи ощутимо ниже, чем в прошлом году: вот и в сентябре 372 выданных клиентам машины обозначили спад на 24% относительно 492 год назад.
В еще более традиционно неутешительном положении пребывает Geely: один из лидеров наступления китайских машин на наш рынок переживает не лучшие с точки зрения продаж времена. На этот раз месяц закончился с показателем в 239 машин, что на 85% скромнее, чем 1 630 в прошлом.
На общем фоне слегка укрепились DongFeng и Changan: если первый приплюсовал к 110 авто за прошлый сентябрь еще 14 в нынешнем, получив +13%, то второму хватило прироста в одну машину к прошлогодним 63 для получения +2% в сравнительной графе. Zotye тоже стабильно продает свои четыре десятка машин в месяц: кроссовер T600 выглядит вполне респектабельно за свои деньги. Brillaince же, напротив, демонстрирует мощный спад на 73% с 34 реализованными авто, а Haima в сентябре и вовсе не продала ни одной машины.
Что мы приобрели
В самом начале сентября стартовали продажи нового Murano от Nissan. Традиционно красивый кроссовер обзавелся современными деталями вроде светодиодной оптики и обогрева руля, а заодно получил гибридную версию для любителей «зеленого движения». За впечатлениями можно смело погрузиться в наш тест-драйв, а здесь стоит лишь отметить, что стоимость базового исполнения Mid, уже облагороженного кожей, электроприводами, обогревами и климат-контролем, составляет 2 460 000 рублей, а топовое исполнение с гибридной трансмиссией обойдется покупателям в 3 265 000 рублей.
Интересно то, что в сентябре же на российский рынок вышел еще один автомобиль, который можно назвать «собратом» Murano – обновленный Infiniti QX60. Идеологически это, конечно, разные машины: Murano – имиджевый пятиместный кроссовер, а QX60 – семиместный семейный крейсер. Однако с новой внешностью он, возможно, способен обратить на себя внимание любителей красивого. Рестайлинговый автомобиль предлагается в четырех комплектациях и с двумя типами силовой установки – бензиновым V6 на 262 л. с. и гибридным силовым агрегатом на базе бензинового 2,5-литрового мотора о 250 лошадиных силах. Стоимость кроссовера варьируется в пределах от 2 999 000 до 3 957 090 рублей.
Еще одна новинка, способная выезжать за пределы асфальта – пикап Fiat Fullback. Тест-драйв ясно дал понять, что итальянское имя принесло знакомому Mitsubishi L200 и некоторые новые черты, способные подарить покупателям возможность выбирать. Выбирать можно будет и в случае с Fullback: доступны механическая и автоматическая коробки переда, постоянный и подключаемый полный привод, а также разные варианты отделки. Двигатель тут один: 2,4-литровый турбодизель, зато вариантов форсировки у него тоже два – на 150 и 180 л. с. Цены на пикап составляют от 1 529 990 до 1 879 990 рублей.
Пополнение в бюджетном сегменте: в сентябре стартовали продажи Lifan Solano нового поколения. Автомобиль, радующий новой, более сбалансированной и законченной внешностью, приятно удивил и ценой: базовое исполнение Basic будет стоить те же 499 900 рублей, что просили за модель предыдущего поколения. Самая же дорогая версия седана обойдется на сто тысяч дороже. Мотор для новинки предлагается один – 100-сильный полуторалитровый агрегат, а вот трансмиссий две: пятиступенчатая «механика» и вариатор.
Skoda в сентябре подарила праздник любителям больших и красивых универсалов: на наш рынок вышла версия Superb Combi. Автомобиль предлагается в топовой комплектации Laurin&Klement, но имеет три варианта моторов: 1,8 TSI на 180 л. с., работающий в паре с семиступенчатой DSG, а также 2,0 TSI на 220 л. с. и 2,0 TSI на 280 л. с., с которыми DSG будет иметь 6 ступеней, а самый мощный мотор будет сочетаться с полным приводом. Новый Superb Combi доступен по цене от 2 205 000 рублей.
Что мы потеряли
Если список ожидаемых новинок был практически известен заранее, то вот новости о моделях, покидающих рынок, приходят довольно неожиданно. Более того, в отдельных случаях можно говорить об уходе всего модельного ряда.
Именно так произошло в сентябре с Haima: без объявления о полном уходе с рынка марка просто прекратила продажи – похоже, закончились товарные запасы машин 2013 и 2014 года выпуска, о которых говорилось на официальном сайте. Когда наш рынок получит новые товарные автомобили, пока неясно – впрочем, мы красноречиво увидим это из статистики АЕБ.
Лидер среди китайских брендов, Lifan, в начале осени убрал из модельного ряда седан Celliya. Возможно, это было сделано для того, чтобы сконцентрировать внимание на новом Solano, который попадает в тот же ценовой сегмент: Celliya предлагалась по цене от 509 900 рублей. Однако независимо от причин, компактного седана в ближайшее время мы точно не увидим – о возможности возобновления продаж никаких комментариев дано не было.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться