Во все годы Великой Отечественной главным 2,5-тонным автомобилем Красной армии являлся трёхосный Studebaker US6, на долю которого приходилось до 190 тысяч машин, поступивших по ленд-лизу из далёкой Америки. Этим машинам мы уже посвятили несколько статей, где рассказывали об их службе в РККА и установке легендарных ракетных систем «Катюша».
В Америке с началом Второй мировой будто бы ниоткуда возникло обширное поколение военных грузовиков с новой внешней оболочкой в виде типовых армейских кабин, упрощенного оперения, особых кузовов и обширного шлейфа специальных версий. Из них в достаточно больших объёмах в СССР поступали лишь двухосные 1,5-тонные машины Chevrolet. Что же касается более солидных 2,5-тонных трёхосных грузовиков GMC и International Harvester, поставлявших свою технику преимущественно в развитые страны, то военное ведомство США посчитало их дорогим излишеством для Советской России, где царствовал «Студебекер».
Полуторки Chevrolet G4100/G7100
Chevrolet, уже тогда входившая в корпорацию General Motors Company (GMC), в 1938 году построила свой первый двухосный 72-сильный грузовичок Chevrolet 4930 с задними двускатными колесами, который в преддверии войны сначала превратился в прототип G4100, а затем – в машину серии G7100.
В 1940-м Chevrolet приступил к выпуску военизированной гаммы G4100 с закрытыми или открытыми кабинами и деревянными решетчатыми кузовами гражданского образца. Базовым в ней являлся бортовой вариант G4112 без лебёдки, а затем в неё вошли версии с лебёдкой, бескапотные и длиннобазные исполнения.
С конца 1942 года компания «Шевроле» выпускала усиленную армейскую серию G7100 с цельнометаллической кабиной, оперением и облицовкой от трёхосных грузовиков группы GMC. Базовым стало простое шасси с кабиной G7103 без лебёдки, послужившее основой обширного семейства различных модификаций.
Основная доля производства пришлась на многоцелевые грузовики G7107 с деревометаллическими кузовами и тентом, съёмными решётчатыми бортами с двумя-тремя продольными откидными скамьями на 12-18 солдат и задним буксирным крюком для лёгкой артиллерии. Второй базовый вариант G7117 отличался только установкой передней пятитонной лебедки.
Автомобили оснащались верхнеклапанным шестицилиндровым двигателем Chevrolet BV1001 (3,9 л, 83 л.с.), четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной с механизмом включения переднего моста. Гидравлическая тормозная система снабжалась вакуумным усилителем, в подвеске мостов применялись полуэллиптические рессоры. Базовые версии имели дорожный просвет 254 мм и развивали скорость 80 км/ч.
На шасси G7103 фирма предлагала многоцелевые варианты G7106 без лебёдки и аналогичные G7116 с лебёдкой и опрокидывавшимися назад кузовами. В программу входили также шасси G7133 с коробкой отбора мощности для привода рабочего оборудования топливозаправщиков и бурильных установок. Машины G7163 и G7173 применялись для установки кузовов-фургонов со средствами прокладки телефонных линий связи и ремонта электромеханической и телефонной аппаратуры.
На специальном открытом короткобазном шасси G7128, приспособленном для транспортировки по воздуху, базировалось подъемно-транспортное устройство с кран-балкой для перегрузки авиационных бомб. Эти машины служили также для буксировки прицепов с боеприпасами и доставки экипажа из четырех человек.
В разгар войны была построена партия из 600 полукапотных бортовых грузовиков G7123 для тыловых перевозок и развёртывания штабных пунктов и радиоцентров. Их особенностью являлась гражданская кабина с коротким капотом и вместительные высокобортные кузова. Для доставки крупных партий грузов с 1943-го выпускался 89-сильный седельный тягач G7113.
Chevrolet G7100 в Красной армии
Главным достижением компании Chevrolet во время Второй мировой войны считается выпуск свыше 150 тысяч разнообразных лёгких армейских грузовиков. По советским источникам из них с учётом потерь в СССР прибыли 47,7 тысячи машин, по американским было отгружено 60-63 тысячи.
На вооружение Красной армии были приняты массовые грузовики Chevrolet G7107 и G7117, у которых по советским нормативам мощность оценивалась в 93 силы. На полученных по ленд-лизу шасси монтировали типовые фургоны с оснащением ремонтных и кузнечно-сварочных мастерских, а также ремонтно-эвакуационные приспособления. С 1942-го на короткое время на грузовиках «Шевроле» устанавливали системы залпового огня БМ-13 и БМ-8-48.
Легендарные грузовики GMC CCKW-352/353
C середины 1939-го крупнейшая автомобильная корпорация General Motors Corporation по заказу Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США начала разработку более совершенных полноприводных 2,5-тонных военных автомобилей с задней двускатной ошиновкой, на долгое время ставших «делом всей её жизни».
Первым результатом стала опытная партия капотных машин ACKWX-353 с верхнеклапанным шестицилиндровым 91-сильным мотором, четырех- или пятиступенчатой коробкой передач, вакуумным усилителем гидропривода тормозов и обычной гражданской кабиной.
В феврале 1941-го корпорация GMC на своём автобусном заводе Yellow Trucks and Coach приступила к серийному выпуску наиболее известных и распространенных военных автомобилей CСKW-352 и CCKW-353, которые заслужили лавры самых массовых грузовиков Второй мировой войны. Единственным отличием друг от друга была разная величина колесной базы – 352 и 353 дюйма (3,7 и 4,2 метра).
В базовом исполнении они получили двухместную цельнометаллическую кабину, полукруглые штампованные крылья, плоский радиатор, защитные решётки фар и многоцелевой тентованный деревометаллический кузов. На ряде машин в крыше кабин размещали наблюдательный люк или турель для крупнокалиберного пулемета. В тропическом исполнении предлагалась открытая кабина с полукруглыми выемками вместо дверей и боковыми брезентовыми фартуками с целлулоидными стёклами.
На всех вариантах использовался бензиновый двигатель GM 270 (4,4 л, 91 л.с.) с алюминиевыми поршнями и достаточно высокой степенью сжатия (6,75). На машинах позднего выпуска мощность возросла до 94 сил. В состав трансмиссии входили пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная и новые мосты с продольным разъёмом картера.
В дальнейшем на автомобилях CCKW ежегодно производились модификации, и к 1945 году их выпускали уже в шестом поколении. Для всех версий дорожный просвет составлял 250 мм, максимальная скорость – 80 км/ч, средний расход топлива – 38 литров на 100 километров.
На шасси CCKW было создано рекордное количество специализированных вариантов машин различного назначения с длинным шлейфом всевозможных надстроек. Для учебных и штабных целей служили «длинные» версии с пятиместной кабиной и сдвинутым назад кузовом.
Специальные шасси были приспособлены к монтажу различных армейских фургонов, цистерн и топливозаправщиков с собственными насосными системами. Для инженерных войск служили строительные самосвалы с задней или боковой разгрузкой, ремонтно-эвакуационные машины с кран-балками и мобильные компрессорные станции для привода пневматических инструментов.
На усиленных шасси устанавливали более тяжелые виды пулеметного и пушечного вооружения, из которых самыми известными стали шведские 40-мм зенитные пушки Bofors.
С 1942 года на обоих вариантах машин CCKW-352/353 в производстве находились два оригинальных транспортных автомобиля AFKWX-352 и AFKWX-353 полукапотной компоновки, которые также входили в состав ленд-лизовских поставок. Их оборудовали 94-сильным вариантом мотора GM 270, высокой открытой кабиной с боковыми дверными проёмами и грузовой платформой с тентом.
Помимо головного завода GMC в Понтиаке автомобили CCKW выпускали ещё на трёх предприятиях, которые до 1 августа 1945 года собрали 562,7 тысяч грузовиков этой серии. По ленд-лизу их отправляли в основном в развитые страны, где имелись высококачественные сорта топлива и смазки, техническая база для обслуживания и ремонта, а также развитая дорожная сеть.
«Ввиду ненадлежащего состояния дорог и отсутствия качественных сортов горюче-смазочных материалов» в Советский Союз было отгружено 8650 грузовиков CCKW и 82 самосвала, которых в РККА звали «Джимми». В Красную армию поступали также шасси с различным рабочим оборудованием, а на местах их оборудовали ракетными системами БМ-13.
В общей сложности за годы войны на заводах General Motors было собрано свыше 600 тысяч колесных армейских машин.
Раритеты «международной» компании International
В мае 1941 года для Военно-морских сил США «грузовая» компания International Harvester начала выпуск 2,5-тонных грузовиков М-5-6, которые по конструкции и дизайну были идентичны машинам GMC CCKW и Studebaker US6. В отличие от них фирма «Интернэшнл» предпочла выпускать единственную модель М-5-6 в многочисленных заказных версиях: привод на все или только на задние колёса, два варианта колесной базы (3,8 и 4,3 м), открытая кабина с мягким верхом или закрытая цельнометаллическая, деревометаллический или деревянный кузов со скамейками на 12 человек.
На базовом шасси устанавливали собственные двигатель Red Diamond (5,9 л, 126 л.с.), пятиступенчатую коробку передач, раздельный карданный привод задних мостов и переднюю лебёдку с тяговым усилием в пять тонн. В программу входили также самосвалы М-5Н-6, седельные тягачи и шасси с двигателями в 85 или 111 сил, на которых монтировали различные фургоны, цистерны, эвакуаторы, пожарные машины и т. д.
За годы войны компания International выпустила 37 тысяч единиц военной техники, но в Красную армию поступило лишь 3100 армейских грузовиков и 1235 самосвалов. В СССР на них базировались мастерские, топливные цистерны и системы залпового огня БМ-13. В РККА автомобили получили более понятное название «Интернационал».
На заглавной фотографии – самый распространенный 1,5-тонный грузовик Второй мировой войны и ленд-лизовских поставок Chevrolet G7107 со всеми двухскатными колесами.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться