Почему грузовик?
Небольшой грузовик в разные десятилетия казался подходящей базой для медицинского автомобиля. Он прост в производстве – достаточно изготовить отдельный медицинский модуль и установить на шасси позади кабины подобно грузовому фургону, самосвальной установке или цистерне. При этом кузов получается очень вместительным, пригодным для одновременной перевозки нескольких больных на носилках или установки специального — например, реанимационного — оборудования.
Один из типовых кузовов на шасси Форда или ГАЗа
Но машина получается неэкономичной (расход топлива у неё остаётся «грузовой»), дорогой в эксплуатации, а главное – необходимо что-то сделать с недопустимой плавностью хода, ведь вместо тонн груза автомобиль с жёсткой подвеской везёт всего нескольких человек. Отчасти можно согласиться с тем, что грузовики подходят в качестве базы для многоместных «носилочных» медицинских машин, предназначенных для массовой эвакуации раненых. Часто на их шасси ставят целые медицинские кабинеты — например, для флюорографии или стоматологической помощи. Но в СССР были грузовые машины, работавшие и в линейной «скорой».
Суровые первенцы
Первыми в СССР «скорыми», выпускавшимися крупными сериями, оказались машины на шасси Ford AA и ГАЗ-АА. Известно огромное количество разновидностей кузовов, устанавливаемых на эти автомобили. Самым простым можно назвать высокий фургон прямоугольной формы, стоявший за стандартной кабиной «полуторки», детройтской или нижегородской. Сквозь архивные фото чётко просматривается типовой проект — такие машины встречались и в столице, и в различных областях, они же служили в Красной армии.
Довоенная скорая на базе ГАЗ-АА с удалённой второй парой задних колёс
Значительно больше медицинских «полуторок» оснащали кузовами, формой напоминавшими легковой универсал, только покрупнее. Хорошо известен так называемый «ленинградский» кузов с покатой крышей и тремя окнами в каждом борту позади кабины. Известен вариант с «двухэтажным» остеклением – на крыше была невысокая остеклённая «надстройка». В литературе встречаются индексы типа СП-32, СП-36, но в 30-е годы этих обозначений никто не слышал, их в недавние десятилетия придумали современные историки, чтобы как-то обозначить безымянные конструкции. Потому лучше считать эти «индексы» не совсем корректными.
Медицинская полуторка первой половины 30-х
В ряду медицинских модификаций ГАЗ-АА выделяется автомобиль московского производства образца 1936 года с полностью оригинальными кузовом, облицовкой и крыльями обтекаемой формы, четырьмя боковыми дверями и доработанной задней подвеской.
Медицинский кузов-фургон на базе ГАЗ-АА. Первая половина 30-х
Наконец, разработкой медицинского автомобиля занялся сам ГАЗ. Под руководством известного горьковского конструктора кузовов Ю.Н. Сорочкина был создан кузов, который выпускали на бывшем Первом автосборочном, переименованном в кузовной филиал ГАЗа в Канавине, и собирали на кузовном заводе в Казани. Машину с индексом ГАЗ-55 или М-55 проектировали узкой, чтобы на ней было удобно проехать между ветвей в лесу, у неё была неостеклённая задняя двустворчатая дверь. В заднюю подвеску добавляли четыре амортизатора от легковой М1.
ГАЗ-55, "Краткий автомобильный справочник"
Машина перевозила до четырёх больных на носилках. Первые два экземпляра санитарных автобусов (без индекса модели) появились в заводской статистике в 1936 году, в 1937-м их построили уже 855. Со следующего, 1938 года они уже фигурируют как М-55.
В год строили 1 100 — 1 500 таких машин и под 300 комплектов для сборки в Казани. Даже в военном 1943 году на свет появилось 707 экземпляров М-55. Они применялись в гражданской медицинской службе и в армии, немало машин вывозило раненых во время Великой Отечественной. Часто М-55 встречались и в послевоенное время. Ремонтные заводы и автобазы переставляли годные для эксплуатации кузова на новые шасси ГАЗ-ММ, которые до 1951 года выпускали в Горьком и Ульяновске.
В старых изданиях «Краткого автомобильного справочника» мелькало некачественное изображение медицинского фургона ЗИС-16С, представлявшего комбинацию из кабины ЗИС-5 и кузова автобуса ЗИС-16 без передней части. Возникал вопрос: существовал ли такой автомобиль «живьём», или это плод фотомонтажа и ретуши? Можно дать точный ответ – такая машина была, и она носила марку ЗИС-16СФ (санитарный фургон).
На всех известных изображениях мы видим шасси довоенного образца с длинной базой, «круглыми» крыльями, большими «фордовскими» фарами. Следовательно, эти машины производились или до войны, или в первые её месяцы.
У машины есть странная особенность – задняя часть серийной кабины ЗИС-5 как бы утоплена в нишу в передней стенке фургона. Объясняется это просто. Кузов делали из стандартных боковых секций ЗИС-16 – длина каждой секции соответствовала оконному проёму. Длина базы шасси ЗИС-16 позволяла установить кабину и кузов только «внахлёст». Фургон перевозил 10 сидячих больных и ещё 10 – на носилках, и хорошо подходил для массовой эвакуации пострадавших. По разным оценкам, построено от 26 до 50 таких машин.
Ближе к концу войны, когда ЗИС уже не выпускал удлинённых шасси, а стальной лист стал большим дефицитом, в производственной программе завода появился деревянный фургон ЗИС-44 с кузовом-«будкой» позади деревянной кабины и с крыльями военного образца, гнутыми из стального листа. В 1944 и 1945 годах мощный кузовной цех ЗИСа построил более 220-250 таких «санитарок», последние две машины увидели свет уже в 1946-м.
ЗИС-44
От «полуторки» к ГАЗели
После войны советских медиков ждало многолетнее общение с массовой машиной «скорой помощи» на базе среднетоннажного грузовика. В 1946 году на главном конвейере ГАЗа взамен 1,5-тонного ГАЗ-ММ выпустили более солидный по всем характеристикам 2,5-тонный ГАЗ-51. Базовая грузовая модель сразу ушла в более высокий класс. И медицинский М-55 не оставили без более тяжёлого, громоздкого, но и более мощного наследника.
В послевоенные годы бывший кузовной завод в Канавине преобразовали в Горьковский автобусный завод, который, чтобы было легко отличить от Горьковского автомобильного, фигурировал в документах под названием ГЗА. Именно здесь в 1948 году освоили выпуск санитарного фургона ГЗА-653.
Борта медицинского кузова смотрелись как продолжение боковин деревянной кабины раннего ГАЗ-51, кабину и кузов накрывала крыша из дерматина. От передних до задних крыльев тянулись длинные подножки из цельной доски. Справа, в отличие от ГАЗ-55, появилась боковая дверь. Задняя подвеска оснащалась рычажными амортизаторами. Внутри размещалось либо 13 сидячих больных на откидных скамейках, либо четверо лежачих на носилках. Медицинский салон отапливался двумя «печками». Новый медицинский автомобиль выпускали в значительно большем количестве, чем ГАЗ-55 – по 4 000 машин в год.
Но в 1952 году, в ходе устроенной Лаврентием Берией мобилизации гражданских заводов для военных нужд, Горьковский автобусный завод передали другому министерству и перепрофилировали под выпуск радиоэлектроники. Производство автобусов ГЗА-651 и медицинских фургонов ГЗА-653 передали бывшему Заводу автотракторного инструмента ЗАТИ в Павлово на Оке Горьковской области, а теперь – Павловскому автобусному заводу. Здесь первые медицинские фургоны ПАЗ-653 были выпущены в 1953 году.
Павловский вариант внешне заметно отличался от горьковского. Кабина теперь применялась новая, с деревянными дверями и металлической крышей. Кузов-фургон стал отдельным модулем, хотя и устанавливался вплотную к кабине. Их связывал люк, необходимый для переговоров медицинских работников, находящихся в кузове, с водителем и коллегой, сидящим в кабине. После отработки технологии производства немного изменилась форма окон – они получили скруглённые, а не прямые углы.
Призванием ГЗА-653 и ПАЗ-653 стала обычная линейная «скорая помощь», причём встречались они и в больших городах, и в деревнях. Возить в просторном кузове обычно приходилось по одному больному. Комфорта, по сравнению с прежними медицинскими машинами, прибавилось, но грузовая «скорая помощь» получилась неэкономичной и недешёвой в производстве. ПАЗ-653 сняли с производства в 1957 году, так как завод переходил на цельнометаллические автобусы вагонной компоновки ПАЗ-652, и для них требовались производственные площади. Но спрос на ПАЗ-653 ещё сохранялся, поэтому копии документации на эту машину павловчане передали нескольким ремонтным предприятиям — например, Борисовскому заводу в Белоруссии.
Погрузка больных в ПАЗ-653
Годные для эксплуатации кузова ПАЗ-653 переставляли со старых шасси ГАЗ-51 на новые, причём не только ГАЗ-51. Деревенские медучреждения обслуживали комбинации из кузова от ПАЗ-653 и полноприводного грузовика ГАЗ-63. По свидетельству очевидцев, в одном из районов Подмосковья уже в 70-х годах работала «скорая помощь» в виде старого 653-го кузова на новеньком шасси ГАЗ-52-04 с кабиной стандартного бежевого цвета. Ремонтники, строившие гибрид, нанесли спецокраску нового образца – красные полосы на капот и борта, красные двери с числом 03, на крышу установили новый фонарь с красным крестом и проблесковый маячок, а возле правой передней стойки – фару-искатель.
Одновременно с ПАЗ-653 для военных строили более вместительные и крупногабаритные фургоны АС-3 на шасси ГАЗ-63. Они вмещали до 7 больных на носилках.
В середине 60-х перед 38-м Опытным авторемонтным заводом Министерства обороны в подмосковных Бронницах поставили задачу сконструировать медицинский автобус на новом шасси повышенной проходимости ГАЗ-66. На конкурсной основе инженеры завода представили два варианта. Первый назывался АС-66 и представлял собой стандартный военный кузов-фургон за серийной кабиной ГАЗ-66, оснащённый медицинским оборудованием. Второй образец, спроектированный А.В. Протасовым, В.С. Голубевым и А.К. Селивановым, отличался оригинальным кузовом вагонной компоновки. Образцы обеих машин представили генералу С.М. Чемерису, первому заместителю начальника автомобильного управления Минобороны. Про АС-66 он сказал: «На таком автобусе людей только на кладбище возить». Так получила путёвку в жизнь более сложная в производстве машина АС-38.
АС-38 и АС-66
Производство АС-38 освоили на Центральном авторемонтном заводе №12 в Воронеже, откуда он разошёлся тиражом примерно в шесть тысяч экземпляров. Позднее, с 1974 года, такие же машины строили на Авторемонтном заводе №778 в Бендерах Молдавской ССР. В салоне помещались по семь больных на носилках и на сиденьях. Медицинский автобус можно было легко трансформировать в пассажирский и обратно. Наследником АС-38 стал его аналог АПП-66 образца 1975 года, получивший новый кузов с прямоугольными обводами.
А в постсоветское время в «скорую помощь» вернулись 1,5-тонные грузовики – машины семейства «Газель». Существуют как автомобили производства самого ГАЗа, так и многочисленные изделия, переоборудованные сторонними фирмами.
Помимо микроавтобусов, есть фургоны с кузовом-модулем, установленным за кабиной бортового ГАЗ-3302. На одной из выставок середины 2000-х показывали опытный образец «головастика» УАЗ-3303 с отдельным фургоном-модулем за кабиной. Но это уже другая, более современная история.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться